Высшее образование и без него: так ли важен диплом, все плюсы и минусы вышки

Закончить престижный вуз, да ещё с красным дипломом — звучит впечатляюще. Но что это даёт при трудоустройстве в настоящее время? Сейчас выпускников топовых вузов часто упрекают в заносчивости и нереалистичных ожиданиях на первой работе, а люди со средним образованием вполне могут достичь карьерных высот, не говоря уже о возможности открыть собственное дело. Чем на деле измеряется привлекательность молодого кандидата для работодателя?

Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом?

В чем разница

В России студенты могут получать дипломы двух видов: государственного и установленного образца. Первый вариант — для вузов с государственной аккредитацией, второй, соответственно, — для всех остальных.

Кроме того, МГУ и СПбГУ как вузы с уникальными образовательными программами имеют право выдавать «фирменные» дипломы — предполагается, что это более престижно, чем обычный госдиплом. Ректоры многих других ведущих вузов поддерживают эту идею — по аналогии с западными университетами.

В англосаксонских странах используются собственные дипломы, а вопросами контроля качества занимаются частные профессиональные организации. При этом вряд ли кого-то из выпускников Стэнфорда и Йеля смутит нестандартная «корочка».

При этом, чтобы нормально функционировать, коммерческий вуз должен получить лицензию Министерства образования, и только потом он может претендовать на государственную аккредитацию.

Это означает, что вуз, не имеющий аккредитации, — все-таки не совсем «беспризорный»: сотрудники Минобра как минимум подтвердили, что у него достаточно ресурсов, чтобы давать студентам качественные знания. Но как это реализуется на практике — отдельный вопрос, поэтому примерно раз в пять лет в вуз наведываются сотрудники Рособрнадзора — проверить качество образования. Оно определяется по ряду показателей:

  • успеваемость студентов,
  • научная деятельность,
  • подбор кадров и материально-техническая база.

Отдельный аспект — аккредитация образовательных программ: они могут соответствовать государственным стандартам, а могут и нет (даже в престижном вузе, если это новая программа).

Так ли страшно не вписаться в ГОСТ?

Если вуз не вписался по линии работы с кадрами или в плане успеваемости студентов — это, безусловно, плохо. Что касается аккредитации программ, простого ответа на этот вопрос нет, и все будет сильно зависеть от специальности.

Например, российские бизнес-школы отказались от гербовой печати на дипломах еще в 2012 году — понятно, что в нашей стране не успели сложиться традиции качественного обучения будущих предпринимателей, так что дорожить тут особо нечем.

Тем более, что реалии рынка меняются очень быстро, и в интересах высших школ бизнеса — подстраиваться под эти тренды и создавать гибкие учебные программы.

То же самое с инновационными специальностями, вроде биотехнологий и больших данных: по данным исследований, средняя университетская программа устаревает уже к третьему курсу, а значит, вуз более свободный в своих действиях и не скованный излишней бюрократией получает больше возможностей «держать нос по ветру».

Но для того, чтобы оценить потенциальное качество образования, абитуриенту в таких случаях придется самому вникать в программу и сравнивать ее с тем, как его специальность преподается в передовых европейских вузах. Соответственно, и вузу придется затратить гораздо больше усилий, чтобы убедить потенциальных студентов в качестве предоставляемых услуг. Так что небольшие и не очень известные учебные заведения сильно проигрывают от потери государственной аккредитации.

Естественные ограничения

При этом на определенных специальностях диплом гособразца все-таки дает преимущество — например, молодой врач, выучившийся во «Втором меде», по умолчанию покажется более благонадежным, чем выпускник частного российского медвуза, не говоря о будущих госслужащих.

Но чаще всего в тех случаях, когда работодатель смотрит в диплом (а он имеет значение далеко не всегда), важнее общий престиж вуза, чем тип диплома. То есть выпускники обычно условно делятся на «ребят из МГУ, СПбГУ, МГИМО, ВШЭ, МФТИ (и так далее в зависимости от профиля)» и «всех остальных», без дальнейшей детализации.

Тем не менее, у учебы в неаккредитованном вузе есть ряд подводных камней.

