Как подготовиться к егэ

  • С чего начать
  • Как составить расписание
  • Планер
  • Как готовиться
  • Шаг 1

Определитесь с предметами, которые будете сдавать.

Лучше сделать это как можно раньше: в 10 или начале 11 класса. Не набирайте предметов «про запас»: чем меньше экзаменов вы будете сдавать, тем больше шансов как следует подготовиться и получить хорошие баллы.

В идеале выбрать 1-2 дополнительных предмета.

Если пока не знаете, что выбрать и куда хотите поступать, начните с подготовки к обязательным русскому языку и математике. И параллельно присматривайтесь к разным специальностям. Здесь могут помочь интернет-порталы для поступающих, например, сайт «Поступи онлайн».

Шаг 2

Изучите требования вузов. Узнайте проходные баллы прошлых лет на желаемое направление — они послужат вам ориентиром.

Как подготовиться к егэ

Вы должны чётко понимать, для чего сдаёте ЕГЭ. Если в выбранный вуз достаточно 70 баллов, и есть тема, которая зависает, не тратьте на неё время. Например, вы совершенно не понимаете стереометрию. Остановитесь, поймите, какие задачи вы точно способны решить и прокачивайте свои сильные стороны. На 70–75 баллов не нужно уметь решать всё. Прокачаться с 50 до 70 баллов проще, чем с 90 до 95.

Шаг 3

Зайдите на сайт ФИПИ и ознакомьтесь с критериями оценивания по каждому предмету. В спецификаторах вы найдете требования к экзаменационной работе и количество баллов за каждое задание. В кодификаторах дают список тем, которые будут в заданиях. В демоверсиях — демонстрационные варианты ЕГЭ от составителей.

Шаг 4

Остановитесь на списке необходимых тем — они станут основой вашей подготовки к ЕГЭ. Затем составьте расписание. Оно поможет выучить за год всё необходимое и закрепить материал.

В подготовке к ЕГЭ главное — регулярность. Лучше заниматься понемногу, но каждый день. Так материал отложится в голове, и перед самим экзаменом вы будете увереннее себя чувствовать.

Для этого распределите темы из кодификатора на весь учебный год. Действуйте по принципу «от большого к малому»: обширные темы разделите на подтемы и разделите их по дням и неделям. Старайтесь распланировать подготовку так, чтобы уже в апреле не учить новый материал, а повторять пройденный.

Посвящайте один день одному предмету и выделяйте время на отдых: хорошо высыпайтесь и занимайтесь чем-то ещё кроме учебы. Например, взбодриться и отвлечься от занятий очень помогает спорт.

Чтобы вам было удобнее планировать подготовку, мы составили шаблон планера в Гугл-доке. Вы можете его скачать или сохранить и отредактировать под себя.

Как подготовиться к егэ

Редактирование. Наш планер — это универсальный шаблон. Его можно настраивать: добавлять и удалять строки и столбцы, расширять и сужать графы, выделять их цветом, копировать таблицы. Также по умолчанию в планере 20 рабочих дней в каждом месяце — их тоже можно менять в зависимости от календаря.

???? Чтобы добавить планер себе в Гугл-док и отредактировать его, нажмите Файл → Создать копию.

???? Чтобы скачать планер себе на компьютер или телефон, нажмите Файл → Скачать как.

???? Чтобы добавить или удалить одну строку или столбец в Гугл-доке, щёлкните по нужной графе правой кнопкой мыши и выберите соответствующий пункт. Если нужно удалить несколько граф, выделите их и так же щёлкните правой кнопкой.

Блоки. В планере 4 блока:

1. Предмет и темы. Запишите нужное количество баллов и темы из кодификатора. В графе «Номер задания на ЕГЭ» советуем отметить задания, на которые вам нужно сделать акцент в первую очередь.

2. Список необходимой литературы. Если планируете сдавать ЕГЭ по литературе, можете использовать его для записи произведений, которые необходимо прочитать.

Как подготовиться к егэПланер по подготовке к ЕГЭ: предмет и темаКак подготовиться к егэПланер по подготовке к ЕГЭ: список литературыКак подготовиться к егэПланер по подготовке к ЕГЭ: расписаниеКак подготовиться к егэПланер по подготовке к ЕГЭ: повторение пройденного

3. Расписание. Это универсальная таблица на год по всем предметам. Мы выделили столбец «Отчёт» зелёным цветом потому, что это важный пункт: чтобы усвоить материал, его нужно закрепить. Честно запишите, что сегодня прошли, что поняли, а над чем ещё нужно поработать.

4. Повторение пройденного. Мы заложили на повторение материала апрель и май. Но если вам удобней повторять пройденное не в конце года, а, например, каждую неделю, просто добавьте графу «Повторение» в таблицу «Расписание».

Предметы. ЕГЭ проводят по 11 предметам. Их можно разделить на точные, гуманитарные и естественные. У каждой сферы свои особенности подготовки.

  1. Точные
  2. математика
  3. информатика
  4. физика
  • Гуманитарные
  • русский язык
  • литература
  • обществознание
  • история
  • иностранный язык
  1. Естественные
  2. химия
  3. биология
  4. география

Некоторые предметы относят сразу к двум сферам. Например, физика и химия считаются как точными, так и естественными науками. Поэтому советы для них будут совпадать.

Во время подготовки к ЕГЭ по математике, физике и информатике нужно прорешать как можно больше задач. При этом внимательно читайте условие и давайте тот ответ, о котором в нём спрашивают.

Как подготовиться к егэ

Для решения задачи часто нужно составить уравнение, а для этого важно не упустить ни одного элемента условия и правильно записать его математическим языком. Умение перевести текст задачи в уравнение — навык, который надо тренировать. Иногда для решения задачи можно и даже нужно использовать элемент, который прямо не прописан в условии.

Не волнуйтесь, если на первых порах вы долго решаете задачи. Просто продолжайте и со временем начнёте справляться быстрее. Старайтесь решать их самыми простыми способами. На ЕГЭ от вас не ждут мудрёных уравнений и сложных схем. Чем проще решение, тем меньше вероятность ошибки.

Также не забывайте проверять результаты перед тем, как записываете окончательный ответ.

Как подготовиться к егэ

Проверяйте конечный и промежуточный результаты на здравый смысл. Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Совет с передовой

Я занималась на курсах в Фоксфорде по подготовке к ЕГЭ по физике часть С с Михаилом Пенкиным. Эти занятия был очень эффективными. Но кроме этого я старалась видеть физику во всём вокруг себя: рассчитывать частоту движения руки или через сколько секунд опустятся качели с ребёнком.

Предмет нужно полюбить и проникнуться им. Во время подготовки не стоит размениваться на другие предметы в школе. Чтобы сдать ЕГЭ по физике на 100 баллов, недостаточно просто наработать задачки. Сделайте упор на подготовку, выстроите план занятий и точно ему следуйте.

На всех ЕГЭ по гуманитарным предметам есть задание с сочинением или эссе. Как правило, это самая сложная часть экзамена, потому что нужно правильно определить проблему, подобрать аргументы и доказать свою точку зрения. Также важно уметь определять позицию автора текста и понимать, что от вас ждут проверяющие.

Как подготовиться к егэ

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты. Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В правилах по русскому и иностранным языкам много исключений и других моментов, которые нужно просто запомнить. Помогает также визуализация: записывайте слова со сложным ударением и вешайте их на видном месте.

