Диссертация кандидата наук: что это такое и какая она должна быть?

Начинающим соискателям научных степеней приходится разбираться, в чем отличие докторской диссертации от кандидатской. Понимание разницы в целях, характере исследований, результатах работы поможет избежать ошибок и разочарований на пути к признанию в ученом сообществе.Диссертация кандидата наук

Цель работы и требования к исполнителям

Нормативные документы определяют оба вида диссертаций как научно-квалификационную работу, при защите которой претендент демонстрирует способность самостоятельно мыслить, решать проблемы и задачи в выбранной сфере, делать выводы.

Различия – в масштабах научного труда. Кандидатская решает конкретное научное задание, полезное для конкретной отрасли, подтверждает способность автора в дальнейшем заниматься научными изысканиями.

В результате защиты докторской появляются:

  • новые теоретические положения, способные повлиять на развитие научной мысли;
  • решение важной социально-экономической или культурной, научной или прикладной проблемы;
  • эмпирические обоснования организационных, технических, технологических решений, способствующих развитию страны.

Докторская отличается масштабом полученных результатов, ее выводы более глобальные, а вклад в общественное развитие значительный.

Над докторской может работать исключительно кандидат наук, выполнять исследования можно в продолжение развития направления кандидатского исследования, придерживаясь таких негласных правил:

  • нельзя дублировать тему. При продолжении используют более широкие формулировки;
  • запрещено переносить результаты из одной рукописи в другую, нельзя дважды защищать одни и те же положения;
  • следует избегать самоплагиата и чрезмерного самоцитирования.

К работе над диссертацией кандидата допускаются лица с высшим образованием, защитившие магистерскую квалификационную работу или дипломную работу специалиста.

Важно! Если рукопись соискателя степени кандидата выполнена на высочайшем уровне, а научная новизна и полученные результаты соответствуют требованиям, выдвигаемым к докторским, диссертационный совет имеет право обратиться в Высшую аттестационную комиссию с ходатайством о присвоении соискателю степени доктора наук в виде исключения.

Различия в требованиях к работе

Поскольку цели выполнения диссертационного исследования для получения обеих степеней различаются, содержание трудов и формальные требования к ним также различны:

  • объем. Размеры рукописи зависят от широты поставленной задачи: в первом случае ограничение составляет 150–200 страниц текста, во втором – 300–400;
  • логика построения исследования. Если будущий кандидат решает конкретную задачу, то потенциальный доктор будет защищать научную теорию. Различия в задачах повлекут за собой разницу в смысловом наполнении трудов;
  • руководитель. Направлять аспиранта призван научный руководитель, докторант может иметь научного консультанта;
  • перечень литературы. Условие формирования списка литературы: более 100 источников для первой рукописи, более 200 – для второй. Не рекомендуется обращаться к учебникам и пособиям, предпочтение следует отдавать монографиям, статьям, материалам конференций.

Работу над диссертацией разрешается вести как в рамках освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (докторантуре), так и самостоятельно. Каждая работа выполняется не один год, но практика показывает, что докторская требует больших затрат времени.

Важно понимать, что докторская – это не расширенное предыдущее, а качественно новое исследование.

Диссертация кандидата наук

Защита диссертации

Процедура защиты проходит по единым правилам, изложенным в Положении о порядке присуждения ученых степеней. Различия касаются следующих моментов:

  • публикации. Изложить основные положения и результаты претенденты на ученую степень должны в рецензируемых изданиях. В гуманитарных науках для защиты докторской перечень публикаций составляет не менее 15, кандидатской – не менее 3. В остальных количество необходимых статей должно превышать соответственно 10 и 2;
  • оппоненты. При рассмотрении кандидатской назначаются 2 оппонента, один – доктор, вторым может выступать кандидат наук. Для защиты докторской требуются 3 оппонента с докторской степенью.

Общие черты

Несмотря на различия, специфика диссертационных изысканий во многом совпадает:

  • актуальность темы – решение насущной проблемы;
  • оригинальность и уникальность;
  • наличие научной новизны;
  • апробация результатов исследования;
  • соблюдение академической добропорядочности, недопущение плагиата.

Знание отличительных особенностей двух видов рукописей поможет претендентам на получение соответствующих ученых степеней правильно определить цели и задачи исследования и организовать работу над темой.

Источник: https://sibac.info/blog/v-chem-otlichie-doktorskoy-dissertacii-ot-kandidatskoy

Что такое кандидатская диссертация? *

Чтобы не только начать писать диссертацию, но и защитить её, нужно иметь довольно серьёзную мотивацию, так как очень многие студенты сходят с этой дистанции ещё на начальном этапе.

Приступая к процессу написания кандидатской диссертации, нужно чётко представлять, к чему вы хотите прийти, а также для чего именно потратить столько усилий и ценных внутренних резервов.

В первую очередь в этом случае рассматривается сам статус, который даёт учёная степень, нежели какая-либо ощутимая материальная выгода. Действительно, получение этого звания является важной ступенькой на пути к научной карьере. Но в то же время никаких гарантий оно не даёт.

В любом случае, стоит смотреть в своё будущее, так как в дальнейшем есть возможность получить ещё более высокое звание, которое сможет увеличить зарплату, предоставит дополнительный оплачиваемый отпуск и т. д.

Также в качестве привилегии можно выделить возможность поступления в аспирантуру бесплатно. К тому же, аспиранты получают достаточно высокую стипендию по сравнению с обычными студенческими выплатами.

