Как работать с научным руководителем во время написания диплома МГУ?

Любой студент – и гуманитарий, и «технарь», должен четко осознавать, что от научного руководителя его дипломной работы (а в технических ВУЗах – дипломного проекта) зависит очень многое (если не все). Именно поэтому, студент должен озаботиться выбором «правильного» научного руководителя еще до определения темы дипломной работы.

Как работать с научным руководителем во время написания диплома МГУ В большинстве ВУЗов научного руководителя дипломной работы назначает выпускающая кафедра.

Однако это не значит, что студент должен сидеть, сложа руки, и ждать такого назначения. Напротив, лучшим вариантом для студента будут самостоятельный поиск будущего наставника и куратора дипломной работы.

В этом случае студент получает возможность выбрать наиболее подходящую кандидатуру, исходя из своих представлений о способе выполнения дипломной работы.

Например, если вы желаете почерпнуть максимум знаний и сделать первый самостоятельный шаг в выбранной специализации, то остановите свой выбор на дотошном и грамотном кураторе. Такая кандидатура не позволит вам расслабиться. Научный руководитель будет действительно контролировать вас и вашу работу.

В итоге вы получите возможность освоить азы профессии еще в стенах ВУЗа, а любой практический опыт особо ценится среди свежеиспеченных выпускников.

Если вы не желаете заниматься выполнением дипломной работы самостоятельно, оставляя эту процедуру на попечение одной из компаний «рефератного» рынка, то имеет смысл выбирать менее дотошного и более занятого научного руководителя.

Идеальный вариант в вашем случае это преподаватель, погруженный в свои интересы, которому нет дела до нужд его студентов. Такой куратор не будет доставать вас претензиями и замечаниями в ходе выполнения дипломной работы.

Вы можете время от времени озадачивать его некоторыми вопросами (ну надо же напоминать о себе) или просто показать ему свою работу перед защитой.

Конечно, бывают такие варианты развития событий, при которых студент может столкнуться с преображением одного типа научных руководителей в другой. Например, вчерашнего «засоню» вдруг охватывает административная лихорадка.

Он начинает требовать материал для ознакомления, проводить консультации (с обязательным присутствием всех курируемых студентов) и устраивать аналогичные мероприятия. В этом случае нужно вести себя с большой осторожностью.

Вероятнее всего ваш куратор скоро «утихнет» и вновь погрузится в свои интересы, однако нужно просчитать и другой вариант развития событий. Поэтому, постарайтесь заранее договориться с исполнителями вашей дипломной работы о предоставлении части материалов для демонстрации преподавателю. Таким решением вы «убьете двух зайцев».

Во-первых, ваш автор будет в курсе требований к диплому со стороны вашего руководителя, что снижает количество правок и увеличивает шансы на своевременную защиту. Во-вторых, вы создадите себе имидж «толкового» студента, который действительно старается выполнить сложную работу.

В заключение несколько советов относительно правил хорошего тона, принятых к соблюдению при общении с научными руководителями:

  1. Всегда внимательно слушайте вашего наставника, а еще лучше конспектируйте всю предоставленную информацию. Следуя этому совету, вы никогда не пропустите его рекомендации относительно содержимого или правил оформления вашей дипломной работы.
  2. Соблюдайте пунктуальность. Любого руководителя (даже научного) всегда раздражают опоздания или несоблюдение оговоренных сроков. Уважайте время и личные интересы своего научного руководителя.
  3. Выполняйте работу аккуратно, соблюдайте элементарные правила оформления научных документов даже на стадии черновых вариантов дипломной работы. Мятые листы и следы от чашек недопустимы даже на черновиках.

Источник: https://uznaikak.su/496

Зачем нужны консультации с научным руководителем

Как работать с научным руководителем во время написания диплома МГУЕсли вы являетесь студентом, то наверняка вас уже знакомили с вашим научными руководителем. Для того, чтобы разобраться с темой о том, зачем нужны регулярные консультации с этим человеком, и когда вообще они проводится, необходимо сначала дать четкое понятие тому, кто такой научный руководитель и что входит в его компетенцию.