  • Во-первых, диплом установленного образца не дает выпускнику право продолжить обучение по образовательным программам последующего уровня образования. То есть, с негосударственным дипломом бакалавра филологии вы не сможете поступить на магистратуру на филфак МГУ.
  • Во-вторых, такая учеба не предоставляет отсрочку от армии, что весьма критично для молодых людей.
  • В-третьих, студент неаккредитованного вуза не сможет на выходе пройти государственную итоговую аттестацию. Что по законодательству должно лишать его права занимать «должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования». Учитывая, что в 2014 году Госдума еще и предлагала запретить россиянам работать не по профессии, этот пункт звучит довольно устрашающе.

На деле, к счастью, на многие специальности все еще можно претендовать, не имея даже профильного диплома — если продемонстрировать эйчару знания и навыки, необходимые для качественного выполнения работы.

Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом? Юлия Утешева, pr-менеджер рекрутинговой компании «Работа — это проСТО» «Все зависит от компании и ее требований. У нас редко обращают внимание на вуз, который закончил соискатель. Например, на позицию рядового менеджера, секретаря, ассистента, то есть на все стартовые позиции, подойдет образец любого учебного учреждения. Если вакансия профильная (IT-специалист, бухгалтер, юрист, финансист), то на вуз смотрим, но не критично, если диплом „установленного образца“. Главное — правильно отобразить в резюме знания и навыки, полученные в ходе учебы, и подробно, не стесняясь, рассказать об этом на интервью. Есть принципиальные компании, в вакансиях они сразу указывают названия вузов, из которых они готовы рассматривать претендентов, но таких единицы».
«Государственные вузы пользуются большим доверием у работодателей. При этом диплом хорошего известного вуза рассматривается скорее как бонус. Финальное решение принимается после ряда собеседований. Кроме того, чем больше времени проходит с выпуска, тем меньшее внимание работодатель уделяет вашему диплому — опыт и достижения становятся более важными. Как правило, на диплом смотрят первые три года после выпуска. Но стоит отметить, что приоритет все равно отдается государственным вузам. Крупные работодатели определяют для себя 3-5 целевых вузов и стараются с ними работать и „хантить“ студентов. Помимо МГУ и МГИМО в высоком рейтинге будут отраслевые вузы — „Бауманка“, МИФИ, МФТИ, РХТУ им. Менделеева и другие. А печальнее всего обстоит дело с массовыми направлениями, по которым готовит большинство вузов (экономика, психология, PR, юристы), — здесь конкурс будет настолько высок, что вуз в принципе не будет иметь особого значения». Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом? Анна Чуксеева, шеф-редактор Rabota.ru

Источник: Учёба.ру, Дарья Варламова

Вернуться к списку статей

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/tak-li-vazhen-diplom-gosobraztsa.html

Кому сегодня (не) нужен диплом — мнение о высшем образовании

Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом?Нужно ли сегодня высшее образование, чтобы получить хорошую должность? Смотрят ли дипломы соискателей при приеме на работу и, если да, —  на что обращают внимание? Мы задали эти вопросы консультанту по поиску топ-менеджеров и автору блога о карьере Арине Егоровой. Вот ее мнение.

— За всю практику мне пока ни разу не попадался кандидат на позицию директора или вице-президента без высшего образования. Современное поколение топ-менеджеров — это люди в среднем возраста 38−48 лет, то есть так называемое поколение X.

Другой вопрос, что часто их образование не соответствует специальности. Эти люди застали момент, когда в 1990-ых годах плановая экономика резко встала на капиталистические рельсы.

Им нужно было быстро адаптироваться к новым реалиям: куда пойти, когда стране ты резко стал не нужен; где взять деньги.

Отсюда лингвисты и историки, которые нашли свое применение в HR, инженеры, пришедшие в маркетинг, и так далее.

Поколение Y, так называемые миллениалы, которым только предстоит занять топ-менеджерские позиции, относятся к своей карьере и высшему образованию, в целом, иначе. Они поступают в вуз, но не получают удовольствия от процесса, без сожаления бросают его и пробуют другое.

Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом? Фото с сайта tv.ru

Они не застали момента, когда нужно было стиснуть зубы и делать то, что не нравится, как поступали наши родители, чтобы прокормить семьи. Для них в этом нет смысла. Поэтому сейчас появляется все больше молодых людей, которые не заканчивают университетов.

