Помощь научного руководителя при написании ВКР: перечень обязанностей

При защите ВКР очень часто учитывается личное мнение научного руководителя о том исследовании, которое провёл его подопечный. Отзыв, составляемый куратором, должен дать разностороннюю оценку работе (содержание, структура, полноценность рассмотрения проблемного вопроса и т.д.).Помощь научного руководителя при написании ВКР

Что такое отзыв на диплом

Составление отзыва, как и любого другого сопроводительного документа к диплому, должно осуществлять по принципу последовательного внесения ряда данных. В список обязательных моментов входят:

  1. Полнота и точность формулирования темы дипломной работы (правильность выбора направления исследования и материальной базы), симметричность и логичность внесения информации в работу, а в определенных случаях важно указать и на соблюдение хронологии.
  2. Указание на актуальность рассматриваемой темы (перспективность дальнейшего исследования и степень изученности современной наукой).
  3. Точность формулирование цели и задач работы, а также их взаимосвязанность с темой и актуальностью диплома.
  4. Обширность представленной теоретической базы, уровень проведённого по неё анализа и возможность самостоятельного изречения мыслей автором.
  5. Иногда можно указать на фактографию (объективность и достоверность данных и, как следствие, выводов).
  6. Отсутствие противоречий и четкость сделанных выводов по каждой из глав.
  7. Практическая значимость с указанием области возможного внедрения полученных результатов.
  8. Стилистические особенности текста работы; грамотность, ясность и точность изложения мыслей в ней.
  9. Смысловая завершённость изучения темы.
  10. Соответствие оформления всем нормативным требованиям (ГОСТ и методические рекомендации).
  11. Рекомендация о присвоении квалификационного уровня или определенной оценки автору работы.

Руководитель научной работы на правах куратора может устно доносить свои рекомендации по ходу написания диплома, что позволит студенту устранить недостатки, существующие в работе, и, как следствие, получить максимально положительный отзыв. Далее будет приведен шаблон оформления отзыва, а также готовые примеры для ВКР по различным специализациям.

Шаблон отзыва

  • Наименование управляющего госоргана
  • Полное наименование ВУЗа
  • Отзыв руководителя
  • На выпускную квалификационную работу студента ___________________________________________
  • (ФИО, группа)
  • по специальности _______________________________________________________________________
  • на тему: _____________________________________________________________________________
  • (тема в соответствие с выданным заданием)
  • по материалам __________________________________________________________________________
  • (наименование организации)
  • Глубина и всесторонность рассмотрения теоретических аспектов, касающихся основного вопроса ВКР: ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________
  • Целесообразность и значимость действий (мероприятий), предложенных и рекомендованных автором, для реализации на практике: ______________________________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________

Ведение работы при написании ВКР (самостоятельность выполнения, ответственность, организованность и т.д.): _________________________________________________________________________

  1. Качество оформление ВКР (соответствие основным требованиям ГОСТ и полученных методических рекомендаций): ______________________________________________________________________________
  2. Общее заключение по ВКР и предполагаемый уровень оценивания студента: ______________________
  3. ______________________________________________________________________________
  4. Руководитель ________________________________________________ _______________
  5. (ФИО, должность)                                                                             (подпись)
  6. Дата «____» ________________ 20__г.

Помощь научного руководителя при написании ВКР

Примеры отзыва на дипломную работу

Образец 1

  • Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
  • Государственное образовательное учреждение
  •  высшего профессионального образования
  • «Луганский национальный университет имени Владимира Даля»
  • Отзыв руководителя
  • на дипломную работу студента Караева Виктора Алексеевича (группа ИТ-261), по специальности «Прикладная математика и информатика», на тему: «Моделирование процесса распространения вирусов в компьютерных сетях»

по материалам кафедры «Информатики» ГОУ ВПО «ЛНУ им. В. Даля».

Четко видна актуальность данной работы, обусловленная интенсивным развитием информационных технологий. Вирусные заражения угрожают работоспособности любой компьютерной сети и непосредственно промышленно-производственным объектам, которые благодаря ей полноценно функционируют.