Диссертация кандидата наукпонятие кандидатской диссертации, что такое кандидатская

Цель кандидатской диссертации

Обычно цель определяет направление исследования. Она является конечным результатом, к которому должен прийти автор кандидатской диссертации в конечном итоге.

Как правило, цель совпадает с формулировкой темы. Обычно её выводят из основной проблемы. Также цель можно поставить на определённом объекте и предмете.

Нередко цель определяют как решение определённой проблемы. Но подобное отношение к делу подразумевает, что рассмотрение этой задачи уже исчерпало себя. Поэтому автор кандидатской будет последним человеком, который окончательно решит данную проблему и на этом поднятый вопрос окажется полностью исчерпанным. Вот только далеко не всегда всё получается именно так.

Поэтому лучше делать предположение, чем утверждать что-то конкретное, кратко формулируя данный постулат в тексте. К тому же, вариантов формулировок не так уж много, потому что практически все они пишутся по стандартному образцу.

Но в то же время неточно поставленная цель может принести определённые проблемы на защите кандидатской.

Например, большинство диссертационных советов отрицательно относятся к слову «путь», когда оно выступает в качестве синонима цели.

Так как эта формулировка как раз и является размытой, ведь она означает направление, к которому должен прийти диссертант. В то время как на тот момент он обязан его уже точно знать.

Ещё одной распространённой ошибкой является замена научной цели на практическую. Подобную шероховатость также не стоит допускать в своей работе.

Нужно хорошо помнить, что цель в первую очередь направлена на решение конкретной задачи. Следовательно, цель ориентируется на то, чтобы удовлетворить определённую потребность, в соответствии с которой и происходит решение затронутой в ходе исследования проблемы.

Особенности написания

Сложно рассматривать особенности написания кандидатской диссертации полностью в теоретическом ключе, поэтому мы сразу перейдём к практическим рекомендациям:

  • Перед тем, как начать писать данный вид научного труда, стоит составить небольшую схему для наглядности. А также для того, чтобы упорядочить свои мысли.
  • Также стоит сразу выявить цели и задачи.
  • Помимо этого, необходимо постараться выявить основные закономерности при решении определённой проблемы. Обычно они появляются уже в ходе написания. Чтобы предотвратить многие неточности, стоит заранее продумать возможные варианты развития событий.
  • Определившись с основными вопросами, можно переходить к составлению плана.
  • Дальнейшее написание должно быть направлено на основную цель, которая была определена на этапе планирования.
  • Говоря о методах исследования, стоит упомянуть, что они должны быть кратко, но в то же время точно сформулированы. Зачастую в данный раздел помещается только основная информация.
  • Основные моменты, на которые стоит обратить внимание во время работы, стоит записать заранее, чтобы знать, в какую сторону двигаться.
  • В последней части диссертации автору нужно обратить пристальное внимание на те выводы, к которым он пришёл в процессе написания.

Основные этапы защиты

Подготовительный этап. К нему относится подача документов, а также заявления, направленного в диссертационную комиссию, которая должна рассмотреть данную заявку.

При принятии положительного решения диссертация допускается к защите. С помощью совета назначаются оппоненты для диссертанта, и даётся разрешение на распечатывание автореферата и его дальнейшую рассылку.

В том случае, если тема не совпадает с профилирующей специальностью или, к примеру, сама работа оформлена не по правилам, диссертационный совет вправе отказать в защите.

Отдельно рассматривается тот случай, если на работу написаны отрицательные комментарии. Такое диссертационное исследование вполне могут допустить к защите при наличии правильного оформления работы, а также корректного раскрытия заявленной темы.

Аспиранту самостоятельно стоит проработать те вопросы, которые могут возникнуть в ходе его ответа на защите. А также морально подготовиться к возможной критике своего научного труда. Тогда студенту будет намного проще объяснить комиссии какие-либо спорные моменты.

Последнее, что делает аспирант, так это даёт объявление, в котором обозначает место проведения защиты, дату, время и т. д.

Защита. Диссертант должен выступить перед комиссией, зачитав доклад, посвящённый своей работе. В том случае, если аспирант всё сделал сам, то защита проходит быстро и без каких-либо осложнений.

После прочтения доклада, члены комиссии обычно задают уточняющие вопросы, также иногда критикуют довольно спорные по их мнению моменты. Если диссертант адекватно и совестливо относится к своему труду, то он обязательно вежливо выслушает всё, что ему скажут.

А также сможет ответить на все заданные ему вопросы.

Далее слово предоставляется научному руководителю, что даёт свою оценку написанной работе. Здесь же зачитывается рецензия учреждения, в котором писался данный научный труд, а также комментарии по автореферату.

Затем аспирант даёт все нужные разъяснения, а также отвечает на критику, если она имеет место быть. После этого своё мнение высказывают оппоненты диссертанта.

Источник: https://disshelp.ru/blog/chto-takoe-kandidatskaya-dissertatsiya/

Что такое кандидатская диссертация?

В соответствии с «Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий»,

кандидатская диссертация — научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические  или технологические  разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Такая постановка вопроса означает, что при защите диссертации, Вы должны продемонстрировать свой уровень, выполнив ряд требований, в том числе и формальных.

Важно не только представить новые, актуальные научные результаты (у выпускников Физтеха с этим обычно проблем не бывает), но и аккуратно оформить диссертацию, автореферат и все документы: тщательно сформулировать все положения, устранить грамматические ошибки (например, включив проверку орфографии в Wordе).

