Научная статья студента: понятие и виды, содержание текста

Научные статьи пишут студенты, аспиранты и состоявшиеся ученые. Публикация научных статей — обязательная часть работы над диссертацией. Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи. В статье будет рассмотрен процесс работы над такой статьей.Научная статья студента: понятие, виды, содержание

Что такое научная статья

Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.

Выделяют следующие виды научных статей:

  1. Научно-теоретические — описывающие результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей.
  2. Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
  3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и промежуточных или окончательных результатов своего научного исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.

Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой приоритет в выбранной области исследования.

С чего начать

Если вы готовите статью для определенного издания, журнала, сборника, следует, в первую очередь, изучить требования к принимаемым в него статьям: объем, оформление, круг тем. Например, требования к статьям, которые предъявляет журнал “Молодой ученый”, достаточно просты и понятны. Ознакомиться с ними можно здесь .

Затем можно поразмышлять над темой статьи. Для начала пересмотрите уже имеющийся у вас материал и подумайте, как его можно использовать для написания статьи. Чем более узко и специализированно представлена тема статьи, тем лучше. Не старайтесь объять необъятное. Тема должна быть актуальной для науки и интересной именно вам.

Определив тему, набросайте приблизительный план статьи, подумайте, как и в какой последовательности изложить материал. Теперь следует определиться, каких материалов вам не хватает для полноценных и аргументированных выводов.

Отправляйтесь в лабораторию, архивы, библиотеку, чтобы собрать недостающие сведения, провести дополнительные эксперименты.

Обязательно обратите внимание на новые публикации по вашей теме, появившиеся за последние год-два. Перелистайте научные журналы, сборники конференций, журналы, газеты.

Содержание статьи должно быть актуальным и основываться на позднейших наработках других исследователей.

Также рекомендуем: Как искать информацию для научной статьи

Собрав необходимый материал, сгруппируйте его, проанализируйте и обобщите.

Для лучшего восприятия объема проведенной работы и результатов вашей деятельности представьте материал в наглядной форме: составьте схемы, диаграммы, графики, таблицы.

Это поможет не только вам самим систематизировать полученную информацию, но и вашим читателям лучше понять вас и использовать ваш материал в своей деятельности.

Также рекомендуем: Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью

Не знаете, с чего начать писать сам текст? Начните с середины. Сначала просто запишите все, что пришло вам в голову. Не старайтесь сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное — сформировать скелет будущей статьи.

Отложите написанный текст на несколько дней. Все это время ваш мозг будет продолжать трудиться, и когда вы снова откроете файл со своими записями, работа пойдет гораздо быстрее.

Сначала напишите основную часть статьи, затем выводы и введение, а после этого приступайте к заголовку, аннотации и ключевым словам.

Структура научной статьи

  • Научная статья состоит из следующих основных частей: название статьи (заголовок), аннотация, ключевые слова, введение, основная часть, заключение (выводы, анализ, обобщение, критика), список литературы.
  • Рассмотрим особенности каждой из них.
  • Заголовок

Заголовок статьи должен выполнять две задачи: отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей.

Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к сути вопроса. При публикации такой статьи в Интернете или в электронном каталоге библиотеки заголовок с использованием ключевых слов повышает шансы, что ваши статьи будут найдены интересующимися данной проблемой. Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.

  1. Примеры удачных заголовков, которые хорошо раскрывают суть научной статьи:
  2. «Математическое моделирование отрывных течений на основе нестационарных уравнений Навье-Стокса» «Исследование потерь при распространении радиосигнала сотовой связи на основе статистических моделей»
  3. «Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза»
  4. Ошибки при составлении заголовка:

1. Заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем сам текст статьи. Заголовок должен быть как можно более конкретным. Например: «Работа педагога» ; «Коучинг» — примеры плохих заголовков. «Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития персонала» ; «Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста» — примеры хороших заголовков

2. Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение.

3. Сенсационный заголовок. Такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся. Пример: «Засорение окружающей среды — как мы за это расплачиваемся» — плохой заголовок. «Методика расчета платы за экологический ущерб, нанесенный антропогенным воздействием» — хороший.

Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных работах, но вы вносите свой вклад в разработку темы или рассматриваете лишь некоторые аспекты проблемы, то можно начать заголовок со слов: «К вопросу о…», «К проблеме…», «К анализу…».

Аннотация

За заголовком следует аннотация — сжатая характеристика статьи. Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть краткой, но при этом содержательной.

Рекомендуемый размер аннотации — не более 500 символов, т.е. 4-5 предложений. В аннотации дается информация об авторе/авторах статьи, кратко освещается научная проблема, цели и основные авторские выводы в сокращенной форме.

Также в аннотации отражается научная новизна статьи.

Также рекомендуем: Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных фактов, подробностей. Она должна быть написана простым, понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено и т. д.).

Аннотация выполняет две основные задачи:

  • она помогает читателю сориентироваться в огромном объеме информации, где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации потенциальный читатель решает, стоит ли читать саму статью;
  • служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.

Пример аннотации:

В статье раскрывается понятие политической социализации как процесса включения индивида в политическую культуру общества.

Даются определения разновидностей политической социализации (прямая, косвенная, стихийная, латентная, партикулярная, прагматичная, унифицирующая, разобщающая и т. д.

) Делается вывод, что политическая социализация как социокультурное явление может быть успешно проанализирована только с учетом ряда условий, включая динамический характер анализа и специфику базовых установок.

Ключевые слова

Ключевые слова — своего рода поисковый ключ к статье. Библиографические базы данных обеспечивают поиск по ключевым словам. Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины.

Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания статьи и для ее поиска. Кроме понятий, отражающих главную тему статьи, используйте понятия, отражающие побочную тему.

В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

  • Например, для статьи с названием «Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности как категории лексикологии» будут уместны такие ключевые слова: лексическая семантика, семантические признаки, коннотация, экспрессивная единица .
  • Обязательно попробуйте экспериментальный сервис автоматического формирования ключевых слов!
  • Автоматическое формирование ключевых слов научной статьи
  • Введение

Во введении следует познакомить с объектом и предметом исследования, изложить используемые методы исследования (оборудование, параметры измерений и т. д.), сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить результаты работы предшественников, что выяснено, что требует выяснения. Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в тему.

Читайте также:  Разработка и расчет бизнес-плана: что это такое и основные принципы написания работы

Основная часть

Основная часть — самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения, которые позволили сделать выводы.

Если статья написана по результатам экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать, отразить стадии и промежуточные результаты.

Если какие-то эксперименты оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия, повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.

Все исследования представляются по возможности в наглядной форме. Здесь уместны схемы, таблицы, графики, диаграммы, графические модели, формулы, фотографии. Таблицы должны быть снабжены заголовками, а графический материал — подрисуночными подписями. Каждый такой элемент должен быть непосредственно связан с текстом статьи, в тексте статьи должна содержаться ссылка на него.

В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения автора. Все выводы должны быть объективны, публиковаться как есть, без авторской интерпретации. Это позволяет читателям оценить качество полученных данных и делать на их основе собственные выводы.

  1. Также вы можете предложить свой анализ полученных результатов, а также изложить субъективный взгляд на значение проведенной работы.
  2. Список литературы
  3. В этом разделе приведены ссылки на цитируемые или упоминаемые в тексте статьи работы.
  4. Также рекомендуем: Как оформить список литературы

Научный стиль изложения

Для научного стиля изложения характерны целостность, связность, смысловая законченность. Логическим переходам и связности текста способствуют такие слова, как «с другой стороны», «таким образом», «на самом деле», «конечно», «действительно».

Для научной статьи характерно наличие большого количества фактов и доказательств и отсутствие неясностей и разночтений. Неуместно в тексте научной статьи выражать какие-либо эмоции.

Приступая к написанию научной статьи, представьте себе того, для кого вы ее пишете. Трудные и малопонятные для вашей аудитории места снабжайте ми, но здесь важно соблюсти баланс и не начать объяснять элементарные и известные истины.

В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также специальная терминология. Весь материал излагайте в строгой последовательности, каждый вывод подкрепляйте доказательствами и аргументируйте научными положениями.