Высокая практическая ценность исследования дополняется лаконичным изложением материала и удачно подобранными примерами, что должно вызвать наибольший интерес к работе у специалистов из сферы информационной безопасности.

При выполнении дипломной работы Караев В.А. проявил инициативу и самостоятельность в проведении исследований.

Показал себя как вдумчивый, опытный и инициативный специалист, который способен решать различные сложные задачи в области научных исследований как теоретического, так и экспериментального характера.

Проявил себя творческим исследователем, способным самостоятельно и на высоком научном уровне выполнять научную работу, обобщать и внедрять полученные результаты. Достаточно глубоко разбирается в современной вычислительной технике и основных информационных достижениях.

Работа написана логически, последовательно, чётко и ясно. Выполненная работа в полной мере отвечает поставленной цели и является законченным исследованием. Обоснованность и убедительность фактов свидетельствуют о полноте исследований, представленных в научной работе. Оформление работы отвечает принятым стандартам.

Таким образом, дипломная работа Караева Виктора Алексеевича актуальна, отличается значимой теоретической и практической ценностью, выполнена по всем требованиям ГАК на должном научном уровне. Автор заслуживает оценки «отлично».

Руководитель: Иванов И.И. ­­­­­­­­­­­­­­        (подпись)

Дата: «____» ____________ 20__г.

Образец 2

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации
  2. Полное наименование университета
  3. Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
  4. Отзыв руководителя

на дипломную работу студента Иванова И.И. (группа ЕК-654) по теме: «Бухгалтерский учет и безнес-планирование»

Дипломная работа Иванова И.И. содержит исследование одной из важнейших проблем в работе предприятий, существующих в рамках современной экономики рыночного типа. Вынужденная трансформация экономики в последние десятилетия привела к необходимости поиска новых путей развития при ведении бизнеса, что будут учитывать современные реалии жизни.

Во вводной части работы убедительно и аргументировано отражена специфика, а также актуальность исследуемой проблемы. Предельное внимание уделено сбору, анализу и систематизации информации из литературных источников, а также проявлен высокий уровень навыка при работе с теоретической базой по ходу написания работы.

Логичность проведения исследования, а также последовательность подачи и структурированность расположения информации позволяет охарактеризовать диплом как работу с глубоким и качественным раскрытием темы.

В первой главе умело совмещена фундаментальная теоретическая база и факты из рабочей практики различных предприятий, чья деятельность представлена на российском рынке. Наиболее удачным решением является использование инвестиционного проекта АО «Альфа» в качестве базового при проведении исследования.

Вторая глава является логическим продолжением первой и довершает целостность ощущений от прочтения дипломной работы.

Автор убеждает в том, что успех и получение желаемого результата при выполнении бизнес-плана обуславливается адекватной оценкой финансового положения и объективностью проведенного перед формированием проекта анализа.

При анализе финансовых коэффициентов автор использовал оптимально выбранную методику, давая детальный обзор по каждому из вопросов, возникающих в рамках этого процесса.

Заключение содержит емко подведенные итоги, список выводов и практические рекомендации, имеющие значительные перспективы по внедрению в рамках большинства отечественных предприятий.

Таким образом, дипломная работа Иванова И.И. является самостоятельным, целостным и логически завершенным исследованием по одному из наиболее актуальных вопросов современной экономики. Все требования ГАК при написании выполнены. Автор заслуживает оценки «отлично».

Руководитель: Александров А.А. ­­­­­­­­­­­­­­          (подпись)

Дата: «____» ____________ 20__г.

Источник: http://kursach37.com/otzyv-nauchnogo-rukovoditelya-na-diplomnuyu-rabotu-primery/

Дипломный руководитель: функции, секреты общения

Помощь научного руководителя при написании ВКР

Не всегда удается выбрать ту специальность в ВУЗе, которую действительно хочется изучать. Однако курсовые, а после и дипломную работу студенту делать все равно нужно, а самостоятельное написание интересного научного труда – задача сложная, если не сказать больше. А вот упростить учебную жизнь студента предлагает ВУЗ, который дает возможность выбрать научного руководителя из числа преподавателей своих кафедр.