Аккуратно и тщательно готовя документы, Вы выражаете уважение своему научному руководителю, официальным оппонентам, а также членам диссертационного совета, которые  (хочу напомнить) выполняют свои обязанности на общественных началах и всегда априори доброжелательно относятся к диссертантам. Члены совета откладывают свои дела и собираются на заседание, чтобы помочь Вам в решении Ваших квалификационных проблем. С огорчением вспоминаю диссертантов, которые из-за небрежного оформления своей работы, вызывали многочисленные замечания членов диссертационного совета.

И еще. Бережно и аккуратно относитесь к использованию чужих материалов. Процитирую Положение:

Читайте также:  Как стать отличником: советы родителям и ученикам, комментарии педагогов

«При использовании в диссертации идей и разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это в диссертации. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии прохождения без права ее повторной защиты».

Вы можете более подробно ознакомиться с упомянутым выше Положением , которое представлено на нашем сайте.

В заключение несколько советов по оформлению документов.

1. Автореферат

В последние время изменились требования ВАК по оформлению первых двух страниц: нет «шапки» про Министерство образования и МФТИ, имена отчества руководителя и оппонентов пишутся полностью и т.д.

, смотрите примеры документов; Объем автореферата не должен превышать 24 страницы; Учтите, что при размножении автореферат будет уменьшаться в 2 раза (до формата А5), обратите внимание на то, чтобы подписи к рисункам хорошо читались; Обратите внимание на необходимость четкого формулирования основных результатов диссертации, при этом плохими являются формулировки типа «исследовано…»; необходимо приводить конкретные результаты исследований и установленные закономерности; не принято также приводить очень длинные выводы; рекомендую обсудить буквально каждое слово выводов со своим научным руководителем; В приведенном списке публикаций по результатам диссертации необходимо указывать первую и последнюю страницы, полные библиографические данные; В списке работ, в которых опубликованы основные результаты диссертации, не должно быть направленных в печать (но не вышедших) работ; все приведенные в списке работы должны быть опубликованы не менее, чем за месяц до даты защиты; По новому положению ВАК количество и качество публикаций, требуемых для защиты кандидатских публикаций не регламентируется,- приведено только следующее требование: «Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях… К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниватся дипломы на открытия и авторские свидетельства на изобретения, выданные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения; свидетельства на полезную модель; патенты на промышленный образец; программы для ЭВМ; базы данных; топология интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке; депонированные в организациях государственной системы научно-технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах; работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов; информационные карты на новые материалы, включенные в государственный банк данных; публикации в электронных научных изданиях, заригистрированных в Информрегистре в порядке, согласованном с ВАК»; на сайте ВАК представлены только требования, касающиеся докторских диссертаций; на сайте «Информрегистра» опубликован «Список сетевых научных электронных журналов, зарегистрированных в Федеральном депозитарии электронных изданий, на публикации в которых можно ссылаться при защите докторских диссертаций», но кандидатских диссертаций это также непосредственно не касается; перед отправкой автореферата в печать необходимо обязательно согласовать его содержание с ученым секретарем диссертационного совета Брагиным В.Е., переслав оригинал-макет по электронное почте по адресу: bragin@scph.mipt.ru в формате Word (если в тексте есть большие картинки, файл может быть скачан по ftp, в этом случае нужно сообщить адрес).

2. Проект заключения совета

этот документ обычно вызывает наибольшее внимание членов совета, т.к. заключение рассылается ВАКом по организациям, перечисленным в заключении; поэтому тщательно формулируйте основные результаты; необходимо тщательно вычитать проект заключения и исправить ошибки; желательно также обсудить проект заключения с научным руководителем.

3. Основные вопросы, которые должны  быть отражены в представлении кафедры

Личное участие автора. Степень достоверности. Новизна. Практическая значимость. Номер специальности. Полнота изложения основных результатов в работах.

4. Основные вопросы, которые должны быть отражены в отзыве ведущей организации

Значимость для науки и производства полученных результатов. Конкретные рекомендации по использованию результатов и выводов диссертации.

По требованиям ВАК копия отзыва вручается соискателю не позднее, чем за 10 дней до защиты диссертации (что должно соответствовать дате подписи документа и его утверждения).

5. Основные вопросы, которые должны быть отражены в отзыве официального оппонента

Актуальность. Степень обоснованности научных положений. Новизна научных положений. Достоверность научных положений.

  • Оппонент дает заключение о соответствии диссертации требованиям «Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» (Требованиям ВАК).
  • Копии отзывов вручаются соискателю не позднее, чем за 10 дней до защиты диссертации (дата, фигурирующая в этом документе, должна соответствовать этому условию).
  • Желаю успехов,

Источник: https://MIPT.ru/dmcp/bio_aspirant/disser.php

Кандидатская диссертация — это… Что такое Кандидатская диссертация?

Диссертации на соискание учёной степени

В России различают диссертации на соискание учёной степени кандидата наук и доктора наук. В других странах бывают диссертации на соискание учёной степени доктора наук, доктора философии или габилитированного доктора наук.

Требования к содержанию диссертации различаются в зависимости от учёной степени, на которую претендует соискатель, и от научного направления. Общими требованиями являются оригинальность, научная новизна и практическая значимость работы.

Помимо собственно диссертации от соискателя требуется наличие официально опубликованных печатных работ по теме диссертации. Диссертация принимается в ходе процедуры, называемой защитой диссертации.

