Что такое кандидатская диссертация: структура работы и назначение проекта

И у этой диссертации, помимо прочих требований, которые к ней предъявляются, имеется достаточно чёткая структура, которой необходимо придерживаться.

Рассмотрим её чуть более детально.Что такое кандидатская диссертация. Структура диссертации

Приблизительное содержание

Диссертация в общем виде состоит из следующих разделов и элементов:

Введение

Введение занимает, как правило, от пяти до десяти листов. В нём непременно должны быть отражены следующие элементы:

Введение и заключение лучше всего писать после того, как основная часть завершена. Во-первых, так легче, в голове все окончательно уложилось и прояснилось.

Во-вторых, многие читатели будут судить о вашей работе именно по введению и заключению.

Кроме того, качественно написанные введение и заключение сильно облегчат вам работу над написанием автореферата, так как войдут туда целиком и практически без изменений, Александра Сомова, кандидат филологических наук (МГПУ)

Основная часть

В основной части обычно имеется три основные части. Их ориентировочное содержание, как правило, таково:

  • Первая часть. Критический анализ текущей ситуации с точки зрения исследуемого вопроса (включая литературные источники).
  • Вторая часть. Новые решения на основе ранее произведённого анализа, придуманные автором исследования.
  • Третья часть. Результаты реализаций решений, что были выведены в предыдущей главе, а также их критическая оценка.

Каково бы ни было содержание главы, в её конце обязательно должны быть сделаны определённые выводы, обобщающие то, что было в данной главе в короткой форме.

Заключение

В заключении подводятся общие итоги, а также выписываются основные результаты, которые были достигнуты в ходе данной исследовательской работы.

Библиографический список

Мы условно называем этот пункт «библиографическим списком», но называться он на деле может по-разному в зависимости от требований кафедры конкретного учебного заведения. Обычно он называется или «библиография» или «список использованной литературы».

Приложения

К приложениям относится, как правило, то, что имеет справочный характер, либо в него могут входить результаты экспериментов. Данная информация выделяется в приложение в тех ситуациях, когда объём её слишком большой, а включение в основную часть не является целесообразным.

Что ещё нужно помнить?

Объём диссертации подобного содержания обычно варьируется от 140 до 180 листов в печатном виде.

Пишется диссертация традиционно на русском языке, хотя допустимы варианты, которые необходимо предварительно оговорить с кафедрой.

Основные научные результаты диссертации должны быть не только лишь включены в неё, но также и содержаться в научных изданиях. Их рекомендуемый перечень представлен на официальном сайте ВАК.

Понятно, что для такого жанра как диссертация, предусмотрена достаточно четкая структура. Но определенная свобода все-таки имеется. Не нужно, например, зацикливаться на том, что глав должно быть обязательно три. Это зависит от логики вашей работы, их может быть и две, и четыре.

Главное, чтобы структура работы позволила максимально логично и последовательно раскрыть суть исследования. Объем тоже может быть очень и очень разным. Понятно, что гуманитарные работы обычно занимают большее количество страниц, чем технические, но это тоже правило относительное.

Оглавление диссертации по специальности 03.02.08 «Экология»

Что такое кандидатская диссертация. Структура диссертации
Что такое кандидатская диссертация. Структура диссертации
Что такое кандидатская диссертация. Структура диссертации

Источник: http://FirstEdu.ru/struktura-dissertacii/

В чем отличие докторской диссертации от кандидатской?

Начинающим соискателям научных степеней приходится разбираться, в чем отличие докторской диссертации от кандидатской. Понимание разницы в целях, характере исследований, результатах работы поможет избежать ошибок и разочарований на пути к признанию в ученом сообществе.

Цель работы и требования к исполнителям

Нормативные документы определяют оба вида диссертаций как научно-квалификационную работу, при защите которой претендент демонстрирует способность самостоятельно мыслить, решать проблемы и задачи в выбранной сфере, делать выводы.

Различия – в масштабах научного труда. Кандидатская решает конкретное научное задание, полезное для конкретной отрасли, подтверждает способность автора в дальнейшем заниматься научными изысканиями.

В результате защиты докторской появляются:

  • новые теоретические положения, способные повлиять на развитие научной мысли;
  • решение важной социально-экономической или культурной, научной или прикладной проблемы;
  • эмпирические обоснования организационных, технических, технологических решений, способствующих развитию страны.

