ЕГЭ: обратная сторона медали, описание единого государственного экзамена

Министерство просвещения предлагает изменить правила выдачи школьного аттестата с отличием и золотой медали.

Если раньше для этого было достаточно учиться на пятерки, то сейчас будут иметь значение и результаты ЕГЭ. Медаль дадут тому, кто сдал русский язык и профильную математику не менее чем на 70 баллов.

Или получил «отлично» по базовой математике. Проект документа сейчас находится на общественном обсуждении.

Зачем это нужно? Нововведение поможет исключить случаи, когда ученики в некоторых регионах, особенно в малых городах и селах, массово получали золотые медали, а потом сдавали ЕГЭ на «тройки».

ЕГЭ: Обратная сторона медали.

Нужно ли раз и навсегда отменить школьную золотую медаль? Если нет — то как встроить эту престижную награду в систему единого государственного экзамена (ЕГЭ)? Эта тема обсуждается последние полгода — от выступлений представителей высшего образования на VII съезде Российского союза ректоров до парламентских слушаний, посвященных итогам ЕГЭ за 2002 год, где свои аргументы против золотой медали высказывали руководители регионального образования.

Золотой дождь

Новый этап в истории золотой медали наступил в 1995 году: в это время, впервые за несколько десятилетий, на российские школы хлынул золотой дождь. Менее всего его ожидали руководители образования.

«Этот взрыв для нас неожиданность, — прокомментировали тогда в Министерстве образования. — Но мы бы остереглись говорить об абсолютном повышении уровня знаний учащихся. Это вообще трудно определить».

Неожиданная волна пылкой любви к учебе, захлестнувшая Россию, привела к тому, что в выпускных классах нестоличных школ (чаще всего это были школы с углубленным изучением предмета) с 1995 года ежегодно оказывалось по три-четыре золотых медалиста. Некоторые московские школы насчитывали в каждом выпуске по восемь медалистов.

Учителя нашли объяснение феномену. В начале 90-х было создано множество школ с углубленным преподаванием предмета.

Как только первые гимназисты и лицеисты стали сдавать выпускные экзамены, по всей стране — от Калининграда до Магадана — прокатился девятый вал, состоящий из золотых и серебряных медалей.

Выпускники гимназий, лицеев и спецшкол показывали блестящие результаты потому, что выпускные экзамены у них принимали по общешкольным экзаменационным материалам. А эти материалы были рассчитаны на более скромный уровень знаний.

«Перепроизводство» золотых медалистов имело и другие, гораздо более далеко идущие последствия. Оно сделало невыносимой работу приемных комиссий вузов.

Медалистам, как известно, положена льгота — зачисление по результату первого, сданного на «отлично» экзамена.

После 1995 года во всех престижных вузах стал традицией такой расклад: на 10 свободных мест претендовали около 60 золотых медалистов.

Погрузившись в «золотой» поток, руководители приемных комиссий вузов определили: только треть медалистов на вступительных экзаменах подтверждают свой высокий уровень. Такова общероссийская статистика.

Неудивительно, что в высших учебных заведениях школьную награду «За успехи в учебе» рассматривают как знак отличия местного значения. Сегодня золотая медаль вызывает доверие только в том регионе, в котором была выдана школьнику. Да и то не всегда.

Особенности национальных традиций

В остальном высшая школьная награда — это золотой плод, падающий счастливчику в руки в результате негласного соглашения между школой, учеником и его родителями.

Еще в начале девятнадцатого века классики обронили замечание, что экзамен на чин коллежского асессора следует сдавать на Кавказе. Там что-то помогает экзаменуемому: вероятно, климат. Заметим, что климат этот остается благодатным и по сей день.

  • В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения привлекательно увеличивается, если двигаться с севера на юг.
  • По статистике последних лет, на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области — каждый 253-й, в Саратовской — каждый 158-й, в Ростовской — каждый 55-й, в Республике Ингушетии — каждый 39-й, в Краснодарском крае — каждый 38-й, в Ставропольском крае — каждый 29-й, в Республике Кабардино-Балкария —
  • каждый 18-й.

Кабардино-балкарский рекорд по числу золотых медалей на душу населения побить в России не удастся, по всей видимости, никогда и никому. На все вопросы Министерства образования кабардинцы отвечали, чтобы им не мешали блюсти национальные традиции.