Кто такой научный руководитель студента

Научный руководитель – это сотрудник кафедры, в рамках которой проходит обучение тот или иной студент. Назначается он для курирования процесса прохождения студентом практики, а также процесса по написанию диплома. Каждое учебное заведение выбирает в индивидуальном порядке руководителя для каждого студента. Безусловно, у одного куратора может быть по несколько учащихся.

При назначении руководителя многие студенты думают, что теперь им не нужно сильно напрягать мозги и думать о том, как написать отчет по практике или подготовить первоначальный план для составления диплома. На самом деле это не так. Руководитель может нести контроль за деятельностью студента, а также давать ему рекомендации и наставления, но делать всю работу за него он не обязан.

Некоторые ВУЗы предлагают студентам самостоятельно выбирать себе руководителя. Тогда учащиеся могут рассчитывать только на свои предпочтения. Дело в том, что практически все сотрудники кафедры, в рамках которой выбирается руководитель, преподают у студентов определенные дисциплины.

Поэтому каждый студент знаком со спецификой работы того или иного преподавателя.  В этом случае выбор будет сделать намного проще. Безусловно, многие студенты при этом выберут самого лояльного и компанейского руководителя.

Но нельзя сказать, что это будет правильно, поскольку куратор все-таки должен быть требовательным, чтобы у студента не было возможности расслабиться.

Если куратор предъявляет жесткие требования к написанию студентом проектов, в также дает повышенные рекомендации, то в конечном итоге студент будет больше вникать в тему, а следовательно, лучше знать предмет.

Что входит в обязанности научного руководителя

В обязанности руководителя входит обязательное проведение консультаций.

Например, если речь идет о прохождении преддипломной практики, то консультация проводится непосредственно перед ее началом, а также несколько встреч могут осуществляться после окончания практики.

В этом случае куратор выдает студенту свое заключение о том, как студент прошел практику и все ли задачи ему удалось реализовать.

За время написания дипломного проекта студент несколько раз должен посетить руководителя. Он в свою очередь сначала изучает план работ по написанию проекта, а потом вносит в него свои коррективы. Более того, руководитель самостоятельно может составить такой план, согласно которому студент будет проделывать свою работу.

Непосредственно на защите дипломного проекта научный руководитель студента обязан выступить в защиту студента перед аттестационной комиссией. Это делается для того, чтобы дать понять. что подготовка осуществлялась под пристальным контролем и весь проект является полноценной научной работой определенного студента.

Как общаться с научным руководителем

На самом деле, работу научного руководителя можно считать очень серьезной. Без него студент не сможет учесть некоторые нюансы учебного процесса, которые известны только сотрудникам кафедры и университета в целом.

Например, если речь идет о написании дипломного проекта, то с точки зрения предоставления научной информации студент может справиться и сам, но с точки зрения оформления у него могут возникать трудности.

Есть четко сформулированные требования, нацеленные именно на оформление, которые установлены относительно стандартов ГОСТ. На лекциях такая информация студентам не предоставляется. Поэтому ее доносит до студента только куратор.

Поэтому, в общении с ним нужно быть тактичным и вежливым. Все то, что говорит руководитель на консультациях, студент должен запоминать, а еще лучше, конспектировать.

Второй момент, который должен быть учтен в общении с руководителем – это пунктуальность. Имеется в виду, что при назначении очередной консультации, студент должен обязательно на нее явиться без опозданий и задержек.

На самом деле, у руководителя в подчинении есть несколько студентов. Чтобы проводить консультации всем, сначала согласовывается четкий график.

Любые его отклонения и переделки могут привести к тому, что у руководителя поменяется расписание, которое влияет на его работу.

И последнее, что стоит сказать – это то, что сдавая работу на проверку руководителю, она не должна быть неграмотной и неаккуратной, даже если речь идет о черновом варианте. К составлению примерного отчета или проекта следует также подходить ответственно.

Это будет своего рода признаком уважения к работе научного руководителя. Не стоит забывать о том, что на защите диплома последнее слово остается за руководителем, который составляет характеристику на определенного студента.