Докторская отличается масштабом полученных результатов, ее выводы более глобальные, а вклад в общественное развитие значительный.

Над докторской может работать исключительно кандидат наук, выполнять исследования можно в продолжение развития направления кандидатского исследования, придерживаясь таких негласных правил:

  • нельзя дублировать тему. При продолжении используют более широкие формулировки;
  • запрещено переносить результаты из одной рукописи в другую, нельзя дважды защищать одни и те же положения;
  • следует избегать самоплагиата и чрезмерного самоцитирования.

К работе над диссертацией кандидата допускаются лица с высшим образованием, защитившие магистерскую квалификационную работу или дипломную работу специалиста.

Важно! Если рукопись соискателя степени кандидата выполнена на высочайшем уровне, а научная новизна и полученные результаты соответствуют требованиям, выдвигаемым к докторским, диссертационный совет имеет право обратиться в Высшую аттестационную комиссию с ходатайством о присвоении соискателю степени доктора наук в виде исключения.

Различия в требованиях к работе

Поскольку цели выполнения диссертационного исследования для получения обеих степеней различаются, содержание трудов и формальные требования к ним также различны:

  • объем. Размеры рукописи зависят от широты поставленной задачи: в первом случае ограничение составляет 150–200 страниц текста, во втором – 300–400;
  • логика построения исследования. Если будущий кандидат решает конкретную задачу, то потенциальный доктор будет защищать научную теорию. Различия в задачах повлекут за собой разницу в смысловом наполнении трудов;
  • руководитель. Направлять аспиранта призван научный руководитель, докторант может иметь научного консультанта;
  • перечень литературы. Условие формирования списка литературы: более 100 источников для первой рукописи, более 200 – для второй. Не рекомендуется обращаться к учебникам и пособиям, предпочтение следует отдавать монографиям, статьям, материалам конференций.

Работу над диссертацией разрешается вести как в рамках освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (докторантуре), так и самостоятельно. Каждая работа выполняется не один год, но практика показывает, что докторская требует больших затрат времени.

Важно понимать, что докторская – это не расширенное предыдущее, а качественно новое исследование.

Защита диссертации

Процедура защиты проходит по единым правилам, изложенным в Положении о порядке присуждения ученых степеней. Различия касаются следующих моментов:

  • публикации. Изложить основные положения и результаты претенденты на ученую степень должны в рецензируемых изданиях. В гуманитарных науках для защиты докторской перечень публикаций составляет не менее 15, кандидатской – не менее 3. В остальных количество необходимых статей должно превышать соответственно 10 и 2;
  • оппоненты. При рассмотрении кандидатской назначаются 2 оппонента, один – доктор, вторым может выступать кандидат наук. Для защиты докторской требуются 3 оппонента с докторской степенью.

Общие черты

Несмотря на различия, специфика диссертационных изысканий во многом совпадает:

  • актуальность темы – решение насущной проблемы;
  • оригинальность и уникальность;
  • наличие научной новизны;
  • апробация результатов исследования;
  • соблюдение академической добропорядочности, недопущение плагиата.

Знание отличительных особенностей двух видов рукописей поможет претендентам на получение соответствующих ученых степеней правильно определить цели и задачи исследования и организовать работу над темой.

Источник: https://sibac.info/blog/v-chem-otlichie-doktorskoy-dissertacii-ot-kandidatskoy

Что такое диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Для автора важно закрепиться в научной среде и продолжить свои начатые исследования. Для этого ему необходимо написать квалификационную работу.

Она будет являться доказательством того, что исследователь обладает необходимыми знаниями, чтобы продолжать свою деятельность для более углубленного изучения проблемы.

В творческом изыскании претендент на ученую степень показывает свою состоятельность как новатор: его разработка должна быть полезна обществу.

Существуют свои требования к форме и содержанию, к теме, ее важности для науки, чтобы результат работы был важен для экономики страны.

Все требования по оформлению и содержанию прописаны в государственном постановлении правительства Российской Федерации. В юридическом документе указаны строгие стандарты для подготовки такого вида работы. Основным критерием является качество исследования.

Что такое кандидатская диссертация

Аспирант или иной соискатель для присуждения звания или получения ученой степени готовят научно-исследовательский труд. Квалификационная работа должна основываться на том, что нового дает она для науки, как применить результаты на практике.

