Как успешно пройти практику: практические советы студентам

Вместе с весенней погодой ко всем студентам, уже пережившим первый курс обучения, пришла проблема под названием «практика».

Многие учебные части факультетов практически застают врасплох беззаботную студенческую среду, когда заявляют о сроках сдачи заявлений на практику.Как успешно пройти практику

The Вышка решила немного помочь уже столкнувшимся с этой проблемой студентам и подготовить тех, кому это еще только предстоит.

Что это и зачем это нужно?

Практика – это такая же часть учебного процесса, как семинары и лекции.

По сути, это несколько недель практических занятий, которые вы проведете не в привычных стенах своего корпуса

Именно по этой причине время практики включено в учебный процесс.

Прежде всего, практика нужна вам самим: это возможность не только собрать материал для курсовой или диплома, но и попробовать свои силы в выбранной специальности.

Многие студенты жалуются, что не могут понять, хотели ли бы они заниматься тем, чему их учат.

Это прекрасный шанс это сделать! К тому же, знакомства, которые вы заведете во время прохождения практики, могут сильно помочь вам в будущем трудоустройстве.

Практика в двух словах:

  • Две недели/месяц в течение учебного года.
  • Как правило, практика у студентов-бакалавров проходит на двух курсах, третьем и четвертом. На третьем курсе практика должна длиться две недели, а на четвертом — один месяц. Магистры также проходят практику дважды, по месяцу.
  • Четыре действующих лица: вы сами, ваш руководитель с практики, ваш руководитель от факультета и учебная часть.
  • Пять основных документов: заявление и ходатайство (перед практикой), отчет, дневник и отзыв (после практики).
  • Какая она бывает?
  • Вопросы практики в НИУ ВШЭ регулируются Положением 2011 года.
  • Практика студентов делится на три основных вида:
  1. Учебная
  2. Производственная
  3. Научная

Самая первая ступень – учебная практика. Она, как правило, проводится на первом или втором курсе. Основной задачей учебного практиканта является закрепление полученных в ходе обучения знаний.

Переходя рубеж обучения, а именно третий курс, студент сталкивается с понятием производственной практики. Здесь речь уже идет о сборе конкретных данных, изучении методик обработки данных и так далее.

Производственная практика на четвертом курсе плавно перетекает в так называемую преддипломную практику.

Под этим названием скрывается вполне понятное требование факультета: во время производственной практики выпускник обязан либо собирать данные для своей ВКР, либо применять методы, схожие с методами диплома, или чтобы практика хоть немного соотносилась с темой диплома.

Примеры неподходящих вариантов практики:

  • диплом на тему внешнеполитических отношений России и СНГ, а практика — в отделе недвижимости крупной фирмы
  • диплом на тему «Построение математической модели экономического развития», а практика — в центре опросов общественного мнения

Пример подходящих вариантов:

  • диплом на тему образа Президента в глазах народов крайнего севера, а практика в исследовательском центре народов крайнего севера
  • диплом на тему анализа дискурса СМИ в отношении детей до 13 лет, а практика в центре мониторинга СМИ

Третья ступень – научная практика становится доступной при поступлении в магистратуру. Научная практика может быть двух видов: научно-исследовательская и научно-педагогическая.

В рамках исследовательской практики магистры изучают научные материалы и собирают данные для защиты своей магистерской работы.

Педагогическая практика нацелена на выработку навыков преподавания. В этом случае студенты обязаны разрабатывать методические планы и проводить семинарские занятия.

Как успешно пройти практику

Где ее можно пройти?

Краткий экскурс по определениям витиеватых фраз из официального положения не решает главную проблему. Если с  тем, что представляет из себя практика, в принципе понятно, то на вопрос, где искать место для практики, ответит едва ли половина студентов.

Вышкинцам в этом плане приходится, может быть, сложнее, чем другим столичным и нестоличным вузам, потому что многие факультеты не имеют привычки предоставлять места для прохождения практики централизованно. Это тяжелое бремя поиска места практики ложится полностью на студентов. На первый взгляд, все сказанное может показаться чересчур жестоким.

Однако на самом деле, все факультеты предоставляют места для практики. У некоторых в этом списке даже оказываются такие гиганты как «Администрация Президента» или «ЛУКОЙЛ». Загвоздка заключается в том, что студент должен все равно сам договориться с руководителями того предприятия, в котором он хочет пройти практику.

Зачастую, слишком «пафосные» места отказывают студентам, требуя от них многочисленные рекомендации от университета. К тому же, многие руководители забывают о договоренностях с НИУ ВШЭ и весьма неохотно реагируют на просьбы студентов.

ЛАЙФХАК

Какими лазейками можно воспользоваться для того, чтобы упростить свои поиски:

1. Начать не с письма руководителю практики, а с письма в учебную часть с просьбой рекомендации.

2. Воспользоваться хорошими отношениями с преподавателем, его отзывчивостью или просто хорошим настроением: в Вышке работают далеко не последние специалисты, один телефонный звонок иногда может помочь вам получить не просто место практики, а место, которое вы давно хотели

3. Если вы уже работаете в своей области, смело договаривайтесь с вашим работодателем о том, что будет нужно написать в отзыве по окончании вашей «практики» на вашей же работе (это наиболее простой путь, но будьте готовы к тому, что это вряд ли принесет вам хоть крупицу успеха в написании диплома)

Если вы все же решились искать место практики самостоятельно, то приготовьтесь к тому, что вам могут неоднократно отказать. Большинство крупных компаний просто не хотят возиться со студентами, обучая их азам своего дела.