В эпоху бума онлайн-образования и доступности любой информации миллениалы образовываются самостоятельно. Парадоксально, но их навыки зачастую куда более прикладные нежели те, что даются в вузах. В каких университетах учат продакт-менеджменту, крипте или дип-машин-лернингу?

Тренд на отсутствие высшего образования лучше всего прослеживается среди разработчиков, веб-дизайнеров, предпринимателей. Мне известно довольно много случаев, когда люди без корочки попадали в хороший стартап с миллионными инвестициями.

Для стартапов — это нормальная история, потому что их делают как раз миллениалы. Получается, 28-летнему основателю проекта все равно, есть ли у 23-летнего претендента высшее образование или нет, если тот бог дизайна или веб-аналитики.

В более классических индустриях, например, в стратегическом консалтинге или в FMCG все еще высоко ценятся ребята из лучших национальных и международных вузов. Устроиться в хорошую компанию без высшего образования, на мой взгляд, будет проблематично.

Смотрят ли ваш диплом

Рекрутеры чаще всего смотрят исключительно на вуз. МГИМО, МГУ, СПбГУ и еще несколько российских университетов из первой десятки всегда в тренде. В целом, даже неважно, бакалавриат или магистратуру вы окончили в топовом вузе.

Очень ценят зарубежное образование. Если вы успели поучиться в Гарварде, Стэнфорде, в Йеле или другом университете из «Лиги плюща» (или проходили там даже недельные курсы) — это большой плюс, особенно если вы хотите работать в международной корпорации.

Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом?Например, если вы маркетолог и окончили Школу управления Kellogg (США), то серьезный работодатель это отметит. Если вы HR и прошли курсы в INSEAD (французская бизнес-школа и исследовательский институт) — то вы наверняка крутой специалист.

Для каждой специализации и функции есть свой фетиш, который для многих работодателей срабатывает, как хороший триггер.

Проверяет ли работодатель дипломы? Был в моей практике забавный случай. Приходит классный кандидат с крутым опытом и образованием. Собираем рекомендации от предыдущих коллег — все прекрасно: мощный лидер, хороший управленец, грамотный стратег. И так бы все прекрасно и закончилось, если бы не коварная случайность.

Кандидат указал, что получал MBA в Стэнфорде в 2008—2009 году. По невероятному стечению обстоятельств (прямо как в сериале «Форс-можоры», ей богу) в этом же году проходил ту же MBA программу один из вице-президентов компании-работодателя. Он, заностальгировав по своей учебе в США, стал расспрашивать нашего кандидата, а помнит ли он такого-то преподавателя, а вот этого парня с потока и т.д.

Источник: https://probusiness.io/hr/5029-komu-segodnya-ne-nuzhen-diplom-mnenie-o-vysshem-obrazovanii.html

За и против: нужно ли получать высшее образование

Мы попросили высказаться читателей Т—Ж и собрали разные аргументы. Почему многие недооценивают колледжи, как диплом может помочь потенциальным эмигрантам, для кого кроме врачей и учителей высшее образование принципиально и действительно ли корочка открывает все двери — в новом выпуске рубрики «За и против».

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

Читайте также:  Как студенту стать богаче: как быстро разбогатеть с нуля и алгоритм действий

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

В 19 лет я попробовала устроиться на работу делопроизводителем, диплома у меня не было. Тогда на этой должности можно было получать 23 000 рублей на начальных этапах, но без высшего образования не брали.

Я подходила по всем параметрам, кроме диплома, и в итоге мне предложили работу секретарем за 17 000 рублей.

Это был важный момент, когда я осознала, что любая корочка в России ценится выше, чем навыки, молодость и энтузиазм.

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе.

Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут.

Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки.

Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио.

В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ.

У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен.

В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии.

Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов.

Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет.

Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое.

Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/education-prons-cons/

5 мифов о красном дипломе и необходимости учиться на отлично

Встретилась я тут недавно с одним моим старым другом. Давно не виделись. Сидим в кафе, разговариваем. Рассказывает про свою любимую единственную дочку. Девушка прошлым летом окончила университет, защитила ВКР, да вышла осечка. Срубили красный диплом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом?

— Представляешь, — говорит, — умница моя, красавица, и в школе, и в университете отличница, шла все пять лет на красный диплом. И вот защита. Всё было готово заранее, не в последний день. Всё вроде продумано: доклад, презентация. И рецензия хорошая, у рецензента не было никаких серьёзных замечаний.