От авторов требуется серьезное отношение к практическим исследованиям, они должны обладать необходимой базой теоретических знаний.

В форме просветительского произведения, которое имеет научно-квалификационный характер, соискатель готовит для публичной защиты свое исследование с целью получения ученой степени.

Предварительно заявитель должен иметь собственные публикации, монографии и подготовленный автореферат.

К теме диссертационной работе предъявляются строго определенные критерии:

  • Требование актуальности исследуемой проблемы. Это значит, что автор приводит конкретные данные и конечный результат, имеющий значение в политической, социально-экономической, культурно-просветительской либо хозяйственной области. Работа должна иметь высокую потребность в научном или прикладном знании.
  • Работа должна иметь научную новизну, в ней содержится новое решение научной задачи, обоснованные разработки, исследования явлений или процессов, конкретные рекомендации.
  • Практическая применимость доказывает, что целесообразно использовать результат исследования, который более рационален, оправдан с точки зрения финансовых потребностей.
  • Если в работе освещены интересные для научного сообщества вопросы и показано принципиально новое знание, тогда аспирант может претендовать на звание кандидата наук.
  • К научному проекту предъявляются особые условия написания, касающиеся жанра доклада, аргументации обобщений, применение формулировок, наглядного иллюстративного материала.
  • Претендующий на звание ученой степени должен четко определиться с выбором темы и куратором.

Тема диссертации должна совпадать с областью основной деятельности. В работе могут раскрываться социально значимые проблемы, она должна отличаться от других разработок новизной и конкретными результатами, которые применимы в каком-либо сегменте экономики.

Необходимо следовать рекомендациям своего руководителя, под патронажем которого в дальнейшем проходят изыскания. Куратор помогает в составлении плана научного доклада и в дальнейшем контролирует ход исполнения.

Кто и для чего пишет диссертацию

Диссертационное квалификационное исследование, в котором защищаются теоретические выкладки и реальность объекта в применении, доказывается новшество и актуальность поставленной задачи, пишется не для звания «кандидат наук». Тема, поднятая в научном труде, должна заинтересовать прогрессивное сообщество. Поэтому диссертанту необходимо продемонстрировать достаточную квалификационную подготовленность, чтобы его признали достойным ученой степени.

Читайте также:  Цель написания курсовой работы

Цель теоретических изысканий – практическая ценность в определенной сфере деятельности или для сотрудников, которые занимаются изучением проблемы в той же или смежных областях.

От автора требуется в своем проекте показать, что он досконально изучил предмет своей диссертации, сформулировать выводы, позволяющие определить практическую ценность работы. Поэтому предмет проекта должен изучаться досконально.

Если соискатель не ставит своей целью получить степень, то ему предоставляется право написать работу, не придерживаясь строгих рамок в оформлении и в жанровом написании. То же касается и претендентов, которые уже признаны маститыми учеными, и им не надо подтверждать свою состоятельность в ученом мире.

Существуют юридические требования к написанию диссертационной работы, прописанные в резолюции правительства, все этапы защиты четко регламентированы.

Чем диссертация отличается от дипломной работы

И диссертация, и диплом являются научной работой, но имеют свои отличия, прежде всего в демонстрации самостоятельности каждого из участников.

Степени различия заключаются в следующем:

  • по уровню квалификации. По завершению защиты диссертации автор заслуживает ученую степень к.н., после дипломной защиты он становится бакалавром или магистром;
  • соискатель на к.н. пишет до трехсот страниц, дипломник – до 100;
  • в работе над диссертацией вы перерабатываете 200-300 научных источников (разнообразные книги, статьи, монографии); автор дипломного доклада ограничивается сотней научных материалов. Список библиографических рекомендаций присутствует в обоих случаях;
  • по формату тоже есть отличия. Для оформления диссертации прописан ГОСТ, в дипломном труде требования не такие жесткие;
  • стиль написания диссертационного труда отличается высоким научным словообразованием, работа пишется в научной манере, чтобы перед коллегами-учеными показать свою грамотность и компетентность в разбираемом вопросе;
  • после защиты кандидатской работы результат необходимо подтверждать практически;
  • диссертант обязан иметь предварительно написанные монографии, статьи, подготовить автореферат;
  • масштаб исследования различен. Для диплома хватает уровня определенного класса, например, в сфере предприятия или института. Диссертационные претенденты работают на регион (страну),
  • диссертант сам определяет тему, объект или предмет исследования, прорабатывает детали, чтобы действительно «продвинуть» науку. В дипломе изыскания могут носить чисто теоретический характер,
  • диссертанта ведет научный руководитель с ученой степенью к.н. В дипломной работе куратором может быть доцент, не имеющей степени, либо старший преподаватель определенной кафедры;
  • объект, явление, предмет темы в работах отличаются конкретикой;
  • студенту-дипломнику не обязательно приходится внедрять свою разработку в производство. Кандидат наук подтверждает свою состоятельность тем, что доказывает и теоретическую, и практическую ценность своей темы;
  • результаты кандидатской диссертации публикуются после защиты в различных печатных научных изданиях;
  • ощущается разница и в процедуре защищаемого материала. Для диссертанта созывается диссертационный совет, диплом защищается в стенах учебного заведения;
  • срок написания разный. Диплом готовится в последний год обучения, для диссертации дается три года подготовки;
  • для диссертации обязательны статистические выводы, методики, чтобы подтвердить подлинность информации. В дипломном труде этот пункт необязателен.

После защиты кандидатской диссертации присваивается ученая степень. После диплома автор получает звание магистра, что подтверждает, что он успешно завершил вторую ступень высшего образования.

Диссертация в форме научного доклада

Для получения ученой степени автор вправе опубликовать диссертацию в виде научного доклада при наличии у него изданий, одобренных в научных кругах.

В качестве научного сообщения формат доклада допустим. В нем идут обобщенные данные по исследуемой теме, теоретическое обоснование решаемой проблемы, доказывается практическое применение результатов работы. В нем содержится список других работ авторов, работающих по схожей тематике, чтобы можно было сравнить полученные результаты, формулировки и выводы.

В новом Постановлении за август 2017 года, в котором говорится о правилах и порядке присуждения ученой степени, для приобретения ее требуется публичная защита диссертационного материала. По новому положению кандидатская диссертация в форме научного доклада не разрешена.

Научный доклад разрешен диссертанту-ученому, уже имеющему определенное количество больших монографий.

Источник: https://www.Dissertatus.ru/articles/chto-takoe-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-nauk/

Руководство для аспирантов: структура кандидатской диссертации

Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи) обычно имеет следующую структуру: титульный лист (страница № 1), оглавление (содержание), список условных сокращений (если таковые имеются, также могут располагаться в конце диссертации), введение, четыре главы (могут быть две или три главы), заключение, выводы, практические рекомендации (в диссертациях по педагогическим специальностям), список литературы и приложения.

Во введении (3-6 страниц) автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Глава 1 (20-40 страниц) должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности под влиянием различных фармакологических средств» и представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования.Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования.

Если ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1.; 1.2 и т.д.).

Логичным заключением главы 1 будет формулировка цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту.

В диссертациях, защищаемых по педагогическим специальностям, обычно приводят также объект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей, животных и д.т.).

В постоянно приводимом здесь примере объектом являются крысы линии «Вистар», а предметом — то, что вы исследуете у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры. В нашем примере — умственная работоспособность.

Заключение главы 1 — это та часть вашей диссертации, которая может претерпевать значительные изменения по мере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.

Глава 2 (8-12 страниц, может называться «Методы исследования») обычно содержит описание методик исследования и контингента испытуемых. Достаточно подробно следует изложить организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, дать подробные сведения об испытуемых. Прочитав эту главу, не должно возникать вопросов о том, как вы получили те или иные данные.

Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав испытуемых и каждую методику (если она объемна), либо сгруппировать получаемые показатели по определенным признакам (и назвать параграфы, например: 2.1. Показатели центральной нервной системы. 2.2. Показатели иммунитета.

и т.п.).

Глава 3 (60-90 страниц, может называться «Результаты исследования») обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часто размещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных.

Обычно эта глава разбивается на параграфы в соответствии с логикой изложения материала. Иногда (чаще в докторских диссертациях), если исследование слишком объемное и выполнено по нескольким направлениям, изложение собственных результатов занимает две главы (главу 3 и главу 4).