Совет с передовой

При подготовке к обществознанию не заучивайте наизусть термины. Важней понять суть явления и составить определение самостоятельно. Эксперт его засчитает, если увидит, что вы его понимаете.

Также пишите как можно больше эссе. А для фактической аргументации повышайте общий уровень эрудиции. Читайте художественную и научно-популярную литературу, новости в интернете, биографии известных людей, изучайте историю. Можно использовать факты из других учебных предметов: я, например, успешно использовала на ЕГЭ по обществознанию свои знания по биологии.

Историю я советую изучать по разным источникам, чтобы они дополняли друг друга. Также можно читать исторические романы и смотреть художественные фильмы. Например, роман А.Н.

Толстого «Петр Первый» и фильмы Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Так вы за сухими датами увидите реальные судьбы реальных людей и прочувствуете дух эпохи.

Тогда изучение истории покажется вам более интересным.

Специфика задач на ЕГЭ по естественным предметам в целом мало отличается от точных. Здесь так же важно использовать логику и здравый смысл и проверять результаты решения.

Как подготовиться к егэ

Записывая реакции, не забывайте уравнивать все элементы. С помощью кислорода вы можете проверить, верно ли вы все уравняли. Если кислород сошёлся, значит все правильно, если нет — ищите ошибку.

Но есть и свои особенности. Естественные науки изучают природу и окружающий нас мир. Поэтому знания о них можно почерпнуть из происходящего вокруг.

Например, география больше остальных наук связана с реальной жизнью. Чтобы её изучать, важно быть в курсе новостей, видеть связи между событиями, а также опираться на собственный опыт. Наблюдайте, как в вашей семье ведётся хозяйство — по тем же законам работает и мировая экономика.

Тщательно работайте с терминологией — с ней связаны самые распространенные ошибки в ответах школьников по географии, биологии и химии. Если не понимаете, что за слово вам встретилось, открывайте словарь и смотрите определение. А потом объясните его своими словами, даже если задание этого не требует. Иначе вы упустите суть задачи и неправильно ответите на вопрос.

Совет с передовой

Я сразу повторял изученный материал. Прокручивал его в голове, задавал себе вопросы. Это важно делать постоянно, чтобы он укладывался в голове. А перед самым экзаменом я решал задания из книг ФИПИ.

Пишите красивые конспекты, чтобы самого тянуло их перечитывать. Приучите себя к дисциплине, выполняйте все домашние задания, которые задают в школе и на занятиях с репетитором. Но не рассчитывайте на репетиторов, старайтесь делать всё самостоятельно.

Источник: https://media.foxford.ru/ege_plan/

5 советов по подготовке к ЕГЭ, которые пригодятся даже отличникам

Универсальной формулы подготовки к ЕГЭ не существует. Как нет ни школ, ни курсов, ни репетиторов, которые гарантируют вам 100 баллов. Но повысить свои шансы на успех всё-таки можно. Онлайн-школа TutorOnline собрала универсальные советы для тех, кому предстоит сдавать ЕГЭ уже в этом году.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Перестать бояться

Как подготовиться к егэ

Навязчивая мысль «Что будет, если я плохо сдам ЕГЭ?» в подготовке ничуть не помогает, а наоборот. А если к ней добавится страх не поступить в какой-то конкретный вуз, потому что «иначе я ничего не добьюсь в жизни», сосредоточиться на учёбе будет совсем сложно. Поэтому не нужно зацикливаться на каком-то одном учебном заведении — ведь вы выбираете не предмет и не вуз, а сферу будущей работы. Чтобы меньше бояться завалить ЕГЭ и вступительные, нужно определить круг своих интересов и составить перечень вузов разного уровня, где готовят по подходящим специальностям. А ещё меньше боятся те, кто хорошо готовится — им просто некогда!

«Я поступил в университет в прошлом году, но школу окончил в 2016-м. В мой выпускной год я, к сожалению, не набрал достаточного количества баллов и не прошёл на факультет, который для себя выбрал. Тогда мне казалось это трагедией (или даже не маленькой, а вполне себе вселенского масштаба).

Но сейчас я даже рад, что многие вещи смог переосмыслить. В 11-м классе я слишком много ленился. За год, который я провёл на подготовительных курсах, изменилось многое. Я занимался сам именно теми предметами, которые были мне нужны.

Я сам выпрашивал дополнительное занятие у преподавателя, сам искал репетиторов, занимался в интернете и на различных бесплатных спецкурсах.

Всем выпускникам советую готовиться не ради того, чтобы сдать экзамен на 100 баллов, а чтобы достичь более важной цели — поступить в ВУЗ и освоить ту профессию, о которой вы мечтаете. Ну и важно, конечно, чтобы эта цель была сформулирована заранее, а не на входе в экзаменационную аудиторию».

Семён, студент 1-го курса архитектурного факультета, выпускник 2016 года

2. Разобраться в предмете до того, как начать зубрёжку

Как подготовиться к егэ

Не стоит начинать готовиться к ЕГЭ сразу с тестовых вариантов. Лучше сначала повторить базу и вспомнить основные темы. Возьмите в библиотеке учебники 5-9 классов — там материал изложен подробнее и проще.

Полезно знать, в каких темах из года в год выпускники допускают больше всего ошибок.

Например, по русскому языку уже несколько лет самые «провальные» темы — это правописание «н» и «нн», пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи, «не» и «ни» с разными частями речи, языковые средства выразительности.

Самые частые ошибки в ЕГЭ по математике связаны с дробями и отрицательными числами, неправильным чтением графиков и невнимательными подсчётами. Зная это, можно уберечь себя от лишних ошибок.

Не лишним будет добавить в закладки официальный сайт ФИПИ. На этом сайте публикуют актуальные новости ЕГЭ и выкладывают демоверсии экзаменов. Там же всегда доступен открытый банк заданий, с которым можно готовиться к ЕГЭ сколько хочешь.

3. Тренировать внимание

Как подготовиться к егэ

Очень важно тренироваться вдумчиво читать вопрос и не спешить. В задании ЕГЭ могут попросить выбрать один или несколько ответов, найти ошибочный или, наоборот, верный вариант, записать ответ в определённой падежной форме. Шансы сдать экзамен хорошо будут значительно выше, если внимательно читать задания, не спешить и проверять даже те вопросы, которые на первый взгляд кажутся банальными.

Чтобы этому научиться, нужно внимательно читать задания каждый раз (а не только в особо важных случаях). В разных вариантах вам могут попадаться почти одинаковые задания, различающиеся лишь постановкой вопроса.

Фиксируйте внимание на таких деталях, отмечайте для себя, как именно меняется ответ в зависимости от условия. Так вы научитесь видеть детали.

В обратной ситуации, когда условие читается по диагонали и мозг фиксирует лишь общую картину, велик риск допустить ошибку и потерять баллы на самых простых вопросах.

4. Правильно выбрать помощников

Как подготовиться к егэ

Нужен ли репетитор, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл? Когда лучше обращаться к репетитору? А за месяц уже поздно? Вопросов на тему «ЕГЭ и репетитор» очень много, потому что у каждого ученика свои предпочтения, свой уровень подготовки, свой темп и стиль работы с учебным материалом.