Этот человек может хорошо помочь на первых порах, когда знакомит студента с принципами научной работы. Но особое значение он приобретает во время написания выпускной квалификационной работы (ВКР).

Во втором случае говорят уже не о научном, а о дипломном руководителе.

Практика показывает, что его личное отношение к работе и дипломнику, интерес к рассматриваемой теме, качество консультаций – факторы, во многом влияющие на оценку научной деятельности комиссией на защите ВКР: дипломного проекта или работы.

Как именно научный руководитель дипломной работы должен помогать студенту?

Сразу скажем, что слова «должен помогать» студентами часто понимаются не так: дипломники хотят, чтобы преподаватель занимался написанием сложных частей работы за них.

Читайте также:  Как поступить в аспирантуру и написать диссертацию: способы соискателю стать кандидатом наук

На самом деле этот подход корректным не является, ведь дипломный научный руководитель должен лишь курировать выполнение исследования.

Возникает вопрос: что рассматривается в рамках понятия «курировать»? Получить четкий ответ на этот вопрос сложно, поскольку задачи куратора широки:

  1. помощь в подготовке и выборе темы дипломной работы либо проекта;
  2. составление плана исследования и расчет времени на выполнение каждой его части;
  3. систематические встречи со студентом для консультаций по вопросам написания теоретической главы, подготовки аналитической и практической частей работы;
  4. выдача рекомендаций по оформительским моментам, внесение замечаний и исправлений текста работы в ходе его проверки;
  5.   организация предзащиты и защиты работы, причем преподаватель, как правило, решает участвовать в этих процессах (надо сказать, что это не входит в его обязанности!).

Примерная оценка этих функций показывает, что дипломный руководитель – это человек очень важный в жизни студента выпускного курса. Если следовать его советам, то квалификационная работа получится хорошей, защита – легкой, а оценка – отличной.

Выбираем руководителя к диплому: что такое хорошо, а что такое плохо?

При выборе руководителя одни студенты стараются ознакомиться с отзывами, другие смотрят на возраст, третьи – на опыт. Определенных критериев нет: один человек может быть разным с разными дипломниками, с молодым преподавателем общение идет легче, но и авторитет его в ВУЗе ниже.

При выборе научрука дипломнику нужно постараться учесть перспективу.

Так, если выпускная работа – это не конец учебы, а лишь часть пути к успешной карьере, то стоит выбрать в качестве научного руководителя серьезного человека «с именем» в научном мире.

Результат: дипломников наставника-профессора члены комиссии на защите воспринимают как его учеников, отсюда и менее строгое отношение к ним.

Важный момент! Если научный руководитель в ходе своей карьеры помогал многим дипломникам, то чаще всего он может дать на выбор целый список тем. Для того чтобы выбрать какую-то одну подумайте, насколько она будет интересна и полезна для изучения. Именно эти данные станут основанием для написания актуальности, постановки целей и задач дипломной работы.

На деле в идеале отношения между наставником и дипломником должны быть уважительными, но доверительными. То есть как между хорошими друзьями с общей точкой зрения и родом занятий. В этом случае студент может рассчитывать на возможность большей, чем другим дипломникам помощи.

Например, если авторитетный руководитель дипломной работы решит участвовать в защите, то на закрытом обсуждении дипломников он станет хорошим союзником студента.

Залогом добрых отношений здесь станет уважительное обращение в личном общении, внимание к замечаниям и рекомендациям, соблюдение сроков сдачи.

Бывает и обратный случай: преподаватель решает взять сразу нескольких дипломников и в результате не может им уделить серьезного внимания. На практике это приводит к проблемам с допуском до защиты либо снижением оценки.

Избежать этого можно, если выбрать себе руководителя ВКР заранее. Также следует иметь в виду, что преподаватели могут одновременно курировать не более пяти человек и за такую работу со студентами они получают дополнительную оплату.

Источник: http://100umov.ru/polezno-znat/diplomnyy-rukovoditel.php

Как выбрать научного руководителя?

Каждый студент, стремящийся к получению диплома о высшем образовании, обязан написать научную работу, состоящую из теоритической и практической частей.

