Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложения

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.
  • В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.
  • Примеры разговорного стиля: пример 1, пример 2, пример 3.
  • Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложенияСтатью о других стилях речи читайте здесь.

В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

  1. Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.
  2. Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).
  3. Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, – статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.
  4. Логичность и тезисность изложения.
  5. Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).

Испытай свою удачу и может быть тебе повезет именно сегодня. Только представь, как изменится твоя жизнь, если вы сорвешь джек-пот ????
В общем, регистрируйся — это абсолютно бесплатно. А дальше сам решишь, в чем тебе повезет.

 Научный стиль: разбор примера

Давайте разберем пример собственно научного текста.

Отрывок из статьи:

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния.

Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера.

Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

  1. Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, стандартизованность, четкость изложения.
  2. Дополнительно можно назвать черты следующие:
  3. 1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);
  4. 2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);
  5. 3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);
  6. 4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);
  7. 5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

  • научно-популярный – очерки, лекции;
  • научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;
  • научно-информативный – патентные описания, аннотации;
  • научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;
  • научно-справочный – словари, каталоги;
  • собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.
  • Рассмотрим примеры некоторых подстилей.
  • Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложения
  • Научно-популярный стиль: разбор примера
  • Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли.

Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б.

Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях.

А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложенияВ морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов – прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.

Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложенияНаучно-публицистический стиль: разбор примера

В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

  1. Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.
  2. А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.
  3. Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания.

Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А.

Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия.

Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

  • Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.
  • Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.
  • Лексика:
  • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
  • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
  • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
  • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
  • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

  • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
  • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
  • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
  • характерно употребляются глаголы настоящего времени  в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
  • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
  • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис: 

  • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
  • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
  • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
  • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
  • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложения

Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая). Копирование запрещено. Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Источник: https://school-of-inspiration.ru/nauchnyj-stil-ponyatie-priznaki-i-primery

Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложения

Когда наступает время защиты диплома, члены комиссии не только слушают доклад студента, но и просматривают работу полностью, изучая тонкости её написания.

Они оценивают степень владения выступающим научным стилем изложения материала.

Чтобы не услышать от преподавателей замечаний по поводу несоблюдения основных особенностей научного стиля, перед созданием выпускной квалификационной работы следует ознакомиться с ними.

Читайте также:  Какую специальность выбрать: критерии выбора профессии и советы абитуриентам

Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложенияВ изложении дипломной работы необходимо учитывать языковые и внеязыковые свойства. Языковые свойства рассматриваются на уровнях морфологии, синтаксиса, лексики. Применяется специальная лексика, употребляются глагольно-именные обороты, много абстрактных существительных, но нет слов, обладающих разговорной, эмоциональной окраской. В научных изысканиях используется специальная лексика, включающая общенаучную лексику, общеотраслевую терминологию и отраслевую терминологию.

Общенаучная лексика представляет набор специальных слов, употребляющихся в научных проектах. Примеры таких слов: явление, квалификация, фактор, зависимость, состав, система.

Общеотраслевая терминология базируется на словах, служащих для описания междисциплинарных связей, или располагающихся в текстах предметов, которые являются смежными. Таким дисциплинами могут быть математика и физика, а словами, их связывающими, считаются: уравнение, производная, дифференциал.

Отраслевая терминология включает термины из определённой научной области. Например, в область физики входят: статическое электричество, магнетизм, поляризация.

Термин – это средство, служащее передачей специального знания. Научный текст посвящён его изложению. Важным критерием оценивания дипломной работы членами комиссии считается определение уровня владения автором проекта аппаратом понятийно-терминологическим. Преподаватели на защите уделяют особое внимание правильности использования терминов в изучаемой области знания.

Термин – важный элемент научного текста. Содержание термина – его научная формулировка. Научное определение термина раскрывает и устанавливает его значение, обеспечивает минимальный объём сведений для понимания, дальнейшего разграничения  разных понятий.

При написании первой главы дипломной работы и курсовой автором приводятся определения основных терминов, в которых устанавливаются существенные признаки понятия, связи, определяется место среди других понятий.

Автор проекта может дать несколько определений одному термину. В каждой студенческой работе описание теоретических проблем обозначается введением основных понятий, на них исполнитель ссылается в ходе всей работы. Желательно, чтобы новый термин, внедряемый в проект, сопровождался его определением.

Глагольно-именные обороты, употребление которых характерно для научных работ, представляют собой следующие выражения: иметь место, дать подтверждение, подвести итоги, оказывать влияние, иметь значение.