В основном в бесплатной рабочей силе заинтересованы аналитические или исследовательские центры, которые с радостью дадут вам задание на дом по сбору или обработке данных. Однако это не значит, что вход в крупные российские или даже международные компании вам заказан.

Если вы успешно пройдете собеседования и докажете, что вы способны и хотите чему-то научиться, то скорее всего получите место в подобных компаниях. Осторожно, этот вариант не для галочки: лоботрясничать здесь точно не получится.

Как правило, такая практика требует от студентов работы в офисе в полную рабочую неделю.

Одним из беспроигрышных вариантов является практика во всевозможных лабораториях и исследовательских центрах при НИУ ВШЭ.

Например, вы можете попробовать себя в Антикоррупционной лаборатории, Лаборатории количественных исследований НИУ ВШЭ, Лаборатории сравнительных социальных исследований и так далее.

Этот вариант как нельзя подходит тем, кто во время практики хочет реально собрать материалы для своей дипломной работы или курсовой.

Основные ошибки:

Пренебрежение официальными сроками и процедурами.

Не забудьте о том, что вы должны сдать в учебную часть два документа: ваше заявление на имя декана, где вы укажете место практики и руководителя (такие заявления размещены на сайтах всех факультетов), и ходатайство с места практики (касается только тех мест, которых нет в списке предлагаемых мест вашим факультетом).

Очень важно помнить о том, что все учебные части требуют, чтобы на этом документе стояла печать предприятия/центра и так далее, то есть простой ответ по e-mail, пусть и честно полученный от руководителя практики, вам вряд ли поможет.

Документы стоит сдать в срок (сроки каждая кафедра устанавливает самостоятельно, но зачастую заявления начинают требовать за месяц до начала практики), в противном случае вы рискуете получить незачет.

На первых курсах сроки практики более подвижны: вы можете пройти ее не в летние месяцы, а раньше или позже (главное — успеть сдать отчет о прохождении практики до десятого сентября).

Выпускников со сроками контролируют серьезнее: практика будет проходить месяц и начнется сразу после последней мартовской сессии, а отчет о практике нужно будет сдавать сразу же, в мае.

Вообще, в Вышке в этом плане поощряют индивидуальность факультетов, например, многие из них проходят практику на втором и третьем курсе, а на четвертом только пишут диплом.

Как успешно пройти практику

Безответственное отношение к практике

На практике вы должны реально что-то сделать, потому что вам нужно будет не только сдать отчет о ее прохождении, но и устно защищать свой отчет перед комиссией из нескольких человек.

Обычно на подобных комиссиях спрашивают о том, что вы делали на практике, почему выбрали именно это место, как это связано с вашей исследовательской работой и так далее.

К защите стоит также подготовиться, потому что, если вы на самом деле только делали вид, а не практиковались, стоит заранее продумать ответы на все вопросы.

Отсутствие дневника/отчета/отзыва или всего сразу

Ваша главная задача во время практики — не только что-то делать, но и фиксировать сделанное. Для этого на сайте факультетов необходимо будет скачать Дневник практики.

Дневник практики имеет мало общего со школьным. Будьте готовы к тому, что придется скрупулезно записывать не просто свое расписание, а все, что вы делали в течение каждого дня.

За каждый день вам придется отчитываться перед руководителем практики, так как дневник предполагает графу «пометки руководителя». К счастью, многие руководители ограничиваются лишь подписью или вовсе составляют лишь финальный отзыв.

Кстати, отзывы руководителя с факультета и руководителя с практики обычно являются одним из пунктов дневника.

По окончании практики необходимо также будет написать отчет. Многие совершают ошибку, начиная писать его в свободной форме. На самом деле, ваша кафедра уже позаботилась об этом и на сайте факультета выложила форму заполнения отчета. Он представляет собой что-то вроде развернутой анкеты, в которой вы делитесь своими впечатлениями о проделанной работе.

Источник: https://thevyshka.ru/3716-praktika/

Производственная практика: зачем нужна, и как ее проходить

Как успешно пройти практику

В процессе обучения в институте или университете студент должен проходить практику. Обычно их три – учебная, производственная и преддипломная.

Первая должна познакомить вас с практическим применением теоретических знаний, закрепить или углубить их. Обычно проходиться на начальных курсах.

Производственная – это когда вы сами начинаете использовать свои знания на деле, но под присмотром более опытных специалистов. Проходится после учебной.

Наконец, практика перед дипломом – это завершающий этап, когда вы уже почти готовы стать специалистов в выбранной области.

Производственная практика

К сожалению, этот тип практики часто подразумевает реальную работу, за которую вам либо не заплатят вовсе, либо заплатят очень мало. Но ее надо пройти, как минимум, для опыта.

Зато в процесс ее прохождения вы сможете получить навыки – закрепить знания, которые вам вбили в голову в аудиториях, потренировать что-то делать в «боевых» условиях, увидеть своими глазами технологии и условия будущей профессии.

Производственная практика может отнять у вас, как несколько недель, так и несколько месяцев. Все зависит от сложности работы, выбранного предприятия и вашей специализации.

Откровенно говоря, часто к студентам-практикантам относятся посредственно, отправляя делать их рутинную, бумажную или неинтересную никому работу. Но бывает, что именно после практики вас заметят и возьмут на должность после окончания обучения.

