Подростковая интернет-зависимость: основные причины и последствия патологии

Среди тех, кого включают в интернет зависимую группу, наибольшую тревогу вызывают дети и подростки, так как они в связи с неустойчивой психикой максимально подвержены подобному расстройству.Подростковая интернет зависимость

Такое поведение ребятишек, в частности, оправдывается тем, что они любопытны по своей природе и стараются получить как можно больше знаний об окружающем мире из различных источников.

Зачастую к интернет зависимости подталкивают причины, виновниками которых становятся сами взрослые:

  • своим поведением,
  • отношением к окружающему миру,
  • одобрением или порицанием каких-либо поступков,
  • нежеланием общаться, играть с ребенком,
  • неумением передавать детям знания о жизни.

Все эти причины заставляет ребятишек искать новую информацию или получать необходимое общение в социальных сетях. Очень часто такой поиск становится навязчивой идеей, на ее почве появляется зависимость. Психологи также обращают внимание на тот факт, что интернет зависимость у подростков может свидетельствовать о присутствии психологических проблем:

Подростковая интернет зависимость

  • нереализованности среди сверстников,
  • непростых взаимоотношений с родителями,
  • трудностей в учебе.

Не справившись самостоятельно с проблемами, ребенок уходит в увлекательную виртуальную жизнь, где он умен, общителен, удачлив.

Если малышей родители могут контролировать и даже изолировать от компьютера, то беспокойство специалистов вызывают именно дети подросткового возраста.

Поэтому психологи призывают взрослых внимательно относиться к проявлению определенных симптомов в поведении подростков.

Что должны знать родители о возникновении аддикции у детей?

Важно: не упустить тот момент, когда простой интерес детей к компьютерной игре или необходимое пользование интернетом для учебы сменяется нездоровым влечением к пребыванию в социальных сетях, то есть аддикцией.

Чтобы этого не случилось, нужно постоянно наблюдать за своим ребенком и определять, нет ли у него интернет зависимости, ее признаков. Конечно, тотальный контроль или запрет оттолкнет или озлобит подростка. Родителям нужно проявить разумное отношение к пребыванию детей в виртуальном мире, их должно насторожить, если у подростка проявляются следующие симптомы:

Подростковая интернет зависимость

  • утрачивается чувство времени, т.е. он не контролирует процесс пребывания в сети: может очень долго играть, с трудом переключаясь на другой вид деятельности;
  • постепенно теряется интерес к классическим подростковым занятиям (спортом, чтением, туризмом, музыкой);
  • самоустраняется от реальной жизни, общения со сверстниками, родственниками;
  • становится раздражителен, когда компьютер по каким-либо причинам становится недоступен, и принимает этот факт, как вселенскую трагедию;
  • появляется очень высокая конфликтность с окружающими или наоборот отстраненность от общения;
  • ухудшается самочувствие, проявляющееся в повышенной тревожности, кошмарных снах, хронической усталости, нарушении осанки, ухудшении зрения.

Психологи подчеркивают, если поведение ребёнка адекватно, он весел и общителен, с интересом занимается любимым делом, успевает в школе, то причин для беспокойства нет. Интернет нельзя совсем исключать из жизни школьника, так как полезную информацию иногда можно получить именно там.

Кроме непосредственного наблюдения за подростком существуют определенные тесты — опросники, которые помогут родителям диагностировать симптомы нежелательного поведения детей.

Тесты для диагностики интернет зависимости и ее признаков

Опросники просты и доступны в домашнем использовании. Вот, например, как выглядит один из тестов, разработанных психологами для наблюдения за детьми. С его помощью родителям предлагается оценить поведение школьника:

  1. Ежедневно много времени уделяет компьютеру (более шести часов в неделю);
  2. Теряет контроль над временем, когда садится за компьютер;
  3. Не прекращает виртуального общения, пока не завершит игру или общение;
  4. Питается возле монитора, не обращает внимания на гигиену;
  5. Отвергает утверждение взрослых, что слишком много времени находится за компьютером;
  6. Неадекватно реагирует на просьбу выключить компьютер (скандалит, плачет, обижается);
  7. Очень гордится достижениями в играх и заявляет о них всем окружающим;
  8. Не занимается уроками, пропуская мимо ушей замечания взрослых по поводу школьных обязанностей;
  9. Сильно раздражается и даже впадает в истерику, когда происходят неполадки с компьютером;
  10. В отсутствии дома взрослых, все время проводит в интернете.

При положительных ответах на пять вопросов теста можно говорить о интернет зависимости ребенка.

Родители должны знать о существующих разновидностях интернет зависимости в подростковом возрасте и этапах ее прохождения. Аддикция, привыкание, имеет несколько стадий, и в родительских силах вовремя заметить, остановить ее развитие. Итак, существуют следующие этапы:

  1. Легкая увлеченность, когда ребенок получает чувство удовольствия от игры. Взрослые не придают значения такому моменту, наоборот, зачастую поощряют детей, думая, что они интеллектуально развиваются.
  2. Увлечение онлайн — игрой становится болезненной потребностью, принимает систематичность и постоянство.
  3. Появляются негативные мысли, тревожное состояние, истеричность, неудовлетворенность в общении, учебе, если подросток проводит какое-то время без виртуального пространства.

Исследователи на основе интернет зависимых симптомов и признаков определили основные формы аддикции, три из которых наиболее свойственны детям:

  1. Игровые зависимости, которые заключаются в пристрастии к онлайн – играм.
  2. Ярко выраженная потребность в соцсетях, где подросток ищет виртуальные знакомства и онлайн – общение.
  3. Хаотичный веб – серфинг, когда подросток просто бесцельно переходит с одного сайта на другой и не может остановиться, хотя при вопросе: что он ищет, ответить ничего вразумительного не может.