Есть несколько случаев, когда репетитор действительно нужен:

  • школьник собирается сдавать предмет, который придётся осваивать почти с нуля и за короткое время;
  • самостоятельная подготовка не даёт видимого прогресса;
  • нужна помощь, чтобы разработать программу подготовки;
  • есть проблемы с учителем-предметником в школе, которые сказываются на уровне понимания учебного материала;
  • есть проблемы с самодисциплиной.
Читайте также:  Цели и задачи дипломной работы: примеры написания и требования к оформлению

5. Использовать сразу несколько стратегий подготовки

Как подготовиться к егэ

Недостаточно просто прорешивать варианты ЕГЭ, даже если делать это каждый день. Время от времени полезно, например, решать задачи олимпиадного уровеня. Во-первых, это поможет понять, что ЕГЭ — не катастрофа. Во-вторых, подобная зарядка стимулирует мозг на продуктивную работу. Готовьте когнитивные карты на сложные темы вместо традиционных конспектов. Это упражнение помогает лучше усваивать информацию, структурировать данные и находить причинно-следственные связи между научными фактами, историческими эпохами и теориями. А хотя бы один раз в 2-3 недели устраивайте собственный репетиционный экзамен — по всем правилам, с учётом времени и присутствующим в импровизированной аудитории наблюдателем (в качестве дополнительного раздражителя).

При этом важно не замыкаться в рамках своей комнаты, где кроме учебников и недоеденных бутербродов пообщаться не с кем.

Занимайтесь без перерыва не больше 1,5 часов и почаще ходите на разные мероприятия, лекции, мастер-классы, занятия по профориентации, университетские субботы. Да и просто больше читайте (и не только учебники).

Чтение стимулирует умственную активность, расширяет кругозор, развивает воображение, способствует формированию критического мышления. Для тех, кто хочет успешно написать сочинение, чтение и вовсе обязательное упражнение.

«При подготовке к ЕГЭ важны не отрывочные знания (пусть даже их очень много), а умение выстраивать логические связи между темами. На основе множества разрозненных понятий, формул и теорий 100 баллов точно не заработать.

Своим ученикам я всегда советую постараться сохранить живой интерес к изучаемому предмету. Мой личный опыт работы с выпускниками показывает, что самых высоких результатов добиваются не те, кто зубрит больше, дольше и упорнее, а те, кому нравится предмет.

Поэтому не нужно загружать террабайты кратковременной памяти данными, которые мозг воспринимает как информационный мусор».

Анастасия Сакова, учитель информатики

Источник: https://mel.fm/blog/tutor-online/32781-5-sovetov-po-podgotovke-k-yege-kotoryye-prigodyatsya-dazhe-otlichnikam

Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ

Единый госэкзамен — первое серьезное испытание в жизни молодого человека и пропускной билет на выбранный факультет вуза. Его важность неоспорима, но страхи, которые нагнетает ответственность его прохождения, преувеличены. Успешно сдать экзамен может каждый. Даже без дополнительных занятий с преподавателями своего класса. Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ?

С чего начать

Завтрашнему выпускнику надо понять, к чему готовиться. Что делаем:

  • определяемся с интересами (будущей профессией);
  • ищем подходящие специальности зарекомендованных вузов (куда желаете поступить);
  • смотрим, какие надо сдать ЕГЭ для своего профиля;
  • составляем список дисциплин (лучше меньше, но баллы выше).

Далее, можно переходить на сайт ФИПИ, смотреть образцы тестов, составлять перечень проблемных мест (какие задачи даются труднее) и расписание занятий по темам (1 день — 1 предмет).

Как подготовиться к егэ

На что обратить внимание

Перед разбором заданий тестов надо по каждой дисциплине составить чек-листы разделов. Прямо по списку из кодификатора, сверяясь со школьным учебником.

Напротив каждого блока (например, «А1 — лексика») — расписать основные вопросы для изучения и дату, до которой тему планируется пройти.

На таблицы уйдет несколько часов или даже день, но в будущем это поможет при работе с разными учебниками.

На что еще советуют обратить внимание педагоги, ссылаясь на свой опыт работы с учащимися, которые сдают единый экзамен:

  • не стоит пытаться подготовиться за 2 месяца, успех приходит к тем, кто занимаются систематически на протяжении учебного года;
  • полезно сразу составить список вопросов, которые с прошлых лет остались непонятыми, чтобы подойти с ними к учителю своего класса.

Как составить программу занятий

Хотите по ЕГЭ 100 баллов? Тогда отнеситесь к желанной сотне, как к золотой медали в спорте. Ее получают те, кто занимается систематически. Подготовка к экзамену — как спорт. Не будет регулярных занятий — не будет уверенных знаний и высоких баллов. Как мышцы слабеют без физической нагрузки, так и мозг теряет способность решать задачи без нагрузки умственной.

План занятий составляем индивидуально (никто, кроме выпускника, не знает, сколько кружков он посещает, и когда в будни освобождается). На что ориентироваться:

  • тематики — от большого к малому (большие разделы делите на подтемы, распределяйте их на несколько дней);
  • ежедневные занятия — от 1,5 часов (в идеале);
  • перерывы — каждые 30−40 минут.

Чего не стоит делать при самостоятельных занятиях

Учащиеся прошлых лет, которые не понаслышке знают, как самостоятельно сдать ЕГЭ, советуют жестко придерживаться «закона трех нельзя».

  1. Нельзя начинать подготовку с решения типовых заданий по ЕГЭ (они есть на официальном сайте ФИПИ). Важно повторять и теорию, и практику. Так что начинайте с изучения разделов по расписанию и закрепления каждого пройденного параграфа решением задач тех же типов, что есть в демоверсии. Проработать несколько вариантов тестов можно под конец года для собственной уверенности.
  2. Нельзя надеяться на покупку готовых решений в интернете. Их не будет. Всего один раз база была взломана и в потоке ложных заданий с решениями оказались верные ответы. Больше такого не допустят. А если произойдет «слив», задания заменят. Но мошенники, которые торгуют такими ответами, конечно, будут разливаться соловьем о гарантиях и рассказывать, как легко их покупатели сдают ЕГЭ.
  3. Нельзя пользоваться чужими шпаргалками. Делайте свой конспект. Использовать книжные или выданные учителем таблицы можно и надо, но и здесь полезно попробовать подобрать свои примеры. Добыча знаний — это когда человек, поняв материал, интерпретировал его для себя в понятные схемы.

Без телефона, планшета, открытых страниц соцсетей

Еще один важный момент на занятиях по подготовке к ЕГЭ — концентрация внимания на выполнении заданий. Подумайте, чего вы хотите добиться.

Учить 20 минут и вынести полное понимание темы, а потом за те же 20 минут закрепить информацию на практике (упражнения по языку, алгебре, химии)? Или просмотреть в книгу пустыми глазами полтора часа, постоянно отвлекаясь на телефон, и не вспомнить, о чем вообще читали? Если первое, то оставьте телефон в соседней комнате с выключенным звуком, а на компьютере отключите уведомления, подписки, сообщения.

Как подготовиться к егэ

Способы контроля и самопроверки

На следующий день после изучения тематики вы помните только 50% того, что узнали. Через 3−5 дней от информации остается всего 25%. Это давно известные истины. От забывчивости спасет только повторение и контрольные срезы знаний. Для успешной самостоятельной сдачи ЕГЭ возьмите за правило:

  • заканчивать занятие блицопросами по прошлой и позапрошлой темам;
  • еженедельно писать диктанты по теории (несколько тематик);
  • ежедневно решать по 5−10 задач (если планируете попасть на ЕГЭ по физике, химии).