Сбрасывает смс-ку: «Защищались как могли, на вопросы вроде ответила. Ждём оценок!». Звоню ей через час. Истерика, поток слёз: поставили «хорошо», а не «отлично». Значит, теперь красного диплома не получится. И научный руководитель вроде хороший и всеми уважаемый на факультете человек.

И диплом Машенька писала сама, добросовестно писала, старалась. Не подскажешь, как опротестовать?

Удивительно и непонятно мне вот что в этой ситуации. Оценка «хорошо», а не «отлично». Но ведь не тройка же и не двойка. Что ж так убиваться-то и переживать. Диплом не красный? Ну и что?! Что ж теперь, жизнь закончилась что ли? Ну да, согласна, обидно немного, но не конец света же, никто не заболел, не умер. Диплом будет, и университет окончен, высшее образование получено.

Но, бесполезно утешать: «Счастье, Машенька, оно ведь совсем не в красном дипломе. Да и успеха, и карьерных высот многие достигли без него, и для тебя это вполне реально. У меня тоже не красный диплом, и у твоего папы — не красный. И ничего живём ведь, и вполне нормальные люди». Слёзы и слёзы.

Мне вот, например, двадцать лет назад, когда я оканчивала университет и защищалась, и в голову бы не пришло переживать из-за четвёрки. Тогда оценки ставили гораздо строже, защиты дипломных работ проходили на очень серьёзном и высоком уровне, «отлично» мало кому ставили.

Сейчас молодые люди очень уж амбициозны и самоуверенны. И дело здесь даже не в будущем, поиске работы и карьере

Они понимают, что всё это вполне достижимо и без диплома вообще, не то что без красного. Но сам факт того, что как это так, у неё, такой замечательной, и не красный диплом, для юной особы просто не переносим. У неё должен быть красный диплом, и всё тут. В своём университете я замечаю таких вот студентов с претензией «Хочу красный диплом!» всё чаще и чаще.

На вопрос: «Зачем тебе красный диплом?» внятно ответить не могут. Вроде и знают, что у нас сейчас переизбыток красных дипломов, и сам по себе он ничего не даёт.

Вроде и смешные картинки с надписью «А что, если я тебе скажу, что всем плевать на твой красный диплом?» в соцсетях все уже сто раз видели. Но «Хочу красный диплом, и всё.

Разбейтесь все в лепёшку, расшибитесь, порвитесь, но дайте мне его!». Красный диплом — в студию!

Вокруг красного диплома — много мифов. Вот основные из них, на мой взгляд.

1. Красный диплом — это круто!

Это показатель благополучия, он непременно обеспечит статус успешного и перспективного человека, у которого большое будущее, удовлетворит все амбиции, вызовет гордость родителей и уважение окружающих. Все будут просто в восторге от тебя, ведь у тебя — красный диплом!

Думается мне, дело здесь совсем не в современных студентах и выпускниках университетов. По крайней мере, не только в них.

Проблема в самом нашем обществе: его стереотипах, во многом устаревших, его ориентации на простую показуху, в старой установке «без бумажки ты букашка»

Красный диплом в нашем обществе до сих пор, несмотря на его уже доходящую до абсурда распространённость (иногда у половины потока красный диплом), окружён каким-то непонятным ореолом престижа.

Фразы типа «С красным дипломом университет окончила девочка!», «А у моего Вовы красный диплом!», «У меня, может быть, даже красный диплом будет!» до сих пор вызывают и восторг, и зависть, и трепетное отношение.

Вот и тянется нить стереотипов от десятилетия к десятилетию.

Система российского образования смертельно больна, это для всех давно очевидно.

И там, где просто-напросто давно уже нет ценности реальных знаний и умений и нет даже понимания, что они такое, эти знания, и почему важны, где нет возможности гордиться реальной компетентностью, где вузы просто играют на амбициях молодёжи, красный диплом сам по себе становится такой ценностью. Да, философ Бодрийяр прав. Вот и разрастаются красные дипломы как раковая опухоль, и множатся, множатся, множатся…

2. Человек с красным дипломом действительно отличник. То есть — умный, образованный, талантливый и обязательно компетентный в своей области знаний.