Рекомендации для родителей по устранению интернет зависимости в подростковом возрасте

Подростковая интернет зависимость

Важно: родители должны помнить, что тотальными мерами ничего не добьешься. Необходима каждодневная терпеливая работа по преодолению болезненного влечения детей к интернету.

Основные средства профилактики и исправления аддиктивного поведения

Пример авторитетных взрослых

Родители должны понимать, что для ребёнка важен их пример и авторитет. Поэтому целесообразно изменить образ жизни семьи так, чтобы в нем не было места интернет зависимости. Главное, самим как можно реже находиться в виртуальном пространстве.

Профилактика зависимости

Малышей лучше не привлекать к компьютерным играм вообще. Полезнее будет заполнение их досуга играми по возрасту: подвижными, сюжетными, настольными. А для этого родители сами должны быть ими увлечены, нацелены на приобретение интересных увлекательных игрушек.

В дошкольном возрасте, разрешая ребенку поиграть вместе с родителем в компьютерную игру, четко обговорить с ним время пользования интернетом (до 20 минут) и ни в коем случае не менять это условие. Тогда у ребенка закрепляется грамотное «компьютерное» поведение.

Специалисты не рекомендуют располагать компьютер в детской комнате. Лучше, если он будет находиться в общей комнате, чтобы было легче контролировать его использование.

Приучение к правильному пользованию интернетом

  • При переходе в школу приучать ребенка пользоваться интернетом только в случае необходимости, например, найти важную статью для уроков, узнать расписание кружков.
  • На первых порах организовать совместное пользование компьютером, объясняя школьнику, как важно дозировать время пребывания в интернете.
  • С малолетства приучать ребенка относиться к гаджетам как к необходимым и полезным помощникам, но не главным вещам в жизни, например, чтобы приобрести новые знания, срочно связаться с кем-то удаленно, получить новую информацию о курсах, освоить необходимые навыки в каком-либо деле.

Общение с подростком — важное средство в борьбе с зависимостью

Подростковая интернет зависимость

Обязательно организовывать так досуг школьника, чтобы у него не было времени и возможности надолго уходить в виртуальное пространство. В этом могут помочь семейные увлечения театром, туризмом, путешествиями.

Источник: https://myintelligentkids.com/chto-takoe-internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov-kak-s-nej-borotsya

Интернет зависимость у подростков и детей, что делать родителям

В век высоких технологий, очень сложно сдержаться и не зайти в интернет, как говорится, на минуточку. Общество окружают модные гаджеты, смартфоны, планшеты, айфоны, компьютеры и многое другое.

Поэтому интернет зависимость у подростков — одна из самых насущных проблем, которые беспокоят современных родителей.

Можно сказать, что сегодня зависимость у детей школьного возраста от компьютера и интернета — это уже проблема современного общества.

Действительно, современное подрастающее поколение полностью зависит от интернета. Никого уже не удивляет подросток, который зашел в маршрутное такси, тут же открыл смартфон и начал что-то сосредоточенно искать в интернете или отвечать кому-то на сообщения. Ученики, которые прямо во время урока размещают в интернете видео о том, как проходит этот урок.

Психологи называют следующие причины зависимости:

  • У подростка плохо развиты навыки социального общения. Для него сложно начать разговор или просто сказать пару фраз и тем самым присоединиться к разговору одноклассников. Существует своеобразный барьер, особенно если подросток замкнутый, малообщительный. В жизни он просто не может найти себе друзей или круг его общения очень ограничен.
  • Еще больше склоны к интернет-зависимости подростки, которых психология называет «белыми воронами». Во всемирной сети они находят все чего нет в обычной жизни: верные друзья с аналогичными интересами, чаще всего игровыми. Если проиграл в этой игре, то можно пройти уровень заново, «сохраниться» и не чувствовать себя неудачником, познакомиться с кем-нибудь и не боятся того, что собеседнику не понравится твоя внешность, манера поведения. Словом, все то, что вызывает феномен «белой вороны».

Подростковая интернет зависимость

  • Интернет — это своеобразный способ уйти от реальности, от жестких законов взрослой жизни. Здесь существуют свои законы, но они не такие жесткие как в реальной жизни.
  • Проблемы общения с родителями. К примеру, заставляют учить математику или русский язык или им не нравятся друзья подростка — перечислять можно долго. Главное, что ни родители, ни дети, не готовы идти на компромисс или не пытаются найти общий язык. Старшее поколение ссылается на вечную занятость, младшее на то, что его просто-напросто не понимают.

Признаки интернет зависимости

Некоторые отличительные элементы позволяют специалистам выявить риск развития этой проблемы. Эти признаки характерны не только подросткам, но и взрослым людям.