На написание дипломной работы отводится всего полгода, за которые необходимо успеть изучить литературу по выбранной теме и провести нужные исследования и расчеты.

Так перед студентом встает важный вопрос: как выбрать научного руководителя?

Как происходит распределение научных руководителей студентам?

Каждое высшее учебное заведение устанавливает свои небольшие негласные правила, поэтому многое зависит от конкретного случая. Согласно правилам, обычно научного руководителя назначает кафедра. За каждым будущим выпускником закрепляется собственный куратор.

В любом случае вы можете выбрать своего научника, если он даст на это согласие. Для этого нужно написать заявление с просьбой назначить определенного преподавателя вашим руководителем. После таких действий выбранный вами преподаватель должен поставить свою подпись.

Надо ли спешить с выбором научного руководителя?

Если вы не хотите остаться среди тех, за кого делают выбор методом распределения оставшихся преподавателей, то стоит поспешить.

На каждого преподавателя с возможностью курирования дипломных проектов приходится ограниченное количество студентов.

По этой причине даже при обоюдном решении со стороны студента и преподавателя могут возникнуть сложности. Постарайтесь определиться с выбором еще в начале учебного года.

Для чего нужен научный руководитель?

Иногда студенты думают, что преподаватель должен писать диплом за них или, как минимум, усердно помогать с практикой, решая все возникающие трудности на пути. Такое мнение ошибочно.

Научный руководитель дается студентам для следующих целей:

  • Курировать написание диплома в течение всего времени, отведенного на это задание. Такой пункт подразумевает поэтапную проверку работы. Студент пишет один раздел, а после этого показывает своему научному руководителю.
  • Для своевременного выявления грубых ошибок, как в теоретических знаниях студента, так и в практических.
  • Руководитель помогает в подборе литературных источников, дает советы по написанию дипломной работы и оказывает посильную помощь в исследовании.
  • Разрабатывает совместно со студентом тему предстоящей работы.
  • Пишет отзыв законченной дипломной работы, в котором рекомендует предварительную оценку.

Качество проведенного исследования и освещения темы в большей степени зависят от самого обучающегося. Ваше упорство, знания, интерес к теме, энтузиазм напрямую влияют на написание дипломной работы.

Что должен делать студент во время написания дипломной работы?

Обязанности и права в этом случае существуют не только у преподавателя, но и у студента.

Будущему выпускнику следует:

  • Выбрать тему для своего дипломного проекта. Такие темы предоставит кафедра или научный руководитель. Если ни одна из них вас не заинтересовала, то можно предложить свою. В том случае, если университет и кафедра решат, что выбранное исследование полезно с научной точки зрения, вы сможете писать на свою тему.
  • Получать консультации от закрепленного за студентом научного руководителя.
  • Поменять тему своей работы, предварительно обсудив это с преподавателем. При этом сроки написания диплома должны находиться в допустимых пределах. Если времени еще достаточно для работы, то проблем с внесенными изменениями не возникнет.

Хорошему научному руководителю не важны подарки от студента. Он будет обращать внимание на ваш потенциал, интерес, вовлеченность в процесс, ответственность и знания.

Почему выбор научного руководителя – такая важная задача?

Часто бывает так, что неподходящий студенту преподаватель способствует тому, что даже самая интересная и перспективная тема для написания остается непроработанным материалом.

Из-за этого студент может получить слишком низкую оценку на защите дипломной работы.

А бывает, наоборот, изначально слабая и обреченная на неудачу тема превращается в отличную полезную и качественную работу, потому что находилась под руководством опытного человека.

Выбор научного руководителя влияет на будущую оценку за работу и успех в день защиты. Если вы хотите хорошо и без страха сдать свои научные труды, то стоит подойти к вопросу о кураторе со всей серьезностью.

Критерии выбора научного руководителя при написании диплома

Как выбрать научного руководителя? Для начала важно определиться с целями, которые вы преследуете.

Распространено два варианта:

  • Вы любите специальность, по направлению которой получаете образование, и желаете продолжать научную деятельность или работать по профессии в будущем.
  • Вам просто необходимо побыстрее закончить ВУЗ и получить долгожданную «корочку».