«У меня красный диплом. Знаете, как я его получила? Да без проблем и, честно говоря, без усилий. Нисколько не парясь. В то время как многие мои однокурсники прогуливали пары или тупили в мобильники на них, устраивали пьянки в общаге, я просто ходила на все лекции и семинары, без пропусков (ну, может, пропускала какие-то только по болезни, да и то редко).

Садилась всегда непременно в первый ряд, прямо перед носом препода, меня отмечали, запоминали, в конце концов, и в лицо, и по имени. Нууу, иногда подходила к преподавателю, чтобы задать какие-то ничего не значащие вопросы, имитируя интерес к предмету, или просто поболтать за жизнь.

В итоге это очень помогало на экзаменах, большинство пятёрок мне поставили автоматом — просто по факту присутствия. И диплом писала также — будучи в хороших отношениях со своим научником — та всё мне объясняла, говорила как надо, все ошибки исправила, можно сказать, больше половины за меня написала.

Читайте также:  Покупка диплома через интернет-магазин: плюсы и минусы, как это сделать?

Она была очень авторитетный профессор у нас на кафедре, никто ничего против неё сказать не мог, вопросов мне никаких не задавали — „звёздная“ защита и пятёрка мне была обеспечена».

Задумывались об этом когда-нибудь? А про оценку «ладно» слышали? Так вот, её разновидность — «ну ладно, пять». Часто, увы, очень часто открывает преподаватель зачётку и: «О, у вас все пятёрки, ну ладно, так уж и быть, давайте и я вам поставлю „отлично“. Пусть эта сессия у вас тоже будет красной!».

Всем известный факт, не правда ли? И так от одной «красной» сессии к другой — зачётка работает на такого вот отличника, ну, может быть, только на первом курсе он на зачётку. И коронная фраза на госах и на защите диплома: «Ну ладно, давайте поставим отлично: она идёт на красный диплом».

Хотя диплом выполнен далеко не на отлично, иногда даже и не на «хорошо», а всего лишь — на «удовлетворительно». И далеко не самостоятельно написан. Иногда, правда, бывает, старательно хотя бы, но «как надо, по ГОСТУ», без каких-либо интересных идей, и по теме, которую уже сто раз писали и защищали.

А вот тем, кто действительно пытается продвинуть необычную идею, написать работу в интересной нестандартной форме, смело отстаивает своё личное мнение на защите, наоборот, часто снижают оценку — нечего, мол, тут выпендриваться.

Научный руководитель чаще всего говорит: «Делай, как надо. Делай, как все. Чтобы не было лишних вопросов и лишних проблем». Любят послушных, умных почему-то не любят

Более того, есть ещё причины, увы, очень и очень неприятные. Со студентами сейчас, как все знают, жизненно необходимо поддерживать хорошие отношения. Слишком уж много стало у студентов прав. И много среди них платников с крутыми родителями за спиной.

«Студент — наш клиент!» — таков девиз каждого вуза. Вот и стараются все удовлетворить студенческие амбиции, польстить студенту. «Вы здесь для того, чтобы у него всё было хорошо и благополучно!», — слышит научный руководитель от декана.

Давайте прогнёмся под студента! Чтобы он потом хорошо отзывался о своём факультете, универе, не писал гадости в интернете, не давал вузу негативную оценку. Не писал жалобы в высшестоящие инстанции о якобы несправедливости преподавателей и целых экзаменационных комиссий.

Нельзя идти на конфликт со студентом! Вот и приходится идти на сделку с совестью.

А ещё очень распространено сейчас то, что многие студенты ходят потом пересдают разные экзамены за прошлые годы. На пятом курсе пересдают за первый, второй курс. Несколько раз пересдают. Потому что выясняется, что у них, если бы не эта тройка, мог бы быть красный диплом. А бывает, что им и просто так, без проблем исправляют оценку на отлично, ведь «он же идёт на красный диплом у нас!».

Самому факультету или институту и университету в целом нужны показатели. Обязательно нужно создание образа успешности и конкурентоспособности самого вуза

Типа: смотрите, какие у нас умные выпускники! Сколько отличников! Половина группы идёт на красный диплом (а то и половина выпуска)! Давайте сами себя похвалим. Вот и завышаются оценки искусственно. Ради престижа! Увы — абсурдная ситуация.