  1. Деятельность доминирует над мыслями и поведением подростка. У него развивается сильное желание подключиться к интернету, появляется тяга или необходимость увеличить время, затрачиваемое перед компьютером.
  2. Изменения в настроении: подросток испытывает некое возбуждение или даже большую релаксацию, как непосредственное следствие его связи с объектом зависимости.
  3. Интернет зависимый подросток постепенно увеличивает количество времени подключения к сети для достижения желаемого возбужденного состояния. Это происходит из-за того, что первоначальный эффект его возбужденного состояния уменьшается, а у него развивается зависимость. Кроме того, это влечет за собой радикальные изменения в привычках или стиле жизни с целью тратить больше времени в сети.
  4. Интернет зависимый человек начинает пренебрегать семейной привязанностью и друзьями. Из-за зависимого поведения между ним и близкими ему людьми могут развиваться внутренние межличностные конфликты.
  5. Человек проявляет психический и / или физический дискомфорт, когда прерывается или уменьшается его длительное и интенсивное пользование интернетом. Это может выражаться в психомоторном возбуждении, беспокойствах, навязчивых мыслях «а что же сейчас происходит в интернете», фантазиях или мечтах, а также непроизвольных движениях пальцев, словно он набирает текст.
  6. Обычно у зависимого от интернета человека случаются рецидивы, когда он снова начинает активно пользоваться интернетом, после того как какое-то время держался от него вдали.

Виды интернет зависимости

  • Огромное желание просмотреть всё больше и больше онлайн фильмов. Такая проблема чаще всего встречается у киноманов.
  • Киберсексуальная зависимость. Включает в себя просмотр порнографических фильмов, сайтов для взрослых, с онлайн-разговорами сексуального характера, где лица, посещающие эротические чаты, обычно обмениваются письменными сексуальными сообщениями или обмениваются фотографиями /видеороликами своей наготы снятыми на веб-камеру. А также секс по телефону с помощью SMS и MMS-сообщений. (Кстати, рекомендуем почитать статью о том какой вред человеку приносит просмотр порнографии).
  • Серфинг сайтов (информационная зависимость). Эта проблема теперь касается любителей информации, которые в поисках чего-то нового и интересного также подолгу пропадают в мировой сети в поисках наиболее полной и актуальной информации. Не будучи при этом в состоянии сфокусироваться на полученной информации (что ее уже достаточно, вопрос исчерпан) и принятии решений.
Читайте также:  Реферат: понятие, структура, пример оформления

Подростковая интернет зависимость

  • Игры на фондовом рынке, охватывает онлайн покупки и продажи акций на ключевых рынках по всему миру. Финансовым сделкам постепенно уделяется больше времени и внимания. Психическая жизнь этих зависимых субъектов фактически полностью вращается вокруг данных операций.
  • Он-лайн торговля — участие в аукционах и покупках товаров на специализированных сайтах (Алиэкспресс, Амазон) и виртуальных азартных играх.

Виды распространенной зависимости среди подростков и детей

  • Онлайн-игры. Многие пользователи, особенно подростки, играют в различные онлайн-игры. Всё может зайти настолько далеко, что зависимые могут на несколько суток даже забыть про сон, и играть не останавливаясь. (Рекомендуем узнать к чему приводит игровая зависимость от компьютерных игр?)
  • Соц-сети или зависимость от виртуальных отношений. Это чрезмерное вовлечение в дружбу или аффективные отношения, которые рождаются онлайн и поддерживаются через обмен электронной почтой, общение в чате и виртуальные встречи в социальных сетях. Подростки чаще предпочитают виртуальную жизнь, нежели общение с живыми людьми. У многих это связано с очень низкой самооценкой. И как результат, уровень успеваемости резко падает.
  • Зависимость от телефона и интернета. Неконтролируемое злоупотребление мобильным телефоном с доступом в интернет. Зависимость от SMS, где основной проблемой является отправка СМС. Маниакальная тяга всё снимать на камеру, чтобы впоследствии выложить фото в Инстаграм.
  • Хикикимори (Hikikomori)— это японский термин, который переводится как выражение «я ухожу» и используется для описания подростков, которые обычно изолируются в своей комнате с целью погрузиться в мир Интернета, особенно в видеоигры. При этом стараются ограничить любой контакт с внешним миром, исключая даже родителей и членов семьи. Молодые люди проявляют свой дискомфорт через социальную изоляцию. Они могут оставаться в помещении весь день или выходить только ночью либо ранним утром, когда уверены, что ни с кем не встретятся.

Подростковая интернет зависимость

  • Компьютерная зависимость. Включает в себя как интернет-зависимость, так и автономные игры или любые другие действия, связанные с использованием компьютера. Под этим понимается чрезмерное и неконтролируемое использование компьютера, что негативно влияет на развитие повседневной жизни пострадавшего или его родственников.

Профилактика интернет зависимости у подростков

Начните с себя.
Оторвитесь от работы или другого пусть даже очень важного на первый взгляд занятия. Выкроите минутку. Предложите ребенку заняться игрой оффлайн, (как сказали бы те, кто проводит много времени во всемирной сети). Шашки, шахматы, лыжи, коньки, да все что угодно, главное — оторвать его от компьютера.

Показывайте ребенку, как хорошо просто поиграть в какую-либо игру, подышать свежим воздухом, попрыгать и поскакать на природе. Сходите на какую-нибудь выставку, организуйте турпоход. В дальнейшем можно, например, сделать традицией еженедельные походы в бассейн.

(Как отлично отдохнуть с детьми на природе в лесу, можно узнать прочитав статью на сайте).

Станьте для ребенка другом.
Расспросите о его насущных делах.

Если знаете его друзей, спросите как у них дела? Если близко какой-либо школьный праздник, поговорите о том, готовится ли он к нему или еще не начал, спросите, какие поручения есть у вашего ребенка? Вообще-то тем для разговора можно найти великое множество, даже можно вспомнить историю из своего детства, особенно если ребенок поддается на общение. Здесь важно не переборщить.  (Узнайте 36 правил, как превратить общение со своими детьми в настоящее искусство?)