Для соискателей степени кандидата наук устанавливаются также дополнительные испытания в виде предшествующих защите кандидатских экзаменов:

  • специальность,
  • иностранный язык,
  • история и философия науки (до лета 2005 года сдавалась философия).

Диссертация, как правило, представляется в виде специально подготовленной рукописи, значительно реже — в виде опубликованной монографии. Вместе с диссертацией соискатель должен подготовить автореферат диссертации (краткое изложение основных результатов диссертационной работы).

В виде исключения при соискании учёной степени доктора наук допускается диссертация в форме научного доклада, подготовленная на основе совокупности ранее опубликованных им научных и опытно-конструкторских работ. В этом случае автореферат не подготавливается (вместо автореферата рассылается сам доклад).

Структура диссертации

Здесь приводится упорядоченный список частей диссертационной работы, необходимых для защиты в России.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы и его оформление подчиняется строго регламентированным правилам.

Обязательные элементы листа, сверху вниз:

  • Полное наименование учебного заведения или научной организации.
  • По центру, идёт фамилия, имя и отчество диссертанта (в именительном падеже).
  • Заголовок работы (без слова «тема» и кавычек). Допускается использование уточняющего подзаголовка.
  • Шифр из номенклатуры специальности работы и учёной степени, на соискание которой представляется диссертация.
  • Ближе к правому краю указывается фамилия и инициалы научного руководителя, вместе с учёными званием и степенью.
  • В нижнем поле указывается место выполнения диссертации и год её написания (при этом год защиты тот, в который диссертация сдана на предварительную экспертизу).

Оглавление

В оглавлении приводятся заголовки всех разделов работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки должны полностью совпадать с присутствующими в основном тексте.

Заголовки должны располагаться в виде древовидной структуры (с соответствующими алфавитно-цифровыми индексами и отступами), начинаться с прописной буквы, соединяться с номером страницы отточием (без дополнительной точки в конце).

Введение

Начало диссертации обычно повторяет её автореферат и предназначено для ознакомления с важными квалификационными характеристиками работы:

  • актуальность, цели и задачи исследования;
  • новизна и достоверность предложенных методов и решений;
  • практическая и научная значимость, положения выносимые на защиту;
  • апробация работы и личный вклад соискателя;
  • объём и структура диссертации.

Основная часть

Это собственно содержательная часть работы (обычно не менее трёх глав). Здесь диссертант подробно рассматривает методику и технику исследования. Содержание глав должно точно соответствовать теме работы. Структура должна примерно соответствовать указанным во введении задачам исследования. В конце каждой главы делаются выводы по полученным результатам.

Заключение

В заключении проводится синтез всех полученных результатов и их соотношение с общей целью и поставленными задачами. Именно здесь содержится квинтэссенция того нового знания, которое выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации.

Заключительная часть предполагает наличие обобщённой итоговой оценки проделанной работы. При этом указываются вытекающие из конечных результатов научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Таким образом, заключение — это введение, изложенное применительно к результатам работы.

Библиографический список

Список использованной литературы составляет одну из существенных частей диссертации, который отражает самостоятельное исследование диссертанта по имеющимся наработкам в рассматриваемой теме.

Каждый включённый в список литературный источник должен быть отражён в рукописи диссертации. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярную литературу, жёлтую прессу. В недавнее время стало возможным указывать онлайн-источники, однако при этом следует быть осторожным, так как они могут быстро устареть, переместиться по новому адресу или вовсе исчезнуть.

Приложения

Это необязательная часть. Сюда выносятся все материалы, не являющиеся критичными для понимания сути диссертационной работы. Это могут быть листинги программ, громоздкие таблицы, графики, копии подлинных документов, отдельные положения из инструкций и правил и т. п.

Приложение оформляется как продолжение диссертации на последних страницах; если они слишком объёмные, то возможно выделение в самостоятельный блок в специальной папке (или переплёте), на лицевой стороне которой даётся заголовок «Приложения». Нумерация в любом случае делается сквозной и продолжает нумерацию основного текста работы.

Вспомогательные указатели

Это необязательная часть. Наиболее распространённым типом является алфавитно-предметный указатель.

Оформление

Оформление конкретных элементов работы (оглавления, библиографии, индекса) должно соответствовать стандарту.

Защита диссертации

Защите предшествует получение соискателем отзывов на диссертационную работу от ряда рецензентов, в роли которых должны выступать специалисты и организации, компетентные в области, к которой относится диссертация.

К обязательным отзывам относятся:

  • отзывы официальных оппонентов (2 — для кандидатов, 3 — для докторов наук);
  • отзыв ведущей организации.

Также не позднее чем за месяц до защиты соискатель должен разослать автореферат диссертации членам диссертационного совета и заинтересованным организациям.

Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/289866

Что такое диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Для автора важно закрепиться в научной среде и продолжить свои начатые исследования. Для этого ему необходимо написать квалификационную работу.

Она будет являться доказательством того, что исследователь обладает необходимыми знаниями, чтобы продолжать свою деятельность для более углубленного изучения проблемы.

В творческом изыскании претендент на ученую степень показывает свою состоятельность как новатор: его разработка должна быть полезна обществу.

Существуют свои требования к форме и содержанию, к теме, ее важности для науки, чтобы результат работы был важен для экономики страны.

Все требования по оформлению и содержанию прописаны в государственном постановлении правительства Российской Федерации. В юридическом документе указаны строгие стандарты для подготовки такого вида работы. Основным критерием является качество исследования.