По одной в руки!

Но не только национальные традиции увеличили число золотых медалистов. С каждым годом в стране становится все больше школьников, которые медаль «За успехи в учебе» (точнее, сопровождающие ее документы) купили сами.

Откуда берутся «свободные» золотые медали, которые можно продать и купить? Дело в том, что медаль доходит до своего владельца долгим путем. И на этом пути есть немало закоулков.

Гознак начинает собирать заявки на золотые медали ровно задолго до того, как потенциальный медалист закончит школу. Как правило, перечень счастливчиков, которые получат золотую медаль в будущем году, определяется школой и руно ровно за год.

Год ведомственной переписки необходим, чтобы вовремя (на выпускном вечере) выдать школьнику его «серебро» или «золото».

Бюрократическими проволочками объясняется и тот факт, что «непотенциальный» медалист заслуженной золотой медали не получит никогда и ни при каких обстоятельствах, как бы блестяще он ни сдал экзамены. Ему просто скажут: «Нет, Вася, ты медали недостоин».

А ведь система проста: нет заранее оформленного документа на медаль — не будет и медалиста.

Только в последние годы, чтобы восстановить справедливость, «внеочередным» медалистам все-таки стали выдавать их заслуженные награды. Иногда их заказывают вдогонку и выдают их, увы, полгода или год спустя…

Проследим дальше путь золотой медали. С Гознака нужное количество школьных наград отправляют по всей России фельдъегерской связью с приложением накладных.

Заказ попадает сначала в региональный орган управления образованием, где все накладные записываются в книгу учета бланков аттестатов, золотых и серебряных медалей и похвальных листов, с указанием номера и серии поступивших документов, а затем аттестаты и медали распределяются по школам. В школе только что прибывшие аттестаты записываются в такой же школьный кондуит.

В XVIII веке первая российская гимназия последовала традициям своих французских коллег, выдав своему лучшему выпускнику золотую медаль. Настроенный на благодушный европейский лад директор гимназии и не подозревал, что основывает традицию, которой на Руси суждена долгая и странная жизнь. А между тем случилось именно так.

Уже в Европе XVI века руководители школ иезуитов, дававшие детям самое престижное для своего времени образование, отмечали медалями лучших школьников. Тот же обычай был перенят на рубеже XVIII и XIX веков в школах для девочек, основанных монахиней-педагогом Магдаленой-Софией Бара и конгрегацией Святейшего Сердца Иисуса (Сакре Кер).

Эти школы, дававшие девушкам превосходное образование (включая древние языки и логику), вызывали любопытство и зависть у образованных россиян пушкинской поры. Так что невинный обычай награждать медалями лучших мальчиков и девочек имел в Европе долгую историю.

Но, угодив на российскую почву, благостная образовательная традиция приобрела в России окраску не менее экзотическую, чем сарафаны национальной игрушки — куклы-матрешки.

Украсть аттестат!

Кражи школьных золотых медалей — случай редкий. Несмотря на огромный престиж в российском обществе, этот желанный предмет, по сути дела, не более чем жестянка. До

Читайте также:  Самые распространенные ошибки при написании курсовых для МГИМО: полный список

40-х годов прошедшего столетия желанный школьный трофей покрывал слой позолоты. После Великой Отечественной войны руководители страны решили, что позолота — это слишком. В 50-е годы школьная золотая медаль стоила 40 копеек, затем — 90. В 70-е годы ее цена поднялась до рубля сорока копеек.

До кризиса 1998 года школьная золотая медаль оценивалась на Монетном дворе приблизительно в 60 рублей. Она представляет собой кругляшок из томпака (монетной бронзы). Серебряная медаль «За успехи в учебе» делается из посеребренного нейзильбера (сплав мельхиора) и прозаически напоминает о столовых ложках.

Как сообщили мне в Московском обществе фалеристов, повышенным вниманием коллекционеров золотые и серебряные медали «За успехи в учебе» не пользуются.

А вот за «золотыми» аттестатами идет охота…

Сама по себе медаль привилегий не дает. Зато некоторые возможности можно извлечь из сопровождающего ее аттестата. Каждую золотую или серебряную медаль должен сопровождать особый «золотой» или «серебряный» атттестат. Внутри этих аттестатов еще на Гознаке пишется особыми буквами, что школьник (имярек) получил золотую (серебряную) медаль.