В этом случае диссертация имеет на одну главу больше, а результаты обсуждаются в главе 5.

В главе 4 (20-30 страниц, может называться «Обсуждение результатов») обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи.

Во-первых, необходимо сопоставить полученные вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить — с позиции какой из них можно объяснить ваши данные (либо в какую из них «вписываются» ваши результаты).

Если вы провели объемное исследование с использованием серьезных современных методик, а ваши результаты не вписываются ни в одну из известных теорий или противоречат им, и если при этом вы убеждены, что полученным данным можно верить, то ваша диссертация «тянет» на докторскую.

Отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

Если ваша кандидатская диссертация соответствует уровню докторской, рекомендую прочитать соответствующий раздел настоящего руководства: «Работа тянет на докторскую».

Количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале — представлять собой решение этих задач). Однако, на практике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже — выводы мало соответствуют поставленным задачам.

Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соотвествуют задачам — измените задачи, никто не заметит, что раньше — при обосновании выбора темы — они были другими. Даже если кто-то и заметит, это считается в порядке вещей, и еще никто к этому не придирался.

В диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также защищаемых по двум специальностям, одна из которых педагогическая, приводятся практические рекомендации, формулирующиеся исходя из данных эксперимента. Если вы добросовестно проводили исследование, написать практические рекомендации вам не составит труда.

Список литературы (обычно не менее 100, не более 600 источников, в диссертациях по техническим специальностям меньше) оформляется по текущему ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту — иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

Таким образом, по структуре кандидатская диссертация (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны вами) и т.д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т.д.

). Например, в «Приложение 1» могут входить таблицы оценки умственной работоспособности крыс. Если приложение состоит из нескольких листов, то первый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могут издаваться в виде отдельного тома.

Читайте также:  Отчет по практике в суде: что это такое и как его написать, требования к работе

Объем кандидатской диссертации (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 120-150 машинописных страниц (1800 знаков на странице: 29-30 строк, 62-64 знака в строке.

При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт).

Однако, в настоящее время ограничения по объему отсутствуют (учтите, что к моменту вашей защиты они снова могут быть введены).

Довольно сложным моментом является правильное оформление диссертации. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы до текста, такой-то — от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться.

Просто имейте в виду, что это важно, и на заключительном этапе подготовки диссертации проконсультируйтесь у знающего человека (секретаря ученого совета, сведущего библиографа, свежеиспеченного диссертанта, который на радостях с удовольствием окажет вам помощь, и др.). Научный руководитель всех последних тонкостей может и не знать.

Источник: http://www.aspirantura.spb.ru/rukvo/struktura.html

Структура научной работы (диссертации)

Диссертация обычно содержит: титульный лист, оглавление, основные обозначения и сокращения, введение, основной текст, содержащий 3–5 глав с краткими и четкими выводами к каждой главе, заключение по работе в целом, список использованной литературы из 100–170 наименований для кандидатской диссертации и при, необходимости, приложение. Общий объем диссертации не оговаривается.

Во введении соискатель кратко определяет объект исследования, формулирует актуальность проблемы, ее состояние в настоящее время, существующие трудности в разрешении проблемы, излагает суть поставленной научной задачи или новых разработок, цель собственного исследования, направления и методы решения, содержание работы по главам, благодарности научным руководителям, консультантам, коллегам за помощь в работе. Оно представляет собой краткую аннотацию и содержит освещение степени разработанности данной проблемы, изложение того нового, что вносится автором в предмет исследования, основных положений, которые автор выносит на защиту. Здесь приводятся не многочисленные конкретные результаты, а новые идеи и взгляды, способы их реализации. Таким образом, во введении дается обоснование актуальности темы диссертации, изложение целевой установки, определяются задачи, дается общее представление о работе.

Следует отметить, что введение следует внимательно и аккуратно переписывать соискателю неоднократно на различных этапах выполнения работы, так как введение читается первым из всех разделов диссертации всеми заинтересованными лицами, и по нему составляется первое, трудноизменяемое представление о работе и диссертанте.

Первая глава должна содержать обстоятельный обзор известных исследований, патентный анализ и материалы, более подробно повествующие о том, что необходимо выполнить для решения поставленных задач и как это сделать наиболее рационально. В обзоре известных исследований дается очерк основных этапов и переломных моментов в развитии научной мысли по решаемой задаче.

