Методы исследования используемые при написании дипломных работ: абстрагирование от проблемы

В течение всего периода обучения студентам приходится написать не один учебный труд, каждый из которых предполагает наличие определенной методологии.

Методы исследования в курсовой работе — важный элемент, который, как правило, прописывается во введении.Методы исследования, используемые при написании дипломных (курсовых) работ

Он позволяет комиссии составить четкое представление об уровне изученности вопроса, имеющейся базе знаний и отношении учащегося к полученному заданию.

Что такое методы исследования

Данное понятие подразумевает под собой те пути и средства, которые помогают получить новейшие знания по имеющемуся вопросу, расширить теорию и обосновать тезисы, приведенные в тексте курсовой, реферата или диссертации. Благодаря такому инструменту существует возможность собирать и обрабатывать информацию, грамотно и исчерпывающе фиксировать ее.

В науке выделяется много способов исследования, поэтому они были объединены в две больших группы: общенаучные и частнонаучные. Отличие заключается в том, что последние применяются и характерны только для конкретной дисциплины. Например, в социологии это интервью и включенное наблюдение, а в экономике – агрегирование и графический метод.

Выбор подхода к рассмотрению проблемы должен учитывать в первую очередь цели и задачи работы, область изучения.

Применять все возможные методы написания в курсовой работе нет необходимости. В противном случае это ведет к некорректному изложению материала и ложным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке за курсовую.

Какие бывают методы исследования в курсовой работе

Помимо обще- и частнонаучных, с точки зрения области применения они подразделяются на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т. п.)  и эмпирические (наблюдение, расчеты, опрос и др.). Также иногда выделяют экпериментально-теоретические. Каждый из них включает в себя ряд более конкретных подходов. Их использование позволяет достигнуть поставленных задач и целей.

Подробно описать методы, используемые в курсовой работе, необходимо в практической части проекта.

Также обязательно указать те результаты, которые были достигнуты после его использования. Главное требование – любой выбранный способ изучения должен быть обоснованным и незаменимым для данной работы.

Теоретические методы исследования

Целью теоретических методов является подробное и полное объяснение того, что послужило причиной возникновения прецедента, установление его сущности и связи с окружающим.

Они требуются для постановки задач, рождения гипотез и позволяют оценить итоги.

Поэтому теоретические методы исследования в курсовой работе тесно взаимосвязаны с разного рода литературой: монографиями и статьями ученых, документацией по истории, периодикой и др. Данные подходы не требуют практических действий.

Обобщение

Подразумевает объединение исследователем двух и более объектов или предметов в укрупненные группы. Это делается на основе похожих признаков и помогает определить общие особенности и отличительные черты.

Обобщение может быть нескольких видов:

  • аналитическое – заключается в переходе от одной мысли к другой без обращения к эмпирической действительности;
  • Купить курсовую индуктивное – подразумевает переход от конкретных характеристик к более широким суждениям.

Это одна из наиболее распространенных методик, применяемых студентами. В качестве примера можно привести переход от таких понятий, как «апельсин», к «цитрусовым», а далее к более общему «растения».

Абстрагирование от проблемы

Суть заключается в конкретном рассмотрении определенного свойства предметов и явлений, изучаемых в научной работе. То есть конкретное качество подвергается всестороннему анализу и при этом не затрагиваются другие характеристики.

Данный способ часто используется в гуманитарных дисциплинах.

Благодаря ему появляется возможность выявить незаметные на первый взгляд, но важные закономерности в таких науках, как психология, философия, педагогика, а также дать четкие определения и получить новейшие знания.

Например, при изучении такого понятия, как «книга», необходимо сделать акцент на общих моментах, характерных для всех книг, и отбросить такие нюансы, как цвет, издательство и т. д.

Проведение аналогий

Использование данного метода не дает четких результатов, но в целом является эффективным. Чаще всего применяется тогда, когда нет возможности изучить объект. В этом случае осуществляется перенос знаний с одного объекта на другой.

То есть подбирается схожий объект и исходя из имеющихся материалов о нем делаются выводы относительно того, что рассматривается в проекте. Так, например, это актуально для изучения планет земной группы и возможности их освоения человеком.

Возможно применение индукции (при переходе от частных случаев к общим) и дедукции (от общего к частному).

Сравнительный анализ

Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств и характеристик предметов с целью выявления различий и сходств. Он часто используется в различных научных сферах и позволяет сравнивать мнение ученых или результаты исследований.

Классификация

Наиболее простой метод изучения, который может быть применен в процессе исследовательской работы. Подразумевает под собой деление объектов на группы с учетом определенных признаков. Например, классификация может быть проведена по таким признакам:

  • физические данные, куда входят размер, объем и т. п.;
  • материал — дерево, металл, пластик;
  • Заявка на курсовую стиль — готика, неоклассицизм и др.;
  • жанр — живопись, музыка, литература.

Возможно разделение и по хронологии, и по другим параметрам. Единственным условием является уместность приведения конкретной классификации для вашей работы.

Объединение (синтез)

Синтез предполагает объединение уже известных свойств в единое целое. Он тесно связан с анализом. Положения, которые были получены в качестве результата, включаются в теорию объекта, тем самым обогащая ее. Это дает толчок к новому научному поиску и определяет пути его развития.

Изучение и анализ литературы, документации, архивных источников

Этот метод позволяет сделать выводы о глубине изученности тех аспектов, которые хорошо освещены в научных трудах, и выделить те, по которым информации на данный момент недостаточно.