Если вы узнали себя в первом варианте и собираетесь самостоятельно проводить учебно-исследовательскую работу, то стоит выбирать серьезного преподавателя. Желательно, чтобы это был доктор наук или кандидат. Такой руководитель обладает огромным количеством знаний и опыта и всегда сможет дать действительно нужный совет.

Читайте также:  Диплом магистра МГУ: как стать обладателем престижного документа?

Опирайтесь при выборе на следующие моменты:

  • Общий интерес к теме исследования. Если вы и ваш научный руководитель работаете в одном направлении, писать будет легко и приятно. Узнайте про направления и темы научной деятельности вашего преподавателя. Научный руководитель, который уже изучал какие-то аспекты в предпочитаемой вами области, сможет всегда поделиться реальным опытом и с точностью дать список актуальной литературы.
  • Если в вашей будущей работе большое внимание уделено практическим аспектам, то стоит остановить свой выбор на том преподавателе, который является не просто научным сотрудником, но и работает по специальности вне преподавательской деятельности. Так ваше исследование будет ближе к реальным условиям. Помимо этого, такой научный руководитель, скорее всего, сможет предоставить вам дополнительную базу для практики или исследования.
  • Комфорт при общении. Обучаясь в школе, колледже, институте и в любом другом учебном заведении, мы выбираем себе любимых преподавателей и учителей. Если есть обоюдная симпатия, то работать над дипломом будет приятно вам обоим. Это важный фактор, так как до сдачи исследования придется много раз встретиться с научным руководителем и провести немало часов, разбирая ошибки и продумывая весь материал. Любые антипатии и негативные эмоции снижают работоспособность, отвлекая на ненужные вещи.
  • Присмотритесь к авторитетным фигурам на кафедре. Важный и многоуважаемый человек с большим опытом работы и багажом огромного количества проведенных исследований и разработок за плечами станет отличной основой для успешного написания работы. Такой преподаватель будет весьма требователен, так как не сможет уронить свой авторитет перед коллегами. По этой причине благополучная защита дипломной работы вам гарантирована.

Не стоит бояться строгих преподавателей. Чем усерднее осуществляется работа и больше приложено стараний, тем проще и легче будет проходить процесс защиты. Плюс такого куратора – это стремление к идеально выполненной работе.

Возможно, что вы узнали себя во втором варианте и будете заказывать дипломную работу в сторонней компании.

Тогда стоит руководствоваться такими критериями при выборе:

  • Научный руководитель – очень занятый человек, который без особого энтузиазма курирует студентов. У него много разнообразных дел, поэтому ваш диплом будет ему не так важен и интересен. Такие преподаватели не очень тщательно проверяют работы. Студент получает полную свободу и самоконтроль.
  • Преподаватель имеет низкую репутацию, и на нем ваша неудача при защите дипломной работы никак не скажется.

Конечно, если вы серьезно относитесь к своей профессии и собираетесь работать по выбранному направлению или поступать в аспирантуру, то заказывать написание диплома категорически нельзя. В будущем вам все равно придется писать диссертации, если вы хотите продолжать научный путь.

Так вы рискуете получить некачественный материал и провалить защиту.
[perch_quote]Совет: Для уверенности в своем выборе лучше поговорите с бывшими выпускниками об их научных работах. Узнайте у них о преподавателе, о стиле его курирования, о количестве и качестве оказываемой помощи при написании.

Найти выпускников можно в группах, связанных с учебным заведением, в социальных сетях или на форумах.[/perch_quote]

Как выстроить отношения с научным руководителем?

Правильная стратегия поведения обеспечит вам бесконфликтные отношения и сосредоточенность на работе.