Часто авторы курсовых, дипломных работ допускают роковую ошибку, используя слова с разговорно-стилистической окраской. Пример: работнички, начальство, детки, ребята. Не нужно употреблять и оценочные слова типа: отлично, великолепно, классно, удивительно. Научный стиль отличается точностью и абстрактностью. Не стоит нарушать эти требования.

Иногда студенты смешивают похожие, но разные по имеющемуся значению слова (паронимы): поэтичный – поэтический, экономия – экономика. Желательно проверить правильность употребления подобных слов по словарю.

Под морфологическими особенностями научной работы понимают свойства существительных, глаголов, местоимений, прилагательных.

Существительные, употребляемые в ед. числе, можно применять во множественном в написании научных текстов. Например, длины, величины, частоты. Но отмеченное вовсе не искореняет употребление существительных ед. числа в студенческих проектах. Они могут обозначать целый ряд предметов, приобретая обобщённый характер.

При написании научной работы нужно правильно оформлять и разные формы числительных. Личные местоимения первого, второго лица здесь не употребляются. Но есть авторское мы, которое станет уместным в тексте проекта. Например, мы рассматриваем или мы видим.

Не нужно использовать личное местоимение — я. Это типичная ошибка студенческих работ. Необходимо заменить подобные конструкции пассивным оборотом или конструкциями, содержащими местоимение мы.

Характерными для научных работ являются такие местоимения, как: определённый, данный, соответствующий, известный.

В научном проектировании употребляются глаголы настоящей формы времени. Например: организуется, проводится, содержит, адаптируется. Преобладают глаголы в форме третьего лица. Например, действует, понимают, считается.

Также используются глаголы первого лица в числе множественном. Например: рассмотрим, докажем, получим.

В работе лучше использовать следующие союзные слова: поскольку, отсюда, откуда, потому, поскольку, поэтому; если, то, в связи с тем, что, для того, чтобы, не только, но и, производные предлоги: в результате, в течение, по причине, в связи с, в отличие от.

В проектах союзных предложений существенно больше, чем бессоюзных, широко используются страдательные (пассивные) конструкции. Например: Нами показано, нами исследовано. Здесь действие опережает автора.

Встречаются и такие конструкции: Нам казалось, нам представляется. Часто используются модальные глаголы можно, надо, нужно, нельзя и фразы принято считать, можно предположить.

Всё это придаёт изложению больше логичности.

Внедрение вводных слов затрагивает и научные работы. Порядок следования одной части за другой можно обозначить следующими фразами: наконец, во-первых, таким образом, итак, следовательно.

Отношение к информации отражается во фразах: вероятно, безусловно, по-видимому, возможно. Указать на источник можно, используя следующие речевые обороты: согласно теории, как отметил, по мнению, как утверждает.

Роль вводного слова может играть слово далее, указывающее на логику мышления.

Раскрытые нами особенности, свойственные научному стилю, помогут студенту написать курсовую и дипломную работу грамотно и лаконично. Желательно использовать материал данной статьи в качестве конспекта.

© Пишем-диплом-сами.рф

Источник: https://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/kak-napisat-diplomnuiu-rabotu-s-ispolzovaniem-nauchnogo-stilia-izlozheniia

2.2. Общие требования к стилю текста дипломной работы

Дипломная работа представляет собой составленный в научном стиле текст, отвечающий следующим основным требованиям :

1. Формально-логический способ изложения материала.

Научный текст состоит из логически связанных и структурированных рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования фактов действительности. Каждое предложение или высказывание логически соединено с предшествующей и последующей информацией.

Средством выражения таких логических связей выступают специальные функционально-синтаксические средства, например: вначале, затем, во-первых, во-вторых, между тем, следовательно, поэтому, рассмотрим…, необходимо остановиться на …, таким образом, значит, все сказанное позволяет сделать вывод и т.

д.

Стремление к логичности изложения материала в научной речи приводит к активному использованию сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, распространенных определений и проч. Информационная насыщенность предложения – характерная черта научного стиля речи.

2. Неличностный характер изложения текста, исключение «авторского Я».

Коллективный характер современных научных исследований определяет объективность языка науки. Роль авторского «я» весьма незначительна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования, представленные ясно, четко, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывал исследователь во время написания научной работы.

Переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. В синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации.

Это выражается в использовании вместо 1-го лица обобщенно-личных и безличных конструкций: нами установлено, есть основания полагать, считается, известно, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть, надо обратить внимание и т.п.