Для этого необходима плотная работа с монографиями и научными статьями, мемуарами, очерками.

Большое количество работ по теме и исчерпывающая информация в них говорит о полном исследовании явления или предмета.

Практические методы исследования

Данные способы основываются на получении информации с помощью органов чувств. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и являются продолжением тех тезисов, которые были выдвинуты на основе теоретических знаний.

В основе практических, а по-другому эмпирических, методов исследования в курсовой работе лежит наблюдение, измерение объекта, его сравнение с чем-либо и анализ параметров в ходе экспериментов.

Эксперимент, как ключевой метод практического исследования

Наиболее действенным и эффективным является именно выполнение эксперимента. Чаще всего он применяется, если нужно писать диссертацию и другую объемную научную работу. А вот в курсовой встречается крайне редко.

Данный метод строится на двух главных принципах: повторяемости и доказательности. Он не просто наглядно показывает конкретное свойство, но и должен быть повторен по мере необходимости. Сложность заключается как раз в проверке исследуемого явления в условиях, находящихся под полным контролем.

Наблюдение

Ключевой способ для любого исследования, поскольку именно с наблюдения и начинается познание. Цель заключается в том, чтобы смотреть за объектом и фиксировать все важные показатели.

Так, орнитологи наблюдают за птицами и устанавливают их место проживания, поведение, принципы питания.

Это позволяет собрать много ценной и полезной для дальнейшего изучения информации, в том числе и статистических данных.

Методы исследования, используемые при написании дипломных (курсовых) работ

Расчеты и измерения

Чтобы провести все важные расчеты, требуется фиксировать различные физические данные объекта: вес, длину, рост и др. При этом используются стандартные единицы измерения. Благодаря этому результат выражается в численных показателях.

Моделирование

Необходимо создание модели, то есть уменьшенной копии объекта. Как правило, используется при разработке новых сооружений и технологий. Моделирование может быть:

  • знаковым – в этом случае используются чертежи и схемы;
  • предметным – требуется воспроизвести конкретную часть объекта;
  • мысленным – например, компьютерная 3D- и другие программы. Возможность трехмерного построения изображения является наиболее современным и продвинутым методом, позволяющим досконально изучить предмет со всех сторон и получить полное наглядное представление о нем.

Интервью

Организация интервью предполагает разговор с человеком, который может поделиться полезной информацией по нужной вам теме либо же если он сам является объектом исследования.

Оно имеет регламентированный характер, то есть вопросы уже заранее сформулированы и необходимо получить ответы на них. К этому методу близка и беседа, которая также может применяться при изучении.

Однако она носит более свободный формат и позволяет собеседникам высказывать личное мнение.

Социологический опрос

Метод предполагает наличие заранее подготовленных вопросов, зачастую с несколькими вариантами ответа. Может проводиться и в письменной, и в устной форме. Преимущество заключается в возможности охватить большое количество людей и получить максимально точные данные.

Методы исследования, используемые при написании дипломных (курсовых) работ

Описание

Во многом схоже с наблюдением. Однако обязательным является фиксация внешнего вида исследуемого объекта или его признаков. Для описания могут использоваться диаграммы, рисунки и таблицы. Сегодня метод широко востребован гуманитарными и естественными науками. Часто требуется для экономических, математических дисциплин, а также в психологи и педагогике.

Теперь у вас есть общее представление о том, какие методы используются при написании курсовой работы. Как правило, они работают в комплексе, что позволяет дать исчерпывающую информацию по теме.

Пример оформления методологической основы исследования по педагогике

Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».

Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.

Источник: https://tebestudent.ru/polezno-znat/kursovye-raboty/metody-issledovaniya-v-kursovoy-rabote/

Методы исследования дипломной работы – что это такое и как их описать

Главная страница → Блог → Upgrade → Методы исследования дипломной работы – что это такое и как их описать
Е. Ковалева, 26 ноября 2019 Понятие «методы исследования» встречается не только во время выполнения выпускной работы.

При разработке курсовых студент также сталкивается с необходимостью применять и описывать использованные им методы проведения исследований, являющиеся неотъемлемой частью научного труда.

Основное понятие

Методы исследования – это разнообразные способы получения знаний, опыта и научных данных. Они могут быть как теоретическими (к примеру, аналитика), либо практическими (эксперимент). Наука использует великое множество различных методов для доказательства предположений, теорий и идей ученых. Нас же интересуют способы получения данных, которые используют в дипломных проектах.

Выбор методов и порядка исследований часто зависит от темы дипломной, выбранной студентом. Цель, а также задачи дипломной сами подскажут, какими именно методами исследования необходимо пользоваться. Для того, чтобы понять, как это работает, нужно разобраться в классификации способов изысканий.

Читайте также:  Автор курсовых, дипломных работ вакансии

Виды исследований

При написании дипломных проектов используют следующие разновидности методов научных исследований:

  • Общенаучные. В эту группу входят теоретические методы.
  • Частные. Здесь представлены практические методы.

Теоретические методы

Эти методы считаются универсальными, обычно они помогают студенту систематизировать существующие научные факты в своей работе.