С апреля во многих учебных заведениях и образовательных заведениях России проводят пробные тренировочные экзамены. Участие в них поможет справиться с волнением и выработать удобный алгоритм выполнения разных блоков теста. Но не тратьте времени на «пробники», если уже чувствуете уверенность. Лучше посвятите себя выполнению заданий со звездочкой.

Планирование времени

Используйте свои чек-листы, чтобы распределить нагрузку равномерно и успевать за неделю повторять несколько разделов по каждому из выбранных предметов. Отличники, сумевшие справиться с тревогой и получить желанные 100 баллов на экзамене, советуют основную нагрузку распределить между осенью (октябрь — ноябрь) и весной (март — апрель).

Стоит сразу поставить себе жесткие рамки перерыва на празднование Нового года. Самое сложное — это снова начать самостоятельно заниматься после каникул.

Из чего исходить, рассчитывая время, необходимое для повторения всей школьной программы? Здесь поможет практика репетиторов, которые занимаются со школьниками перед ЕГЭ. Их опыт показывает:

  • на повторы для сдачи русского, истории и обществознания хорошисту или отличнику хватит 6 месяцев;
  • к профильному уровню математики надо готовиться 9−12 месяцев с начала учебного года;
  • к физике, химии, биологии — от 8−10 месяцев;
  • повторять английский необходимо 6−12 месяцев (зависит от изначального уровня).

Это не значит, что тем, кто начал поздно, нет смысла и пытаться. Все индивидуально и зависит от целеустремленности молодого человека, его отношения к предмету. Если вы до середины года не готовились, старайтесь выбрать предметы, которые всегда давались легко.

Какие материалы использовать

Есть много хороших сайтов подготовки ЕГЭ (и бесплатных тоже). В их библиотеках уже собраны разные словари, хрестоматии, справочники, атласы, учебники. Все это можно и надо использовать. Подберите материалы, с которыми вам легко работать.

Особенности подготовки к сдаче экзамена по различным предметам

Когда времени на подготовку хватает, можно не спеша в комфортном для себя режиме переходить от блока к блоку, соблюдая последовательность школьного курса и учитывая результаты прошлых лет.

Русский

Больше всего сложностей на госэкзамене по языку (не считая эссе) вызывают задания № 15 (одна и две «н») и № 21−25.

Во втором блоке проблема чаще всего связана с тем, что учащийся работает с текстом большого объема, увиденным впервые. Не стоит жалеть времени на его вычитку.

Спокойно прочтите все предложения задания № 21, вникните в их суть, оцените приемы речи, которые в них использованы. Это очень сэкономит время на следующие 5 заданий.

Чтобы не запутаться, выполняя задание № 26, разберите понятия метафоры, литоты, парцелляции, гиперболы, градации. За правильный ответ можно получить до 4 баллов. До 2020 года это удавалось только 6−7% учеников.

Что еще важно:

  • умение «раскладывать» сложное предложение на простые части, отбрасывать все лишнее (если можно убрать, не потеряв смысла фразы, значит, надо выделять запятыми), понимать, какие предлоги к какой из частей относятся;
  • склонения числительных (70 из 100 учеников делают в них ошибки);
  • понимание разницы между повествованием, описанием и рассуждением.

Упростить себе работу с сочинением можно, заранее разделив все темы этого года на группы (животные, семья, любовь и т. д.). Для каждой группы выделите актуальные проблемы, чтобы «запастись» аргументами.

ЕГЭ по математике

Для хорошего результата на базовом уровне достаточно умения решать типовые и чуть более сложные примеры. А вот при желании пойти дальше (профильный уровень), важно научиться работать с рисунками.

Это относится, например, к заданиям № 16 (геометрия) и 18 (система уравнений). В первом случае большой красивый рисунок — это больше половины успеха. Времени на него надо выделять достаточно.

Не спешите с рисунками.

В уравнениях с 2 неизвестными обычно спрятана геометрическая фигура. Если ее построить, можно получить графическое решение, которое оценят по максимуму. Помните, что обоснованное (расписанное подробно) решение тестовых задач № 18 и 19 — заявка на максимальный балл (если смотреть на тест глазами эксперта).

Если геометрия и (особенно) планиметрия дается вам с трудом, выделяйте им хотя бы 2 дня в неделю. Из формул следует сразу выучить способы вычисления площади треугольника по высоте и основанию, 2 сторонам и углу между ними, радиусу окружности, вписанной в фигуру, Герону.

Оценка результатов «вооруженным взглядом»

Подготовка к экзамену своими силами — это полезная практика. Она воспитывает самодисциплину, целеустремленность. Но у нее есть чисто психологический минус: готовясь сам, учащийся переживает, что знает курс недостаточно хорошо — оценить-то его некому.

Чтобы убрать этот психологический по большей части барьер и точно быть готовым получить 100 баллов, стоит все-таки провести несколько занятий с репетитором. Или пройти короткий курс онлайн за несколько месяцев до испытаний, если поблизости не нашлось достойного доверия специалиста для ЕГЭ.

Как подготовиться к егэ

Источник: https://synergy.ru/edu/poleznaya_informacziya/kak_samostoyatelno_podgotovitsya_k_ege

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ

Главное правило, как подготовиться к ЕГЭ самостоятельно с нуля, — тратить как можно больше часов на изучение материала и решение пробных вариантов. Важно найти качественные пособия и учебники по выбранным дисциплинам. Подготовка к ЕГЭ обязательно включает в себя изучение школьной программы и списока тем, указанных в кодификаторе и необходимых для сдачи экзаменов на высокий балл.

С чего начинается подготовка к экзамену

Для того, чтобы начать подготовку к ЕГЭ самостоятельно, необходимо посещать как можно больше уроков в школе.

Преподаватели помогут ученику получить базу, ответят на интересующие вопросы и подробно расскажут, с чего начать подготовку к ЕГЭ.

Выполнение домашнего задания является обязательным пунктом: на его выполнение не требуется много времени, зато появляется возможность получить дополнительные знания.

Для более детального плана подготовки к экзамену рекомендуется хорошо ознакомиться со школьной программой по выбранным для сдачи предметам. Внимательно изучив программу, можно найти свои сильные и слабые стороны. Упор должен быть сделан на получение недостающих знаний.

Полезным будет прохождение пробного ЕГЭ по выбранному предмету. Так будет намного проще узнать, что дается легко, какой материал стоит повторить, а какие задания и вовсе пока невыполнимы.

Примерно разобравшись, по каким темам у вас недостаточно знаний, выпишите их и расположите в порядке усложнения.

Изучение материала по такой системе поможет быстрее войти в ритм подготовки и усвоить больше информации.

Как распланировать самостоятельные занятия?

При подготовке к ЕГЭ желательно иметь четкий график. Благодаря ему грамотно распределить собственное время будет проще. Больше времени должно уделяться предметам с наибольшими пробелами в знаниях. Количество часов подготовки распределяется индивидуально и зависит только от уровня знаний и способностей ученика.

Если желание заняться посторонними делами слишком велико, можно попросить родственников проконтролировать процесс обучения по составленному вами плану. Предупредите друзей, что вы можете быть заняты подготовкой к экзаменам и не сможете потратить время на что-то другое.