Произвольно заказывать аттестаты нельзя: их число должно соотноситься с медалями приблизительно как 1:2.

Если на Монетном дворе представителями образования российской территории заказывается тысяча золотых медалей, то к ней на Гознаке прибавляется заказ на полторы тысячи специальных, тисненных золотом аттестатов.

Заказывать пятьсот лишних аттестатов только для золотых медалистов обходится в немалые деньги. Но территории на это идут. Школьные аттестаты, которые по сей день заполняются только вручную, легко испортить.

Поступивший из региона заказ в тысячу золотых и три тысячи серебряных медалей (сам по себе он ненаказуем, потому что считается, что местные власти заказывают медалей на год-два вперед) дает возможность легально заказать на Гознаке огромное количество лишних аттестатов самых престижных форм — для золотых и серебряных медалистов.

Нередко случается, что именно эти аттестаты становятся предметом купли, продажи и кражи.

Органами внутренних дел по всей России возбуждено немало дел по факту кражи из руно или школ бланков школьных аттестатов. Одна из самых феерических краж этого рода была обнаружена в апреле 1998 года в Московской области, когда злоумышленники увели четыре тысячи сто три аттестата для девятиклассников и семьсот аттестатов для выпускников школ!

Зачем красть аттестаты? Затем, что именно «золотой» аттестат, а вовсе не медаль предъявляется абитуриентом в приемной комиссии в доказательство своего права сдавать экзамены на льготных основаниях.

Ни одного дела о предъявлении в приемных комиссиях вузов фальшивых «золотых» аттестатов органами МВД заведено не было. Предьявителей липовых школьных аттестатов (большинство из которых имеют номера, числящиеся за школьными аттестатами, направленными в конце 90-х в Чеченскую Республику) сотрудники приемных комиссий вычисляют по внешнему виду. И, как правило, заворачивают.

Подозрительную ситуацию регулируют сами вузы. И не ловлей «фальшивомонетчиков» в приемных комиссиях, а ужесточением вступительных экзаменов.

На парламентских слушаниях, посвященных результатам ЕГЭ 2002 года, руководитель образования Оренбургской области Исаак Калина (ныне заместитель генерального директора издательства «Просвещение») в своем выступлении подчеркнул: блестящие баллы на ЕГЭ продемонстрировали победители предметных школьных олимпиад, а вовсе не кандидаты на золотую медаль. «На вступительных экзаменах в наш университет только 31 процент золотых медалистов подтверждают свои знания», — согласился с ним ректор Новгородского университета им. Ярослава Мудрого Анатолий Гавриков.

У руководителей образования из разных регионов России нет сомнений: золотая медаль больше говорит о весе родительского кошелька и о предприимчивости ученика, чем о его знаниях.

Поэтому они разрабатывают другие льготы для поступления в вузы. С 2004 года в России будет запущена система школьных предметных олимпиад. Их победители получат право поступления в вузы без конкурса.

Жестко высказался на съезде Российского союза ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий. Он настаивает на праве Московского государственного университета проводить вступительные экзамены, корректирующие результаты ЕГЭ (а заодно отсеивающие липовых золотых медалистов).

Уже известно, что МГУ станет первым в обсуждаемом ныне списке ведущих вузов страны. Эти высшие учебные заведения (ориентировочно числом пятнадцать) смогут устанавливать дополнительные вступительные испытания по своему вкусу.

Не так сурово относится к школьному «золоту» министр образования Владимир Филиппов.

«Золотая медаль останется, — заверил министр на одной из пресс-конференций. — Она не должна играть роли на ЕГЭ. Но при прочих равных условиях наличие золотой медали должно перевешивать при зачислении в вузы. Нужно такую систему разрабатывать.

Например, в Российском государственном университете дружбы народов, ректором которого я был, на восемь мест по лингвистике ежегодно претендовали 65 золотых медалистов. Приходилось располагать медалистов в порядковом рейтинге.

Источник: https://www.msu.ru/press/smiaboutmsu_arch/zolotoiskateli_ili_obratnaya_storona_shkolnoy_medali.html

Обратная сторона медали

Близятся выпускные экзамены — напряженная и ответственная для учеников, их родителей и учителей пора. Не будет преувеличением сказать, что от результатов этих испытаний во многом зависит выбор дальнейшего жизненного пути вчерашних школьников.