Поставьте себя на его место. Отец или мать не интересовавшиеся в целом его делами в школе или кружке, вдруг начинает задавать кучу вопросов на эту тему. Странно, да? Поэтому если ребенок ничего не хочет рассказывать, начните вспоминать свою школьную жизнь.

Вспомните, как вы вели себя в его возрасте? Кто были ваши друзья? Как вы развлекались? Делайте в общении акцент на то, как классно вам было развлекаться с друзьями на природе, спортивной площадке, ведь в то время такого распространения интернета еще не было.

И благодаря этому с уверенностью говорите, что ваше детство было счастливое. Вспоминайте какие-либо смешные случаи из своей жизни в детстве.

Вспомнить желательно случай, когда у вас были какие-то проблемы в общении со сверстниками, но как все наладилось. В этом важно найти «золотую середину».

Потому что если рассказать, к примеру, как вас постоянно обижали, обзывали — это наоборот усугубит ситуацию. (Советуем узнать, что нужно делать ребенку над которым издеваются в школе?)

«К сожалению, праздник только раз в году».
Почему у подростков интернет зависимость? Как говорилось выше, возможной причиной являются плохие социальные навыки. Поэтому подумайте о том, как помочь своему подростку. Например, продумайте вариант организации семейного праздника и пригласите компанию его сверстников, с которыми у него есть хоть какие-то отношения.

Обязательно посоветуйтесь с ребенком о том, кого бы он хотел видеть у себя в гостях. Возможно, вы этого раньше не делали, но если организуете домашний праздник для вашего подростка, то и для вас станет кое-что ясно. Вы поймете, например, как общаются сверстники вашего ребенка.

Подростковая интернет зависимость

«Скажи мне, кто твой друг…».
Возможно, ваш ребенок боится приглашать своих друзей домой. Скажите ему, что вы не будете против его друзей, и не станете стоять под дверью, чтобы подслушивать. Для него очень важно ко всему прочему, чтобы не нарушались границы его личного пространства.

Ведь когда родитель читает его дневники или подслушивает телефонные разговоры, это ведет к тому, что ребенок наоборот замкнется. А родитель для него станет враг номер один в разглашении его личных секретов.

Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам захотел с вами чем-либо поделиться.

Контролируйте время, которое ребенок проводит за компьютером.
Можно составить четкий график, повесить его над компьютерным столом, чтобы ребенок знал, когда можно, а когда нельзя. И не будет разногласий по поводу того: «Ну, мам, я же только сел!» График предварительно согласуйте с ребенком.

Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам предотвратить будущие проблемы, связанные с интернет зависимостью детей и подростков.

Интернет зависимость у подростков: советы родителям

Если вы заметили, что ваш подросток пристрастился к интернету и у него развивается интернет зависимость, тогда обратите внимание на советы ниже:

Не стоит думать что игромания либо какая-то другая зависимость, связанная с компьютером или интернетом — это дело возрастное. «Вот станет подросток взрослее, у него появятся другие интересы и поэтому ему будет уже не до компьютера».

Это правда, но только отчасти. Некоторые подростки, ставшие интернет зависимыми, в конечном итоге развивают другие интересы.

Но есть и те, кто развивает еще более экстремальные игровые или другие пристрастия по мере того, как они становятся старше.

Можно ли в этом случае с уверенностью сказать, что подросток последует первому варианту, а не второму? Поэтому проблему зависимости необходимо учитывать и с ней бороться, как только становится известно о значительном ухудшении в какой-либо области жизни подростков.

Обращайте внимание на успеваемость ребенка в учебе и школьных мероприятиях. Если ранее ваш юный ученик приносил 4-5 со школы, был жизнерадостным, а теперь его отметки скатились на неудовлетворительные из-за того, что большую часть своего времени он проводит за компьютером, тогда следует его ограничить. (Рекомендуем прочитать о том, как можно мотивировать своего ребенка учиться?)

Подростковая интернет зависимость

Нужно установить очень четкие правила пользования интернетом и компьютером, (даже возможность их запрета) до тех пор, пока не улучшится успеваемость. Кроме того, крайне важно, чтобы правила были не только установлены, но и последовательно соблюдались. Так как их не соблюдение более вредно, чем отсутствие каких-либо ограничений.

Перед тем как обратиться за помощью к психотерапевту или психологу, нужно постараться встретиться с ними до первого посещения их кабинета ребенком. Хотя проблема подростков, пристрастившихся к интернету, воспринимается психологами и психотерапевтами серьезно, к сожалению, есть те, кто не вполне осознает всю опасность, которую представляет для подростка интернет зависимость.

Родители должны убедиться, что выбранный ими специалист понимает, с чем будет иметь дело, признает существование данной проблемы и при необходимости может предложить лечение или практические методы как избавиться от интернет зависимости подростку.

В борьбе с подростковой зависимостью от интернета или онлайн игр хорошим правилом является изъятие (удаление) из комнаты ребенка всех цифровых принадлежностей: компьютеры, планшеты, смартфоны или игровые консоли.

Это, конечно же, не единственное вмешательство, но родители практически не смогут успешно применять установленные ограничения, если ребенок может получить доступ к игре, либо интернету в уединении спальни.

(Рекомендуем больше узнать о том, как избавиться от компьютерной или интернет зависимости?)

Иногда компьютерная зависимость подростков является симптомом другой психологической, эмоциональной или межличностной проблемы.

Есть веские доказательства того, что чрезмерное использование компьютера также может быть вызвано или усугублено такими проблемами, как депрессия, беспокойство и плохие социальные навыки.