Что такое кандидатская диссертация

Аспирант или иной соискатель для присуждения звания или получения ученой степени готовят научно-исследовательский труд. Квалификационная работа должна основываться на том, что нового дает она для науки, как применить результаты на практике.

Читайте также:  Как правильно оформить реферат: пошаговая инструкция и примеры оформления работы

От авторов требуется серьезное отношение к практическим исследованиям, они должны обладать необходимой базой теоретических знаний.

В форме просветительского произведения, которое имеет научно-квалификационный характер, соискатель готовит для публичной защиты свое исследование с целью получения ученой степени.

Предварительно заявитель должен иметь собственные публикации, монографии и подготовленный автореферат.

К теме диссертационной работе предъявляются строго определенные критерии:

  • Требование актуальности исследуемой проблемы. Это значит, что автор приводит конкретные данные и конечный результат, имеющий значение в политической, социально-экономической, культурно-просветительской либо хозяйственной области. Работа должна иметь высокую потребность в научном или прикладном знании.
  • Работа должна иметь научную новизну, в ней содержится новое решение научной задачи, обоснованные разработки, исследования явлений или процессов, конкретные рекомендации.
  • Практическая применимость доказывает, что целесообразно использовать результат исследования, который более рационален, оправдан с точки зрения финансовых потребностей.
  • Если в работе освещены интересные для научного сообщества вопросы и показано принципиально новое знание, тогда аспирант может претендовать на звание кандидата наук.
  • К научному проекту предъявляются особые условия написания, касающиеся жанра доклада, аргументации обобщений, применение формулировок, наглядного иллюстративного материала.
  • Претендующий на звание ученой степени должен четко определиться с выбором темы и куратором.

Тема диссертации должна совпадать с областью основной деятельности. В работе могут раскрываться социально значимые проблемы, она должна отличаться от других разработок новизной и конкретными результатами, которые применимы в каком-либо сегменте экономики.

Необходимо следовать рекомендациям своего руководителя, под патронажем которого в дальнейшем проходят изыскания. Куратор помогает в составлении плана научного доклада и в дальнейшем контролирует ход исполнения.

Кто и для чего пишет диссертацию

Диссертационное квалификационное исследование, в котором защищаются теоретические выкладки и реальность объекта в применении, доказывается новшество и актуальность поставленной задачи, пишется не для звания «кандидат наук». Тема, поднятая в научном труде, должна заинтересовать прогрессивное сообщество. Поэтому диссертанту необходимо продемонстрировать достаточную квалификационную подготовленность, чтобы его признали достойным ученой степени.

Цель теоретических изысканий – практическая ценность в определенной сфере деятельности или для сотрудников, которые занимаются изучением проблемы в той же или смежных областях.

От автора требуется в своем проекте показать, что он досконально изучил предмет своей диссертации, сформулировать выводы, позволяющие определить практическую ценность работы. Поэтому предмет проекта должен изучаться досконально.

Если соискатель не ставит своей целью получить степень, то ему предоставляется право написать работу, не придерживаясь строгих рамок в оформлении и в жанровом написании. То же касается и претендентов, которые уже признаны маститыми учеными, и им не надо подтверждать свою состоятельность в ученом мире.

Существуют юридические требования к написанию диссертационной работы, прописанные в резолюции правительства, все этапы защиты четко регламентированы.

Чем диссертация отличается от дипломной работы

И диссертация, и диплом являются научной работой, но имеют свои отличия, прежде всего в демонстрации самостоятельности каждого из участников.

Степени различия заключаются в следующем:

  • по уровню квалификации. По завершению защиты диссертации автор заслуживает ученую степень к.н., после дипломной защиты он становится бакалавром или магистром;
  • соискатель на к.н. пишет до трехсот страниц, дипломник – до 100;
  • в работе над диссертацией вы перерабатываете 200-300 научных источников (разнообразные книги, статьи, монографии); автор дипломного доклада ограничивается сотней научных материалов. Список библиографических рекомендаций присутствует в обоих случаях;
  • по формату тоже есть отличия. Для оформления диссертации прописан ГОСТ, в дипломном труде требования не такие жесткие;
  • стиль написания диссертационного труда отличается высоким научным словообразованием, работа пишется в научной манере, чтобы перед коллегами-учеными показать свою грамотность и компетентность в разбираемом вопросе;
  • после защиты кандидатской работы результат необходимо подтверждать практически;
  • диссертант обязан иметь предварительно написанные монографии, статьи, подготовить автореферат;
  • масштаб исследования различен. Для диплома хватает уровня определенного класса, например, в сфере предприятия или института. Диссертационные претенденты работают на регион (страну),
  • диссертант сам определяет тему, объект или предмет исследования, прорабатывает детали, чтобы действительно «продвинуть» науку. В дипломе изыскания могут носить чисто теоретический характер,
  • диссертанта ведет научный руководитель с ученой степенью к.н. В дипломной работе куратором может быть доцент, не имеющей степени, либо старший преподаватель определенной кафедры;
  • объект, явление, предмет темы в работах отличаются конкретикой;
  • студенту-дипломнику не обязательно приходится внедрять свою разработку в производство. Кандидат наук подтверждает свою состоятельность тем, что доказывает и теоретическую, и практическую ценность своей темы;
  • результаты кандидатской диссертации публикуются после защиты в различных печатных научных изданиях;
  • ощущается разница и в процедуре защищаемого материала. Для диссертанта созывается диссертационный совет, диплом защищается в стенах учебного заведения;
  • срок написания разный. Диплом готовится в последний год обучения, для диссертации дается три года подготовки;
  • для диссертации обязательны статистические выводы, методики, чтобы подтвердить подлинность информации. В дипломном труде этот пункт необязателен.