Я редко ставлю пятёрки. Я стремлюсь ставить честную оценку. Именно по этой причине слыву в студенческих и в некоторых преподавательских кругах «злобным преподом», заваливающим, излишне строгим и требовательным. И ещё: мне нравятся интересные, странные, порой чудаковатые студенты.

Отличающиеся именно нестандартностью мышления и интересом к моему предмету, а не стремящиеся любой ценой получить красный диплом.

Иногда, каюсь, даже честнее будет сказать очень часто (да простят меня все мои всё же любимые студенты!!!) с удовольствием задаю неординарные, проблемные вопросы, над которыми надо думать и на которые как раз не умеют отвечать наши типичные отличники. И — снижаю оценки.

Много раз ставила четвёрки и даже тройки в «пятёрашные» зачётки. И неизменно слышала о себе потом: «Вот если бы не она (нелестное слово, а то и нецензурное), у меня была бы красная сессия!». Вот и не складываются у меня отношения с типичными отличниками по этой причине. Много конфликтов.

Часто бывали на меня жалобы в деканат и даже в ректорат. На защите диплома такие вопросы задавать бесполезно: всё уже предрешено заранее. Да и требуют с нас, чтобы все защитились хорошо и чтобы всё обошлось без проблем и конфликтов. Поэтому любую скользкую ситуацию тут же пытаются замять. И поставить оценку «отлично».

Удовлетворим студенческие амбиции. Так всем спокойнее.

Вот так и рождаются, в итоге, липовые отличники и фальшивые красные дипломы. Видимо, всё это говорит о фальшивости нашей системы образования в целом. Но об этом уже и так много сказано, и продолжают говорить. Прошу прощения, если преувеличила и кого-то обидела. Заслуженные красные дипломы редко всё же встречаются. Но в целом, думается, тенденция именно такая.

«Дистресс студентов от того, что им вручают незаслуженные дипломы, равен дистрессу преподавателей и дополняет его. Он более скрыт и более коварен, чем традиционное опасение провалиться на экзамене или получить бесполезное образование.

Это страх перед ценностью, лишённой эквивалентности. Эта паника от очевидности того, что ценность отделяется от своего содержания и функционирует сама по себе, в своей чистой форме.

Университетские ценности (дипломы и так далее) будут множиться и продолжат циркулировать подобно „блуждающему капиталу“ или евродолларам. Они будут вращаться по кругу, лишённые всякого критерия референтности, пока полностью не обесценятся.

Однако это не имеет значения: одного лишь их обращения достаточно для того, чтобы создать социальный горизонт ценности, и присутствие призрачной ценности от этого только возрастает».

Источник: https://mel.fm/blog/olga-panova2/52714-5-mifov-o-krasnom-diplome-i-neobkhodimosti-uchitsya-na-otlichno

Жесткая правда: нужен ли диплом о высшем образовании для работы?

Мнения по вопросу получения высшего образования разделились на 2 лагеря. Одни кричат, что диплом ничто, опыт – все! Другие утверждают, что высшее образование – гарант знаний и успеха. В этой статье будет раскрыто на чьей стороне правда. Читаем.

Начнем с главного. Что вообще за зверь такой – ВУЗ? По задумке, это учебное заведение, основная цель которого – подготовка специалистов по различным направлениям науки.

Студентов должны учить не только теории, но и практике. По факту мы имеем теоретическое образование по устаревшим учебным программам и некоторые ВУЗы как-то пытаются дать слушателям практические знания.

Не всегда получается успешно, но это лучше, чем ничего.

С теоретическими знаниями, получаемыми в ВУЗе, не все так однозначно. Есть фундаментальные науки, знания из которых должны знать все. Понятно, что мир меняется стремительно и также стремительно устаревает информация.

ВУЗы со своей бюрократией не успевают так часто менять устоявшиеся программы обучения, но хотя бы базовые знания они всеми силами пытаются вложить в головы своих студентов. С разной степенью успеха им это удается.

С практикой все просто. Ее нет. В лучшем случае студенты занимаются чем-то приближенным к будущей работе, в худшем – проходят практику «на бумаге». Именно поэтому, приходя на первую работу, они понятия не имеют как вообще нужно работать и что делать.