Например, депрессивный подросток может быть поглощен онлайн играми, потому что он не чувствует себя способным справляться с проблемами реального мира.

Конечно, подобное поведение вряд ли поможет ему решить проблемы, с которыми он сталкивается в реальном мире. Потенциально оно может сделать их еще хуже. Поэтому психолог, психотерепевт должен обратить внимание не только на проблемы игромании подростка, но и на депрессии, подпитывающие интернет зависимость у подростков.

Заключение

В целом современные дети сильнее подвержены интернет зависимости, чем поколение подростков 5-7 лет назад. В такой ситуации родительский контроль — самое главное условие, чтобы ребенок избежал проблем, к которым может привести чрезмерное просиживание у монитора компьютера.

Подростки — это наиболее уязвимая группа для развития интернет зависимости, плохие последствия которой могут сказываться во всех отношениях их жизни. Риск может заключаться так же в том, что они попадают в порочный круг игровой зависимости, которая в дальнейшем может привести к пристрастию азартных игр.

Современные онлайн-соревнования или баталии часто усугубляют психическое состояние подростков, потому что в их стремлении победить своего оппонента они не останавливаются, пока их не «убили» или они не уничтожили его. Только тогда они почувствуют удовлетворение от игры, что не может не вызывать тревогу.

  • Родители должны немедленно обратиться за помощью к медицинскому учреждению или специалистам по психическому здоровью, если они наблюдают подобные тенденции у своих детей или интернет зависимость у подростков.
  • С уважением, редакция сайта «Семья и дети».
  • Советуем посмотреть видео о последствиях влиянии интернета на человека.

Источник: https://semyadeti.ru/internet-zavisimost-u-podrostkov.htm1

Интернет-зависимость в подростковом возрасте

Зависимость подростков от интернета имеет несколько первопричин и выражается в разнообразных формах. Рассмотрим их более подробно.

Читайте также:  Курсовая антиплагиат: как пройти и как обмануть сервис, советы от преподавателей

По количеству времени, которое подросток проводит за компьютером, различают три стадии развития интернет зависимости:

  • для первой стадии характерно изучение человеком возможностей интернета и подстраивание их под свои интересы и потребности. Тем самым подросток восполняет нехватку какой-либо информации либо внимания с помощью интернета.
  • на втором этапе время, проведенное перед экраном компьютера, неуклонно возрастает, сферы использования интернета также расширяются: игры, тематический контент, поиск знакомых и новых друзей в интернете — все это становится для подростка одним из единственных источников информации и общения. Он полностью отвергает реальный мир и реальное общение в пользу интернета и виртуальной реальности.
  • третья стадия зависимости видна невооруженным глазом уже не только ближайшему окружению, но и посторонним людям — подросток проводит все свое время в сети, на любые попытки ограничить время, проводимое в интернете наступает агрессивная реакция. Эта стадия является хронической стадией зависимости.

Причины возниковения интернет зависимости у подростков

Причины возникновения интернет зависимости у подростков чаще всего носят психологический характер и зависят от психологических особенностей и склонностей личности подростка.

Кто — то легко попадает в зависимость от различных интернет игр, для кого — то важным является анонимность общения в сети, в любом случае данные причины формируются с высокой скоростью и зависят от возрастных изменений и особенностей процесса формирования психики.

Еще одной причиной формирования подобной зависимости выступает педагогическая запущенность детей и отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей. Попустительский или наоборот слишком авторитарный стиль воспитания, неумение родителей применять психологические и педагогические знания в процессе воспитания, отсутствие индивидуально внимания и подхода.

Основные признаки интернет зависимости у подростков

Интернет зависимость находит свое выражение в проявлении следующих признаков:

  • подросток испытывает ощущение эйфории в момент нахождения в сети, при отсутствии возможности зайти в интернет наблюдается полная апатия к окружающему миру;
  • подросток практически перестает выходить на улицу, в социум;
  • подросток прекращает всякое общение с друзьями и знакомыми в реальной жизни;
  • все разговоры сводятся к обсуждению интернет технологий, сайтов и компьютерной тематике;
  • происходит нарушение режима дня, сна и отдыха, приема пищи, гигиенических процедур;
  • наблюдается стойкая тенденция к снижению двигательной активности;
  • возникают трудности с обучением из-за неуспеваемости и невнимательности, полного отсутствия интереса к процессу обучения.

При попытках указать подростку на изменения, происходящие в его жизни, на его зависимость от интернета идет процесс полного отрицания и агрессия в сторону говорящего.

Последствия развития интернет зависимости у подростков

Зависимость от компьютерных технологий интернета не возникает на пустом месте и далеко не каждый человек ей подвержен. Существуют определенные факторы, которые провоцируют ее наступление:

  • семейные проблемы и напряженный психологический климат в семье;
  • трудности при построении общения со сверстниками;
  • отсутствие внимания и заботы со стороны родителей.

Уходя в виртуальную реальность, подросток стремится к отвлечению от проблем реальной жизни и поиску себя в интернет пространстве.

Последствия интернет-зависимости достаточно тяжелые и требующие длительной и планомерной психологической рабаты с подростком. Они выражаются в следующих психологических проявлениях:

  • полный отказ от активного образа жизни и живого общения с окружающими людьми;
  • потеря интереса к событиям жизни вокруг;
  • снижение аппетита и нарушение сна;
  • возникновение эмоциональной нестабильности;
  • чередование эмоциональных подъемов и резких спадов;
  • агрессия при принудительном отключении компьютера и интернета.