  • Анализ. При помощи данного метода исследователь разбирает изучаемый предмет (явление) на свойства и признаки, тем самым глубже познавая его. Методом анализа сравнивают музыкальные и художественные стили, свойства оборудования, стилистику литературных произведений.
  • Синтез. Данный способ противоположен предыдущему, с его помощью соединяют (синтезируют) различные свойства предмета для более пристального исследования.
  • Моделирование. Применяя такой метод, студент разбирает реальное явление с теоретической точки зрения, моделируя ситуацию по своему выбору, и получая результаты, которые в действительности практически невозможно получить.
  • Аналогия. Метод позволяет найти сходство между различными предметами (явлениями), основываясь на общих признаках.
  • Дедукция. Метод предполагает вынесение глобальных выводов на основе множества мелких деталей.
  • Индукция. Противоположный предыдущему метод, позволяющий ориентироваться в исследовании на общую картину явления и, отталкиваясь от нее, рассуждать о частностях.
  • Классификация. Применяя этот способ, студент разделяет предметы (явления) на группы, ориентируясь на общие признаки между ними. Классификация полезна, когда необходимо обобщить информацию, сделать ее легкой для восприятия.
  • Абстрагирование. При абстрагировании исследователь игнорирует общие характеристики предмета (явления), сосредотачиваясь на одном его свойстве.

Важно! Абстрагирование, возможно, самый распространенный метод исследования, применяемый при написании дипломной работы гуманитария. С помощью этого способа было совершено немало открытий, а также исключительно важных закономерностей в психологии, педагогике и философии.

  • Формализация. Данный метод позволяет передать сущность явления при помощи схем, чертежей, символов или формул. Считается, что такой подход позволяет лучше понять особенности изучаемого предмета.
  • Конкретизация. Этот способ предполагает скрупулезное, детальное изучение предмета в реальном времени и условиях.
  • Аналогия. Применяя данный метод, студент исследует сходство предмета изучения с другим предметом (явлением), основываясь на общих признаках.

Практические методы

Любая дипломная работа предполагает использование как теоретических, так и практических методов исследования.

  • Наблюдение. Суть данного метода заключается в сборе нужных данных на основе визуального восприятия.
  • Сравнение. Данный способ считается одним из самых распространенных. Применяя его, студент сопоставляет несколько предметов по одному признаку.
  • Измерение. Этот метод является одним из самых точных. Он предполагает определение физических параметров, относящихся к предмету исследования.
  • Эксперимент. Применяя этот способ, исследователь наблюдает за предметом или явлением в конкретных, определенных именно им условиях. Эксперимент может также использоваться для доказательства или опровержения научных предположений.
  • Моделирование. Данный вид изысканий представляет собой создание макета предметов с целью их пристального исследования и определения практической ценности (работоспособности). Без данного метода невозможно обойтись при конструировании объектов, оборудования, зданий и так далее.
  • Интервью. Используя этот способ, студент проводит беседу с человеком, обладающим определенной информацией, касающейся темы исследования.
  • Анкетирование (опрос). Этот метод позволяет найти нужные данные путем опрашивания какого-либо количества человек. Целью анкетирования, как правило, является подтверждение или опровержение ранее установленных данных.

Методы исследования, используемые при написании дипломных (курсовых) работ

Как описать методы исследования в дипломной работе

В разных проектах используются разные методы исследования, но стоит помнить, что даже студентам гуманитарных ВУЗов в большинстве случаев не удастся избежать практической методологии при подготовке собственной работы.

Чтобы сформулировать использованные при исследованиях методики в письменной части дипломной работы, используйте нижеследующие стандартные конструкции:

  • «В основе данной работы – положения теоретической/практической методологии».
  • «Проект разработан с использованием … методологии».
  • «Методологическую концепцию исследования составили принципы … методологии».
  • «В исследовании использовались нижеследующие методы…»

Обязательно стоит упомянуть ученых, которые ранее занимались исследованием данной проблемы или вопроса. Их фамилии необходимо написать в хронологическом, а не алфавитном порядке. Рассмотрите также вклад современных ученых, это покажет, что вы основательно проработали тему.

Также распишите историю изысканий по данной теме, не пренебрегайте историческим контекстом. Описывая способы, применявшиеся при проведении научных исследований, а также вклад других ученых, используйте нижеследующие словесные конструкции:

  • проблематикой … занимались еще …;
  • в … веке были основательно изучены …;
  • существенный вклад в решение вопросов … внес труд …;
  • такой подход свойственен …;
  • связь … с … показана в исследовании;
  • одной из главных проблем в данной сфере можно назвать …;
  • опыты последних лет позволяют говорить о растущей тенденции …;
  • в вопросах … колоссальное значение имеют работы …;
  • попытки изучения … предпринимались еще …;
  • господствующей точкой зрения по вопросу … является …;
  • исторический опыт показывает, что …;
  • в трудах … заметное место занимает вопрос …;
  • изначально изучением данной проблемы занимался … в труде …;
  • … более подробно исследовано в работе …, и так далее.

Занимаясь составлением текста заключения дипломной работы, следует сделать определенный акцент на краткое описание ее структуры, упоминая при этом методы исследований. При этом можно пользоваться нижеследующими оборотами:

  • Положения, освещенные выше, определили структуру проекта, который состоит из вводной части, … разделов, заключения, …
  • Цели, задачи и логика проведенных исследований обусловили структуру работы, состоящей из …
  • Во введении приведена характеристика работы, четко обосновано социальное/практическое значение и актуальность темы, определены задачи и цель, указана использованная методология и реализованные методы исследования, дан общий обзор проблемы.
  • Глава первая основной части работы посвящена… (В первой главе было рассмотрено…).
  • Вторая глава рассматривает проблему… (Во второй главе содержится информация о…).
  • Заключительная часть исследования содержит полученные выводы… (В заключении представлены основные выводы…).