Ежегодно одиннадцатиклассники региона демонстрируют хорошие знания на экзаменах. Почти 90 процентов из них поступают в вузы. И этот показатель выше, чем в столице. Но чья в этом заслуга? Школа или репетиторы помогают ребятам готовиться к ЕГЭ?

Ответы на эти вопросы вместе с директорами средних школ искали заместитель главы региона Юрий Таран и начальник областного управления образования и науки Сергей Косарев на заседании по актуальным вопросам региональной системы образования, состоявшемся в липецкой школе № 29 «Университетская».

— Сегодня российская система оценки качества образования включает в себя ряд параметров. К сожалению, мы констатируем, что несоответствия им есть и в нашем регионе, — отметил Юрий Таран, обозначая главную тему разговора. — Одно из них — неготовность некоторых педагогов к объективной оценке ученика.

Неслучайно работу каждого выпускника на едином государственном экзамене оценивают два эксперта. Вторая проблема — это медалисты.

Мы считаем, что примерно 90 человек, претендующих на медаль «За особые успехи в учении», не должны ее получать, потому что те пятерки, которые у них стоят в журнале, не имеют под собой объективных результатов.

В своем докладе Сергей Косарев сообщил итоги анализа результатов процедур оценки качества образования и государственных итоговых аттестаций за 2016 и 2017 годы, проведенного экспертами федерального института оценки качества образования.

По ним Липецкая область оказалась в числе тридцати российских регионов, где на проверочных работах дети показывают низкий уровень знаний, а медалисты не подтверждают свое право иметь медаль «За особые успехи в учении», хотя в классных журналах и аттестатах картина совсем другая. В зоне риска 115 наших школ.

В прошлом году 842 выпускника региона получили отличные аттестаты и, соответственно, медаль. Но только 37 процентов из них подтвердили звание медалиста на ЕГЭ. В Добровском, Измалковском, Лев-Толстовском и Чаплыгинском районах обладатели медалей показали самые низкие результаты на экзаменах. Право на медаль не подтвердили выпускники шести липецких и пяти елецких школ.

Не так давно в Минобрнауки России (сегодня разделено на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования) разработали проект изменений порядка выдачи медали, нацеленный на повышение ее значимости и стимулирование учащихся к достижению высоких результатов в обучении. По новому положению, чтобы к аттестату с отличием приложить медаль «За особые успехи в учении», по каждому из обязательных предметов, русскому языку и математике, надо набрать не менее 70 баллов.

Читайте также:  Психологическая помощь студентам: рекомендации при написании дипломной работы

По словам Сергея Косарева, если бы этот механизм был запущен в прошлом году, мы недосчитались бы почти 550 медалистов. Он призвал директоров школ быть более объективными в оценке работы выпускников и их учителей.

Источник: https://Lipeck.BezFormata.com/listnews/obratnaya-storona-medali/67149601/

Почему золотых медалистов больше, чем тех, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов?. Новости. Первый канал

В вузах горячая пора. Идет конкурс абитуриентов. И конкурс этот, как мы знаем, проводится по результатам единых госэкзаменов. Сколько скандалов было вокруг ЕГЭ. Сколько было жульничества. Крали экзаменационные билеты, учителя проставляли ответы. Сигналы шли отовсюду. Сейчас их мало. Наладили сдачу экзаменов. Жульничества нет. Ну, уж точно меньше, чем несколько лет назад.

Но вот новый скандал, в Адыгее. Выпускница одной из школ, отличница, прямо на вручении золотых медалей заявила, что ее одноклассница получает медаль незаслуженно.

А медаль ей дали по блату — ее мать возглавляет районное управление образования. Не знаю, зачем надо проворачивать такие операции. Это в советское время медаль давала право поступления без конкурса почти в любой вуз.

Но сейчас-то не так, льгот практически нет. Тогда зачем? Только детей травмировать.

Абитуриенты престижного московского вуза несут в комиссию результаты ЕГЭ. Баллы проходные: это завтрашние студенты-гуманитарии.