Профилактика интернет зависимости

Всем известно, что проблему проще предупредить, чем потом исправлять последствия. Существует ряд определенных правил и действий, которые способны уберечь подростка от появления интернет зависимости.

  1. Необходимо уделять как можно больше времени общению между ребенком и родителями.
  2. Родители должны знать и самое главное поддерживать имеющиеся у ребенка хобби и увлечения.
  3. Если ребенок не способен самостоятельно определится, как ему проводить свое свободное время родители могут помочь ему с выбором занятий по душе.
  4. Родители должны свои примером показывать ребенку насколько окружающий мир интересен и многогранен.
  5. Прививать ребенку правила и номы здорового образа жизни и самим являться примером для подростка.

Интернет прочно вошел в жизнь человека и полностью ограничить его использование очень сложно, однако можно его систематизировать и сократить время в сети. Для того, чтобы снизить тягу к компьютерным технологиям и интернету можно использовать следующие способы:

  • заниматься различными физическими упражнениями;
  • устраивать дни отдыха от интернета и компьютера – «офлайн» выходные;
  • чаще путешествовать и знакомиться с новыми людьми, это помогает наполнять себя новыми эмоциями и впечатлениями, чувствовать вкус к жизни;
  • уделять больше внимания учебе и самообразованию. Помочь ребенку подобрать наиболее интересующие его книги, устраивать вечера совместного чтения и делиться своими впечатлениями от прочитанного.

В современном мире интернет является одним из основных источников информации. Самое главное пользоваться этой информацией по назначению и не стать заложником виртуальной реальности, потеряв интерес к реальной жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/internet-zavisimost_v_podrostkovom_vozraste/

Как распознать и вылечить интернет-зависимость у подростков

Подростковая интернет зависимость

Их можно встретить везде: отрешенные, не отрывающие взгляда от монитора мобильного устройства, ушедшие в виртуальное пространство молодые люди, которых от любимого занятия не отвлекают ни толпы людей, ни шум автомобилей.

Зависимость от интернета среди детей и подростков в последнее десятилетие приобрела масштаб эпидемии. Миллионы детей проводят время в виртуальном мире, заменяющем им живое общение, книги, спорт, природу.

Проблема осложняется тем, что интернет стал доступным не только на компьютере. Включив свой гаджет, ребенок в любое время, с любого места может выйти в сеть.

Интернет-зависимость у подростков относится к аддиктивным отклонениям поведения, сопровождается нарушением физического и психического здоровья, конструктивного мышления. Приобщаясь к виртуальному сообществу, ребенок теряет связь с действительностью, у него развивается иллюзорное восприятие жизни, часто он настолько вживается в образы онлайн-игры, что отождествляет себя с ее героем.

Если привязанность к интернету появилась у ребенка в раннем возрасте, подростковый период обострит проблемы, поскольку время взросления сопровождается резкой сменой гормонального фона, что отражается на психоэмоциональном настроении. Формирующаяся детская психика очень уязвима перед любой формой зависимости, а глобальная сеть предлагает неограниченный поток информации, развлечений, общения.

Киберзависимость, приводящая к различным отклонениям в поведении детей, имеет несколько форм:

  1. 1. Игровая. Однопользовательские и сетевые игры поглощают ребенка настолько, что стремление к достижению уровня или статуса в игре становится для него доминирующим. Учеба, отношения с друзьями и родственниками, другие увлечения отходят на второй план. Попытка оторвать ребенка от игры может вызвать агрессию и привести к неадекватным действиям, вплоть до актов насилия, с его стороны.
  2. 2. Информационная. Развивается чаще в подростковом возрасте. Тинейджер испытывает повышенную потребность в постоянном доступе к новой информации, иногда абсолютно бесполезной для него. В поисках новостей он проводит сутки напролет, забывая о еде, уроках, отдыхе. В итоге перенасыщение мозга информацией приводит к нервному перевозбуждению, раздражительности, нарушению сна, аппетита, головным болям.
  3. 3. Зависимость от социальных сетей. Поддерживая старые и приобретая новые контакты, подросток реализовывает потребность в общении, признании, получении информации о друзьях и знакомых. Когда здоровый интерес перерастает в болезненную необходимость постоянно быть на связи и без промедления отвечать на все сообщения, можно подозревать развитие зависимости.
  4. 4. Сексуальная. Нередко дети старшего и даже младшего возраста попадают в ловушку распространителей порнопродукции. Часто дети сами становятся участниками эротических действий, занимаясь секстингом (отправка сообщений и фото интимного характера), виртуальным сексом. Увлечение подобного рода негативно влияет на самооценку, отношение к противоположному полу, приводит к искажению представления об интимной близости, что в будущем обернется трудностями в семейной жизни.
  5. 5. Онлайн-серфинг. Бесцельное блуждание по сайтам, не приносящее пользы и удовлетворения от получаемой информации. Делает ребенка невосприимчивым к интеллектуальным занятиям, снижает усвоение им полезного материала, повышает риск попасть в поле зрения мошенников, педофилов, а также групп, пропагандирующих суицид.

Некоторые возражают, что, получая новую информацию, реализуя себя в общении, ребенок развивается, повышает уровень интеллекта, формирует мировоззрение, поэтому не видят ничего плохого в постоянном поиске новых впечатлений, из какого бы источника они не были. Это неправильная точка зрения, поскольку зависимость не бывает положительной, даже если это привязанность к чему-то интересному и полезному.

Внимательным родителям не составит труда заметить, что сын или дочь попали в сети всемирной паутины. На это указывает ряд признаков, заметив которые необходимо срочно принимать меры.