Читайте также:  Как правильно оформить реферат: пошаговая инструкция и примеры оформления работы

На основании этой характеристики комиссия вынесет решение о выставлении оценки за дипломный проект.

Источник: http://xn--d1acimfgfg6i.xn--p1ai/67-zachem-nuzhny-konsul-tacii-s-nauchnym-rukovoditelem.html

Что делает научный руководитель диплома

Как работать с научным руководителем во время написания диплома МГУ

Выполнение дипломного проекта всегда сопровождается консультацией и поддержкой научного руководителя. Самостоятельно написать такой сложный и объемный текст нелегко, поэтому необходимо максимально использовать помощь преподавателя.

Научный руководитель диплома закрепляется за студентом кафедрой, но бывают исключения, когда студент вправе выбрать руководителя диплома по своему желанию. Выпускники, которые игнорируют помощь руководителя, избегают консультаций и не обращаются за советом, к примеру, как подобрать литературные источники для диплома рискуют долго и тяжело сдавать дипломный проект.

  • Роль руководителя в написании диплома
  • Научный руководитель играет большую роль в написании диплома, в его обязанности входит:
  • — помочь студенту с выбором темы дипломного проекта;
  • — составление списка рекомендованной литературы;
  • — составление графика консультаций;
  • — проверка работы на разных этапах ее оформления;
  • — составление рекомендаций по написанию качественной работы.

Очень важно не пропускать консультаций с научным руководителем по нескольким причинам, во-первых, это говорит о серьезном подходе студента к выполнению дипломного проекта, во-вторых, всегда можно получить полезный совет, который облегчит процесс написания. Поэтому нужно как можно чаще получать консультации от преподавателя и тогда успех по защите проекта будет обеспечен.

В чем заключается взаимное сотрудничество

Взаимодействие студента с научным руководителем начинается с первой консультации по выбору темы. Обычно преподаватель предлагает свой вариант темы, но студент может высказать свое мнение по этому поводу, отклонить его и выбрать другой вариант.

После того, как тема утверждена кафедрой, наступает ответственный этап по составлению плана совместной работы и списка рекомендованной литературы.

Преподаватель подбирает несколько изданий, идеально подходящих под раскрытие темы, остальные источники студент выбирает на свое усмотрение, продолжая поиск в библиотеке и в периодических изданиях.

Информация из интернета не приветствуется, поскольку она может быть недостоверной и неточной.

Написание каждой главы проходит под наблюдением научного руководителя, это поможет избежать переделок и возвратов на доработку. Для студента консультация с преподавателем, это экономия времени на выполнении дипломного проекта – проще пол часа уделить на консультацию, чем несколько часов, а то и суток на доработку.

Сотрудничество преподавателя со студентом заключается в координировании действий по составлению проекта, его одобрение может оказать большое влияние на мнение комиссии при защите диплома.

Источник: https://topwork24.ru/articles/diplomnaa-rabota/cto-delaet-naucnyj-rukovoditel-diploma

Научный руководитель дипломной работы

Руководитель призван помогать в составлении графика выполнения работы. Он проводит беседы со студентом и консультирует его, а самое главное — осуществляет проверку работы.

И здесь я дам один очень важный совет: как можно чаще контактируйте со своим дипломным руководителем, проводите как можно больше дискуссий и всегда старайтесь отстаивать свою точку зрения! По собственному опыту скажу: примерно 60% «завернутых» преподавателями дипломных работ студенты просто не сумели обосновать и защитить! Это влечет за собой «черкание», и важные формулировки, расчеты или таблицы приходится убирать как необоснованные.

Перед тем как отправиться к преподавателю, еще раз «пробегитесь» по работе, вникните в спорные моменты и прочитайте обоснование в первоисточнике.

Руководители ВКР — ученые, для них важен процесс дискуссии и факт доказанности, а поэтому важно не мямлить, а выстраивать четкую «линию защиты».