Читайте также:  Реальные отзывы о сайте iqassist.ru

Отчет по практике

Результаты вашей практической работы для преподавателей в ВУЗе суммируются в виде отчета. Чаще всего – это документ, который вы пишите сами, на 30-40 страниц. Объем, как и требования к этой бумаге, зависят от многих факторов, и на деле отчет может быть куда менее объемным.

Что нужно для написания отчета? Как минимум, дневник практики и характеристика, которую вам выдали на предприятии после временного «знакомства» с вами.

Обычно отчет соответствует гласным и негласным требованиям: задание подписывает куратор, в отчете должно быть пронумерованное содержание, в отчете следует рассказать о предприятии и быть готовым отвечать на вопросы о месте прохождения практики. Не забудьте рассказать, чем вы занимались, какие цели ставили и чего добились. Напишите развернутый вывод со своим личным мнением.

Если вы не посещали практику, то проблему могут возникнуть в первую очередь с характеристикой и отзывом от предполагаемого куратора. Поэтому лучше договориться с ним заранее, даже если вы не планируете ходить на практику, но написать отчет в этом случае вам будет куда сложнее.

Источник: https://www.eg.ru/society/707325-proizvodstvennaya-praktika-zachem-nujna-i-kak-ee-prohodit/

Как получить работу мечты после университета: руководство для студентов

Факт наличия диплома, пусть даже красного, сам по себе не гарантирует, что сразу после выпуска вас завалят предложениями о работе.

Задача университета — дать необходимые знания по выбранной специальности, а где применять их на практике, скорее всего, вам придётся искать самостоятельно.

Сочетать учёбу с полноценной работой сложно, особенно если преподаватели строго контролируют посещаемость. В таком случае есть смысл поискать непостоянную занятость или стажировку на время летних каникул.

Стажировка — хороший способ применить на практике полученные в университете знания. Вы попадаете в общество крутых специалистов, знакомитесь с внутренней кухней профессии и развиваете качества, которые пригодятся на настоящей работе: ответственность, дисциплину, умение работать в команде и решать возникающие проблемы.

Даже если за стажировку вам не будут платить, в любом случае это полезный опыт. Лучше ещё во время учёбы выяснить, что будущая работа не по душе, и перевестись на другую специальность или факультет, чем всю жизнь втайне ненавидеть свою специальность.

Вот несколько работающих вариантов. Но помните, что лучше искать стажировку заранее: ближе к лету от желающих не будет отбоя.

Помощь вуза

У вашего университета наверняка есть партнёрские программы с компаниями, которым нужны грамотные специалисты. Студентов часто приглашают на стажировки с расчётом, что после выпуска они придут работать в эту организацию. Узнать о таких предложениях вы можете не только на сайте университета, но и в студенческих сообществах в соцсетях.

Кроме того, в каждом вузе действует центр карьеры, в котором работодатели размещают вакансии или заявки для готовых специалистов. Как правило, там можно пройти профориентационный тест и понять, какой характер работы вам близок.

В каждой профессии можно развиваться либо «вертикально» (от низшей должности к высшей), либо «горизонтально» (становиться редким экспертом в отрасли). Лучше понять это до начала работы, чтобы с первого дня направить усилия по верному пути. Зачастую редкие эксперты ценятся и зарабатывают в разы больше руководителей направлений.

Сайты по поиску работы

Заходите на любой сайт с вакансиями, выбираете раздел «Начало карьеры» и смотрите, что там есть интересного. Ищите работу, связанную с вашей специальностью. Подработка курьером, официантом, промоутером или продавцом в салоне сотовой связи — не лучшее решение. Да, вы заработаете денег, но вряд ли далеко продвинетесь в плане развития карьеры.

Много полезной информации о работодателях и интересных карьерных возможностях для специалистов без опыта работы можно найти на сайтах career.ru, fut.ru, changellenge.com.

Кейс-чемпионаты

Это соревнования, где студенты в небольших командах (обычно от трёх до пяти человек) работают с реальными задачами из практики известных компаний. Раньше такие соревнования проводились в лучших школах бизнеса Европы и Америки, а около семи лет назад стали доступны российским студентам.

Участники чемпионата должны найти оптимальное для бизнеса решение проблемы, применив имеющиеся теоретические знания и общую эрудицию. Как правило, первые туры чемпионатов заочные, личное присутствие вашей команды необходимо на полуфинале и финале, так что надолго отвлекаться от учёбы не придётся.

Кейс-чемпионаты дают возможность проверить себя в деле, завести полезные знакомства и получить шанс хорошо зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем.

Участие в таких состязаниях — это неплохая строчка в резюме, а опыт решения бизнес-задач пригодится на собеседованиях и в работе.

Крупные компании заинтересованы в найме и развитии молодых специалистов. Первый шаг к этому – стажировки студентов. Многие предприятия предлагают летние программы, чтобы студенты полностью посвятили себя работе.

Будущий сотрудник изучает компанию, персонал, процессы и понимает, насколько эта работа ему подходит. Компания, в свою очередь, оценивает его результаты и отбирает подходящих кандидатов с целью дальнейшего трудоустройства.

Если вы учитесь на последних курсах, то можете найти оплачиваемую стажировку — это совсем как настоящая работа, только на пару месяцев.

Вы погрузитесь в жизнь компании, станете частью команды грамотных специалистов и получите уникальный опыт, полезный как для учёбы, так и для дальнейшего трудоустройства. Например, такая стажировка есть у «Норникеля» — программа «Покорители Севера». Она рассчитана на студентов начиная с 3 курса.

У компании немало кейсов, когда студенты приходили на стажировку во время обучения, а после окончания учебы делали отличную карьеру уже будучи сотрудниками компании.