После защиты кандидатской диссертации присваивается ученая степень. После диплома автор получает звание магистра, что подтверждает, что он успешно завершил вторую ступень высшего образования.

Диссертация в форме научного доклада

Для получения ученой степени автор вправе опубликовать диссертацию в виде научного доклада при наличии у него изданий, одобренных в научных кругах.

В качестве научного сообщения формат доклада допустим. В нем идут обобщенные данные по исследуемой теме, теоретическое обоснование решаемой проблемы, доказывается практическое применение результатов работы. В нем содержится список других работ авторов, работающих по схожей тематике, чтобы можно было сравнить полученные результаты, формулировки и выводы.

В новом Постановлении за август 2017 года, в котором говорится о правилах и порядке присуждения ученой степени, для приобретения ее требуется публичная защита диссертационного материала. По новому положению кандидатская диссертация в форме научного доклада не разрешена.

Источник: https://www.Dissertatus.ru/articles/chto-takoe-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-nauk/

Диссертации о диссертациях

Ученые степени доктора и кандидата наук были утверждены постановлением Совета народных комиссаров (правительства) СССР №79 от 13 января 1934 года.

Фактически это было восстановление ученых степеней магистра и доктора наук, существовавших в Российской Империи, упраздненных советской властью в 1918 году.

Советская, образца 1934 года, двухстепенная иерархия ученых существует в российской науке до сих пор.

Тезисы товарища Покровского

В части науки главный коммунистический принцип построения справедливого бесклассового общества был сформулирован в 1918 году в так называемых тезисах Покровского, заместителя наркома просвещения в первом советском правительстве. Если коротко изложить их суть, то первая советская реорганизация науки заключалась в уничтожении сословных привилегий ученых.

Для получения высшего образования отныне не требовалось никаких документов о среднем образовании. Человек просто изъявлял желание учиться в университете, и его туда зачисляли (если он, конечно, не принадлежал к эксплуататорским классам).

По окончании университета ему не выдавали никакого диплома.

Если выпускник имел склонность к науке, то он просто приходил в научное учреждение и занимался там наукой, нимало не заботясь о защите диссертаций на соискание ученых степеней, потому что ученые степени и ученые звания тоже отменялись.

От всей многоэтажной иерархии научных работников империи оставалось только ученое звание профессора, и если выпускник университета без диплома показывал выдающиеся результаты в научной деятельности, то его могли избрать профессором сроком на пять лет на собрании научного института или вуза, в последнем случае — с обязательным участием в выборах студентов вуза.

Несостоявшийся магистр

Сейчас трудно сказать, что это было — революционная эйфория и искренняя вера в то, что построенная на таких принципах наука способна приносить результаты, или слабое представление о механизме функционирования науки как социального института, или плохо завуалированная месть ученому сословию, в большинстве своем не принявшему октябрьского переворота большевиков. Вероятно, всего понемножку.

Автор реформы науки 1918 года Михаил Покровский не был малограмотным революционным матросом, перепоясанным пулеметными лентами. Он окончил Московский университет с дипломом первой степени, дающим право сразу готовиться к профессорскому званию. К нему он и готовился: написал магистерскую диссертацию, но не смог ее защитить.

То ли слабая диссертация у него была, то ли слишком революционная (он был историком), как считал сам Покровский,— сейчас установить невозможно: она не сохранилась.

Но как бы то ни было, он в 1918 году стал не ученым, а начальником всех ученых страны — комиссаром отдела высших учебных заведений и научных учреждений Наркомпроса РСФСР, в ведение которого входила и Академия наук.

Научные градусы

Большевистская реформа науки 1918 года вернула российскую науку к доломоносовским временам, когда в России не было ни научных степеней, ни научных званий.

Остепененные ученые в России все без исключения были приглашенными иностранцами, а российские ученые ездили за научной степенью, да и за дипломом о высшем образовании тоже, в европейские страны.

По возвращении на родину их приобретенные в Европе степени и звания никаких дивидендов, кроме уважения коллег по науке, им не приносили. Именно это подразумевала большевистская реформа науки: занятия ею никак не должны быть связаны с сословными привилегиями ученого.

В 1755 году Михаил Ломоносов, столкнувшись с проблемой кадров для Московского университета, основанного в этом году по указу императрицы Елизаветы Петровны, сформулировал две главные причины «помешательства в размножении учения» в России и способы их преодоления. Во-первых, он считал необходимым по примеру западноевропейских университетов создать в России специальные университетские «коллегии» с правом производить ученых «в градусы» (ученые степени) — в магистры, лиценциаты и доктора.

Во-вторых, считал Ломоносов, российским ученым надо предоставить те же сословные привилегии, какие были у европейских ученых: «Профессоры в других государствах, невзирая на их великое довольство, имеют, во-первых, чины знатные и всегда выше или по последней мере равно коллежскими асессорами считаются, второе, ободряются к прилежному учению не токмо произведением в чины, но и возвышением в знатное дворянство, так что нередко бывают за особливое достоинство произведены по первому в тайные советники, по второму в фрейгеры или бароны».

Дворянская наука

Первое условие Ломоносова — создание ученых советов по присуждению ученых степеней — было реализовано сразу же в новом Московском университете, а затем и других российских университетах.