Следующая проблема наших студентов – это выбор специальности. Результаты опросов очень огорчают. 90% выпускников разочарованы выбранной специальностью и вообще сами не выбирали направление обучения. За них выбрали родители. Мама или папа сказали: будешь бухгалтером, потому что ты девочка.

И девочка, несколько лет промучившись за партой, пошла работать продавцом-консультантом. ВУЗ с горем пополам окончила. Знаний 0, релевантного опыта 0, запросы по заработной плате после работы продавцом-консультантом не соответствуют реальности.

А с другой стороны, чего мы ожидали, если дети в 16-17 лет вынуждены принимать одно из ключевых решений своей жизни и решать на какую специальность им идти? Ну или за них приняли это решение.

В ситуации осознанного выбора специальности историй со счастливым концом тоже не много. В 17 лет профессия казалась интересной, но к 20 годам приоритеты сменились. Итог: специальность поменять можно, но уже трудно, да и поздно.

Пора работать и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Не у всех получается работать и учиться. Да и опыт работы после окончания ВУЗа уже формируется по профессии в соответствии с дипломом, либо вообще в другой сфере.

Целесообразность получения еще одного диплома ставится под сомнение.

К вышесказанному прибавляются активно тиражируемые истории из желтой прессы о людях, добравшихся до вершины пищевой цепочки, не имея высшего образования. Ричард Брэнсон, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Генри Форд. Этот список можно продолжать бесконечно.

И практически у каждого в роду могут оказаться живые примеры родственников без высшего образования, условно назовем их дядя Йося и тетя Глаша, набившие свои матрасы шуршащими купюрами и тем обеспечившие себе безбедную старость.

Именно благодаря таким примерам часто молодежь бросает ВУЗ, либо вовсе выбирает путь, на котором нет подобного заведения, и отправляется покорять мир большого бизнеса, начиная с маленького ИП по перепродаже товаров из Китая. А когда бизнес лопается как мыльный пузырь – идут искать работу.

Кому-то везет и их берут без диплома. Кто хочет перспектив и карьерного роста – им везет меньше. На работу может и возьмут, но карьерный рост достается тем, у кого есть диплом.

Омрачается ситуация еще и тем, что по специальности работает не более 30% выпускников. В разные годы эти цифры статистики разнятся, да и достоверность их сомнительна. К сожалению, не только выпускники работают не по специальности. Почти вся страна работает не по специальности.

Сложно найти человека, у которого нет записи в трудовой о работе вообще в другой сфере. За примерами далеко ходить не надо. Вышеупомянутые мамы и папы наших студентов чаще всего работают не в той сфере, которой обучались когда-то.

И эти примеры плохо влияют на ребят: они просто не понимают зачем учиться, если работать будут там, где повезет или куда устроят?

И вот, насмотревшись на примеры успехов людей без высшего образования, оценив всю напрасность получения определенной специальности, бросив обучение или выбрав путь без оного, приходит молодежь трудоустраиваться. И тут в игру вступают работодатели.

Кому-то из руководства действительно не важно есть диплом, нет диплома, лишь бы работал человек хорошо. Поспрашивают немного, посмотрят взглядом с прищуром, да возьмут на работу продавцом-консультантом либо разнорабочим с обещанием карьерного роста.

А на должность выше возьмут того, у кого есть диплом или того, у кого стаж работы по профессии, хотя и без образования, лет 10 как минимум.

Очень многие руководители разделяют точку зрения, что если человек окончил ВУЗ, то это индикатор того, что он справился с задачей получения диплома. Значит, справится и с рабочими задачами.

А если не смог получить диплом – то он неудачник и зачем такой нужен? Причем в этом случае также полученная специальность не имеет значения. Высшее образование – это не профессия, это образ мышления. Так считают они.

С этим сложно не согласиться хотя бы потому, что существуют довольно много профессий, по которым не готовят специалистов в ВУЗах. Приходится искать толковых ребят, которые сработаются с руководителем, и обучать их на рабочем месте.

Читайте также:  Как написать реферат на «отлично»

Но есть профессии, где без диплома по специальности совсем никак. Многие не захотят идти к хирургу, у которого среднее профессиональное образование по направлению ремонта автомобилей. А готовы вы будете лететь рейсом, зная, что у пилотов нет летного образования? Вряд ли. Жизнь как-то дороже все-таки.