Не используйте необоснованных заимствований, а те, которые требуются вам для подкрепления своих мыслей, оформляйте в виде цитат со ссылками на первоисточник. Не забывайте делить текст на абзацы. Если статья обширна, используйте подзаголовки. Такая статья легче воспринимается.

Источник: https://moluch.ru/information/howto/

Структура научной статьи

  • Рассмотрим особенности составных элементов научной статьи и основные требования, которые необходимо соблюдать при работе над ними.
  • Название

Название (заголовок) — обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.) или издания.

Основное требование к названию статьи — краткость и ясность. Максимальная длина заголовка — 10-12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.

  1. Заголовок статьи должен:
  2. — быть информативным,
  3. — привлекать внимание читателя,
  4. — соответствовать научному стилю речи,
  5. — отражать главную тему исследования и не вводить читателя в заблуждение относительно рассматриваемых в статье вопросов,
  6. — содержать некоторые из ключевых слов, отражающих суть статьи.
  7. В заголовке можно использовать только общепринятые сокращения.

При переводе заглавия статьи на английский язык не должно использоваться никаких транслитераций с русского языка, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и др. объектов, имеющих собственные названия; также не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам.

Резюме (аннотация)

Резюме – это не зависимый от статьи источник информации. Ее пишут после завершения работы над основным текстом статьи.

Она включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты.

В ней указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый объем — 200–250 слов на русском и английском языках.

  • Резюме выполняет следующие функции:
  • — позволяет определить основное содержание статьи, его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту публикации;
  • — используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска документов и информации.
  • Резюме должны быть оформлены по международным стандартам и включать следующие моменты.
  1. Вступительное слово о теме исследования.
  2. Цель научного исследования.
  3. Описание научной и практической значимости работы.
  4. Описание методологии исследования.
  5. Основные результаты, выводы исследовательской работы.
  6. Ценность проведенного исследования (какой вклад данная работа внесла в соответствующую область знаний).
  7. Практическое значение итогов работы.
  1. В резюме излагаются существенные факты работы, здесь не должно содержаться материала, который отсутствует в самой статье.
  2. Предмет, тема, цель работы указываются, если они не ясны из заглавия статьи; метод или методологию проведения работы имеет смысл описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы.

В резюме не должен повторяться текст самой статьи (нельзя брать предложения из статьи и переносить их в резюме), а также ее название. В ней не должно быть цифр, таблиц, внутритекстовых сносок.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, имеющим практическое значение.

Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в статье.

В тексте резюме следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций. Он должен быть лаконичен и четок, без лишних вводных слов, общих формулировок.

Ключевые слова

Ключевыми являются слова и словосочетания, выражающие основное смысловое содержание статьи, служащие ориентиром для читателя и использующиеся для поиска статей в электронных базах, по этой причине среди них не должно быть общеупотребительных – это может усложнить поиск.

Размещаются после аннотации в количестве 4–8 слов, приводятся на русском и английском языках.

Одно ключевое слово должно выражать одно понятие: например, ценностно-смысловые ориентации, школы рабочей молодежи, этничность, северный эпос, экзистенциальная детерминация, северные конвои.

Введение

Введение призвано дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью предпринято исследование. При написании введения автор прежде всего должен заявить общую тему исследования.

Далее необходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость работы и описать наиболее авторитетные и доступные для читателя публикации по рассматриваемой теме.

Во введении автор также обозначает проблемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.

Во введении в обязательном порядке четко формулируются:

— цель и объект предпринятого автором исследования. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, раскрытию которой она посвящена.

Чтобы сформулировать цель, необходимо ответить на вопрос: «Что вы хотите создать в итоге проведенного исследования?» Этим итогом могут быть новая методика, классификация, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т. д.

Формулировка цели любой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить и т. п. Объект – это материал изучения.

— актуальность и новизна. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации. Это способность результатов работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов, полученных другими авторами.

  • — исходные гипотезы, если они существуют.
  • Также в этой части работы читателя при необходимости знакомят со структурой статьи.
  • После написания введения его необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам:
  • — четко ли сформулированы цели, объект и исходные гипотезы, если они существуют;·
  • — нет ли противоречий;·
  • — указана ли актуальность и новизна работы.·
  • Обзор литературы

Обзор литературы представляет собой теоретическое ядро исследования. Его цель – изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисление предшествующих исследований, но их критический обзор, обобщение основных точек зрения.