Методы исследования, используемые при написании дипломных (курсовых) работ

Полезная информация

Выше были перечислены популярные и распространенные методы, которые часто используют при проведении исследований в рамках подготовки к написанию дипломной работы.

Выбирая их для собственного проекта, не забывайте, что использование конкретного способа должно быть научно обосновано, а также актуально для современного научного подхода.

Использование в работе устаревших, признанных неэффективными методов не допускается и может привести к отправке вашего проекта на доработку.

Методы исследования должны решать поставленные перед дипломной работой задачи. Это значит, что выбирать способ изыскания нужно строго в соответствии с ними.

Также стоит отметить, вам может потребоваться один или несколько методов для решения каждой из поставленных задач.

В случае затруднений с этим вопросом лучше проконсультироваться с научным руководителем, проштудировать методичку, либо обратиться к нам за помощью.

Источник: https://kursar.su/metody-issledovaniya-diplomnoj-raboty

Обзор методов исследования в дипломной работе

  • Существуют методы познания, которые наука рассматривает, как универсальные подходы, с помощью которых осуществляется практика познания и ее интерпретация:
  • — анализ
  • — синтез
  • — моделирование.
  • Общефилософские (теоретические) методы:
  • дедукция — метод строгой логической концепции от общего понимания к частным выводам
  • индукция — умозаключение, построенное на переходе от частного к общему
  • аналогия — способ провести мысленные параллели
  • абстрагирование — умение выделить предмет изучения и обозначить его внешнюю среду

Анализ — метод, направленный на получение информации путем мысленного разделения объекта исследования на составляющие элементы и выделение предмета детального изучения под конкретным углом зрения, обусловленного целью работы.

Пример 1: цель дипломной работы — автоматизация документооборота на предприятии.

Объект исследования — конкретное предприятие, на котором работают сотрудники, выполняющие функциональные обязанности. Сотрудники работают с документами. Анализ призван определить структуру документов, их количество, подчиненность, характер взаимосвязей, пути следования документа, определив все промежуточные вехи работы с документом.

На основе проведенного анализа, составляют классификатор документов, определяют свойства, признаки, временные характеристики жизненного цикла документа в общей структуре документооборота. На основе проведенного анализа разрабатывают проект программного обеспечения и выбирают технологии и средства реализации. На этапе проектирования используют метод синтеза.

Синтез — метод противоположный анализу, но неразрывно с ним связанный. Обычно, анализ предшествует синтезу. В ходе детального изучения предметной области выделяют фактические, атомарные признаки, выявляют проблему, связанную с предметом изучения и предлагают пути улучшения, совершенствования, реорганизации, автоматизации, реинжиниринга.

Все эти процессы — процедуры синтеза. Синтез объединяет разрозненные части в целое.
Представьте себе детский конструктор, который состоит из мелких деталей. Что ребенку проще, разобрать готовый домик на части или собрать дом из деталей по рисунку или мысленному образу? Правильно, строить сложнее, чем ломать.

Синтез — это процесс конструирования, часто синтез связан с оптимизацией, нахождением наилучшего решения из допустимых.

Студенту в выпускной работе приходится проводить и анализ и синтез. Анализу посвящена первая глава дипломной работы, которая так и называется — «Аналитический раздел». В соответствии с целью выбираются контекстные (соответствующие цели) методы проектирования, моделирования, классификации по признакам.

Пример 2: цель дипломной работы — на основе фактов, взятых из различных документальных источников воспроизвести историческую картину грандиозного сражения.

На первом этапе студенту необходимо проанализировать множество монографий, книг, воспоминаний, дневников, записей, писем, а затем изложить видение полученных сведений, провести интерпретацию событий, обосновать авторскую точку зрения, то есть синтезировать полученную информацию и «построить дом». Обязательным является доказательство истинности, адекватности, точности, достоверности и других признаков проверки на адекватность предложенного решения. Для подтверждения достоверности опять применяют научные подходы оценки качества результата.

Методы практического (эмпирического) знания

  • методы получения данных:
    • наблюдение
    • измерение
    • эксперимент
  • опрос (интервью)
  • методы обработки данных
  • моделирование

В различных отраслях научных знаний используют методы исследования, которые разрабатывались конкретно для решения задач в этой области. Если в технике и естественных науках применяют количественные методы, то в гуманитарных, юридических — качественные методы исследования.

Качественные методы — это теоретические подходы, связанные с обобщением, классификацией и интерпретацией фактов. Количественные — нацелены на получение количественных соотношений, аналитических зависимостей и критериальных параметров оценки.

Научные методы исследования к экономике

Экономика — наука о хозяйственной деятельности людей. Экономика — искусственная система, созданная человеком (обществом) для получения материальных продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности населения.

Научные исследования в экономике направлены на эффективное управление экономикой, получение максимальной прибыли при минимальных затратах при условии удовлетворения максимума потребностей общества и конкретных людей.

К методам экономического измерения относят такие методы как:

  • хронометрирование
  • квалиметрические методы
  • калькулирование и калькуляция
  • смета затрат
  • имитационное моделирование процессов и явлений
  • методы СМО (экономические системы массового обслуживания)
  • финансовый анализ

Имитационное моделирование как метод основано на реализации математической модели, которая имитирует деятельность экономического субъекта или реализацию экономических процессов во времени на основе вероятностных значений экономических параметров.