Невнимательность руководителя

Бывали случаи, когда студент приносил свою работу на визу своему научному руководителю по одному вопросу в нескольких вариантах и все бесполезно. Поясняю, у руководителя целый поток студентов-дипломников, плюс занятия, домашние проблемы и т.д.

В голове сложно полностью держать все ваше исследование, поэтому он может постоянно корректировать один и тот же вопрос, как будто в первый раз. Вы будете недоумевать, возмущаться. Так что сохраняйте все исправления вашего руководителя, предъявив потом их, ему.

Будьте внимательны!

Авторитетный руководитель

Как работать с научным руководителем во время написания диплома МГУ

Эта забавная история приключилась с моим знакомым. Зовут его Александр. Когда наступило время выбирать себе научного руководителя для дипломной работы, «шустрые» студенты очень быстро сориентировались и разобрали всех «хороших» и «добрых» преподавателей. Мой друг, в связи с плотным графиком работы, немножко опоздал. Когда он стал обращаться к «хорошим» и «добрым» преподавателям, то в ответ слышал — «уже достаточное количество работ набрано, подбери себе другого». Саше ничего не оставалось, как пойти к заведующему кафедрой Сергею Владимировичу. Руководителем, он был очень строгим и требовательным. Обязательным показателем было, отличное знание предмета. На зачетах, если Александр не мог ответить на пару вопросов, сразу следовала неудовлетворительная оценка. И вот мой друг собрался с силами и пошел с поклоном. Сергей Владимирович, нахмурив брови, принял студента. Они обсудили тему дипломной работы, и Саша взялся писать свой проект. Много раз руководитель исправлял и «мучил» моего друга.

Наступил тот долгожданный день защиты. Сергей Владимирович был председателем аттестационной комиссии. Подошла очередь Александра защищаться. Он так переволновался, что когда читал свой доклад, перепутал листочки, сразу последовал вопрос из комиссии.

Бедный студент сразу очутился в стопоре и не мог ничего сказать. Сергей Владимирович сразу взял инициативу на себя и говорит «видно знает человек, знает», конечно же, вся аттестационная комиссия в один голос «да, знает». Больше вопросов никто не задавал.

Источник: http://diploma-work.ru/the-head-of-the-diploma-work.html

«Зачем нам идти в вашу аспирантуру?» Глава ВАК о новой системе защиты диссертаций

Чем университетские ученые степени будут отличаться от ВАКовских, кто получит это право и изменится ли работа Всероссийской аттестационной комиссии? Об этом в интервью Indicator.Ru рассказал председатель ВАК и ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов.

— Правительство приняло постановление, согласно которому около 60 организаций смогут присуждать степени самостоятельно. Какие вузы будут включены в список?

— В первую очередь (4 пункт Положения) это почти автоматически распространяется на вузы, которые имеют категорию «Федеральный университет» (их девять) и «Национальный исследовательский университет» (их 29), и на еще несколько вузов, которым предоставлено право реализации собственных образовательных стандартов высшего образования. Таким образом, получается примерно 45 вузов. Почти все вузы из программы «5-100» входят в этот список, но из вузов «5-100» не входят в эту группу, например, ЛЭТИ и Южно-Уральский государственный университет.

Что касается критериев для других вузов-претендентов, то в вузе должен быть как минимум один диссовет. Должно быть не более 1% отрицательных решений Минобрнауки по защищенным диссертациям для предыдущего года.

Доходы от НИР на одного научно-педагогического работника в год должны быть не менее миллиона рублей. Это очень сильный критерий. Поэтому не очень большое количество вузов может на это претендовать.

— За какой период?

— За предыдущий год.

— Для любой специальности? И для физиков, и для лингвистов?

— Да. На данном этапе так решили. Для научных организаций критерии еще более жесткие. Это наличие диссовета, не более 1% отмененных решений по диссертациям за последние три года, не менее 30 публикаций в WoS за прошедший год и не менее 200 миллионов рублей в год на исследования и разработки.

— Помимо федеральных университетов и национальных исследовательских институтов, какие еще вузы получат право присуждать степени?