Читайте также:  Гипотеза дипломной работы: пример во введении и образец написания

В данном разделе описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор используемых методов. Он должен дать возможность читателю оценить правильность этого выбора, надежность и аргументированность полученных результатов.

Смысл информации, излагаемой в этом разделе, заключается в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах.

Отсылка к литературным источникам без описания сути метода возможна только при условии его стандартности.

Результаты

В этой части статьи должен быть представлен авторский аналитический, систематизированный материал. Результаты проведенного исследования необходимо описывать достаточно полно, чтобы читатель мог проследить его этапы и оценить обоснованность сделанных автором выводов.

По объему эта часть занимает центральное место в научной статье. Это основной раздел, цель которого заключается в том, чтобы при помощи анализа, обобщения и разъяснения данных доказать рабочую гипотезу (гипотезы).

Результаты при необходимости подтверждаются иллюстрациями – таблицами, графиками, рисунками, которые представляют исходный материал или доказательства в свернутом виде. Важно, чтобы проиллюстрированная информация не дублировала текст.

Представленные в статье результаты желательно сопоставить с предыдущими работами в этой области как автора, так и других исследователей. Такое сравнение дополнительно раскроет новизну проведенной работы, придаст ей объективности.

В зависимости от уровня знаний – теоретического или эмпирического – различают теоретические и эмпирические статьи. Теоретические научные статьи включают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование.

Если статья имеет теоретический характер, чаще всего она строится по следующей схеме: автор вначале приводит основные положения, мысли, которые в дальнейшем будут подвергнуты анализу с последующим выводом.

Эмпирические научные статьи, используя ряд теоретических методов, в основном опираются на практические методы измерения, наблюдения, эксперимента и т. п.

Результаты исследования должны быть изложены кратко, при этом содержать достаточно информации для оценки сделанных выводов, также должно быть очевидно, почему для анализа выбраны именно эти данные.

Заключение, выводы

Заключение содержит краткую формулировку результатов исследования. В нем в сжатом виде повторяются главные мысли основной части работы. Всякие повторы излагаемого материала лучше оформлять новыми фразами, новыми формулировками, отличающимися от высказанных в основной части статьи.

В этом разделе необходимо сопоставить полученные результаты с обозначенной в начале работы целью. В заключении суммируются результаты осмысления темы, делаются выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из работы, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области.

В заключительную часть статьи желательно включить попытки прогноза развития рассмотренных вопросов.

Источник: https://gum.narfu.ru/author/struktura-stati-gum.php

Что такое научная статья: аналитическая, научно-исследовательская, научно-публицистическая статья, ВАК

Научная статья студента: понятие, виды, содержание

Современные ученые выделяют различные виды научных статей – это зависит от выбранной автором темы и метода исследования.

Публикация научных работ (далее — НР) является одним из необходимых условий научно-исследовательской деятельности. Именно по наличию опубликованных трудов оценивают потенциал молодого ученого, а также весомость вклада в науку опытных исследователей.

Что такое научная статья

Научная статья – это логически завершенное исследование какой-либо проблемы, осуществленное посредством применения научного метода. Это понятие научной статьи в самом упрощенном виде.

В любой публикации такого рода описывается актуальность исследования, цели и задачи изыскания, а также суть новаторства изложенных идей. Автор, публикуя свое исследование, закрепляет за собой авторское право на ту или иную идею.

В отдельную разновидность публикаций в сфере науки включаются так называемые обзоры, представляющие собой анализ трудов ученых по определенной тематике. Такая работа может быть написана в форме полемики с аргументированным изложением собственного  мнения по рассматриваемому вопросу.

Работы ученых, как правило, изложены:

  • в безличной форме;
  • разделены на логические блоки;
  • все блоки взаимосвязаны между собой;
  • имеется четкая структура текста.
  • Пример структуры текста работы:
  1. Заголовок
  2. Аннотация
  3. Ключевые слова
  4. Вступительная часть
  5. Основная часть
  6. Заключительная часть с выводами
  7. ссылки или список использованной литературы

В зависимости от предмета и метода исследования выделяют несколько видов опубликованных научных статей. Это теоретические, практические и обзорные работы.