Читайте также:  Речь для защиты диплома – как написать и подготовиться, рекомендации студентам

Цель имитационного моделирования — параметрических анализ взаимного влияния процессов и явлений, выявление структурных закономерностей.

Методы СМО применяются для расчета оптимальных экономических параметрах в условиях, когда на входе экономической системы обслуживается поток заявок и стоит задача синтезировать систему оптимальным образом, чтобы обслужить максимальное количество заявок.

эконометрические модели используются для прогнозирования развития экономики в условиях внешних воздействий с учетом внутренних параметров модели.

Финансовый анализ используется для расчета финансовых показателей, как универсальных мер анализа экономической системы.

Педагогические исследования

  • педагогический эксперимент
  • опрос
  • педагогическое тестирование
  • методы педагогического измерения качества обучения (контрольно-измерительные методы)
  • аналогии
  • моделирование

Юридические исследования

Юридические исследования носят теоретический характер, к ним относятся:

  • анализ юридической литературы
  • поиск прецедентов
  • обобщение и классификация юридических норм

Методы бухгалтерского учета

  • первичное наблюдение — метод, направленный на сбор и регистрацию первичных данных
  • вторичное наблюдение — систематизация, классификация, агрегирование первичных данных, составление сводных отчетов
  • третичное наблюдение — данные в динамике, прогнозы и перспективы.

Методы психологических исследований

  • психоанализ — направлен на выявление психических расстройств или проблем
  • беседы
  • наблюдение
  • психологический эксперимент и моделирование
  • биографический метод — анализ жизни человека и выявление закономерностей в поведении
  • лонгитюдный метод

Научные исследования в туризме

  • социокультурное проектирование
  • классификация
  • метод аналогий, сравнения и обобщения

Методы исследования, используемые при написании дипломных (курсовых) работ

Источник: https://www.diplomade.ru/metody-issledovaniya-v-diplomnoj-rabote/

Методы исследования: методы диагностики, пример исследования и результат исследования в дипломных (ВКР) и курсовых работах

Здравствуйте, мой уважаемый читатель. В этой статье я хочу рассмотреть такую тему как методы исследования. Это довольно общая тема, поэтому хотя я и экономист, но, думаю, все эти методы исследования можно без проблем использовать в психологии, педагогике, юриспруденции, медицине и т.д.

Что такое метод исследования? Если по-простому — это набор действий, которые применяют к чему-то и получают что-то новое. Это путь от одного состояния чего-то к другому с описанием конкретных шагов.

Действие по отношению к этим данным – происходит с помощью определённых средств и способов определённым образом. В этом состоит суть метода.

Получается, что метод исследования – это способ достижения какой-то цели в рамках исследования. И таких целей у исследования может быть несколько, и идти они могут одна за другой.

Поскольку наборов действий может быть бесконечное количество, соответственно, и методов – бесконечное множество. И они по-разному популярны для разных сфер исследования: в экономике одни, в психологии другие. Есть методы исследования, которые везде могут быть использованы (таблицу из текста можно в любой науке сделать), а есть те, которые не везде можно сразу применить.

В рамках выпускных квалификационных работ часто выполняют оценку методологии. Методология отвечает на вопрос, какие методы и почему используются по отношению к предмету. То есть это наука, изучающая методы.

Отличие метода от методики и методологии

Метод – это набор действий. Путь от одного состояния к другому.

Методика – это набор методов по стадиям исследования. На каждой стадии могут быть использованы разные методы, причём необязательно один. Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без рациональной методики даже корректный метод не даст однозначно понимаемого результата.

Методология – это наука о методах. В конкретной работе методология отвечает на вопрос, почему выбраны такие методы.

Например, при проведении маркетингового исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Совокупность этих методов должна дать характеристику рынка. Вместе эти методы представляют собой методику маркетингового исследования.

Рассмотрим также отдельные методы экономической диагностики

Методы экономической диагностики (методы диагностических исследований)

  • Под методом диагностики понимают способ получения и анализа необходимой информации:
  • — личные наблюдения;
  • — опрос исполнителей;
  • — изучение документов;
  • — анкетирование;

— фотографии рабочего дня и т.д.

  1. Существует несколько методических подходов к проведению диагностики предприятия, которые базируются на структурировании, выявлении главного направления, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении полученных результатов.
  2. Методика проведения диагностики деятельности предприятия охватывает совокупность конкретных методов (приемов). Основные методы диагностики:
  3. Неформализованные методы (логическое, субъективное исследование):
  4. — экспертный (оценка ситуации высоопытными специалистами);
  5. — морфологический (систематизация набора альтернативных решений и выбор наиболее эффективных вариантов);
  6. — рейтинговый (систематизация, ранжирование и определение лучших результатов по определенным показателям);

— фактографический (анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т.д.);

  • — мониторинг (детальных, систематизированный анализ изменений);
  • — логическое моделирование (построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц);
  • — фундаментальный (изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики);
  • — технический (проведение детального анализа динамики определенных показателей хозяйственной деятельности предприятия);
  • Формализованные методы (четкие формализованные аналитические зависимости);
  • — факторные (выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов);
  • — конъюнктурный (определение текущего состояния по позициям);
  • — математический (цепные подстановки, арифметические разницы, относительные величины, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, вычисление простых и сложных процентов, дисконтирование);

— статистический (корреляционный, дисперсный, экстраполяционный, ковариационный анализ, методы средних величин, группировок, графический и индексный методы и т.д.);

— методы исследования операций (использование теории игр, построение дерева целей и ресурсов, сетевое планирование и т.д.);

— эконометрические (матричный, спектральный анализ, межотраслевой баланс);

— экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование (системный анализ, машинная имитация, линейное, нелинейное, динамическое программирование).