Компании выбирают студентов для стажировки примерно таким же образом, как и обычных сотрудников. Вы подаёте заявку и проходите все этапы отбора.

Например, в «Норникеле» отбор на стажировку состоит из трёх этапов: сначала нужно прислать резюме, потом пройти тестирование, а на заключительном
этапе пройти интервью с сотрудником компании.

В программе «Покорители Севера» могут участвовать студенты, обучающиеся по профильным для компании специальностям — энергетика, металлургия, горное дело и строительство.

Заявки принимаются каждый год с февраля по март.

Здесь всё по-взрослому: с первого дня вы будете прокачивать профессиональные навыки, участвовать в тренингах и решать реальные задачи — программа основана на кейсах из опыта компании. Вы познакомитесь с местной культурой и своими глазами увидите, как устроено производство у одного из крупнейших игроков на рынке никеля, палладия, платины и меди в мире.

Узнать больше о программе «Покорители Севера»

Последние годы обучения — это выход на финишную прямую, когда стоит определиться с местом будущей работы. Если во время учёбы вы проходили где-то стажировку, не теряйте связи с этой компанией. Полученные знания и практический опыт можно использовать при подготовке курсовых и докладов на студенческих конференциях.

Ещё один шанс обеспечить себе хорошую работу — преддипломная практика. Часто студенты относятся к практике довольно безалаберно, считая её пустой формальностью, а зря. Практика даёт возможность изучить особенности устройства компании и показать себя ценным специалистом со свежим взглядом на существующие проблемы или принципы работы.

Дипломная работа, основанная на деятельности реального предприятия, добавляет вам очков, если вы хотите в дальнейшем строить карьеру именно здесь. В выборе между полным новичком и кандидатом, который знает, чем живёт компания, симпатии будут на стороне второго.

По сути, стажировка — тот же испытательный срок, поэтому отнеситесь к ней предельно серьёзно. От вас не будут требовать ничего сверхъестественного, но это не означает, что можно работать спустя рукава. От вашей ответственности и добросовестного отношения к делу зависят ваши шансы работать в компании через пару лет.

Узнайте, какие привилегии полагаются стажёрам. Возможно, вы попадёте в кадровый резерв: когда появится подходящая вакансия, вашу кандидатуру будут рассматривать в первую очередь.

Для молодых специалистов у «Норникеля» есть лидерская программа «Первая Арктическая». Это ускоренная подготовка будущих руководителей: за 2,5 года вы пройдёте путь, который обычно занимает около 10 лет.

Участвовать в программе могут выпускники вузов и молодые специалисты с опытом работы до трёх лет. Необходимые условия: профильное инженерное образование, английский не ниже Intermediate, средний балл от 4,6 и выше. На время обучения вы переедете в Норильск. «Норникель» оплачивает переезд и проживание, предоставляет соцпакет и конкурентную зарплату.

Для каждого участника составят индивидуальный план обучения и развития и помогут быстро освоить специфику производства. Следить за прогрессом и помогать в процессе будет наставник — один из руководителей «Норникеля». В результате вы получите новые знания, практический опыт работы и шанс занять руководящую должность в одной из крупнейших в мире компаний по производству цветных металлов.

Узнать больше о лидерской программе «Норникеля»

Мы узнали у специалистов «Норникеля», как обстоят дела с работой для студентов и реально ли устроиться в крупную компанию без опыта.

В прошлом году мы приглашали на работу выпускников вузов с профильным образованием, проводили двухмесячные курсы обучения и готовили на технические профессии на производстве.

После успешной сдачи экзамена и получения соответствующей квалификации вчерашний студент становился нашим полноценным сотрудником. Это не постоянная практика, такие возможности появляются при запуске новых крупных проектов.

Следите за жизнью интересующей вас компании, чтобы вовремя узнать о подходящей вакансии.

Красный диплом, участие в конференциях, кейс-чемпионатах и всевозможных мероприятиях учитываются не только рекрутером, но и руководителями.

Когда мы рассматриваем молодого специалиста без практического опыта, нам важно узнать, что он умеет делать, чтобы понять, где он может быть максимально полезен и эффективен.

Опыт публичных выступлений, навыки написания сложных формул и макросов в Excel, умение делать яркие и понятные презентации — это то, чему можно научиться в университете и что реально пригодится в работе.

Важно, чтобы у будущего сотрудника были нужные нам soft skills — личные качества, необходимые для успешной работы. Например, это умение вести переговоры и работать в команде, критическое мышление, дисциплина и ответственность. За короткий срок мы даём им возможность получить hard skills — профессиональные навыки, связанные со спецификой работы.

Источник: https://Lifehacker.ru/stazhirovki-dlya-studentov/

Как принять практиканта на работу

Студент, трудоустраивающийся для прохождения производственной или преддипломной практики, – это и потенциально перспективный будущий сотрудник, и лишняя «головная боль» для руководства, поскольку статус такого работника не всегда понятен и определен.

В Трудовом кодексе нет ясно выписанных норм трудовых отношений с практикантами.

Постараемся разобраться, как оформлять такие правоотношения, какие существуют нюансы принятия на работу студентов-практикантов, на что обратить внимание работодателю при составлении документации.