  •        Научно-теоретические статьи  — это изложенные в доступной форме теоретические разработки в определенной области. Ценность таких НР неоспорима – в них автор может  проанализировать закономерности и объяснить их причины.
  •         Научно-практические статьи – это публикации экспериментальных  исследований, в таких работах приводятся результаты полученных опытов, раскрывается их практическая значимость.
  •         Обзорные исследования – это, прежде всего, обозрение, в котором приводится мнение различных ученых по исследуемому вопросу и, как правило,  излагается мнение автора.
  1. Также имеет место выделение разновидностей публикаций по жанру изложения:
  1. аналитические;
  2. научно-публицистические;
  3. научно-исследовательские.

Аналитическая статья

Аналитическая статья – это опубликованная исследовательская работа, представляющая собой анализ факторов, позволяющих найти решение той или иной научной задачи.

В данной работе автором приводятся исходные данные, анализируются взаимозависимость фактов,  взаимосвязь закономерностей. Отличительной особенностью такой публикации является использование общепринятых в науке методов исследования, тщательная проработка темы.

  • В аналитической работе автором приводятся рассуждения по схеме:
  • ЕСЛИ    ТО
  • Разновидности аналитических публикаций:
  • установочные или программные;
  • научные и обзорные.

Аналитические  публикации излагаются строго  научным стилем, для которого  характерно использование специальных терминов и определений. В данном случае не должна присутствовать лексика с разговорной окраской

Программные НР обычно содержат анализ  динамики развития и состояния сферы деятельности, которую представляет журнал. В них  необходимо обеспечить аргументированность, обоснованность выдвигаемых положений, так как публикации подобного рода   содержат вектор для дальнейших изысканий ученых.

Аналитические программные публикации отличаются четко определенной  направленностью тематики,   тщательной проработкой материала; наличием теоретического и практического обобщения значительных явлений, событий; доказанностью выводов и предложений, а также  новизной

Научно-публицистическая статья

Научно-публицистическая статья – это исследовательская работа, характеризующаяся сочетанием научного и публицистического стилей. По сути, такая публикация характеризуется более свободной формой подачи материала, понятийный аппарат ориентирован на более широкую аудиторию.

Такая публикация написана «живым», более эмоциональным языком, чем аналитические статьи. Здесь допускается выразить личное отношение автора к рассматриваемой проблеме

Для научно-публицистических трудов, адресованных широкой публике, характерны:

  • актуальность затронутой в статье проблемы для общества;
  • понятный самой различной аудитории язык;
  • эмоциональный подтекст изложения;

Научно-исследовательская статья

Научно-исследовательская статья – это логически цельное исследование. Публикация данной категории, как правило, имеет следующую структуру:

  1. Введение  —  гипотезы и причины, побудившие начать исследование, а также предполагаемые результаты исследования.
  2. Эксперимент – описание методики,  использованной для сбора данных и для проведения  наблюдений.
  3. Результаты и выводы.

Источник: http://disszakaz.ru/services/stati/nauchnaya-statya-chto-eto/

Научная статья: понятие и виды

Студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» и магистранты данного направления ФГОУ ВПО БГАУ активно ведут научно-исследовательскую работу, участвуют на научных конференциях регионального, общероссийского и международного уровня, публикуют статьи в научных сборниках и журналах на русском и иностранном языках. Следовательно, в целях полноценной и успешной научно-исследовательской деятельности студентов подготовлены данные методические указания.

Научная статья: понятие и виды

Научная статья – это первичный письменный жанр научного исследования, задачей которого является постановка и решение одной научной проблемы, имеющая средний объём, систему ссылок и выходные данные.

Статья представляет собой первичный текст, содержащий преимущественно новые оригинальные идеи, научные сведения, новое осмысление известных фактов. Это развернутый, полный (раскрывающий) текст в отличие от вторичных жанров, сжатых, не раскрывающих, а лишь производных, отражающих первичное исконное содержание.

Примером первичных документов, кроме научных статей, могут служить доклад, выступление, диссертация, монография. Примеры вторичных документов – тезисы доклада, автореферата, диссертации, рецензии, аннотации, конспекта, перевода.