Как можно видеть из представленного перечня, одним и тем же методам могут соответствовать разные классификаторы. Конкретный выбор методов определяется исследованием и планируемым результатом исследования.

  1. Результат исследования – это 1) либо новое дополнительное знание в виде решения проблемы исследования, что и позволяет достичь цели исследования, 2) либо новое дополнительное знание о том, что поставленную проблему решить оказалось невозможно, и цели достичь не получилось.
  2. Результат исследования может выглядеть как 1) набор новых научных фактов или как 2) определённые числовые зависимости между явлениями, понятиями, категориями, элементами исследуемого объекта, или 3) как научной теория.
  3. Визуально результат исследования выглядит как текст, рисунки (иллюстрации), таблицы.

Результат в выпускных квалификационных работах тесно связан с темой работы и, следовательно, с её целью. Например, если тема «совершенствование финансового состояния», то цель – усовершенствовать финансовое состояние,  а результат – усовершенствованное финансовое состояние.

Поэтому из формулировки темы дипломной работы можно понять, какой результат ожидается в конце исследования.

Результат состоит из решения задач исследования, которые определяются во введении работы.

Источник: http://diplom35.ru/diplom/metody-issledovaniya/

Какие методы исследования использовать в дипломной работе

Ознакомиться с возможными методами исследования будет полезно не только при написании дипломной работы, но и при написании любой научно-исследовательской работы.

Так или иначе, рассматривая какой-либо аспект или какой-либо процесс, вы делаете это каким-то определённом методом или целой совокупностью методов.

Наша основная цель здесь и сейчас – дать вам понимание о том, что такое методы исследования, а также то, какими они бывают и каким образом правильно будет их использовать. Очевидно, что во всём многообразии нашего мира, невозможно выделить какие-то универсальные методы, ведь здесь важен индивидуальный подход, иначе объективность и корректность исследования находится под угрозой.

Определение методов дипломной работы

Для того, чтобы правильно определиться с методами, необходимо изучить достаточное количество литературы по теме и выявить какие методы чаще всего используются в похожих исследованиях или при проведении исследований, идентичных вашему. Ради выбора методологии вам потребуется соотнести область знаний и объект.

Конечно, наука продвинулась настолько далеко, что появилось бесчисленное количество методов. Но при этом не стоит вводиться в заблуждение – даже самые популярные и самые востребованные методы могут не подходить к вашему исследованию. Важно учесть поставленные цели и задачи, и только затем определяться с тем, какими способами их можно достигать.

Например, в одном исследовании изучается общественное мнение и проводится опрос, а цель исследования при этом – изучить имидж города среди горожан. А в другом исследовании цель формулируется как изучение бренда города и здесь, несмотря на их схожесть, необходимо задействовать метод кейсов, экспертный опрос или анализ документов.

То есть при всей аналогичности исследований, нельзя просто копировать методологию, не вникая в суть исследования.

Методов много, они изучают предметы с разных сторон, но их объединяет один нюанс – какой бы метод вы не выбрали, если этот метод будет подобран правильно, вы дойдёте до истины. То есть для исследователя определение методологии – не самоцель, его больше интересует как найти действительное знание, как добраться до сути. Далее мы разберём конкретные методы и их отличия друг от друга.

Виды методов

Существует несколько групп методов исследования, но мы рассмотрим наиболее актуальные и востребованные. Согласно популярной классификации, методы можно разделить на:

  • Общие методы, которые являются универсальными для всех научных направлений (как правило, их используют в теоретической части работы);
  • Частные методы, которые имеют профиль и специализацию (как правило, их используют в практической части работы)

Для студента важен не сам факт выбора и даже не тот смысл, который он вкладывает в исследование, намного важнее – понимание для чего и зачем делается именно такой выбор.

Многие студенты пишут введение по завершению всей работы, что позволяет более точно указать методы исследования, но нельзя сказать, что данная стратегия корректна.

В любом случае, нельзя указывать методы наоум и нельзя указывать методы, если они потенциально не позволят вам достигнуть цели вашего исследования и решить задачи.

Разделение на группы – условно, не стоит предавать ему слишком большое значение. Тем не менее, чтобы вам было удобнее ориентироваться, методы изложены по группам, в определённой последовательности.

Общие методы

Данные методы могут использоваться для проведения исследований в разных областях. Основная задача этих методов – систематизировать и раскрыть имеющуюся совокупность данных. Как правило, в теоретической части работы используются следующие общие методы.

Анализ

Аналитические способности студента – это именно тот навык, который позволяет преподавателям давать оценку его способностям.

Хорошо, если вы прочитали много книг и много что знаете, но если вы не можете проанализировать, проработать, осознать и применить эту информацию на практике, то работа была проделана бессмысленно.

Анализ позволяет понять зачем вся эта совокупность данных приведена в исследовании, оценить настоящее положение дел и перспективы, дать оценку и обосновать свои доводы.