И, вроде как, требования к ученикам никто не снижал, и не сказать, что школы вдруг стали сотнями штамповать «собственных Ньютонов». Но количество медалистов бьет все рекорды. В Карачаево-Черкесии, например, круглый отличник – каждый пятый выпускник.

В школьных медалях давно нет ничего драгоценного. Серебряные и золотые медали делаются из латуни. А чего стоят сами медалисты? Большой вопрос.

“Конечно, обидно, когда на сцене стоит человек, который за весь год не рассказал ни одного урока, ни одного ответа. И по счастливой случайности, это дочка заврайоно нашего района», — говорит выпускница Рузанна Туко.

Не могла молчать. Золотая медалистка Рузанна Туко на награждении со сцены жгла глаголом: мол, ее одноклассница Заира свое золото получила по блату.

“Весь класс узнал, что она медалистка за три дня до чествования! Она знала, что никто ей ничего не скажет, потому, что за ней стоит мама. У наших учителей просто выбора не было”, — считает Рузанна Туко.

Пока мама Заиры отрицала обвинения, директор, кажется, вообще, не считала случившееся большой проблемой.

После проверки Светлану Паранук, ту самую маму-чиновницу, уволили, а директору школы влепили выговор. Медаль героиня скандала вернула. Сама. А могла и не возвращать. Комиссия постановила: девочка заслужила награду. Вот только единый госэкзамен эту медаль оценил невысоко.

“33 — математика профильная у нее, и это не двойка, а тройка. Тройка, это тройка. 27 — порог, по профильной математике. Это тройка. Да, это плохо, что она получила тройку, но, по крайней мере, она профильную математику не завалила”, — отмечает завуч школы №1 аула Тахтамукай Марзиетта Татлох.

В этом году главный предмет по выбору на ЕГЭ с большим отрывом — обществознание. Нарушений не так много. В каждом классе — независимые проверяющие и камеры. Но самые отчаянные все равно не сдаются.

“Был случай “Ромео и Джульетта”. Девушка в Ингушетии сдавала экзамен, а ее возлюбленный решил помочь ей. Думал, что, отключив свет, камеры не будут записывать. Вырубил в подстанции рубильник”, — рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Шекспировские страсти: «Джульетта» в итоге все равно не сдала, а «Ромео» загремел на 15 суток. Но попадаются и отличники. Никиту Ревенко вывели с ЕГЭ по русскому языку. Проверяющие заметили: школьник все время ныряет под парту. Версия ученика – завязывал шнурки.

«У него была обнаружена небольшая бумажка, на которой было написано буквально несколько слов, которые засчитали как шпаргалку», — рассказывает мать Никиты Наталья Ревенко.

Что это были за слова, неизвестно. Но теперь у Никиты есть целый год, чтобы подготовиться к экзамену без бумажек – так решил суд. В целом же по стране, уверяют чиновники, результаты впечатляют. Проваливших ЕГЭ вдвое меньше, чем год назад.

«Количество ребят, освоивших базовые знания по каждому предмету, — выросло. Кроме того, у нас практически во всех предметах увеличилось количество ребят в области высоких баллов (от 80 до 100). То есть рост на 3-4%. Это серьезный рост», — отмечает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Более 20 выпускников показали максимальный результат на всех трех экзаменах. Антон сдал математику, химию и английский на сто баллов. Круглый отличник, к ЕГЭ он готовился с репетиторами с десятого класса.

«В школе дают достаточно знаний, вопрос в том, воспринимает ли их человек на должном уровне», — отмечает выпускник Антон Власов.

Впрочем, во многих вузах, куда приходят вчерашние школьники, считают: учеников натаскивают на ЕГЭ, и это дает результат лишь на самом экзамене в ущерб школьной программе. За 15 лет расходы на образование выросли в семь раз. А что же знания?

«Если взять школьника по стране среднестатистического со средним баллом 4,2, вот примерно семь лет назад этот балл реально был наполнен знаниями на 3,8. Сейчас наши исследования показывают, что средний балл 4,2 наполнен знаниями на 2,8. Людей, которые не готовы серьезно работать, в целом, в течение первого года набирается от 7 до 12 процентов», — отмечает ректор СПбГУП Александр Запесоцкий.

Эксперты Высшей школы экономики решили погонять студентов-первокурсников по датам истории. Средняя погрешность в ответах — 300-400 лет. Лучшие знания не у тех, кто читал учебники, а у тех, кто смотрел исторические фильмы.