Таким образом, подчеркивается научно-информационная функция сборников и периодических изданий, содержащих статьи, оригинальность идей, научной информации и новизна осмысления.

Читайте также:  Выпускная квалифицированная работа: особенности заказа и чем отличается ВКР от диплома

Статья становится научной, если в ней реализуются непосредственные цели и функции науки – производство и систематизация знаний, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научный текст можно считать статьей, если он логически закончен, аргументировано раскрывает авторское содержание проблемы, отражает диалог мнений, представлен в форме размышления, рассуждения.

  • Выделяют несколько групп статей:
  • · по области научной деятельности: статьи педагогические, психологические, исторические, математические и др.
  • · по коммуникативным задачам,стоящим перед исследователем: проблемные, научно-популярные, научно-публицистические, обзорные, аналитические;
  • · по научной задаче: теоретические и прикладные.

Одним из ключевых слов в понятии статьи является проблема. Теоретические статьи характеризуются постановкой или анализом, обсуждением возможных путей или подходов к решению научной проблемы или обосновывается и излагается авторский концептуальный взгляд на нее или на ее решение.

Прикладные статьи также целесообразно подразделять по содержанию, характеру и полноте прикладного решения проблемы или ее прикладного значения. В зависимости от того, сделан ли в статье акцент на обсуждении опытно-экспериментальной работы в целом или на детальной проработке лишь инструментального обеспечения (методов, приемов, средств и т.п.

) решения проблемы и ее практического приложения, правомерно их разделение на экспериментальные и инструментальные.

Таким образом, научные статьи правомерно распределить следующим образом:

1) Научные статьи – теоретические и прикладные: постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные, экспериментальные, инструментальные.

2) Постановочные статьи. Научное исследование начинается с постановки проблемы.Ставитьпроблему в научной статье– это сформулировать, обозначить, зафиксировать, выдвинуть что-либо.

Поскольку в постановочной статье автор только ставит проблему, то он именно её «закрепляет», «регистрирует» в науке и «сосредоточивает» читателя на ней, т.е. фиксирует.

А поскольку научная статья – форма дискурса, то в ней автор не только формулирует, обозначает, сосредоточивает, но и предлагает для обсуждения, т.е. именно «выдвигает» положение для научно-образовательного сообщества.

  1. Постановочная статья должна в дискурсивной форме, логически полно и обоснованно отразить:
  2. · что ставится (нерешенная в науке проблема, новое понятие);
  3. · как ставится (однозначно или вариативно, в общем или конкретно);

· зачемставится (для восполнения: в теоретическом плане определенного аспекта некоторого многоаспектного явления или его структурной оформленности; потребностей практики недостающими методами решения практических задач; недостающего теоретического объяснения имеющихся фактов и явлений; недостающего обоснования путей решения проблемы и др.).

  • 3) Аналитические статьи имеют своей основной целью и содержанием анализ:
  • · различныхподходовк одному и тому же педагогическому явлению, объекту, процессу, системе;
  • · различных формулировок одного и того же понятия;
  • · исторической последовательности возникновения и развития определенной педагогической системы или явления;
  • · возникших (выявленных и обоснованных)противоречий:теоретических или практических.
  • Анализ как научный метод, в свою очередь, бывает разным:
  • · макро- и микроанализ (по критерию масштабности охвата объектов);
  • · сопоставительный и системный (по критерию процедурности метода);
  • · ситуационный и общий (по критерию обобщенности результатов);
  • · поверхностный и сущностный (по критерию глубины анализируемых процессов, явлений).

4) Обобщающие статьи. Их основное содержание – получение в ходе дискурса обобщения рассматриваемых положений научной проблемы. Обобщение, как известно, – это выделение общего и различного в некоторых явлениях одной природы.

Общее определяется на основе сравнения, которое может проводиться только для сравнимых положений (с выделением основания для сравнения).

Рассматривая методологию этого вида научной статьи, необходимо остановиться на видах обобщения: эмпирических и теоретических.