Сам метод – это возможность не только рассмотреть предмет исследования, но и разложить его на составляющие, выявить его наиболее существенные свойства и признаки. Нахождение у разных предметов похожих свойств и признаков – ниша не только сравнения, но и анализа.

Читайте также:  Доклад на курсовую работу: пример и образец написания, как составить и сдать?

Синтез

Если анализ позволяет обобщить и найти в предметах различие, то синтез позволяет соединить какие-то аспекты изучаемого предмета и представить их как целостность для изучения более детально и подробно.

Нельзя сказать, что эти методы кардинально отличаются и между ними можно провести чёткое разделение, тем не менее, нельзя также и сказать, что каждый из них не может быть самостоятельным методом.

Моделирование

Моделирование позволяет воссоздать правдоподобную картину реальности, выразив её в качестве микрообъекта реальности.

Есть предметы, которые мы не можем изучить непосредственно и значит есть необходимость смоделировать ситуацию, которая максимально воссоздаст естественную среду.

Но при этом модель должна быть идентична предмету исследования, иначе всё изучение будет построено некорректно: у модели должны быть те же свойства и признаки, что и у реального объекта.

Аналогия

Для того, чтобы использовать аналогию, необходимо убедиться в том, что у исследуемых предметов или процессов есть одинаковые или похожие признаки. Условно говоря, вы сравниваете две зависимости – игровую и табачную, ваша задача – выявить что у них общего, в чём различие и почему.

Дедукция

Данный метод позволяет выделить частные случаи и затем применить исследуемые параметры и выделенные закономерности для всей совокупности исследуемых объектов.

Индукция

Данный метод позволяет выделить у совокупности объектов общие черты или различия, а затем – применить эти знания для частных случаев.

Обобщение

Иногда может показаться, что методы настолько неразделимы между собой, что нельзя выбрать для исследования какой-то один. Так, обобщение очень похоже на дедукцию: мы берём за основу какие-то частные случаи или процессы и выявляем что-то, что распространяется на всех них. Различают такие виды обобщения как:

  • Переход от частного к общему (индуктивное обобщение);
  • Распространение одного мнения на всю совокупность данных (аналитическое обобщение).

Другая классификация методов

Как уже говорилось ранее, упомянутая классификация не является единственной. Но то, что есть классификации по другим параметрам, совсем не означает, что перечень методов категорически разнится. Разделение методов на виды по определённым признакам позволяют сделать информацию более структурированной и доступной для осмысления. Основные параметры, по которым происходит классификация:

  • Свойства предмета или его параметры;
  • Жанры или виды процесса;
  • Стили;
  • Хронология и тд.

Абстрагирование

За основу при использовании данного метода необходимо взять какой-то случай или какой-то объект, а затем – рассмотреть его без привязки к контексту, времени, видовым или иным особенностям.

Студенту необходимо выбрать какой-то один аспект проблемы или одну из характеристик изучаемого предмета, а затем всё исследование построить, ориентируясь на эту особенность в большей мере, чем на всё другое.

Метод на первый взгляд является простым, но когда дело доходит до конкретного исследования, возникают трудности с его эмпирическим применением. Но данный метод и не требуется для эмпирики, скорее – для дисциплин общественного спектра (педагогики или психологии, например).

Формализация

Этот метод используется для более лаконичного изложения материала. Условно говоря, мы заменяем длинную конструкцию, в процессе прочтения которой уже теряется весь смысл, более удобной и читабельной формулой или изображаем текстовую конструкцию схематично.

Конкретизация

Конкретизация происходит в тот момент, когда мы берём какой-то предмет для изучения, выбираем какое-то свойство или явление и рассматриваем его настолько детально, насколько это возможно.

Аналогия

Допустим, у нас есть несколько предметов исследования и мы подразумеваем, что в каких-то аспектах они схожи, в каких-то различны.

Мы можем предположить, могут ли остальные свойства одного заместить свойства другого, может ли один предмет заменить другой и что делает их отличными друг от друга и особенными.

Метод часто не вызывает доверия у научного сообщества, ведь многое здесь зависит от позиции исследователя или от условий, в которых исследование проводится.

Можно сказать, что чаще всего используются синтез и аналитический метод. Иногда они не фигурируют в методологии, но подразумеваются.

Эмпирические методы

Данные методы рассчитаны на решение практических задач и проведение практических исследований, но данное условие совсем не обязательно.

Если теоретические методы предполагают выбор одного из способов познания, то практические дают возможность производить несколько операций и собирать конкретные данные, во многих случаях – первичные.

Самыми популярными практическими методами можно назвать следующие.

Наблюдение

Наблюдение вплотную связано с моделированием. У нас есть модель, приближенная к реальности, и мы, как исследователи, должны её оценить и зафиксировать закономерности и признаки. Но при этом наблюдение может происходить и в естественных условиях, в естественной среде, исключая создание модели.

Сравнение

Компаративный метод является очень популярным в общественных науках. Он используется в тех случаях, когда несколько объектов имеют потенциальное сходство по каким-либо признакам.

Измерение

В любом исследовании метод измерения так или иначе используется. Не обязательно при этом использовать численные показатели, но обязательно их переводить в таковые.

Эксперимент

Эксперимент используется в тех случаях, когда исследование невозможно провести в естественных условиях. Если данные подтверждаются не единожды, то их можно использовать в качестве доказательной базы.

Моделирование

Моделирование позволяет воссоздать правдоподобную картину реальности, выразив её в качестве микрообъекта реальности.