Полезно будет оставить небольшое окно на случай непредвиденных обстоятельств. Первое время не стоит делать график слишком загруженным: разделяйте подготовку на блоки по заданиям и предметам.

Что понадобится?

Для сдачи ЕГЭ понадобятся учебники и пособия для подготовки. Чтобы выбрать их правильно, можно посоветоваться с учителями, одноклассниками. В крайнем случае искать информацию можно в интернете.

Хорошим подспорьем при подготовке будет набор пробных тестов: их регулярное прохождение увеличит шанс сдачи экзамена. Обязательно следите за новостями, посвященными ЕГЭ, в них дается полезная информация по поводу экзамена.

Лучше не распыляться на большое количество источников, а изучать материал всего по нескольким.

Как работать с тестами ЕГЭ?

Пробники по ЕГЭ должны занимать меньшую часть времени в период подготовки к экзаменам. Они необходимы лишь для выявления слабых сторон в собственной базе знаний и оттачивания навыка решения различных задач.

Благодаря демонстрационным вариантам тестов можно более продуктивно распределить время на своем экзамене: каждое задание обладает своим уровнем сложности и оценивается в рамках установленного количества баллов.

  • Для работы с тестами ЕГЭ по русскому языку нужно учиться писать эссе: за него дают много баллов. Для этого нужно читать хорошую публицистику, подмечая в ней различные литературные приемы. Помогают обсуждения написания эссе с учителями, одноклассниками или студентами. Можно создать модель хорошего эссе и следовать ей во время подготовки к экзамену и на самой сдаче.
  • Тесты ЕГЭ по обществознанию делают упор на терминологию, которая может сбить с толку. Лучшим советом по подготовке к экзамену по этому предмету будет использование нескольких источников информации. Пособия и учебники могут отличаться в зависимости от года издания и точек зрения авторов. Это создает ряд трудностей при изучении обществознания.
  • Тесты ЕГЭ по математике имеют базовый и профильный варианты. Базовый вариант сдается всеми. Он включает в себя относительно простые задания по нескольким дисциплинам. Проверяется способность ученика решать задачи из жизни. Здесь рекомендуется подготовиться по простейшим заданиям из следующих дисциплин: алгебра, геометрия, статистика, арифметика. Профильная математика отличается большей сложностью. Для сдачи теста на высокий балл нужно иметь знания в сферах, которые будут более углубленно изучаться при получении высшего образования.
  • Тесты ЕГЭ по английскому языку требуют лишь одного: знания английского языка. Поспособствовать его изучению может чтение прессы и книг в оригинале, различные курсы изучения иностранных языков и т.д. Желательно иметь хороший справочник, зарегистрироваться на сайте по изучению иностранных языков. Можно искать совета у учителей или людей, разбирающихся в английском.
  • Тесты по истории ЕГЭ формата требуют в первую очередь знания дат, карт и исторических событий. Лучше всего найти 1-2 учебника или пособия и изучать информацию по ним. Как и с обществознанием, излишество точек зрения может только навредить. Изучение истории благодаря большому количеству теории, легко запоминается при использовании учебных материалов в аудио- и видеоформате.
  • Тесты по биологии к ЕГЭ содержат много заданий, предполагающих знание фактов. Лучше всего будет взять несколько учебников и энциклопедий и искать информацию с наглядными материалами. Систематизация информации тоже может помочь в изучении данной дисциплины.
Читайте также:  Как написать заключение к дипломной работе - образец, пример

Стоит ли отказаться от других занятий?

Популярно мнение, что для сдачи ЕГЭ на высокий балл нужно забросить спорт, хобби, другие занятия и общественную деятельность. Так ли это, однозначного ответа нет. Все индивидуально.

Ученик должен четко оценивать свой уровень знаний. Исходя из этого легче будет понять, сколько часов в неделю должно уделяться подготовке к экзаменам.

Важную роль в создании графика играют жизненные приоритеты и обстоятельства, которые всегда стоит брать в расчет.

Для эффективной подготовки к экзамену требуется: четкий план изучения материалов, постоянная проверка знаний и решение заданий из ЕГЭ, объективная оценка прогресса в прохождении предмета.

Если самостоятельна подготовка кажется вам не по плечу или в предмете есть темы, которые особенно тяжело даются, то стоит обратитться за помощью к профессиональным преподавателям, которые имеют успешный опыт подготовки к ЕГЭ.

Как подготовиться к егэ

Источник: https://unikum.rudn.ru/blog/samostoyatelnaya-podgotovka-k-ege

Подготовка к ЕГЭ по Русскому языку с нуля

Вы ищете подготовку к ЕГЭ по русскому языку с нуля? Давайте разберёмся, что это может означать.

Скорее всего, у вас есть некие базовые знания, которые вы получили в школе. Но они никак не привязаны к конкретным заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Что же такое ЕГЭ по русскому языку?

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей.
Первая часть – тестовая – включает в себя 25 заданий, за которые можно получить максимально 34 первичных балла. Да-да, по сравнению с 2017 годом, добавлено одно задание № 20 «Лексические нормы».

И вторая часть — сочинение, за которое мы можем максимум получить 24 балла.

Итого 58 первичных баллов. Они приравниваются к 100 тестовым баллам.

Так вот, в тестовой части ЕГЭ есть задания, абсолютно не привязанные к школьной программе. Есть задания на понимание текста – это так называемые «ловушки». Например, задания № 1 и № 21 без знания конкретных алгоритмов практически нереально выполнить. По статистике, абитуриенты делают в них максимальное количество ошибок.

Отметим также задание № 7
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку это самое дорогое задание, и оно оценивается в 5 первичных баллов. Без подготовки его сделать просто невозможно. Даже школьные учителя не всегда с ним справляются.

Это очень сложное комплексное задание, включающее в себя такие темы, как синтаксис, морфология и орфография.

Хорошая новость – безупречное знание теории по этому заданию гарантирует грамотное написание сочинения-эссе в задании № 26 (то есть можно быть спокойным за критерии К7 и К 9, а это в сумме 5 баллов)

Есть ещё и задания, основанные на разборе текста. Это задания №№ 22-25, и для их выполнения учебников совершенно недостаточно. Нет единого школьного учебника, который можно открыть и подготовиться самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку. Есть книги, в которых разберётся педагог, но не обычный ученик.
Вот что значит подготовка к ЕГЭ по русскому языку с нуля.

Как мы готовимся к ЕГЭ по русскому языку с нуля на наших курсах?

Мы берем каждое задание отдельно, начиная с задания № 1. Мы разбираем все методические приёмы и порядок их применения к данному заданию. Мы нарабатываем скорость, потому что ЕГЭ по русскому длится всего 3 часа 30 минут — и нужно успеть ответить на вопросы теста, и написать сочинение. Поэтому наша подготовка предполагает применение определённых алгоритмов к каждому заданию.

Например, задание № 8 — на правописание корней. Как его делает обычный ученик, опираясь на школьные знания? Вспоминает правила на чередование гласных в корнях, слова-исключения, вспоминает словарное это слово или нет. Затем подставляет все пропущенные буквы и выбирает правильный вариант. В итоге – тратит на это задание около пяти минут. А мы, по нашему алгоритму, делаем его за 30-40 секунд!