Чем дольше ребенок находится в состоянии зависимости, тем сложнее и болезненней будет от нее избавиться.

Многие психологи рассматривают привязанность к интернету как наркоманию и алкоголизм, с которыми невероятно трудно бороться.

На психологическую зависимость от всемирной сети указывают следующие признаки:

  • ребенок подавлен и беспокоен, когда долго не удается войти в интернет;
  • отказывается от игр на улице в пользу компьютерной игры или общения в социальной сети;
  • перестает встречаться с друзьями, приглашать гостей, общаться по телефону;
  • постоянно переводит разговор на веб-тематику;
  • тратит все карманные деньги на онлайн-игры и покупку компьютерных аксессуаров;
  • находясь в интернете, забывает о необходимости делать домашнее задание, выполнять поручения родителей и т. д;
  • заходит на различные сайты без цели найти нужную ему информацию;
  • постоянно проверяет почту, странички в социальных сетях, бурно реагирует на получаемые новости;
  • не ухаживает за собой, игнорирует потребности организма: еду, сон, отдых;
  • отстает от школьной программы;
  • агрессивно реагирует на просьбы выключить компьютер или отложить в сторону мобильное устройство.

Подросток может жаловаться на физические недомогания: головные боли, жжение в глазах, ухудшение зрения, боль в спине, под лопаткой, в области груди. Постоянные эмоциональные перегрузки приводят к нарушению концентрации внимания, сонливости, ухудшению памяти и мыслительных способностей.

Причиной развития интернет-зависимости могут быть индивидуальные психологические особенности личности. Некоторые дети более склонны подчинять себя различного рода пристрастиям, у них быстрее развивается привязанность к онлайн-развлечениям. Другие причины:

  • раннее знакомство с компьютером;
  • неограниченный доступ к интернету;
  • проблемы с адаптацией в детском коллективе;
  • сложности в отношениях с родителями;
  • чувство одиночества и ненужности;
  • много неконтролируемого свободного времени.

Предупредить болезненную привязанность ребенка к интернету проще, чем лечить зависимость. Как большинство других человеческих изобретений, глобальная сеть имеет много полезных и нужных функций, детей необходимо обучать работе с ней, но делать это следует осторожно, в соответствии с возрастом ребенка.

Не стоит возлагать на интернет функцию няни, включая маленькому сыну или дочери мультфильм, пока мама занята работой по дому. Дети очень быстро привыкают к подобному времяпрепровождению и не хотят менять его на игрушки, книги, подвижные игры.

Предусмотрительные родители, понимая опасность раннего знакомства детей с интернетом, стараются вместо покупки очередного гаджета прививать им любовь к спорту, танцам, творчеству, животным. Эффективные помощники в этом — кружки, секции, школы, где ребенок может развивать свои таланты, способности, реализовывать себя как личность.

Если зависимость уже развилась, без помощи психолога не обойтись, поскольку интернет-зависимость — это зависимость психологическая.

Ограничение времени пользования интернетом, отключение компьютера, конфискация гаджета проблему не решают, эти меры озлобят подростка и приведут к отчуждению от родителей.

Читайте также:  Реальные отзывы о сайте доктор дипл

Лучше наладить открытое общение, интересоваться жизнью ребенка, в том числе его интернет-увлечениями, проводить время всей семьей.

Неплохо, если папа или мама зарегистрированы в социальных сетях, которыми пользуется ребенок и находятся у него «в друзьях». Так можно частично контролировать время, проводимое на страничках, и быть в курсе, какие темы на них преобладают.

Эффективное средство переключить внимание тинейджера на продуктивную деятельность — завести домашнее животное, даже если взрослым это не по душе. Чтобы вернуть ребенка в реальную жизнь, стоит пойти на любые жертвы, а большинство детей мечтают иметь питомца.

Немаловажную роль играет пример самих родителей. Если они большую часть времени проводят за просмотром интернет-новостей, онлайн-общением или шопингом, вероятность того, что их дети попадут в плен всемирной паутины, возрастает во много раз.

Дети, растущие в семьях, где любят и уважают друг друга, ценят семейные традиции, вместе развлекаются и отдыхают, не имеют потребности искать в интернете ненужную информацию, сомнительные развлечения и людей, готовых их выслушать.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/habits-drives/internet-zavisimost-u-podrostkov.html

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете.

На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые связанны с попытками выделения поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета.

Фактически ставится вопрос об абсолютных различиях в способах «ухода» из реальной жизни в мир виртуальный путем изменения состояния сознания человека.

Исследователи приводят различные критерии, характерные данному понятию. Наиболее полноценную систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно определить Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им.

Причины возникновения такой интернет — зависимости могут быть различными, но самые основные из них — отсутствие взаимопонимания и друзей в реальной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями. [3]

Подросток — это постоянно развивающая личность, которая ищет ответы на жизненно-важные для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?».

В подростковом возрасте индивид выходит на совершенно новую социальную позицию, в то время, как у него формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Следовательно, от того, как будет протекать его социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в том, как сформируются его социальные установки.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость.

В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий.

В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [1].

Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности подростка [4].

Чувство постоянной нужды к пользованию интернетом может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим некоторые из них.

1.      Хакерство. Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.

2.      Игровая деятельность. Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ.

Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами.

Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость.

3.      Коммуникативная деятельность в Интернете. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, во многом разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [2].

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности подростка, преобразования деятельности, опосредствованной взаимодействием с Интернетом. Для В. Л. Малыгина, Н. С. Хомерики и Е. А.