Проведенная диссертантом систематизация известных исследований украсит главу и работу в целом, укрепит общее впечатление целостности работы.

Кратко, критически осветив работы своих предшественников, диссертант должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными и, таким образом, определить свое место в решении проблемы, поставить и сформулировать задачи диссертационного исследования.

В следующих разделах с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование диссертанта с выделением того нового, что он вносит в разработку проблемы.

Это новое должно быть обстоятельно обосновано теоретическими положениями и экспериментальными данными автора, согласовано с известными положениями теории и практики. Весь порядок изложения в диссертации должен быть подчинен руководящей идее, защищаемой диссертантом.

Логичность и целеустремленность изложения работы достигаются только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

Вторая глава может быть посвящена изложению теоретического обоснования решения задачи с изложением методики ее решения в постановке, выполненной магистром или аспирантом. Функция главы – дать теорию вопроса в общем виде с модификацией, приближающей ее к задачам исследования.

В магистерских и кандидатских диссертациях редко предлагаются новые теоретические принципы решения задачи. При существующем математическом аппарате в большинстве случаев удается найти необходимую теоретическую платформу, но в исходном положении она представляет собой только заготовку для последующей доводки.

Доводка состоит обычно в установлении обоснованных коэффициентов согласования, новых членов в уравнениях, дополнительных уравнений, отражающих физику анализируемого процесса, новых обнаруженных факторов, особенностей протекания явления. Следует соблюдать корректность в использовании коэффициентов согласования.

В простейшем случае это эмпирические коэффициенты, согласующие результаты теории и эксперимента. Однако можно пойти дальше и найти теоретическое обоснование самим коэффициентам согласования.

Возможно, они не являются статическими, а динамическими и, в свою очередь, зависят от каких–то параметров. Методологическая ошибка – использовать коэффициенты согласования как средство подгонки результатов эксперимента и теории.

Особую удовлетворенность доставляют теории, базирующиеся на известных, но с меньшим числом допущений. Идеал – теория без допущений. К ним приближаются теории, основанные на численном решении задачи с использованием современных компьютерных средств.

Но, следует помнить, что численное решение это всегда частное решение. В тоже время аналитическое решение позволяет рассмотреть семейство решений, провести более качественный анализ процесса. Не следует думать, что какой–либо способ решения задачи имеет преимущество перед другим.

Любое теоретическое обобщение способное объяснить и дать прогноз развития процесса имеет право на существование.

Третья глава, как правило, содержит экспериментальное обоснование решения задачи, описание методов экспериментальных исследований, оценку точности, анализ сходимости опытных и теоретических результатов.

Функция экспериментальной главы – конкретизировать обобщенное теоретическое решение задачи. Предоставить опытные коэффициенты, дать экспериментальные точки проверяющие теорию.

Здесь же можно дать описание новых устройств и опыт проверки их работоспособности, дать описание новых методов или новой технологии проведения экспериментальных исследований.

Четвертая главасодержит конкретные решения со всеми краевыми условиями, расчет конкретного устройства, графики, зависимости, вторичные модели, оценка сходимости теоретических положений с экспериментальными данными для конкретной модели и т.д. Обсуждению и оценке результатов диссертационной работы следует посвятить отдельный параграф.

Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной. Сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе и по эффективности. Следует указать на возможность обобщений, дальнейшего развития методов и идей, использования результатов диссертации в смежных областях, но с соблюдением необходимой корректности.

В заключении подводятся итоги работы. Формулируются основные выводы по результатам исследований. Приводятся сведения об апробации, о полноте опубликования в научной печати основного содержания диссертации, ее результатов, выводов. Приводятся сведения о защищенности технических решений авторскими свидетельствами (патентами).

Указываются предприятия, где внедрены результаты диссертационной работы, и где еще они могут быть использованы. Этот раздел занимает до восьми страниц текста.

Можно построить заключение к диссертации по схеме выполнения общей характеристики работы, приводимой в автореферате, что позволит усилить единство диссертации и автореферата и несколько сократить сроки оформления работы.

В приложении к диссертации помещаются материалы дополнительного, справочного характера, на которые автор не претендует как на свой личный вклад в науку. Это могут быть таблицы, графики, программы и результаты решения задач на ЭВМ, выводы формул и т.п., но не машинописный текст, вынесенный с целью сокращения объема диссертации.