“Студенты стали другими. Им надо по-другому рассказывать. Это поколение визуалов. Если им дать учебник, напечатанный на неприятной серой бумаге с отсутствием картинок и с нудным текстом, который еще читать не хочется, вряд ли они будут вообще хотеть его держать в руках”, — поясняет заведующая лабораторией политических исследований ВШЭ Валерия Касамара.

И ведь не хотят! Для многих студентов даже школьный гранит науки — слишком твердый, не разгрызть. И, конечно, классическое «не хочу учиться». Если сдавать не надо.

Ориентированные на учебу дети отчаянно штудируют профильные предметы. Для ЕГЭ. И это, безусловно, хорошо. Минус лишь в том, что на остальных уроках отличник и двоечник будут примерно на одном уровне.

Источник: https://www.1tv.ru/n/328931

Обратная сторона ЕГЭ

Справка: Новая система набора в вузы заключается в отмене вступительных экзаменов и замене их результатами ЕГЭ. Абитуриент имеет право подать документы в любой вуз, а также на любое количество факультетов одного вуза. На бюджетные места могут претендовать также льготники (перечень категорий достаточно велик), которых обязаны принять в вуз вне конкурса, даже со средними показателями ЕГЭ.

Читайте также:  Дипломная работа (ВКР): пример оформления дипломных работ по ГОСТу, образец

Реформа вступительных экзаменов существенным образом изменила картину довузовского образования. Так, исчезла необходимость в специализированных школах, после окончания которых ребенок мог гарантированно попасть в вуз.

Например, воспитанники СУНЦ (бывшая ФМШ) НГУ не имеют теперь никаких преференций перед выпускниками других школ и лицеев. Главным фактором являются исключительно результаты ЕГЭ.

По мнению депутата облсовета и учителя СУНЦ Светланы Барам, подобная ситуация ущемляет права воспитанников СУНЦ.

Многие ребята, не мечтавшие поступить в этот вуз, отправили туда свои результаты ЕГЭ «на авось» и неожиданно узнали о положительном исходе. «В прошлом году к нам пришли чуть больше 2000 человек, а в этом 3300, — рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии НГУ Георгий Шустов.

— Кроме того, от поступающих на порядок больше стало приходить документов по почте. Впервые к нам по почте пришли документы от абитуриента, живущего на проспекте Дзержинского в Новосибирске, Раньше предпочитали на своих двоих приходить».

Всего в приемную комиссию НГУ было подано 7 тысяч заявлений (в НГУ 873 бюджетных места) — это в три раза больше, чем в прошлом году.

Ректор НГТУ Николай Пустовой рассказал о том, что экзаменационный сезон в этом году затянулся

«Одна девочка у нас подала 13 заявлений на разные факультеты НГУ. Ну, если все они бы касались физики и математики, я бы еще мог понять, но когда дополнительно возникают биология и археология, становится смешно, — рассказывает господин Шустов.

— Впрочем, есть тут и оборотная сторона медали. Допустим, абитуриент не был зачислен в тот вуз, о котором мечтал, зато прошел в 10 других. Причем в том вузе, где его не зачислили, он стоит в резервном списке и некоторая вероятность поступления у него имеется.

Что ему делать: ждать или наплевать и пойти учиться туда, где его гарантированно взяли? Таких случаев у нас очень много. Ребята узнают, что их взяли в Москву, забирают документы, летят в Москву, там им не нравится, они летят обратно — и вот такая суета постоянно».

Реформа существенно расширила географию возможностей абитуриентов. Недоступные, в сознании многих, вузы столиц оказываются вполне достижимыми.

С этого года гораздо больше абитуриентов приезжают в Новосибирск из городов Сибири и гораздо больше новосибирцев уезжают учиться в Москву.

Сравнив проходные баллы вузов страны (все они вывешены на сайтах вузов), мы видим, что большинство поступивших на филологию в НГУ могли спокойно поступить на филологию в СПбГУ.

Зачисленные на физический факультет и мехмат в НГУ (223 и 258 — проходной балл для первой волны) могли с легкостью сразу же поступить в МИФИ и МФТИ (проходной балл первой волны по разным факультетам там колеблется от 193 до 224). Несколько ниже проходные баллы в НГТУ, однако и он может конкурировать со столичными вузами.