Какими законодательными актами руководствоваться

Прямых нормативных документов, регламентирующих отношения студентов и руководителей организаций, где они проходят практику, не существует. В данном вопросе предлагается руководствоваться следующими основными нормами закона:

  1. Любые отношения, которые можно считать трудовыми, не должны входить в противоречие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  2. Министерство образования РФ своим приказом №1154 от 25 марта 2003 г. утвердило «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
  3. Подобный документ для учреждений среднего звена – «Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», утверждено Министерством образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. приказ №1991.
  4. Дополняет два последних акта письмо-разъяснение Министерства образования Российской Федерации №16-51-198/16-15 от 16 сентября 1999 г. «Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Читайте также:  Как правильно написать диплом: образец и пример оформления работы

Учеба или уже работа?

Поскольку Трудовой кодекс РФ не предоставляет четкого алгоритма оформления практики студентов, сотрудников отдела кадров беспокоит вопрос статуса и документального оформления таких отношений. Какой договор нужно заключать с практикантами?

Если изучить нормы приведенных нормативных актов, можно найти два важных положения, дающие логичный ответ на поставленный вопрос:

  • если должностные обязанности совпадают с требованиями практики и в организации есть соответствующие вакантные места, студентов разрешается зачислить на них;
  • практику можно проводить в составе студенческих отрядов, индивидуального обучения, если квалификация соответствует.

Таким образом, практику можно трактовать в одних случаях как учебу, а в других – как полноценную работу. Соответственно, и документальное оформление будет разным: в первом случае – стандартный трудовой договор, во втором – ученический.

А можно вообще без договора?

В приведенных нормативных актах о трудоустройстве практикантов сказано, что работодатель может оформить с ними договор. Значит, это не требование, а только возможность, и оформление договора не является обязательным.

Трудовой договор обязательно заключать, если между практикантом и работодателем устанавливаются фактически трудовые отношения, а именно:

  • студент исполняет трудовые обязанности, указанные в должностной инструкции той вакансии, которая есть в штатном расписании (унифицированная форма т-3);
  • студент подотчетен правилам трудового распорядка, принятым в организации;
  • студенту своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата.

Если таких отношений не возникает, значит, практикант не работает, а только проходит обучение. В этом случае можно составить ученический договор или не заключать никакого.

ВАЖНО! Заключенный трудовой договор может быть только срочным: ведь практика имеет четко обозначенные сроки начала и завершения. Ст. 59 ТК РФ говорит о том, что стажировка и индивидуальное обучение требуют заключения именно срочного трудового договора.

Особенности трудоустройства студентов

Нюансы трудоустройства практикантов связаны с возможным несовершеннолетием и продолжением очного обучения во время работы. Поэтому нужно принять во внимание такие обязанности работодателя:

  • если студент является очником, работодатель должен будет предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с продолжением учебы;
  • если студент трудоустраивается впервые (чаще всего это именно так), работодатель должен оформить ему трудовую книжку (в ней делается стандартная запись) и СНИЛС (если этот документ еще не оформлен);
  • если в штатном расписании нет подходящих вакантных единиц, можно их ввести на время практики, а затем сократить либо ввести их специально «под практикантов», если студенты проходят практику на постоянной основе, регулярно;
  • студенту-практиканту приказом руководителя назначается наставник от организации;
  • если студент получает стипендию, он сохраняет на нее право и трудоустроенным.

Длительность рабочего дня практиканта

Важным моментом договора является установление продолжительности рабочего дня оформляемого на практику студента. На время прохождения практики закон требует устанавливать такое рабочее время для студентов:

  • молодым студентам (до 16 лет) разрешается трудиться не более 24 часов еженедельно;
  • практиканты старше 16 лет могут работать не более 35 часов в неделю;
  • студенты техникумов, колледжей и других средних специальных учебных заведений, не выполняющие на практике физической работы, должны трудиться 36 часов в неделю независимо от возраста.

Если речь идет о преддипломной профессиональной практике, то есть студенты работают именно по будущему профилю, а не просто оттачивают профессиональные навыки, время может быть увеличено:

  • для юных (16-18 лет) – до 35 часов в неделю;
  • для более старших практикантов – до 40 часов в неделю.

Сколько платят практикантам

Вопрос о заработной плате студентам, проходящим практику, обязательно должен быть отражен в тексте трудового договора. П.

20 вышеуказанного Положения говорит о том, что определение зарплаты для практикантов выполняется в соответствии с законами, принятыми для данной отрасли, а также договорами с соответствующими учебными заведениями.

Студент-практикант, подписавший трудовой договор, имеет право на те же выплаты, что и обычные работники:

  • вознаграждение за труд;
  • оплата временной нетрудоспособности;
  • отпускные и др.

Если студенту нет 18

Заключая трудовой договор с практикантом, который еще не достиг 18-летия, работодателю необходимо принимать во внимание требования к трудоустройству несовершеннолетних – статьями 69-70, части четвертой ст. 92 и главы 42 ТК РФ. Принять на работу юного студента можно исключительно:

  • после прохождения медицинского осмотра;
  • не устанавливая испытательный срок;
  • с сокращенной продолжительностью рабочего дня;
  • не требуя работы по ночам.

Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя

Принятие на работу студента-практиканта имеет некоторые преимущества для нанимателя, но и чревато некоторыми возможными рисками.

Плюсы трудоустройства студентов:

  • законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
  • воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
  • обеспечение лояльности работника;
  • возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.

Минусы для работодателя:

  • неполный рабочий день для студента;
  • дополнительный отпуск для продолжения учебы (на это время его обязанности должен кто-то выполнять);
  • невозможность привлечения к сверхурочным и ночным работам;
  • отсутствие у практиканта необходимого опыта, отсюда дополнительные траты времени, более низкая результативность, риск ошибок, брака и т.п.

Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/prinimaem-praktikanta-na-rabotu/

Что на практике? Высшее образование

Производственная практика является неотъемлемой частью учебного процесса в любом ВУЗе. Цель практики — научить студента применять полученные на занятиях знания.

Для этого производственная практика должна быть достаточной по времени (не меньше месяца и, желательно, полный рабочий день) и содержательной. Разумеется, любой студент мечтает о такой практике, которая была бы покороче и полегче.

Но, как правило, праздность и учебная успеваемость — вещи несовместимые, а потому нашему студенту придется выбирать между отдыхом и хорошей оценкой за отчет.

Условия прохождения производственной практики зависят от конкретного ВУЗа и сильно различаются как временем и продолжительностью ее прохождения, так и прочими условиями.

Обычно об условиях заранее сообщает заместитель декана по учебной работе, он же говорит о требованиях к оформлению отчета.

Если вы по каким-либо причинам не присутствовали на специальном собрании, обязательно узнайте все у однокурсников.

Как устроиться на практику?

Устройство на производственную практику оформляется по-разному. Это может быть договор между вашим ВУЗом и организацией либо письмо из организации о принятии на практику конкретного студента.

Обычно государственные учреждения не любят заключать подобные договоры и предпочитают письма. В некоторых организациях есть специальные положения о прохождении практики, которыми устанавливается и оформление устройства на практику.

Документ передается в деканат либо в отдел по прохождению производственной практики.

Как найти хорошую практику? Идеальным вариантом будет устройство на работу в качестве стажера, когда вам оформят трудовую книжку или внесут в нее соответствующую запись, если таковая у вас уже есть, и выплатят заработную плату.

Но особенно на это не рассчитывайте, попасть на такую практику весьма непросто.

Хорошо, если можно воспользоваться протекцией родственников или знакомых, но если такой возможности нет, обратитесь к одному из ваших преподавателей или ведите поиски через ярмарку вакансий, которые регулярно проводятся во многих ВУЗах. Иногда практику проходят на кафедрах, но не во всех ВУЗах это разрешено. Насколько мне известно, это встречается у студентов-историков и филологов.

Наиболее выигрышный вариант — обратиться к заместителю декана по учебной части. Как правило, он поддерживает связь со многими организациями и знает об имеющихся вакансиях и возможности взять студентов на практику.

Чем раньше вы поговорите с заместителем декана, преподавателем или кем-либо из знакомых, тем больше у вас шансов устроиться на хорошую практику и с пользой провести время. Обычно ВУЗы имеют в запасе резервный вариант на случай, если студент самостоятельно так и не смог никуда устроиться.

Но это уже на самый крайний случай. На такую практику отправляют десятка два студентов, и, какой бы солидной ни была данная организация, скорее всего вам велят варить кофе для сотрудников или посадят выписывать пропуска на проходной.

Конечно, по моему мнению, всякий усердный труд достоин уважения, но подумайте: вам же нечего будет написать в отчете!

Так что не затягивайте с решением вопроса об устройстве. Желательно за два месяца до начала практики у вас в кармане уже должен лежать какой-либо вариант.

Трудоустройство и рекомендации

«Голубая мечта» любого практиканта — впоследствии устроиться на работу там, где была пройдена практика. Разумеется, во время практики необходимо хорошо себя зарекомендовать.

Если вы настроены бороться за место под солнцем, то есть за рабочее место в данной организации, вам придется смириться с необходимостью рано вставать (чем солиднее фирма, тем больше внимания ее руководство обращает на пунктуальность сотрудников) и много работать, хоть сейчас, возможно, на дворе лето, и сам Бог велел отдыхать.

К сожалению, даже идеальная работа не обязательно приведет к трудоустройству.

Если же у вас не получилось закрепиться в данной организации, и во время торжественного (или скромного — как повезет!) прощания с сотрудниками никто вам ничего не предложил, не расстраивайтесь! Как говорится, за Богом молитва, а за царем служба не пропадет. Вы приобрели самое ценное — опыт работы, который не окажется лишним при последующих поисках работы. Так что вы в любом случае не в проигрыше.

Факт прохождения вами производственной практики и выполнения той или иной работы, желательно, должен быть подкреплен вашей характеристикой или рекомендацией. Это необходимо как для вашего последующего трудоустройства, так и, возможно, для защиты отчета. Бывают случаи, когда преподаватель ВУЗа не принимает отчет без рекомендации, ссылаясь на то, что его скачали его из Интернета.

Если начальник практики не предложил вам характеристику либо рекомендацию, то следует попросить его об этом.

Не стоит стесняться! В конце концов, вы же работали на них, тратили свое время, а уж если бесплатно, то сам Бог велел им отблагодарить вас хотя бы в такой форме.

Не попросите — совершите ошибку, которая впоследствии может повлиять на ваше трудоустройство, если вы не успели нигде поработать, кроме как на практике.

Есть, правда, организации, которые с радостью выдадут вам рекомендацию и спустя пять лет после вашего ухода, но подумайте: такое возможно, только если в организации останутся работать ваши прежние знакомые. А может случиться, что вас просто никто не вспомнит. Так что лучше не надеяться на авось, а заранее подстелить себе соломки везде, где можно.

Как составить отчет?

Составление отчета — это не формальная процедура, придуманная деканатом для создания несчастным студентам дополнительных трудностей.

Это способ и возможность для студента заново прокрутить в голове и привести в порядок усвоенное. Отчет сдается заместителю декана по учебной работе либо куратору вашей группы или инспектору курса.