  1. Выделяют эмпирические обобщения: закономерностей, тенденций, установленных на основе эмпирического материала (возможно социологическими, статистическими методами).
  2. Теоретические обобщения могут быть разного уровня обобщённости (всеобщего, особенного, единичного) с непременным обращением к конкретному событию, факту, явлению. По критерию того, что обобщается, правомерно выделить такие обобщения в научных статьях:
  3. · понятийные (обобщения понятия на основе других имеющихся понятий);
  4. · методологические (обобщения принципов, закономерностей, методов познания какого-либо социального объекта);
  5. · результативные (обобщения известных результатов, полученных другими учёными);
  6. · классификационные (построение новой классификации имеющихся понятий, явлений, феноменов, фактов, принципов, – с выделением оснований классификации, обсуждением их отличий от таковых в имеющихся других классификациях);
  7. · исторические (ретроанализ социальных проблем в их историческом становлении и развитии).

Источник: https://megalektsii.ru/s14492t1.html

Структура научной статьи для публикации

Каждый молодой ученый рано или поздно сталкивается с необходимостью публикации результатов своего научного исследования. Научная статья, которая является итогом долгой и кропотливой исследовательской работы, должна быть оформлена соответствующим образом. Ниже будет рассмотрена классическая структура научной статьи для презентации эмпирического исследования.

Название

В заголовке автор должен кратко и четко отразить тему, т. е. предмет и цель исследования. После прочтения названия читателю должно быть понятно, о чем пойдет речь в статье. Формулировка названия статьи не должна быть уже или шире предмета исследования.

Аннотация

В данном разделе необходимо кратко отразить основной замысел статьи, а именно: предмет, объект, важные этапы исследования, результаты и выводы. Аннотация дает читателю понять, соответствует ли статья его научным интересам. В некоторых случаях она должна быть переведена на английский язык. Рекомендуемый объем аннотации укладывается в диапазон 150-250 слов.

Ключевые слова

Ключевые слова отражают содержание статьи и позволяют систематизировать ее в базах данных для последующего размещения. Как правило, для этого достаточно 5-7 ключевых слов и фраз. При этом количество слов в ключевой фразе должно быть не более трех.

Введение

Здесь автор обозначает предмет, цель и задачи исследования, формулирует и теоретически обосновывает гипотезу, рассматривает актуальность и степень изученности проблемы. В целом введение должно дать понять читателю, что исследуется автором и почему это важно.

Методы исследования

В данной части статьи для научного журнала нужно указать методы, используемые материалы и оборудование, описать схему и условия эксперимента. Раздел должен быть написан как можно более подробно и понятно, чтобы эксперимент при желании можно было повторить.

Результаты исследований

В данном разделе должны быть представлены исключительно результаты авторского исследования. Они должны соответствовать заданной цели и методологии исследования. Для того чтобы результаты можно было оценить визуально, часть информации представляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков.

Обсуждение

В обсуждении необходимо интерпретировать и обобщить полученные результаты, отметить их соответствие гипотезе. Если применимо, следует указать возможные ограничения применимости и интерпретации результатов авторского исследования.

Заключение

Заключение представляет собой выводы на базе критического анализа полученных автором результатов. Не следует приводить в данном разделе резюме результатов. Можно также указать направление для будущих исследований.

Список литературы

В структуру текста научной статьи входит и список используемой литературы, демонстрирующий объем проведенной работы. При написании статьи необходимо использовать, прежде всего, научные труды, опубликованные в течение последних пяти лет.

Но в некоторых случаях разрешается нарушать это требование и ссылаться на более ранние публикации. Все использованные источники указываются в алфавитном порядке. Их оформление должно соответствовать ГОСТу или стандарту, принятому в издательстве.

Рекомендации по подготовке публикации

Для написания достойной публикации недостаточно знать, что обязательно должна содержать научная статья. Необходимо уметь последовательно и интересно излагать материал, соблюдать нормы научного стиля изложения. Текст должен быть простым и понятным. Старайтесь четко строить предложения и избегать сложных оборотов, свойственных художественной речи.

Нужно учитывать и то, какие требования предъявляют издательства, так как они могут отличаться. Поэтому прежде чем писать статью, уточните ее структуру в журнале, в котором планируется ее публикация.

Источник: https://sibac.info/blog/struktura-nauchnoy-stati

Ссылка на основную публикацию