Второе — социализация ученых в строго ранжированном со времен Петра российском обществе Табелью о рангах — было выполнено в 1803 году, когда магистр наук был приравнен к чину IX класса (титулярного советника, или капитана в армии), а доктор наук — к чину VIII класса (коллежского асессора, или майора).

Читайте также:  Особенности написания курсовой работы по экономике: цели и задачи проекта

На протяжении XIX века число научных степеней в отечественной науке менялось: сначала оно выросло до четырех — действительного студента, кандидата, магистра и доктора, потом сократилось до трех (кандидат—магистр—доктор), а с 1884 года их осталось две (магистр и доктор наук). Защита диссертации на соискание ученой степени открывала путь ученому к научным званиям, которые, в свою очередь, давали ему классные чины.

В университетском уставе 1884 года, который просуществовал до 1917 года, зафиксировано такое соотношение чинов и должностей для обладателей ученых званий: «Ректор — IV класс (действительный статский советник, в армии — генерал-майор), декан и ординарный профессор — V класс (статский советник, полковник), экстраординарный профессор — VI класс (коллежский советник, полковник), приват-доцент и адъюнкт — VII-VIII классы (надворный советник и коллежский асессор, в армии — капитан и штабс-капитан соответственно)».

Притом что личное дворянство на гражданской службе автоматически жаловалось начиная с IX класса (титулярный советник, ученая степень магистра наук), все остепененные российские ученые в 1917 году формально были дворянами.

Все без исключения, что бы они потом ни писали в советских анкетах про родителей из мелких служащих, рабочих и крестьян. Лишая их научных степеней в 1918 году, товарищ Покровский ритуально лишал их всех дворянства.

Наверное, не самый худший вариант: в иной ситуации другой большевистский робеспьер мог бы сгоряча поставить их всех к стенке как представителей класса эксплуататоров.

Советская табель о рангах

Разрушив дореволюционную систему научной иерархии, которая худо-бедно работала, и не дать ничего взамен было чистой воды утопией. Жизнь поправила «тезисы Покровского», и уже в 1919 году научных работников декретом СНК поделили на пять (I, II, III, IV, V) категорий.

Категории определяли ценность ученого для советской власти на данный момент и, соответственно, размер его пайка и денежного довольствия. Но опосредованно они фиксировали и научные заслуги ученого при отнесении его в ту или иную категорию.

В 1928 году пять цифровых категорий ученых свели в три буквенные (ученые категории «А», «Б» или «В»).

Но долго такая нефункциональная, «пайковая» научная иерархия существовать не могла: она, выражаясь словами Ломоносова, была сильным «помешательством в размножении учения».

В 1934 году СНК восстановил старую, имперскую научную иерархию, лишь косметически ее подредактировав: назвав магистра наук кандидатом наук, переименовав приват-доцента в доцента и сведя целый букет профессорских званий (заслуженный, ординарный, экстраординарный, адъюнкт-профессор) к просто профессору.

Но самое интересное состояло в том, что в нашей стране могла бы впервые в науке остаться только одна степень доктора, как сейчас в США.

Несостоявшаяся реформа науки

К концу 1916 года в Министерстве народного просвещения был готов проект нового университетского устава, который прошел обсуждение в российском научном сообществе, был одобрен в Государственной думе и в Государственном совете (верхней палате российского парламента того времени). Не вызвал он возражений и у Николая II.

В этом проекте в качестве «входного билета» в науку предусматривалась только одна ученая степень доктора наук.

Только один раз в жизни написав и защитив докторскую диссертацию, ученый мог в дальнейшем претендовать на любое из научных званий и любую научную должность, если он им соответствовал в глазах его коллег по университету или научному институту.

Кроме того, новый устав отменял привязку научных степеней и званий с классными чинами, то есть автоматически лишал ученых дворянства как анахронизма в XX веке.

Некоторые историки науки считают, что проект не был принят из-за демонстративного прошения об отставке министра народного просвещения графа Павла Игнатьева по политическим соображениям (он считал ниже своего достоинства работать в одном правительстве с одиозным министром внутренних дел Протопоповым). Но судя по архивным данным, утверждение нового устава шло своим чередом и после отставки министра, и даже после Февральской революции. Проект нового устава был похоронен только после октябрьского переворота 1917 года.

Возвращение к имперской науке

Забастовка служащих Министерства просвещения во главе с товарищем (заместителем) министра, видной деятельницей партии кадетов графиней Софьей Паниной и бойкот новой власти университетскими кругами привели к тому, что 20 ноября 1917 года декретом СНК и старое министерство, и Государственный комитет по народному образованию были распущены.

Вместо них с нуля была создана новая госструктура — Наркомпрос во главе с товарищем Луначарским, которая в силу отсутствия какой-либо собственной истории перечеркнула всю историю российской науки и начала создавать ее заново.

Понятно, что ничего более креативного, чем тезисы товарища Покровского, заместителя по науке товарища Луначарского, в такой ситуации появиться не могло.

Когда же в 1934 году дело дошло до вынужденной реставрации здания российской науки, помощники члена Политбюро ЦК ВКП(б) товарища Куйбышева, которому партия поручила это важное дело, просто взяли последний действовавший университетский устав Российской Империи 1884 года, слегка его отредактировали, и товарищ Куйбышев подмахнул постановление СНК о введении степеней кандидата и доктора наук.

Вероятно, никто и не вспомнил про почти утвержденный проект нового устава с одной научной степенью, а если кто и вспомнил, то промолчал. Уж больно нехорошо сложилась судьба идеологов этой новации.