Читайте также:  Важные моменты при защите диплома МГУ: как вести себя при обосновании и содержание работы

За отчет обычно ставится оценка, которая в некоторых ВУЗах идет в диплом.

Отчет должен содержать три части:

  1. введение
  2. основная часть
  3. заключение.

Во введении указываются срок и время прохождения практики, а также цель. Цель любой производственной практики — научиться применять полученные в процессе обучения знания на практике, уж извините за тавтологию.

В основной части вы рассказываете о том, чем, собственно, занимались во время прохождения практики.

В заключении можно сказать, что прохождение практики в указанной организации было весьма для вас полезно, так как вы научились выполнять ту или иную работу, что должно очень пригодиться в вашей дальнейшей трудовой деятельности.

Если к отчету вы приложите какие-либо документы, составленные вами при исполнении ваших обязанностей, это, безусловно, пойдет вам в «плюс». В таком случае лучше дать ссылку на них в тексте.

При написании отчета следите за используемыми вами выражениями и соблюдайте официальный стиль речи. Возможно, кто-то из читателей даже обидится за это, казалось бы, очевидное замечание.

Его можно было бы опустить, но преподавательница одного из московских ВУЗов рассказывала, как одна студентка вставила в свой отчет такое выражение: «А вообще-то я варила кофе для сотрудников», и завершила это высказывание… смайликом.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Chto-na-praktike/

Стажировка, а не «летняя практика», поможет студенту и работодателю

Издавна производственная практика считается частью процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во многих вузах она имеет обязательный характер, а в некоторых студенты сами решают, нужна ли им такая практика или нет.

Но даже в тех вузах, где она обязательна, избежать ее не так трудно. Многие студенты договариваются с родителями, их друзьями или собственными старшими знакомыми, чтобы те подписали им фиктивное подтверждение прохождения практики у се6я на работе.Преподаватели вуза чаще всего не проверяют эти данные и даже не всегда требуют, чтобы место практики соответствовало специальности студента.

Неудивительно, что в такой ситуации молодые люди предпочитают практике (чаще всего неоплачиваемой) отдых или подработку не по специальности.

Согласно онлайн-опросу портала Career.ru, большая часть компаний (43%) отказывает молодым специалистам из-за отсутствия опыта.

И только 5% работодателей не берут выпускников на работу из-за недостатка теоретических знаний. Работодатели оценивают уровень практических навыков современных выпускников на 2,1 балла из пяти.

И больше половины компаний считают, что рынки труда и образовательных услуг не согласованы между собой.

«Когда за выпускником закрываются двери вуза, ему очень сложно найти работу, если у него совсем нет опыта, – говорит Ирина Святицкая. – Если раньше работодатели смотрели на качество образования и престиж вуза, то теперь смотрят на опыт».

Бесполезный работник?

Проблема в том, что очень часто ожидания студентов от практики не соответствуют действительности. Большинство компаний совершенно не заинтересовано в том, чтобы брать к себе неопытного работника, да еще и всего на несколько недель, за которые практически невозможно по-настоящему погрузиться в производственный процесс.

Руководитель Центра карьеры НИУ ВШЭ Ольга Борисова перечисляет несколько факторов, из-за которых многие компании со скрипом соглашаются принимать студентов на практику.

Во-первых, студент приходит на небольшой период времени, и работодатель не знает, будет ли какой-то «выхлоп» от его работы. Во-вторых, за это ограниченное время практиканта нужно еще и обучить, на что у компании не всегда хватает ресурсов. В-третьих, все осложняется бюрократическими процедурами, оформлением документов и прочей организационной работой.

Рая, студентка кафедры рекламы и маркетинга РГГУ, рассказывает, что устроилась на практику в рекламное агентство, которое ей предложил университет. «Я даже не знаю, настоящее ли это агентство, потому что ни разу там не была, – рассказывает Рая. – Меня попросили сделать одно задание и прислать по электронной почте. В ответ прислали подтверждение о прохождении практики, и все».

Казалось бы, гораздо лучше дело должно обстоять в технической сфере. Система производственной практики для студентов технических университетов была отлажена еще во времена Советского Союза, и с тех пор втузы сотрудничают с научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями.

«Не сомневаюсь, что когда-то, лет 30-40 назад, такая система была передовой и инновационной, – говорит Егор, студент факультета общей и прикладной физики МФТИ. – Но российские НИИ сейчас находятся в ужасном упадке. Ситуация, конечно, лучше чем в лихие 90-е, но [НИИ] до сих пор не позавидуешь. Многие лаборатории просто пустуют. Студенты толпами валят в бизнес или за рубеж».

Но студенты, которые проходят практику на более современных предприятиях, тоже далеко не всегда довольны этим опытом. Студентов НИЯУ МИФИ отправляют практиковаться на предприятия «Росатома», а в дальнейшем приглашают туда на работу.

Однако многие мифишники жалуются, что задания, которые поручают студентам и молодым специалистам, скучны и однообразны, а зарплаты на порядок ниже, чем в коммерческих организациях.

Вот что рассказывает Максим, выпускник МИФИ, который проходил практику в Российском федеральном ядерном центре в Сарове: «Я поехал туда по собственному желанию, чтобы посмотреть на IT-технологии, которые применяются в центре, поучиться чему-то. Увы, ничего выдающегося я там не увидел, и деньги мне платили мизерные, несколько тысяч в месяц. Но мне еще повезло, а моему другу около месяца не могли найти работу, которой он мог бы заняться и по которой должен был писать диплом».