Смирновой факторы риска формирования «интернет-зависимости» связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др.

Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Практическое исследование проводилось в городе Владимире в СОШ № 40 среди подростков 14–15 лет, учащихся в 8б и 8д классах. Выборка составила 47 человек.

Первой используемой нами методикой стал модифицированный тест-опросник Кимберли Янг, переведённый на русский язык и адаптированный В. Лоскутовой.

Сам тест содержит 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов на каждый из них (рис. 1). Он направлен на выявление «интернет-зависимости» и определение её степени.

Мы выбрали эту методику, так как полагаемся на опыт доктора Янг, которая на протяжении многих лет занимается данной проблемой.

На основании результатов, полученных по методике К. Янг, можно увидеть, что всего лишь 4 % опрошенных подростков не имеют «интернет-зависимости». Следовательно, можно сделать выводы о том, что:

Подростковая интернет зависимость

Рис. 1.

1.      Интернет-зависимость присуще 96 % респондентам.

2.      Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

3.      Лица, имеющие низкую степень интернет-зависимости и лица, не подверженные ей вовсе, составляют всего 20 % от общего числа опрошенных.

Следующая методика — «Тест на выявление интернет-зависимости среди подростков» С. А. Кулакова, составленный им в 2004 году и позволяющий определить наличие интернет-зависимости у подростка и выявить причины её появления.

Он включает в себя так же 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов. появления (рис. 2). Данная методика показалась нам наиболее современной, с новыми отредактированными вопросами, которые облегчают подростку понимание вопроса.

По интерпретации результатов, полученных с помощью методики «Тест на выявление интернет-зависимости среди подростков» С. А. Кулакова можно говорить о том, что:

1.      Многие ученики имеют домашний компьютер с выходом в интернет.

2.      Преимущественно компьютер используют для развлечения — 35 %, для учебы — 20 % опрошенных.

3.      79 % старшеклассников не опасается влияния компьютера и Интернета на их здоровье.

4.      У 86 % подростков наблюдается синдром «интернет-зависимости».

5.      87 % «зависимых» подростков отрицают свою «зависимость», объясняя это отсутствием увлечений;

6.      Подростки с синдромом интернет-зависимости, согласные с результатами теста, не считают необходимостью сокращать своё времяпрепровождение в интернете.

По проведённой методике «Анкете идентификации интернет зависимости» В. А. Буровой, можно сказать следующие выводы:

1.       Уровень интернет-зависимости у подростков проводимых большую часть времени дома чрезвычайно высок (93 %).

2.       У 25 % подростков, посещающих клубы по интересам и секции низкий уровень игровой зависимости.

3.       Средний уровень зависимости наблюдается у 36 % подростков, проводящих своё свободное время с друзьями.

Исходя из полученных выводов, можно говорить о том, что на современном этапе подросток основную часть своего свободного времени предоставлен себе; сам выбирает как, где и с кем ему удобно провести время. И зачастую этот выбор падает на Интернет, что, как мы уже выяснили, приводит к появлению синдрома «Интернет-зависимости».

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, Интернет, реальная жизнь, подростковый возраст, свободное время, выявление интернет-зависимости, методика, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, современный этап.

Интернетзависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость.

2. Игромания — вид зависимости, более характерный для подростков, что связано с восприятием виртуальности более реальной, чем настоящей жизни [5, с. 41]. Среди видов интернетзависимости отмечаются следующие

В данной статье рассматривается понятие «интернетзависимости», классификация типов интернет-зависимых подростков в различных источниках литературы, а также вопрос о преимуществах интернета в жизни общества и его негативного влияния на развитие личности…

коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, Интернет-аддикция.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть, ребенок, риск развития, реальный мир…

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образа жизни человека.

Преодоление Интернетзависимости требует в первую очередь выявление факторов, обуславливающих ее формирование.

Ребенок, имеющий свободный доступ к Интернету и привыкший проводить свободное время за компьютерными играми, более подвержен интернетзависимости.

Проблемы игровой компьютерной интернетзависимости у подростков.

В данной статье исследуется проблема интернетзависимости в подростковом возрасте.

Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Ключевые слова: интернетзависимость, подростковый возраст, девиантное поведение.

  • Компьютерная зависимость у подростков — довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире.
  • Термин «Интернетзависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для
  • Но вместе с тем происходит замена реального общения на виртуальное.

3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. [1,с.16].

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра…

Интернетзависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость.

В данной статье рассматривается понятие «интернетзависимости», классификация типов интернет-зависимых подростков в различных источниках литературы, а также вопрос о преимуществах интернета в жизни общества и его негативного влияния на развитие личности…

коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, Интернет-аддикция.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть, ребенок, риск развития, реальный мир…

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образа жизни человека.

Преодоление Интернетзависимости требует в первую очередь выявление факторов, обуславливающих ее формирование.

Ребенок, имеющий свободный доступ к Интернету и привыкший проводить свободное время за компьютерными играми, более подвержен интернетзависимости.

Проблемы игровой компьютерной интернетзависимости у подростков.

В данной статье исследуется проблема интернетзависимости в подростковом возрасте.

Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Ключевые слова: интернетзависимость, подростковый возраст, девиантное поведение.

  1. Компьютерная зависимость у подростков — довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире.
  2. Термин «Интернетзависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для
  3. Но вместе с тем происходит замена реального общения на виртуальное.

3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. [1,с.16].

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра…

Источник: https://moluch.ru/archive/79/13878/

Ссылка на основную публикацию