— Это вузы, которые по указу президента имеют право собственных образовательных стандартов высшего образования. Это РУДН, МГИМО, РАНХиГС, Морской университет в Санкт-Петербурге и некоторые другие.

— Как это нововведение отразится на деятельности ВАКа?

— На деятельности ВАКа оно никак не отразится.

Может быть, будет меньше работы ВАКу, поскольку вышеуказанные ведущие вузы давали большое количество диссертаций (но хлопот ВАКу они доставляли меньше, так как исходящие от них диссертации в основном были высокого качества). Мы будем уделять больше внимания другим вузам. Но ведь абсолютное большинство вузов и научных организаций в эту сеть не войдет.

Читайте также:  Традиции и обычаи посвящения в студенты: самые интересные мероприятия

Это нововведение считается первой частью пилотного проекта. Следующим этапом, через несколько лет, может быть значительное расширение числа вузов, которые смогут самостоятельно присуждать степени кандидата и доктора наук. Например, в США право присвоения PhD дано не всем вузам. Далеко не все американские вузы имеют магистратуру.

Российская система образования сейчас идет по тому же пути — по пути стратификации вузов по уровню образования. Кому-то будет дано право вести только бакалавриат. Скажем, такой-то педагогический институт сможет готовить только учителей для школы. И для этого будет достаточно четырехлетнего обучения. Каким-то вузам будет разрешено иметь и бакалавриат, и магистратуру.

Кому-то будет разрешено ввести уровень PhD. На одной из сессий конференции вузов проекта «5-100» я с удивлением узнал, что сейчас из примерно 700 государственных вузов, только 150 выделили бюджетные места для приема в аспирантуру. Остальным не дали вообще бюджетных мест для приема в аспирантуру. Это означает, что эти вузы фактически потом не получат право присуждать научную степень.

Их выпускники, аспиранты и преподаватели должны будут идти в другие вузы и там защищать диссертации.

Подчеркну, что МГУ, СПбГУ и 45 вузов из постановления Правительства получают право присуждать степень совсем не для того, чтобы они защищали там своих преподавателей и аспирантов. К ним должны обращаться люди со всей страны и защищаться как в обычном диссовете.

— Планируется ли наконец приравнивать кандидатскую степень к PhD?

— Это уже следующий этап реформаций. Сейчас важнейшая задача — решить, какой должна быть аспирантура. Мы вошли в Болонский процесс, аспирантура стала третьим уровнем высшего образования. Встал вопрос, как быть с защитой диссертаций.

Требовать, чтобы она была обязательной, практически невозможно. Сегодня в России в срок диссертации защищают примерно 30% аспирантов. Но если речь идет, например, о бакалавриате или магистратуре, то мы не можем выпускать с дипломом всего 30% принятых.

Это нонсенс, такого ректора с работы снимут. Более того, есть показатель, что если вуз выпускает менее 90% принятых студентов, а потратил 100% бюджетных денег, то вуз наказывают финансово, и он вынужден возвращать деньги в бюджет.

И теперь эта норма автоматически распространяется на аспирантуру, как третий уровень высшего образования. Как быть в этой ситуации?

Я уже упомянул, что нельзя требовать, чтобы 90% защищали диссертации. Но с другой стороны, если вы поступаете в аспирантуру, а мы не ставим задачу, чтобы вы готовили диссертацию, то молодежь не пойдет в такую аспирантуру. Я, как ректор РУДН, это уже ощущаю со стороны иностранных студентов.

При поступлении в аспирантуру они говорят: «Если вы не ставите перед нашими научными руководителями и кафедрами задачу готовить с аспирантами диссертации, то зачем нам идти в вашу аспирантуру?» Поэтому сейчас более важен вопрос не с приравниванием наших степеней кандидата наук к PhD, а с тем, чтобы решить, какой должна быть наша аспирантура.

Как быть с присуждением степеней, как учесть положительный опыт нашей прежней научной аспирантуры? Одна только образовательная программа в аспирантуре, например, научным институтам ФАНО (РАН) не очень интересна. Они готовят аспирантов для других целей — для научной работы. И у них аспиранты поступают, чтобы писать диссертации.