Рубрикация

Рубрикация текста диссертационной работы представляет собой деление такого текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков нумерации и т.п. Рубрикация в диссертации отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является отступ вправо, в начале первой строки каждой части текста.

Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всего рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения.

Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста.

Именно понятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой абзац по сравнению с чисто синтаксической «единицей высказывания» – предложением.

  • Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.
  • Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом.
  • Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста.

В повествовательных текстах (то есть текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей.

Таковы общие правила разбивки текста диссертационной работы на абзацы. Что касается деления текста такой работы на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. Рассмотрим использование таких правил на примере разбивки глав основной части на параграфы.

Читайте также:  Как проверить и повысить оригинальность текста под Антиплагиат ВУЗ: практические советы

Суть первого правила такого деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

Это означает, что глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов. Несоблюдение этого правила может привести к структурным ошибкам двоякого рода.

Ошибка первого рода проявляется в том, что глава по смысловому содержанию уже общего объема составляющих ее параграфов, то есть, проще говоря, включает в себя лишние по смыслу параграфы.

  1. Ошибка второго ряда возникает тогда, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недостаточным.
  2. На протяжении всего деления избранный нами признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.
  3. По смыслу члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

Заголовки глав и параграфов диссертации должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена.

Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры, а также химические, математические, физические и технические формулы.

Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности кратким, т.е. он не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость очень нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он тире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

Встречается и другая крайность, когда автор диссертации хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.

  • Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.
  • Возможные системы нумерации:
  • – использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;
  • – использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.
  • При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:
  • А…Б…В…Г…
  • I…II…III…IV…
  • 1…2…3…4
  • 1)…2)…3)…4)
  • а)…б)…в)…г)…
  • Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов – прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав – римскими цифрами (глава I), параграфов – арабскими цифрами (S1).

В настоящее время в научных и технических текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая степень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д.

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. (или их сокращенные написания).

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли в наиболее ясном и понятном виде. Но один полагает, что для этого достаточно лишь кратко описать ход исследования и подробно изложить конечные результаты.

Другие исследователи как бы вводят читателя в свою творческую лабораторию, неторопливо ведут его от этапа к этапу, подробно и последовательно раскрывая методы своей работы, ее удачи и неудачи, весь ход исследовательского процесса.

Так перед читателем проходит весь сложный путь исканий ученого от творческого замысла до заключительного этапа своей работы – подведения итогов, формулирование выводов и предложений.

Первый вариант изложения часто используется авторами научных монографий, рассчитанных на сравнительно узкий круг специалистов.

Для любой диссертации приемлем второй»’ вариант изложения, позволяющий лучше судить о способностях соискателя к самостоятельной научно–исследовательской работе.

Это позволяет полнее выявить глубину его научной эрудиции в данной области науки и специальные знания по вопросам диссертации, т.е. соответствие ее автора официальным требованиям, предъявляемым к соискателю соответствующей ученой степени.

  1. В арсенале авторов диссертационных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие приемы:
  2. 1) строго последовательный,
  3. 2) целостный (с последующей обработкой каждой главы),
  4. 3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
  5. Строго последовательное изложение материала диссертации требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующему.

Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов также часто применяется соискателями. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или в беловую (окончательную).

  • На этом этапе работы над рукописью из уже накопленного текстового материала помимо отдельных глав желательно выделить следующие композиционные элементы диссертации:
  • а) введение,
  • б) выводы и предложения (заключение),
  • в) библиографический список использованных литературных источников,
  • г) приложения,
  • д) указатели.
  • Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим научным руководителем.

Работа над беловой рукописью. Этот прием целесообразно использовать, когда макет черновой рукописи готов. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение научного руководителя. Теперь начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово.

Соискатель еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее глав и параграфов соответствуют их содержанию, уточняет композицию диссертационного произведения, расположение материалов и их рубрикация.

Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений.

Здесь, как уже говорилось, целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго критически, требовательно и без каких–либо послаблений.