Абитуриенты, ищите вуз с Центром карьеры

Большинство студентов вынуждено искать практику самостоятельно. Иногда отдел практики вуза даже не располагает обновленными данными об организациях, в которых предлагает практиковаться своим студентам.

«Отдел практики предоставил нам список мест для практики, я выбрала пенсионный фонд, – рассказывает студентка Юридического факультета РГГУ Нино.

– Мне дали телефон отдела кадров, я позвонила, и мне сообщили, что они действительно предлагали РГГУ места для практики, но с тех пор прошло уже два года, и они больше не берут студентов на лето.

Когда я стала узнавать в университете про другие места практики, оказалось, что все уже занято. Тогда я сама обратилась в Останкинский суд, и меня взяли туда стажироваться».

Некоторые вузы пытаются организовать практику своими силами, без сотрудничества с компаниями, но такой подход вряд ли может дать студенту реальные практические навыки. В прошлом году на факультете социологии МГУ была введена обязательная практика для студентов первого курса. Она проходит на самом факультете, но после окончания учебного года, летом.

«Наша практика ничем не отличалась от основного учебного времени, – рассказывает студентка Соцфака Елена. – Такие же вялотекущие лекции и малосодержательные семинары, не связанные тематически, а подобранные по принципу «я его слепила из того, что было». Вели их не ушедшие в отпуск преподаватели, откровенно расслабившиеся к летним каникулам, и студенты старших курсов».

Возможно, если вуз действительно хочет помочь своим студентам с трудоустройством, нужно не заниматься распределением студентов на обязательную практику, а предоставлять им максимально обширную информацию о современном рынке труда, о том, какие работодатели вообще существуют в этой сфере, и о том, какие стажировки и конкурсы проводят эти компании.

Для этого в некоторых ведущих вузах сегодня создаются Центры карьеры. Они не занимаются непосредственно трудоустройством, но помогают студентам сориентироваться на рынке труда. В хороших центрах помогут составить резюме, выбрать работодателя и дать рекомендации для успешного трудоустройства.

«Каждый вуз обязан иметь центр карьеры, – утверждает Ирина Святицкая, руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru. – Не во всех университетах они есть, или же есть, но ничего не делают. Поэтому я бы посоветовала абитуриентам при выборе вуза больше внимания обращать на наличие и эффективность такого центра. Это должно быть одним из важнейших факторов при поступлении».

Вместо обязаловки – стажировка

За рубежом сейчас больше распространен формат долгосрочных стажировок, чем краткосрочных практик. Стажировка обычно длится от двух месяцев до полугода и включает в себя обучение. Иногда стажер получает небольшую зарплату или стипендию, а в некоторых компаниях, наоборот, сам платит за стажировку.

Работодатели предпочитают брать на стажировку студентов последних курсов, чтобы затем они могли остаться работать в компании на постоянной основе. Стажерские программы есть во многих крупных зарубежных компаниях, например, в Microsoft, IBM, AECOM, Coca-Cola Hellenic и в их филиалах в России.

В корпоративную политику зарубежных корпораций заложена система привлечения и удержания молодых специалистов. Российский бизнес пока только начинает перенимать этот опыт. Например, система практик и стажировок есть в компании Яндекс, как в Московском, так и в Санкт-Петербургском офисе.

Директор по персоналу ABBYY (производство словарей и систем распознавания текстов) Анастасия Савина признается, что для некоторых компаний работа со студентами становится необходимостью. «Ситуация на рынке труда в некоторых технических сферах, например, в IT-области, ухудшается.

Разработчиков с каждым годом не хватает все больше и больше, – признается Анастасия. – И все больше претензий появляется к качеству образования. Поэтому мы работаем с молодыми инженерами и лингвистами непосредственно на базе университетов – на данный момент это МФТИ и РГГУ.

В МФТИ у нас уже давно существует собственная кафедра распознавания изображений и обработки текста. Студенты на третьем курсе поступают в наш бакалавриат, а также могут устроиться в компанию на частичную занятость.

Совсем недавно появились еще две кафедры компьютерной лингвистики – одна тоже в МФТИ, там мы готовим разработчиков, другая в РГГУ, для студентов Института лингвистики».

Анастасия утверждает, что самую большую пользу от стажировки получает студент, поскольку это дает ему возможность применить теоретические знания в работе.

Но работодатели тоже должны быть заинтересованы в привлечении молодых специалистов.

В некоторых сферах работодатели просто вынуждены брать студентов на стажировку, потому что это единственный шанс найти выпускников с дефицитной специальностью.

Но, как ни крути, организация стажировок не является первостепенной задачей коммерческих компаний. Они в принципе могут предоставить студентам временную работу и необходимое обучение, но инициатива сотрудничества должна исходить от университетов.

«Стажировка является одним из показателей качества образования. – говорит Анастасия Савина. – Если вуз не организует совместную работу с компаниями, то у него нет обратной связи с работодателями, без чего университет не может развиваться успешно».

Вывод из всего сказанного довольно простой.

Если бы вместо обязаловки в виде месяца летней практики у студентов была возможность работать – параллельно с учебой – по своей будущей специальности, то выгоду от этого почувствовали бы все.

Компании получили бы молодых сотрудников и возможность обучать их «под себя», образование в вузах стало бы более актуальным, а выпускники больше не чувствовали бы себя невостребованными.

Источник: https://ria.ru/20120713/698660584.html

Ссылка на основную публикацию