17 мая на Конференции в РУДН вузов программы «5-100» прозвучала идея, заинтересовавшая представителей Минобрнауки, о том, что нужно сохранить преемственность с опытом магистратуры. У нас есть педагогическая, научно-исследовательская, практико-ориентированная магистратура. Возможно, что и аспирантура должна быть выстроена по тому же принципу.

Что касается других видов аспирантуры, то там тоже можно присваивать степень. По аналогии с мировым опытом, она может называться Doctor of Business Administration или (для тех, кто пойдет в госслужбу) Doctor of Public Administration и так далее. Степени могут различаться, но присуждать их нужно. Иначе не совсем понятно, зачем идти в аспирантуру.

— Недавно в СМИ прошла информация со ссылкой на директора Департамента науки и технологии Минобра Сергея Матвеева, что, согласно новому закону о науке, степени будут присуждать без защиты, по совокупности публикаций и патентов. Как можете прокомментировать эту инициативу?

Но когда расшаталась дисциплина в научном сообществе, пошло много халтуры в диссертациях, появились желающие получить степень, за которых писали диссертации. Это были и бизнесмены, и депутаты разных уровней.

Они набирали определенное количество статей и получали кандидатские и докторские степени «по совокупности работ», даже не приходя на защиту.

Поэтому в 2013 году мы впервые отказались от защиты по совокупности работ. Потребовалось время, чтобы навести порядок и более строго подойти к защите диссертаций. Мы обсуждали, что же делать с валом диссертаций со стороны бизнеса и депутатов.

Дмитрий Анатольевич Медведев тогда, на совещании в МФТИ в марте 2013 года, поддержал наши идеи, но в заключение посоветовал: «Закручивайте гайки и пена уйдет». И вот сейчас я могу констатировать, что его совет был верным — пена ушла.

Если в 2012 году в России было защищено 28 тысяч диссертаций, то по итогам 2016 года — 17 тысяч. В 2012 году у нас было около 3400 диссоветов, сейчас их — 2200. 1200 диссоветов мы закрыли, ужесточили требования к публикациям.

Для докторских диссертаций по гуманитарным и социально-экономическим наукам вместо 10 публикаций в журналах из перечня ВАКа сейчас нужно 15.

И теперь, когда требования повысились, можно вернуться к вопросу о присуждении степеней по совокупности работ. Но поставить более жесткие требования.

Если, например, все 15 научных работ опубликованы в журналах из Web of Science и Scopus. Напомню, что до 2007 года никакого понятия «перечень ВАК» не было.

И каждый мог опубликоваться где угодно, издать монографию тиражом 10 экземпляров, принести это все и защититься.

Но идея о защите по совокупности работ должна быть поддержана научным сообществом. И, возможно, это стоит сделать в тех научных областях, где мы хотим поддержать ученых. Я знаю, что многие ученые, занятые экспериментальными исследованиями, а затем и их приложениями, не хотят тратить время на написание диссертаций.

— Расскажите, как вузы будут присуждать степени?

— Тут отрабатываются две модели. МГУ пошел по пути создания постоянно действующих диссоветов. Университет сам создает эти диссоветы, это делают не Минобрнауки и не ВАК.

СПбГУ пошел по модели, когда на каждую защиту создается диссовет из 7-11 человек, но это специалисты, которые понимают тематику, и у них есть публикации за последние несколько лет именно по теме диссертации.

Это не просто специалисты, скажем, по физике или даже акустике, а такие активно работающие ученые, которые именно по теме диссертации имеют в последние годы публикации в журналах из мировых баз данных.

В СПбГУ уже не нужно писать «талмуд» диссертации, вы просто прикладываете к автореферату основные публикации. Фактически это и есть защита по совокупности публикаций, единственное, что нужно сделать, это обзор работ в виде автореферата.

— Университеты, которые будут присуждать степени, будут сами выбирать схемы работы диссоветов? Кто будет регулировать их деятельность?

— Никто не будет регулировать, это будут делать сами университеты. По какой схеме работать — это право самих университетов. Они могут вводить свои собственные модели работы.