Источник: https://studopedia.ru/18_70985_struktura-nauchnoy-raboti-dissertatsii.html

Как оформить автореферат диссертации правильно: особенности структуры и титульного листа, требования ГОСТ и ВАК

Закончили написание диссертации? Собираетесь приступать к составлению и оформлению автореферата, но не знаете, как это сделать правильно? В этом материале мы расскажем, на что обратить внимание, чтобы избежать ошибок.

Автореферат — не просто отдельный документ, в котором автор кратко пересказывает содержание диссертационного исследования. Он также является и важной частью диссертации, без которой молодого ученого могут вообще не допустить защищаться. Все потому, что автореферат в печатном виде рассылается на проверку членам ВАК.

Количество печатаемых экземпляров определяет диссертационный совет. Он же рекомендует и место печати — чаще всего это типография. С разрешения совета для печати можно использовать различную копировально-множительную технику.

Не важно, насколько значимо ваше исследование и как хорошо оно выполнено. Если у вас нет автореферата докторской или кандидатской диссертации, то ваши наработки официально не признают и, соответственно, ученой степени у вас не будет.

Исследователи должны ориентироваться на общепринятый стандарт — ГОСТ Р 7.0.11-2011.

В нем собрана актуальная для всех учебных заведений информация, на которую стоит ориентироваться. Стандарт предъявляет требования к:

  • структуре;
  • перечню публикаций;
  • тексту;
  • обложке;
  • печати и оформлению выходных данных.

Узнайте у научного руководителя, есть ли специальные требования и рекомендации, относящиеся к внутривузовским. Они могут отличаться от тех, что указаны в стандарте, и быть в приоритете.

ВАК (высшая аттестационная комиссия) особое внимание уделяет структуре текста. В ГОСТе прописано количество его разделов и их последовательность.

1-й раздел. Титульник с информацией об авторе и теме.

2-й раздел. Общая характеристика, основное содержание и заключительная часть.

3-й раздел. Представляет собой список публикаций автора по аналогичной теме. Оформляется как стандартный список литературы по ГОСТу 7.1-2003.

  • Сокращения и записи на полях также регулируются этим стандартом.
  • При оформлении вы должны ориентироваться не только на ГОСТ, но и на нормативные документы ВАК. Их, как минимум, два:
  • В приказе вы найдете образец, который поможет оформить титульник.

Объем зависит от того, кандидатская это или докторская. В первом случае максимальный объем — до 1 авторского листа, во втором — до 2.

В случае, если исследование связано с гуманитарными дисциплинами, то максимальный объем может увеличиваться на 0,5 листа.

Авторский лист — 40 тысяч знаков с пробелами или примерно 23 страницы набранного текста.

Важно не просто оформить все правильно, но и сделать это вовремя. Каждый из членов диссертационного совета и различные организации должны получить вашу работу в срок, определенный положением: за месяц до даты защиты. В положении также есть список организаций. Диссертационный совет выбирает из него те, которым должна быть отправлена работа.

У ВАК есть страница в интернете, на которой она размещает работы, допущенные к защите. Кандидатские — за 2 месяца, докторские — за 3 месяца до даты защиты. После размещения внести правки уже не получится.

На лицевой стороне указывают:

  • организацию, где исследование было написано;
  • пометку «на правах рукописи»;
  • сведения об исследователе;
  • тему;
  • название вашей специальности и ее шифр;
  • область науки и предполагаемую академическую степень;
  • год и город, где был составлен документ.

На оборотной стороне нужно указать:

  • организацию, где была выполнена работа;
  • кем является ваш научный руководитель;
  • кто выступает в роли оппонентов;
  • кто выступает в качестве ведущей организации;
  • планируемые дата и время защиты;
  • информацию о диссертационном совете, как называется и где находится его организация;
  • место нахождения текста до защиты;
  • дата предоставления автореферата всем заинтересованным;
  • сведения об ученом секретаре совета.
  • В тексте должна быть описана актуальность и разработанность исследования. Нужно четко сформулировать цели и задачи, значимость, научную новизну, использованные методы исследования и т. д.
  • Описывать разделы документа нужно с помощью общепринятых сокращений.
  • В заключении подведите итоги, дайте рекомендации, как вашу тему можно разрабатывать в дальнейшем, спрогнозируйте перспективы.

Источник: https://Studently.ru/blog/magisterskaja-dissertatsija/oformlenie-avtoreferata-dissertatsii/

Ссылка на основную публикацию