Необходимо придерживаться небольших правил, а именно:

  • Никогда не опаздывайте на встречу с научным руководителем. Под его руководством вы можете быть далеко не единственным, поэтому уважайте свое и чужое время.
  • Не пропускайте назначенных встреч без действительно уважительной причины. Если вдруг так сложились обстоятельства, что вы заболели или что-то случилось, то обязательно предупредите об этом своего научника.
  • Выполняйте работу в срок. Приходить на встречу с тем же материалом просто нет смысла. Преподавателю нечего будет проверять у вас, а, следовательно, и обсуждать.
  • Делайте пометки о необходимых исправлениях в работе, чтобы при следующей встрече сразу приступить к их проверке. Научный руководитель может досконально не помнить каждую дипломную работу и просмотреть важные нюансы.

Соблюдая эти несложные правила, вы проявите себя как ответственную, заинтересованную, старательную личность. Научный руководитель воспримет вас с уважением и активно станет поддерживать.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что закрепленный за студентом куратор не может отказывать в консультациях. Каждому преподавателю дополнительно доплачивают за эту деятельность.

Не стесняйтесь проявлять свою заинтересованность в процессе и задавать вопросы. Тщательная подготовка добавит вам уверенности, и вы не будете бояться комиссии, присутствующей на защите дипломной работы.

Источник: https://diplomodel.ru/podgotovka/kak-vybrat-nauchnogo-rukovoditelya

Обязанности студентов, научного руководителя и выпускающей кафедры при подготовке дипломной работы

При выборе темы студент должен руководствоваться возможностью получения исходных данных (статистики и проч.), наличием специальной литературы, потребностями организации в совершенствовании процессов документационного и информационного обеспечения управления.

Выбрав тему дипломной работы, студент должен подать заявление на имя заведующего кафедрой (приложение 1). На заседании кафедры утверждается тема дипломной работы или предварительные направления научной работы студента. Тема дипломной работы окончательно формулируется после выявления доступности источников и необходимой экспериментальной базы.

В целях оказания дипломнику научной, методической и практической помощи при подготовке дипломной работы, кафедра назначает научного руководителя из числа преподавателей.

В порядке исключения научными руководителями дипломных работ могут быть высококвалифицированные специалисты иных учреждений и предприятий, старшие научные сотрудники университета.

По отдельным вопросам дипломной работы кафедра может, по предложению научного руководителя, приглашать консультантов (в пределах установленного лимита времени, отводимого на руководство дипломной работой). Руководителем может быть заказчик исследования, а преподаватель – консультантом.

  • Научный руководитель ставит свою визу на заявлении, подтверждая своё руководство и согласие с выбранной темой.
  • Темы дипломных работ утверждаются на заседании кафедры и, в случае необходимости, корректируются совместно, студентом и руководителем.
  • Научные руководители совместно со студентами разрабатывают задание на дипломную работу (Приложение 2), которое является основанием для определения плана-графика подготовки диплома.

Студентом составляется ориентировочный план дипломной работы и календарный График подготовки дипломной работы (Приложение 3) в соответствии с единым графиком, утверждённым на кафедре. График составляется перед уходом на преддипломную практику в двух экземплярах, для руководителя и для студента. В графике должны быть отражены основные этапы подготовки и написания дипломной работы.

  1. Списки фамилий дипломников, темы дипломных работ, фамилии научных руководителей и рецензентов по каждой работе заблаговременно предоставляются в деканат за подписью заведующего кафедрой. В списках должны быть указаны:
  2. • фамилия, имя, отчество студента;
  3. • тема дипломной работы;
  4. • фамилия и инициалы, учёное звание, учёная степень (должность) научного руководителя;
  5. • фамилии и инициалы рецензентов, их учёные звания и степени, должности и места работы.

В соответствии со списками готовится проект приказа ректора университета. После издания приказа выбор студентом темы по другой кафедре, изменения в названии дипломной работы и научных руководителей возможны только после дополнительного приказа ректора по представлению декана факультета.