В московскую Высшую школу экономики (ГУ ВШЭ) поступить также не намного тяжелее, чем в НГУ на экономический факультет. Больше трудностей с поступлением в МГУ, для чего каждый ЕГЭ нужно было сдать на 86–88 баллов.

Подобная ситуация сложилась в МГИМО, где по результатам первой волны были зачислены набравшие от 98 баллов, а по результатам второй — 81–85 баллов.

С введением новых правил поступления в вузы в Новосибирске появилось гораздо больше льготников (сирот, инвалидов, чернобыльцев и пр.

), которых вузы по нынешним правилам должны принимать вне конкурса даже с невысокими баллами ЕГЭ — сейчас их около тысячи, около 5 % от всех абитуриентов. По оценкам областной администрации, всех выпускников у нас около 18 тысяч, и цифра эта держится из года в год.

По словам Николая Пустового, ректора НГТУ и председателя совета ректоров вузов НСО, льготники в его университете предпочитают гуманитарные специальности, и если не принять мер, несколько отделений ему придется отдать им.

Проблема эта характерна и для Сибирской академии государственной службы. «В этом году практически все бюджетные места у нас заняли льготники, сироты и инвалиды», — сообщили НГС.НОВОСТИ в приемной комиссии СибАГС.

Источник: https://ngs.ru/more/51753/

Отворотная сторона медали

Вчера в Нижнем Новгороде на встрече с ректорами вузов министр образования Андрей Фурсенко пообещал отменить льготу при поступлении в вуз для школьников-медалистов и расширить внеконкурсный прием победителей предметных олимпиад. Таким образом министр переориентировал родителей абитуриентов — вместо «золотых» аттестатов им придется озаботиться «олимпийскими» дипломами для своих чад.

К возможной отмене льгот при поступлении в вуз для школьных медалистов (они закреплены в законе «Об образовании» с 1996 года) в Министерстве образования готовились еще два года назад.

О «девальвированной медали» не раз говорил бывший замминистра образования Виктор Болотов, напоминая, что число медалистов в стране растет слишком стремительно — по данным министерства, в 1995 году их было 32 тыс.

, а в 2003 году — уже 86 тыс.

Вчера недоверие к медалям высказал нынешний глава ведомства Андрей Фурсенко. «Медалистов надо зачислять в высшие учебные заведения на общих основаниях,— заявил министр.— Сегодня медаль совершенно не означает достаточно высокого уровня подготовки абитуриента.

В вузе одного из южных регионов из 14 золотых медалистов 12 получили двойки за сочинение». Раскритиковав медалистов, министр сообщил, что необходимо расширять практику проведения предметных олимпиад, которые могут стать «альтернативой вступительному экзамену».

Выступление господина Фурсенко означает, что Министерство образования определилось с набором льгот, которыми в ближайшее время смогут воспользоваться при поступлении в вуз абитуриенты.

Напомним, что до конца весенней сессии Госдума должна принять поправки к закону «Об образовании», которые позволят проходить в вуз вне конкурса победителям региональных олимпиад (до сих пор таким правом пользовались лишь победители всероссийских олимпиад).

И для того чтобы новые льготники не увеличили число бюджетных мест в вузах, авторам законопроекта пришлось пожертвовать льготой для медалистов.

«Победа на региональной олимпиаде — более объективная оценка, чем медаль,— объяснял при обсуждении поправок на заседании думского комитета по образованию его председатель Николай Булаев.— Это вообще не льгота, а конкурс. Такой же, как вступительный экзамен, если не жестче». «Медаль же останется моральным поощрением школьника»,— отметил господин Булаев.

С упразднением льгот для медалистов согласны директора столичных школ и ректоры ведущих вузов.

Например, в прошлом году Высшая школа экономики, принимавшая выпускников из регионов с «отличными» сертификатами ЕГЭ и медалистов, чуть не лишилась московского набора — на всех не хватало бюджетных мест.

Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович при этом предупреждает, что «у олимпийского движения, если льгота останется единственной, должны появиться новые степени защиты». Ведь лишившись возможности купить медаль, родители школьников бросятся покупать дипломы олимпиад.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/546871

Ссылка на основную публикацию