А теперь секретная тема – «серые кардиналы» на ЕГЭ по русскому языку

Есть в ЕГЭ по русскому задание № 26. Это сочинение-эссе, на которое приходится примерно 40 % тестовых баллов. Сочинение проверяется по 12 критериям, и вот здесь как раз самые таинственные моменты и начинаются. И они являются загадкой даже для очень сильных учеников, которые вдруг потеряли желанные 5-6 баллов на ЕГЭ.

В задании № 26 перед вами будет исходный текст, который принадлежит к одному из трёх книжных стилей — художественному, публицистическому либо научно-популярному. Каждый вид текста нужно анализировать своим способом!
По общей схеме выявляется проблема текста и позиция автора по этой проблеме. Только эти пункты плана сочинения берутся из исходного текста. Остальные – из головы.

Текст комментируется, причём двумя способами – пишется либо текстологический комментарий, либо концептуальный. Эту часть сочинения даже методисты считают самой сложной. Прокомментировать не всегда простые мысли и утверждения автора (к примеру, учёного-академика или фантаста) совсем не легко! А ведь комментарий оценивается так же, как и аргументы, в 3 балла!

Когда мы проанализировали текст, нам нужно сформулировать свою позицию по проблеме, в нём поднимаемой, и доказать эту позицию двумя аргументами.

Сильные аргументы – это примеры из классической литературы, исторические факты или биографии писателей или учёных. И вот мы написали своё сочинение – а оно пишется очень энергично, кратко, сжато.

Это аналитическое произведение, здесь есть минимум и максимум слов (150-300). Оно принципиально отличается от декабрьского сочинения по литературе. Но это не всё.

Затем мы проверяем свой текст по 12 критериям. Есть 3 критерия по стилистике. По ним проверяются лексические, грамматические и речевые нормы, точность словоупотребления, подбор синонимов. И не зря эти критерии К6, К9 и К10 зовутся «серыми кардиналами».

Причём критерий К10 — очень коварный! Если по нему идёт снижение на 1 балл, то автоматом идет снижение ещё и по К6. За одну ошибку снимается 2 первичных балла.

А знаний о том, как справиться с этими критериями, нет в школьных учебниках! Эти знания можно получить в университете на журналистских и редакторских специальностях.

Плохая новость – по стилистическим критериям практически невозможно отвоевать баллы на апелляции. Крайне сложно будет доказать, что именно это слово и этот синоним уместен в данном контексте либо в данной конструкции предложения. Вот такие они, «серые кардиналы» — с виду незаметные, но хитрые и коварные.

Когда школьники пишут сочинения, они обращают внимание на орфографию и на пунктуацию. А стилистика остается без внимания. И ребята даже не догадываются, что нельзя употреблять устаревшую лексику.

Например, за выражение «до сего дня» можно получить снижение оценки на 2 балла сразу. Это он, «серый кардинал», критерий К10 – «речевые нормы и употребление лексики, не соответствующей данной исторической эпохе».

И заодно снижается оценка по критерию К6.

Очень строго сейчас проверяется сочинение на соответствие критерию К11 («Этические нормы»). Раньше этот критерий формулировался как «пренебрежительное упоминание об авторе». Сейчас он расширен. Новая формулировка этого критерия: «унижение человеческого достоинства не только собеседника, но и самого говорящего».

Это значит, что если ученик, приводя пример из жизни, пишет: «Мои одноклассники как бездельничали все 11 лет, так и продолжают этим заниматься», — то за слово «бездельничали» снижают оценку по критерию К11, поскольку это «пренебрежительное отношение к окружающим людям».

И еще по критерию К10 (употребление просторечной лексики) и сразу автоматом по критерию К6! Итог — за одно неосторожное слово в сочинении можно сразу потерять 3 балла из 24.

Огромные трудности вызывает задание № 4, посвящённое орфоэпическим нормам, то есть ударениям в словах. К сожалению, в современной жизни разговорная и литературная нормы языка очень серьёзно расходятся. Мы часто слышим на улице или в своём окружении слова, которые произносятся неверно, и поневоле запоминаем их.

Много сложностей с глаголами. Например, в инфинитиве «включИть» — ударное «Ить», и это ударение переходит на личные окончания: ты включИшь свет, он включИт свет, а мы включИм свет. А теперь давайте вспомним – всегда ли мы так говорим? Не делаем ли ударение на первый слог, что нормам орфоэпии не соответствует?

Отдельная тема – произношение терминов. В торговле, как мы знаем, есть слово «опт», есть и «óптовый рынок». Для профессиональной лексики это нормальное произношение, но не для ЕГЭ по русскому языку! Мы должны говорить «оптóвый».

Русский государственный язык – это московский говор, это нейтральная лексика. За её пределами остаётся лексика профессиональная, диалектная, устаревшая и жаргонная. Поэтому мы должны говорить кóмпас, хотя все моряки говорят «компáс». Они не ошибаются и говорят правильно. Но это профессиональная лексика.

Есть в ЕГЭ такое задание № 6, которое подразумевает знание окончаний слов во множественном числе.

Например, слово «договор». Как правильно образовать от него множественное число?
Мы привычно говорим: «договорА». Так говорят бухгалтеры, менеджеры – очень многие люди. Но правильно, по нормам русского языка, «договОры» (мы выделили слог, на который падает ударение).

Все страховщики говорят: «полисА», «страховые полисА», для профессиональной лексики это нормально, но мы должны говорить: « пОлисы». В магазинах от продавцов мы часто слышим «джемперА» и «свитерА», а на самом деле — это «джЕмперы» и «свИтеры».

И когда ребята узнают нормы произношения – они часто говорят: «Мы никогда бы и не подумали, что правильно вот так».

Насколько это возможно – подготовиться к ЕГЭ по русскому с нуля? И сколько времени надо на такую подготовку?

Объем знаний, которыми нужно обладать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, действительно очень большой. На нашем курсе достаточно занятий в течение 9 месяцев, начиная с сентября, раз в неделю по 2 часа. При этом многое надо учить наизусть. ЕГЭ по русскому языку – это еще и зубрежка. Нормы ударения никак не объясняются. Все окончания слов – тоже. Просто учить наизусть.

В группах этот процесс идёт быстрее. Например, мы используем «кричалки». Не только читаем глазками, но и проговариваем всей группой трудные слова. Это очень весело и запоминается намного лучше.

Когда мы видим слово в книжке, включается один вид памяти. Когда проговариваем его хором всей группой три раза – другой.

С нуля готовиться реально? Абсолютно реально! Надо в сентябре записаться в мини-группу, весело включиться в учебный процесс и до намеченных 90+ баллов – рукой подать!

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/podgotovka/russkij-yazy/s-nulya/

» Как подготовиться к ЕГЭ правильно

Как правильно выбрать репетитора для подготовки к ЕГЭ? С какого возраста нужно начинать готовиться? Что может гарантировать успешное прохождение итоговой аттестации в школе? На эти и другие вопросы отвечает Константин Гусов – исполнительный директор и преподаватель обществознания Московского центра образования школьников имени М.В. Ломоносова, доцент Российской инженерной академии.

– На ваш взгляд, насколько ЕГЭ объективен?

Надо признать, что ЕГЭ на сегодняшний день организован достаточно неплохо. На старте своей истории он действительно страдал необъективностью: задания были то избыточно сложные, то слишком простые, и полную картину знаний экзамен не отражал.