— Будут ли университетские степени отличаться от ВАКовских?

— Это серьезный вопрос. Сейчас есть государственный диплом кандидата и доктора наук. Неважно, кто его выдавал, так как утверждает и присуждает степень с помощью ВАКа Министерство образования и науки. Это понятно и признаваемо.

Читайте также:  Какие документы нужны для учебы

Теперь же некоторые национальные исследовательские вузы, не очень известные во многих регионах мира, смогут присуждать степени кандидата и доктора наук. Специалист с дипломом кандидата этого университета может прийти на работу в МГУ, а МГУ может и не признать этот диплом. Так что тут речь идет о репутационных возможностях вуза.

Если он идет в эту систему, он должен быть уверен, что его дипломы, условно, в Африке или в Европе будут признаваться. Когда кандидатские дипломы кандидата и доктора наук сейчас выдаются государством, единые для всей страны, то вопросов нет; если это диплом МГУ или РУДН — эти вузы знают во всем мире.

Но, например, иностранные студенты вряд ли пойдут в не очень известные университеты, которые сами присуждают кандидатские степени. Так что переход в новую систему — это риск для этих вузов.

Подчеркну, что университеты, получившие право присуждать степени, должны написать заявление, что они хотят работать в этой системе. Но, опять же, они должны оценить риски.

Пойдут ли к ним в аспирантуру или хотя бы для защиты диссертаций соискатели со стороны? Приедут ли иностранные студенты? Будут ли защищаться в них свои аспиранты? Или они предпочтут защищаться в утверждаемых Минобрнауки диссоветах или в более известных вузах?

— Если аспирант стал кандидатом наук в каком-либо вузе, может ли он прийти в ВАК и попросить признать этот диплом?

— Нет. Такой процедуры нет и не должно быть. Ректоры пишут заявления, что вуз хочет самостоятельно присуждать степени. Хотели самостоятельности — за нее и отвечайте. Самостоятельность — это колоссальная ответственность вуза.

— То есть теперь у нас будут кандидаты, например, психологических наук и кандидаты психологических наук Российского университета дружбы народов?

— Да.

— Как это отразится на качестве научных работ? Поднимется ли оно?

— Поднимется в том смысле, что вузы будут отвечать за него своей репутацией. Сейчас, когда мы кого-то лишаем степени, мало кто упоминает вуз, в котором защищали диссертацию. Многие начинают говорить, что ВАК и Минобрануки утвердили степень, поэтому должны также отвечать. А когда министерство отвечает за всю страну, то получается, что никто не отвечает.

Я считаю, что эта идея должна сработать. Тут есть два момента. Теперь отзывы официальных оппонентов, ведущей организации и научных руководителей до защиты публикуются на сайте. И если раньше часто эти отзывы писались под копирку самим соискателем, то сейчас «ум» (Петр Первый говорил «дурь») каждого будет виден.

Второй момент связан с тем, что если ВАК отклоняет диссертацию, на сайте на 10 лет вывешивается фамилия соискателя, его научного руководителя, оппонентов и ведущей организации. Когда мы ввели эту норму, многие стали отказываться от того, чтобы быть оппонентами.

Я в РУДН сказал сотрудникам, что если кто-то будет оппонентом плохой диссертации, отклоненной ВАК, то мы будем увольнять с работы таких неквалифицированных «ученых». Если же РУДН окажется ведущей организацией диссертации, которая будет отклонена в ВАКе, мы будем увольнять заведующего кафедрой, которая была профильной по подготовке отзыва ведущей организации.

Поэтому, хотя я стал председателем ВАК, число желающих обращаться в диссоветы РУДН уменьшилось.

— В постановлении говорится, что заявления от научных организаций будут приниматься до 22 июня. Когда можно ждать первых защит и первых степеней, присужденных университетами?

— Уже есть норма, что Минобрнауки в течение 30 рабочих дней осуществляет проверку этих материалов и готовит предложения в Правительство России. Пока еще неясно, с какого срока Правительство будет затем вводить разрешение на действие нового порядка для конкретных организаций. Сейчас во многих вузах действуют обычные диссоветы.