• оказывает помощь студенту в выборе темы, разработке задания на выполнение работы, которое составляется после утверждения темы и структуры дипломной работы, в определении цели, задач, концепции дипломной работы, перечня подлежащих в ней теоретических, исследовательских и проектных вопросов, а также, при необходимости, разъясняет отдельные положения настоящих «Методических рекомендаций»;

• ориентирует студента в направлениях поиска необходимых источников и литературы по теме, оказывает помощь в выборе методики проведения анализа (исследования, разработки и т.д.);

  • • систематически проводит индивидуальные консультации для студента-дипломника, контролирует График подготовки дипломной работы (сроки, этапы, содержание работы), оказывает необходимую помощь студенту в подготовке вступительного слова и презентации работы в ходе её защиты на заседании ГАК;
  • • проверяет качество написанной работы, в том числе правильность её оформления, и даёт письменный отзыв с выводом о возможности защиты дипломной работы.
  • Студент-дипломник должен отчитываться о полученных результатах регулярно, – в сроки, установленные научным руководителем и зафиксированные в Графике подготовки дипломной работы.
  • Невыполнение дипломником указаний руководителя, уклонение от предоставления информации о ходе работы, неявка без уважительных причин на консультации дают научному руководителю основание для отказа от руководства дипломной работой.
Читайте также:  Отзыв научного руководителя к магистерской диссертации: как написать и что содержит?

Студент-дипломник несёт полную ответственность за самостоятельность и научную достоверность результатов проведённого исследования. Научный руководитель дипломной работы, по возможности, должен также проверять достоверность результатов исследования.

Студент, не выполнивший дипломную работу в срок, отчисляется из университета и ему предоставляется право защиты в течение трёх лет после окончания курса обучения.

В течение данного срока возможна замена темы дипломной работы, смена научного руководителя или научного консультанта.

Кафедра должна своевременно рассматривать заявления студентов об утверждении тем их дипломных работ, систематически контролировать ход работы над дипломными исследованиями, заслушивая руководителей на заседаниях кафедры. Кафедра распределяет студентов на преддипломную практику в соответствии с выбранной ими тематикой дипломных работ.

Заведующий выпускающей кафедрой обеспечивает систематический контроль за прохождением выпускниками преддипломной практики и написанием ими дипломной работы.

По завершении преддипломной практики студент представляет на кафедру 2 документа: характеристику из организации и краткий отчёт о полученных результатах обследования её делопроизводства. Отчёт о практике студент защищает в целях получения зачёта.

Источник: https://studopedia.ru/7_18895_obyazannosti-studentov-nauchnogo-rukovoditelya-i-vipuskayushchey-kafedri-pri-podgotovke-diplomnoy-raboti.html

Роль научного руководителя при выполнении студентами ВКР

Если рефераты, эссе, курсовые работы относятся, как отмечалось, к классу учебных, при написании которых у студентов бакалавриата формируются определенные общекультурные и профессиональные компетенции, то ВКР предназначена в первую очередь для оценки приобретенных в вузе компетенций.

Роль научного руководителя здесь, естественно, не только возрастает, но и меняется содержательно: она наполняется другими формами сотрудничества преподавателя со студентом, другими задачами, другой по содержанию ответственностью руководителя как перед администрацией вуза, так и перед студентом.

(Если студент не подготовит в срок свою ВКР к защите при отсутствии на то каких-либо объективных причин — таких, например, как болезнь, — то это неуспех и руководителя тоже.)

Одной из форм взаимодействия научного руководителя со студентом, работающим над ВКР, являются консультации. Студенты бакалавриата уже знакомы с такой формой сотрудничества. Когда они писали учебные письменные работы, они, безусловно, консультировались с преподавателем.

Однако консультации, получаемые студентом при написании курсовой работы, и консультации, получаемые им при написании ВКР, — это разные по форме и содержанию консультации.

При работе над ВКР студент нуждается в более серьезных и значимых советах, чем, допустим, при работе над рефератом, и он должен более основательно готовиться к беседе со своим научным руководителем.

Следует подчеркнуть особо, что студент на консультацию к своему научному руководителю должен приходить подготовленным. Нельзя тратить время преподавателя на выяснение тривиальных вопросов (где, например, можно найти ту или иную публикацию). Ограниченно подготовленным можно прийти на консультацию только в самый первый раз, а именно на определение или согласование темы ВКР.

На свою первую консультацию студент может прийти с некоторыми предложениями или как минимум с предположениями по поводу направления исследования в своей ВКР.