Но он совершенствуется с каждым годом, несмотря на всю критику, а может, и благодаря этой критике. Процедура этой оптимизации продолжается. К примеру, есть планы ввести некоторые новации в экзамен по русскому языку, чтобы он больше отражал творческие способности учеников.

Таким образом, на перспективы ЕГЭ можно смотреть оптимистически.

Но не все так просто. Например, очень непрост экзамен по обществознанию, которое я преподаю в Центре Ломоносова. Есть и проверка азбучных истин, которые ученики непременно должны освоить, а есть и сложные, дискуссионные вопросы, которые берутся из учебников для студентов. Они довольно редки, но некоторых школьников, сдающих ЕГЭ по обществознанию, может ожидать неприятный сюрприз.

Что же касается процедуры проверки ЕГЭ, то тут есть большие вопросы. Дело в том, что тестовую часть проверяет машина, и тут субъективного фактора нет, а вот творческую часть экзамена проверяют люди.

Раньше в устных экзаменах, проходивших в очном контакте с преподавателем, у ученика была возможность отстаивать свою точку зрения, а учитель мог сделать вывод, что человек мыслит самостоятельно и может аргументировать эту точку зрения.

Читайте также:  Методы исследования используемые при написании дипломных работ: абстрагирование от проблемы

А сегодня проверяющий и ученик друг друга не видят, и выводы проверяющего могут сильно отличаться от реальной картины знаний учащегося. В этой части у ЕГЭ серьезные недостатки.

– С какого возраста стоит начинать подготовку к ЕГЭ?

В целом подготовкой к экзамену является весь школьный курс. Имея за спиной слабую школьную базу, ученику в 10-11 классе придётся готовиться в авральном порядке. Но, в конечном итоге, все зависит от личных усилий учащегося.

Тем не менее, судя по среднему уровню школьного образования, если начать подготовку в 10 классе и работать систематически, посещать либо курсы, либо репетитора, дополнительно заниматься, то вполне можно рассчитывать на прекрасные баллы.

Если начинать готовиться в начале 11 класса, год будет очень тяжелым. Экзаменов, как мы помним, несколько: это и обязательные русский язык и математика, и два-три экзамена по выбору.

Согласитесь, к пяти экзаменам за один год готовиться тяжеловато, если школьного базиса нет.

– На что нужно ориентироваться при выборе между индивидуальными и групповыми занятиями? В чём недостатки и достоинства каждого из этих подходов?

У индивидуальных занятий, конечно, есть свои несомненные плюсы. Во-первых, это индивидуальный подход: учитель строит занятие, ориентируясь только на своего ученика. Во-вторых, чаще всего занятия проходят дома, и ребенку не надо тратить время на дорогу. В-третьих, обстановка для ребенка привычна, это тоже надо учитывать. При этом ощутимый минус – это цена индивидуальных занятий.

У групповых занятий есть свои важные плюсы. Во-первых, это командный дух. Молодежи свойственна соревновательность, и в условиях коллективного выполнения задач у детей возникает стремление не ударить в грязь лицом, перещеголять коллегу за соседней партой.

К тому же, группа поддерживает ученика, создает общую приподнятую атмосферу.

В Центре Ломоносова мы организуем группы числом не более 10 человек, и это тот оптимум, при котором учитель может уделить внимание каждому: кому-то дать дополнительное задание, если он обгоняет группу, заниматься больше с тем, кто он отстает от общего темпа. В типичном школьном классе, где 30 человек, это уже трудно.

Во-вторых, ритм групповых занятий подчинен учебной программе, а не тому, как хотел бы учиться ребенок, его личным капризам. Подстраиваясь под темп группы, ребенок приучается к мобилизации, к выполнению требований извне, а не собственных пожеланий. Это очень важно, ведь экзамен, на котором придется себя показать, задается регламентом, а не идет так, как хотелось бы ученику.

В-третьих, групповые занятия происходят вне дома, и это воспитывает в ребенке самостоятельность. Он учится собирать волю в кулак, нацеливается на достижение результата личным трудом, чего в индивидуальных занятиях нет.

Ну и в-четвертых, стоимость групповых занятий в частных образовательных центрах, конечно, существенно ниже – в 2-3 раза меньше, чем у индивидуальных репетиторов.

– Важно ли наличие у репетитора педагогического, а не только профильного образования?

В начале карьеры отсутствие педагогической практики мешает преподавать, как бы человек ни знал и ни любил свой предмет.

Если преподаватель вуза и его студенты – взрослые люди, знающие, чего они хотят, и говорящие на одном языке, то в работе со школьниками все сложнее. Ребенок на уроке послушно кивает головой, и преподаватель верит, что ребенок всё усвоил.

А ребенок кивает потому, что так принято в общении с учителем. В итоге оказывается, что ребенок ничего не усвоил.

Педагогическое образование требуется, чтобы диагностировать, насколько ребенок усваивает знания, насколько он двигается вперед. А вот если человек уже несколько лет результативно преподает, то уже неважно, есть ли у него диплом педагога. Он научился всему на практике, а это подчас весомее любого диплома.

– Какова оптимальная продолжительность одного занятия? Важно ли делать перерывы, и как лучше всего их проводить?

Если работа идет с 9 классом и младше, то обычно ребята на уроке не выдерживают больше 45-50 минут: они вертятся, отвлекаются, и занятие уже не будет иметь смысла.

С ребятами постарше уже по-разному, всё зависит и от учеников, и от учителя, и от динамики урока, и от характера материала. Есть группы и отдельные ребята, с которыми можно работать два часа без перерыва.

Но всё-таки, как правило, после часа работы школьники теряют концентрацию, и нужно сделать перерыв хотя бы на 5-10 минут, выпить чаю, поговорить с ним о чем-нибудь отвлеченном. Можно даже не прерывать урок, а просто отвлечься и потом вернуться к теме.

А больше двух часов нет смысла заниматься даже с одиннадцатиклассниками. Так что оптимальный урок – это 2 часа с перерывом 5-10 минут. Если же дети младше 10 класса, то уроки лучше сделать чуть покороче.

– В чём специфика подготовки к ЕГЭ по обязательным предметам?

Единственное их отличие – это массовость. Их действительно сдают все, и готовятся к ним все.

Русский язык – экзамен довольно легкий, как признает большинство учителей и учеников. И средний балл по нему из года в год бывает значительно выше, чем по другим предметам (кроме английского языка). К тому же, русский язык для нас родной, и мы, так или иначе, обладаем какими-то знаниями по нему.

В ЕГЭ по русскому языку всё настолько регламентировано, что даже сочинение имеет очень жесткую структуру и написать его довольно легко. С одной стороны, это ущемляет творческие способности детей, которые готовятся быть поэтами, литераторами, мастерами слова. С другой стороны, так можно научить писать эссе кого угодно.

Потому и готовить к русскому языку легче: нужно всего лишь преподать правила написания сочинения, и ни о каких творческих способностях учеников задумываться не нужно. С одной стороны, детям легче сдавать экзамен: выучи и выполни эти правила.

А с другой стороны, не уверен, что это хорошо отражается на речевых способностях подрастающего поколения.