Когда новые правила вводились в МГУ и в СПбГУ, им дали больше года, чтобы с первого сентября 2017 года они закрыли старые диссоветы и открыли свои новые. Ни МГУ, ни СПбГУ не успели этого сделать за год. Сейчас даже вносится изменение в закон, чтобы дать им еще один год на переходный период.

Источник: https://indicator.ru/engineering-science/filippov-vak-uchenye-stepeny-samostoyatelno.htm

Научный руководитель курсовой работы

После того, как была определена предварительная тема курсовой работы, нужно сделать её итоговую формулировку для утверждения. С этого момента студенту приходит на помощь научный руководитель. Но кто он и какими функциями обладает?

В большинстве случаев, научный руководитель является преподавателем кафедры, за которой вас закрепили.

Как правило, он и сам занимается исследованиями в той области, в которую укладывается тема вашей работы, либо близкой к ней.

По этой причине студентам рекомендовано на всех этапах подготовки курсовой работы консультироваться со своим научным руководителем – начиная от выбора темы и заканчивая её защитой.

Это нужно как минимум по трём причинам:

  1. Тема работы, которая не была согласована с научным руководителем, не будет утверждена.
  2. Научный руководитель может подсказать вам, что обязательно нужно рассмотреть в рамках вашей курсовой и на что желательно обратить внимание во время её подготовки.
  3. Научный руководитель может помочь в формулировке цели, задач работы, посоветовать наиболее подходящие методы исследования, подсказать, какими источниками и литературой лучше воспользоваться.

Помимо этого, научный руководитель может вернуть ваше исследование в нужное русло, если вы увлеклись какими-либо несущественными деталями и упустили из виду более важные нюансы,  и сделает это ещё до того, как вы успеете потратить кучу времени впустую.

Научный руководитель может:

  • Помочь вам, если ваш поиск зашёл в тупик;
  • Отредактировать ваш черновик, указать на недочёты и ошибки в тексте на любом этапе подготовки курсовой. Воспользовавшись этим, вы сможете исправить многие недостатки до того, как работа будет передана рецензенту. Разумеется, это скажется на оценке исключительно положительно.
  • В конце концов, «научрук» может помочь вам в грамотном оформлении результатов исследования.

Научный руководитель будет работать с вами индивидуально, а потому он сможет помочь вам в решении самых разных проблем, возникающих при написании курсовой работы.

Научный руководитель не единственный, кто может вам помочь

Если вы учитесь в университете, то у вас ещё больше возможностей: вы можете обратиться к педагогу даже из другой области знаний, и особенно это не помешает в том случае, если ваша работа предполагает комплексный подход, комбинирующий теории и методы различных наук. Многие педагоги искренне рады этому, ведь они видят, что студент преследует высокие цели и обстоятельно подходит к написанию учебной работы.

Но, к сожалению, бывает и так, что преподаватели в той или иной форме отказывают студентам, ссылаясь на то, что помогать им должен их научный руководитель, а обращение «на сторону», по их мнению, вообще недопустимо.

Такую точку зрения можно понять, ведь консультировать сторонних студентов им приходится на общественных началах, т.е. бесплатно. Это не входит в их обязанности, а является лишь жестом доброй воли, поэтому требовать помощи от стороннего специалиста ни в коем случае нельзя.

Просить её вам никто не запретит, но, тем не менее, вашим основным помощником действительно должен быть именно научный руководитель.

Что делать, если вас не устраивает научный руководитель

Если ваш научный руководитель по каким-то причинам не устраивает вас, вы всегда можете обратиться к заведующему кафедрой с просьбой его заменить. Несмотря на то, что обычно это не приветствуется, скорее всего вам пойдут навстречу и откажут только в том случае, если его замена невозможна по объективным причинам, одной из которых может быть банальная занятость других преподавателей.

Источник: https://journal.duplom.ru/kursovaya/nauchniy-rukovoditel-kursovoy-raboty/

Ссылка на основную публикацию