Есть предметы, которые мы не можем изучить непосредственно и значит есть необходимость смоделировать ситуацию, которая максимально воссоздаст естественную среду.

Но при этом модель должна быть идентична предмету исследования, иначе всё изучение будет построено некорректно: у модели должны быть те же свойства и признаки, что и у реального объекта.

Беседа и интервью

Для исследования необходимо найти человека, который сможет конкретно и правдиво ответить на главные вопросы исследования. Это может быть рядовой гражданин, специалист в определённой сфере или даже эксперт.

При этом вся процедура беседы максимально формализована, требует большой и кропотливой разработки.

Опираясь на научную методологию, результаты такого исследования позволяют получить релевантные и достоверные сведения о предмете исследования.

Опрос и анкетирование

Для проведения такого исследования, придётся заранее определиться с релевантной выборкой и сформулировать вопросник. Вопросы должны не только отобразить реальное положение вещей, но и реализовать задачи исследования. Нюансы есть и в ответах на вопросы – они могут быть открытые или закрытые. Различается вовлеченность интервьюера и респондента в этот процесс.

Отлично, если у вас есть возможность сделать выборку релевантной. Если вы опросите слишком мало человек или много, но не учитывая нюансы аудитории, то исследование не будет иметь право считаться научной работой.

Описание

Описание может использоваться как самостоятельный метод или входить в состав исследования с наблюдением. Без наблюдения вряд ли получится что-то описать.

Иные специальные методы

Некоторые науки имеют свою методологию. Поэтому важно адаптировать исследовательскую методологию к своей специальности. Так, можно выделить такие методы для разных наук:

  1. Для экономических наук – это анализ, сценарный метод, статистический метод.
  2. Для педагогических наук – это беседа, интервью, тестирование.
  3. Для лингвистики и филологии – это различные виды анализов, эксперименты, статистический метод, нарративный метод.

Этот список не исчерпывающий, но даёт возможность понять то, что для каждой науки методы могут быть свои. Они могут быть общими, но с уклоном в специфику специальности.

Различные методологии

Ряд исследователей разделяют методы исследования, в зависимости от специлизации. Например, А.Я. Флиер предлагает разделять методы по следующему принципу.

Гуманитарные методологии

  • Историки делают упор на хронологии событий, поэтому выстраивание логичных проекций составляет основу их методологии.
  • Герменевтика в основе своей методологии закладывает поиск смыслов через раскрытие явлений, заложенных в тех предметах, которые мы имеем здесь и сейчас.
  • Феноменология помогает осознать какие-то явления и увидеть какие-то свойства, не руководствуясь данными внешней среды (в т.ч. историческим или политическим контекстом).
  • Постструктурализм позволяет учитывать контекст и интерпретировать его в соответствии с концептуальными рамками.

Социально-научные методологии

  • Эволюционизм позволяет оценить историческое развитие, исходя из позиции прогрессивного развития.
  • Циклические и волновые модели культурной динамики дают нам понимание о том, что все процессы повторяются и наша цель – застопорить какие-то процессы и проанализировать их, чтобы в дальнейшем иметь возможность сделать достоверный прогноз.
  • Структурный функционализм совмещает в себе как анализ особенностей структуры, так и анализ её функциональных особенностей.
  • Новые проблемы и новые пересечения ранее несовместимых наук также представляют интерес и выделяются в отдельную категорию.

Гармоничное указание методов

Наверняка по мере прочтения этой статьи, многие для себя решили что использовать те или иные методы исследования в их случае более рационально. Хорошо если так. Но сразу возникает другой вопрос – как оформить и обозначить в самой работе используемые методы.

На самом деле, сделать это намного проще, чем выбрать для себя методологию. Можно использовать такие выражения:

  • За основы у в работе была принята…методология;
  • В качестве основной использовалась ….методология;
  • Для решения поставленных задач использовалась…методология;
  • Ради достижения цели исследования мы использовали…методологию;
  • В работе использовалась…методология.

Вряд ли у вас получится найти методологию, которая используется вами впервые. Поэтому позаботьтесь о том чтобы предоставить информацию обо всех ваших предшественников и авторов методологии.

Важно учитывать хронологию создания теории и проведения исследований, даже если вам кажется, что логичнее это представить иначе.

Для выражения этой мысли нет регламента, но чаще всего используют такие конструкции как:

  • Ряд исследователей…
  • В…веке данный вопрос был изучен…
  • Проблемами занимались…
  • Большой вклад в изучение проблематики внесли…
  • Большое значение имеет…

Далее вам следует сформулировать свою позицию так, чтобы предыдущие положения плавно вытекали из них. Вам надо объяснить почему ваша работа построена именно так и почему ваша логика изложения правильна и возможна. Например:

Тема дипломной работы: возможности преодоления кризисных явлений в Европе, связанных с миграционным фактором. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и определить показатели преодоления кризисных явлений в Европе, учитывая показатели миграционного прироста и их нормализацию.

В соответствии с формулировкой цели и постановкой задач, нами была сформулирована гипотеза. Она звучит как: кризисные явления в Европе возникли задолго до того, как начался миграционный прирост. Кроме того, существует допущение о том, что кризис произошёл в ряде стран, но не во всём регионе, и специфика различна.

Источник: https://referatreview.ru/blog/kakie-metody-issledovaniya-ispolzovat-v-diplomnoj-rabote/

Ссылка на основную публикацию