С ЕГЭ по математике сложнее, но он делится на два уровня, и ученики в зависимости от своих наклонностей и потребностей выбирают один из этих вариантов. Есть базовая математика, которую достаточно сдать по принципу «прошел/не прошел». А есть профильная математика для тех, кто хочет поступать по этому предмету в вуз.

В ЕГЭ по «профилю» три уровня сложности: в первом проверяются совсем элементарные знания, второй уровень сложнее, а третий решают даже не все учителя. Соответственно, подготовка по математике тоже имеет свою специфику.

Ученики сначала изучают базовые вопросы, потом методом постепенного восхождения забираются всё дальше и учатся решать всё более сложные вопросы.

Кстати, сегодня дети не очень хорошо знают математику. Школа мало готовит их к тому, что их ждет на ЕГЭ, и здесь наглядно обнаруживается серьезный разрыв между школьной программой и требованиями экзамена. В ЕГЭ по русскому языку этого меньше, но в любом случае и тот и другой экзамен требует большой концентрации.

– Что может гарантировать успешную сдачу ЕГЭ? И со стороны репетитора, и со стороны ученика?

Могу сказать точно, что мало кто сможет подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Если ребенку не повезло и в школе у него нет хорошего педагога, надо идти искать его вовне, в образовательном центре или в репетиторском варианте.

При выборе преподавателя нужно смотреть на его объективные показатели: профильное образование, наличие статуса эксперта ЕГЭ и ученой степени кандидата наук.

Собственно, мы в Центре Ломоносова исходим именно из этих критериев: берем вузовских преподавателей, но таких, которые уже имеют опыт работы со школьниками, ибо практический опыт не должен затмеваться статусом.

Если ориентироваться только на формальные показатели, то можно серьезно ошибиться: окажется, что преподаватель хорошо владеет предметом, но не умеет его преподнести. Всегда проверяйте опыт работы со школьниками, он должен быть не менее 3-4 лет, причем именно в области подготовки к ЕГЭ. Если преподаватель – эксперт ЕГЭ, кандидат наук и несколько лет проработал со школьниками, то это будет хорошим выбором.

Теперь что касается процесса самой подготовки к ЕГЭ. Во-первых, учитель должен понимать, чему и по какой программе он учит. Мы в Центре Ломоносова требуем учебный план еще до того, как преподаватель приступил к занятиям.

Учитель должен методически проработать весь процесс обучения заранее; на каждый урок должна быть предусмотрена и разработана соответствующая методика.

Чтобы потом в середине года не оказалось, что что-то не учтено, упущено и на это уже просто не хватает времени.

Во-вторых, к каждому уроку должен быть заготовлен большой объем домашних заданий, закрепляющих пройденное на уроке. Чем больше объем, тем лучше. Научившись выполнять дома сотню заданий, ученик легко справится с двадцатью-тридцатью на экзамене.

В-третьих, еще одна важнейшая вещь – контроль. Если учитель что-то дал на уроке – обязательно спроси и закрепи, чтобы ученик сам это произнес и проработал. А если ученик не выполнил домашнее задание, это должно быть ЧП местного масштаба.

И в-четвертых, конечно, авторитет. Если учитель имеет авторитет у учеников, если ученик видит, что педагог полностью отдается своей задаче, ребенок и сам будет чувствовать ложащуюся на него ответственность, будет стремиться не подвести.

Теперь что касается работы ребёнка. Первая составляющая успеха – это мотивация. Он должен очень сильно хотеть сдать экзамен. Если он не хочет, то он не сдаст его на высокий балл. Как добиться такой мотивации, уже не столь важно.

Кого-то надо мотивировать эмоциональным воздействием, кого-то прагматичным рациональным интересом. Кто-то, может быть, живет мечтой освободиться от родительской и школьной опеки и жить привольной студенческой жизнью.

Еще одна сильная мотивация – личность самого преподавателя, поэтому лучше выбирать преподавателей харизматичных, интересных, со скучными лучше дела не иметь.

Вторая составляющая успеха – трудолюбие ребенка. Он должен или любить труд, или полюбить труд. Он должен понимать, что его ждет не легкая прогулка, а серьезное испытание. И если он к этому готов, в течение года он будет делать всё необходимое.

– Насколько важно домашнее задание и из чего оно складывается?

Тут три компоненты. Первая – это механическая, на уровне условных рефлексов отработка тестовой части.

Реальный экзамен идет до четырех часов, и посвящать тестовой части больше получаса уже опасно, потому что не останется времени на творческую часть.

Учитель должен добиться того, чтобы ребенок буквально на автопилоте решал тесты и переходил к дальнейшим заданиям. Соответственно, термин «натаскивать» очень хорошо описывает процедуру подготовки к решению тестовой части.

Вторая компонента – это теоретический материал. Он необходим, и если на занятии не удается дать достаточный объем теории, то ребенок должен изучать ее самостоятельно. А если на занятии теории дано много, то дома ребенок должен её повторить.

Третья компонента – тренировка в выполнении творческих заданий. Они могут быть самыми разными. Понятно, что техника их выполнения одна и та же, но содержание очень разное.

Тут преподаватель должен очень разносторонне подойти к вопросу формирования домашних заданий: давать их по максимально широкому спектру вопросов.

Нужно быть уверенным, что когда ребенку на экзамене попадется незнакомое задание, он не растеряется, не помедлит, а быстро найдет способ решения этого задания.

Заданий, как я уже говорил, надо давать побольше. Чаще всего дети делают их в последний день перед занятием. Но если заданий будет много, ребенку придется заниматься и в другие дни, а это очень важно, поскольку недостаточно один раз в неделю погружаться в предмет, а потом напрочь забывать о нем.

– Как правильно совмещать основную занятость ребенка в школе и дополнительные занятия?

Здесь все зависит от школы. Есть школы, в которые ребята приходят просто побыть. Звучит курьезно, но у меня были ученики, которые такой социальный институт, как школа, считали местом, куда они приходят общаться.

Не учиться, а именно общаться! Если речь идет о такой школе, то основная часть внешкольного времени должна отводиться на самостоятельную подготовку ребенка с репетитором или в образовательном центре.

Здесь дополнительное образование парадоксальным образом превращается в основное.

Но есть сильные школы, которые и сами проводят факультативы, на уроках дают то, что надо, учителя являются экспертами ЕГЭ и стремятся обеспечить подопечным высокие баллы на ЕГЭ. В этом случае, дополнительные занятия нужны, только если ребенку трудно успевать за другими. Это именно вариант дополнительного образования.

В большинстве случаев средняя школа занимает полдня, а после ребенок спокойно может уделить три-четыре часа дополнительным занятиям и даже оставить один-два выходных. В большинстве случаев старшеклассники спокойно выдерживают этот темп.

Еще важно учитывать, что зачастую большая часть внешкольного времени детей уделяется кружкам, занятиям по интересам, спорту. Это прекрасно и важно, дети должны развиваться.

Но если к 11 классу график таких занятий уже плотно спрессован, то на подготовку ЕГЭ, если таковая нужна, времени совсем не остается. И тут родителям надо выбирать.

Советую на год уменьшить нагрузку ребенка по интересам и освободить время для того, чтобы подготовиться к грядущей аттестации. Все-таки к танцам и секциям вернуться через год куда проще, чем к поступлению в хороший вуз.

Источник: ege-finder.ru

25.05.2018 ко всем новостям

Источник: https://mosobr.com/blog/334/

Ссылка на основную публикацию