Истина так и могла оставаться где-то рядом и два противоборствующих лагеря продолжили бы приводить свои аргументы в поддержку доводов. Но несколько лет назад государство вмешалось в этот процесс и был изобретен такой инструмент, как профессиональные стандарты. И на этом в долгом споре была поставлена жирная точка.

Совсем уже скоро профессиональные стандарты станут обязательными для всех организаций, а не только для отдельных структур. Что же такого в них написано? Они представляют собой полный перечень требований, умений, знаний и компетенций практически по всем должностям и профессиям, существующим на сегодняшний день.

И в них четко прописаны требования к уровню и направлению профессиональной подготовки для занятия той или иной должности. Это не означает, что всех сразу уволят после вступления в силу стандартов, но задуматься о получении образования по специальности придется многим. Особенно тем, у кого мало официального стажа.

Дело в том, что законодатель оставил поблажку тем, кто имеет достаточно трудового стажа в своей профессии: таким людям подтверждать свою квалификацию дипломом не требуется. Да и предприниматели и самозанятые смогут вести свою деятельность также, как и вели. К ним пока что никаких дополнительных требований нет.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5e84890ce57b00aeb70db7/5dcc6597418cd54d70f2aeda

Высшее образование/без высшего образования: так ли важен диплом?

В настоящее время, обучение в вузах воспринимается весьма неоднозначно. Казалось бы, с одной стороны по его окончании будет получен диплом о Высшем образовании, который значительно увеличит шансы при поиске работы. Если посмотреть с другой, то ситуация не выглядит столь радужно. Помимо того, что обучение будет платным, потрачено много времени, сил…

Но всё это ещё не будет гарантией того, что в дальнейшем вы быстро найдёте работу по специальности.

Высшее образование или без высшего образования?

Некоторые выпускники престижных университетов, имея диплом, не могут устроиться в течение длительного времени и вынуждены идти работать не по специальности.

Очень многое будет зависеть от самого человека, а также его желаний, стремлений, потребностей. Наиболее важно будет изначально выбрать специальность, которая придётся вам по нраву. По статистике, подавляющее большинство генеральных директоров крупнейших корпораций США обходятся без дипломов о высшем образовании. Они начинают построение своего проекта самостоятельно.

Нередко, подобные стремления оказываются оправданными. Спустя несколько лет у них уже есть собственный бизнес, который приносит постоянный доход, в то время как сверстники ещё продолжают обучение в университете. В качестве примера можно привести историю того же Билла Гейтса (основателя Microsoft), который не сумел окончить образование в колледже и покинув его, организовал свой бизнес.

Разумеется, он не сразу стал крупнейшим и известным во всем мире. Но шаг за шагом, он стремился к поставленной цели. Или Стив Джобс. Это человек, ныне покойный, так и не сумел закончить Reed Colledge в Портленде, штат Орегон принял решение заниматься своим проектом. Как известно, он является основателем компании Apple, которая сейчас очень популярна.

Одна из его знаменитых фраз: «Последние 33 года я каждое утро смотрел в зеркало и спрашивал себя: «если сегодня будет последним днем в моем жизни, буду ли я делать то, что запланировал на сегодня?» Помнить, что я скоро умру, — великолепный инструмент, который помог мне принять все самые важные решения в жизни». Разумеется, все люди разные и далеко не каждый сумеет добиться таких высот.

Тем не менее, стоит всерьёз задуматься. Прежде всего, над тем, что Вам даст обучение в ВУЗе.

Может быть, стоит построить свою жизнь иначе? В заключении статьи надо сказать следующее: диплом о Высшем образовании – это конечно, замечательно.

При условии, что он получен честным путём (в наше время возможно многое, подделки в том числе) у выпускников значительно увеличиваются шансы быстрее найти работу.

Однако, существует масса примеров того, как люди, не имея высшего образования, открывают свои компании, проекты и успешно их развивают. Поэтому и Вы, не ошибитесь с выбором. Желаем Вам самореализоваться наилучшим образом!

Источник: https://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/vysshee-obrazovanie-tak-li-vazhen-diplom

Без высшего образования: какие шансы?

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

CEO компании 4xxi

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Основатель школы «Нарраторика»

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись… Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы.

При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика.

Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

Источник: https://hh.kz/article/505107

Ссылка на основную публикацию