Одни, как член Госдумы Шингарев, были расстреляны, другие, как министр граф Игнатьев, бежали в эмиграцию, третьи, как заместитель начальника департамента науки министерства Палечек, получили десять лет лагерей.

Чудом уцелел только заместитель министра Игнатьева, член-корреспондент императорской Академии наук Владимир Шевяков, который в 1918 году уехал в Иркутск, где тихо прожил до смерти в 1930 году, преподавая в местных сельхозинституте и университете.

Остепенение академиков

В 1934 году в нашей стране вновь появились ученые степени, а также утвержденная СНК «Инструкция… о порядке применения постановления СНК Союза ССР от 13 января 1934 г. об ученых степенях и званиях».

В ней было подробно расписано, как надлежит писать диссертации, как их защищать и как потом утверждать.

Она практически не изменилась до сего времени, каждый аспирант или соискатель, готовя сегодня диссертацию, действует по инструкции 1934 года.

Словом, в науке у нас стало все как у людей. За исключением одного: не было самих диссертаций, кто же знал заранее, что их надо писать.

Но и это было предусмотрено в постановлении СНК: до 1 января 1936 года допускалось присвоение ученого звания доцента и профессора без предварительного получения соответствующей ученой степени, но на основании «заслуг» перед наукой (наличие научных работ) или народным хозяйством. Это что касалось рядовых ученых.

Для научного начальства предусматривалось автоматическое присуждение степеней и званий.

После опубликования постановления СНК степень доктора наук и звание «профессор» получили все действительные члены Академии наук СССР, академий наук союзных республик, Коммунистической академии (тогда была и такая), Академии сельскохозяйственных наук имени Ленина. Так что без докторов наук страна не осталась. При полном отсутствии в первое время кандидатов наук им, увы, пришлось писать диссертации и защищать их.

Средневековый обычай

Как и весь научный мир, последние 85 лет российская наука снова живет с учеными степенями. В одних странах их, как и у нас, две: младшая (у нас она называется кандидатской) и старшая (докторская).

В других странах степень одна: например, в США это доктор философии PhD (со специально оговоренными разновидностями вроде доктора медицины и т. п.).

Априори понятно, что одна ученая степень вместо двух лучше хотя бы по той причине, что ученый экономит время и нервы на написании и защите второй диссертации.

Рукописная диссертация как научный жанр родилась в Средние века, когда еще не было печатных книг, и была ничем иным, как вступительным письменным экзаменом в гильдию ученых.

Точно так же для вступления в гильдию сапожников подмастерье («аспирант») должен был самостоятельно сшить башмаки. Это была его «диссертация», которую он защищал перед «ученым советом» обувных дел мастеров сапожной гильдии.

Писать две диссертации подряд, одну за другой, согласитесь, столь же нелепо, как требовать от состоявшегося мастера-сапожника сшить еще одни квалификационные сапоги.

Ведь ни первая, ни вторая диссертация никакого отношения к собственно научным исследованиям не имеют.

Все, что в них изложено соискателем ученой степени, он уже опубликовал в тех научных работах, список которых имеется в реферате диссертации, причем там изложил суть своих исследований без бессмысленных рассуждений про цели и задачи, предмет и объект исследования и прочей схоластической атрибутики, обязательной для диссертации.

Две, одна или ни одной

Обязаны прочитать диссертацию всего пять человек: сам ее автор, его научный руководитель, два оппонента и тот ученый, кто пишет отзыв так называемой ведущей организации. Причем далеко не факт, что последние четверо вообще ее прочитают до конца.

Наверняка бывали, есть и будут случаи, когда ее вообще никто не читал, даже сам диссертант. Некогда ему, занятому на высокой государственной должности, такими глупостями заниматься. Достаточно того, что приходится прочитать доклад на защите.

Все остальные, кто читает диссертации, порой очень внимательно и вдумчиво, делают это по причинам, имеющим весьма опосредованное отношение к их собственным научным исследованиям.

За одним исключением — настоящих ученых, которые пишут диссертации про диссертации. Таких в современной науке немало. Это историки, социологи, политологи, историки науки, филологи, лингвисты и т. д.

И диссертации у них на тему диссертаций интересные. Желающие могут их найти и почитать в интернете.

Только опять-таки нет смысла читать сами диссертации этих ученых, гораздо интереснее и полезнее для расширения кругозора почитать их конкретные научные исследования, указанные в списке литературы в авторефератах их диссертаций.

Там есть детали, которые пропадают, когда эти исследования автор в своей диссертации безжалостно прессует в 150- или 300-страничный кирпич и порой подгоняет под доказательство заранее выбранной им гипотезы. Не потому, что автор диссертации — недобросовестный ученый, а потому, что диссертация по своей сути неоригинальная научная работа.

У самопрезентации, именуемой диссертацией, есть только одна функция — как можно выгоднее в глазах ученого совета представить ее автора достойным ученой степени.

Сегодня есть наукометрические показатели, тот же индекс Хирша, которые достаточно объективно оценивают «научный вес» ученого.

Можно сконструировать и другие индексы специально для того, чтобы освободить ученого от писания диссертаций и вынужденной погони за научной степенью.

Только никто из ученых об этом даже не заикается: наверное, страшно становится от мысли, сколько в одночасье научных авторитетов лопнет, сколько разрушится блистательных научных карьер. Тезисы товарища Покровского детским лепетом покажутся.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4135345

Ссылка на основную публикацию