На последующие же консультации он должен приносить своему руководителю свои предложения по методам проведения исследования, свои результаты сопоставления суждений отдельных авторов по выбранной им теме и свои заключения по их суждениям, написанные фрагменты своей ВКР, полученные результаты анализа, вычислений, применения моделей и т.п.

Безусловно, он должен приносить на консультацию и вопросы. Но вопросы по существу полученных им результатов.

Вопросы, которые позволят студенту либо обрести уверенность в правильности осуществляемых им действий и продвинуться дальше в своей работе, либо своевременно исправить возникшие ошибки. Таких вопросов, умных и дельных, может быть много.

И студенты из желания не показаться преподавателю несведущими (некомпетентными в приобретаемой ими профессии) не должны стесняться задавать своему руководителю даже наивные вопросы, если они касаются содержания работы[1].

Тем более что в некоторых наивных вопросах иногда содержится глубокий смысл. И такой кажущийся наивным, но имеющим глубокий смысл вопрос ничего кроме уважения со стороны преподавателя к студенту не вызовет, ибо он свидетельствует о профессиональной зрелости студента.

Таким образом, форма общения руководителя со студентом при написании последним ВКР остается прежней, как и при написании учебных письменных работ, — консультации, но содержание их меняется. Студент в беседе становится доминирующей фигурой (тогда как при консультировании выполнения курсовых работ, рефератов ведущая роль отводится преподавателю).

При консультировании же ВКР тему для обсуждения на каждой очередной консультации готовит именно студент: он подбирает материал, который должен показать руководителю как отчет о проделанной работе, он формулирует вопросы, с тем чтобы прояснить для себя какую-либо неочевидную ситуацию, составляет план дальнейших действий, чтобы продвигаться в своей работе в верном направлении.

Следует еще отметить, что на консультациях с руководителем может выясниться, что подготовленный студентом фрагмент ВКР, который казался ему идеальным, содержит некоторые ошибки, неточности или вообще уводит в сторону начинающего исследователя от намеченной цели. Таким образом, консультирование с руководителем позволит студенту своевременно выявить допущенные ошибки.

Консультации студента со своим научным руководителем могут проходить в разных формах. Традиционной является беседа при личной встрече в вузе, на которой и обсуждаются описанные выше нюансы и обстоятельства работы выпускника бакалавриата над ВКР. Другой формой консультаций можно назвать электронную почту.

В этом случае студент присылает руководителю на его электронный адрес подготовленные им фрагменты своей ВКР вместе с вопросами, на которые он хотел бы получить ответы.

Руководитель знакомится с присланными материалами, делает в тексте фрагмента работы свои пометки (советы, замечания), отвечает на вопросы и отсылает проверенный материал студенту.

Такая форма общения — дистанционная — вполне допустима, но личная беседа все-таки лучше: в процессе живого общения как у студента, так и у руководителя могут появиться новые вопросы, новые предложения, новые идеи, и работа студента над ВКР может принять более динамичный характер.

Дистанционное же общение студента со своим руководителем посредством электронной почты похоже на пляжный волейбол между двумя участниками: один в определенный момент (игры или работы над ВКР) сосредоточен на каком-либо конкретном действии, тогда как другой в это время ждет ответа.

Консультирование посредством электронной почты оправдано, если студент и руководитель в силу каких-то обстоятельств разобщены в пространстве (либо студент проходит практику на предприятии в другом городе, либо руководитель находится в командировке), а советоваться необходимо.

Но полностью ограничиваться только консультациями по электронной почте никак нельзя.

Электроника со всей ее мощью, направленной на усиление интеллектуальных способностей человека, никогда не заменит живого человеческого общения, никогда не придаст ему живого человеческого участия в форме сочувствия, помощи, неожиданно в ходе беседы пришедшей в голову идеи и т.п.

Поэтому выяснение некоторых, возможно деликатных, обстоятельств требует личной встречи студента со своим научным руководителем. Особенно это касается последних консультаций, когда студент уже завершает работу над ВКР и готовится к защите.

Источник: https://bstudy.net/664312/ekonomika/rol_nauchnogo_rukovoditelya_vypolnenii_studentami

Ссылка на основную публикацию