3. Целенаправленность, прагматическая установка, частичное или полное отсутствие оценочных суждений и средств языковой выразительности (тропов).

Эмоциональные языковые элементы в научных трудах не играют особой роли, поскольку в них рассматриваются только точные данные и факты, полученные в результате длительных научных исследований.

4. Использование специальной терминологии.

Термин представляет собой слово или словосочетание, кратко, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание.

В основе термина лежит научно построенная дефиниция – данное обстоятельство придает термину строгость, четкость значения благодаря точному раскрытию всех необходимых компонентов понятия.

В научном функциональном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской.

5. Наличие разнообразной графической информации (таблицы, иллюстрации, графики и т.п.).

Таким образом, стиль текста дипломной работы должен быть строго научным, предполагающим формально-логическое изложение, оперирование научными терминами и понятиями, аргументированность, целенаправленность и законченность. Автором в обязательном порядке должна использоваться терминологическая база, соответствующая предмету исследования. Все термины должны быть объяснены.

Многозначные термины следует использовать в одном значении. При подготовке текста работы нужно соблюдать принцип единства терминологии, то есть не допускать использования синонимичных терминов, кроме случаев, когда это необходимо для пояснения выбора базового термина, а также в цитируемых фразах.

Источник: http://www.easyschool.ru/metod-recomendation/marketing/reklama/8

2.5 Язык и стиль курсовой, дипломной работы

Язык и стиль научной
работы как часть письменной научной
речи сложились под влиянием так
называемого академического этикета,
суть которого заключается в интерпретации
собственной и привлекаемых точек зрения
с целью обоснования научной истины. Уже
выработались определенные традиции в
общении ученых между собой как в устной,
так и письменной речи.

Однако не следует
полагать, что существует свод писаных
правил научной речи. Можно говорить
лишь о некоторых особенностях научного
языка, уже закрепленных традицией.

Наиболее характерной
особенностью языка письменной научной
речи является формально-логический
способ изложения материала. Это находит
свое выражение во всей системе речевых
средств.

Научное изложение состоит
главным образом из рассуждений, целью
которых является доказательство истин,
выявленных в результате исследования
фактов действительности.

Для научного
текста характерна смысловая законченность,
целостность и связность.

Важнейшим средством
выражения логических связей являются:

  • специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);
  • противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);
  • переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдет к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть);
  • итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог, следует сказать…).

В качестве средств
связи могут использоваться местоимения,
прилагательные и причастия (данные,
этот, такой, названные, указанные и др.).
Не всегда такие и подобные им слова и
словосочетания украшают слог, но они
являются знаками, которые предупреждают
о поворотах мысли автора, информируют
об особенностях его мыслительного пути.

Читатель работы
сразу понимает, что слова «действительно»
или «в самом деле» указывают, что
следующий за ними текст предназначен
служить доказательством, слова «с другой
стороны», «напротив» и «впрочем» готовят
читателя к восприятию противопоставления,
«ибо» — объяснения.

В некоторых случаях
словосочетания рассмотренного выше
типа не только помогают обозначить
переходы авторской мысли, но и способствуют
улучшению рубрикации текста. Например,
слова «приступим к рассмотрению» могут
заменить заглавие рубрики. Они, играя
роль невыделенных рубрик, разъясняют
внутреннюю последовательность изложения,
а потому в научном тексте очень полезны.

Читайте также:  Дипломный проект ПГС: курсовая работа и требования к его содержанию

На уровне целого
текста для научной речи едва ли не
основным признаком является
целенаправленность и прагматическая
установка. Отсюда делается понятным,
почему эмоциональные языковые элементы
в научных работах не играют особой роли.

Научный текст
характеризуется тем, что в него включаются
только точные, полученные в результате
длительных наблюдений и научный
экспериментов сведения и факты. Это
обусловливает и точность их словесного
выражения, а следовательно, использование
специальной терминологии.

Благодаря специальным
терминам достигается возможность в
краткой и экономной форме давать
развернутые определения и характеристики
научных фактов, понятий, процессов,
явлений.

Установлено, что
количество терминов, применяемых в
современной науке, значительно превышает
общее количество слов, употребляемых
в литературно-художественных произведениях
и разговорной речи.

Следует твердо
помнить, что научный термин не просто
слово, а выражение сущности данного
явления. Следовательно, нужно с большим
вниманием выбирать научные термины и
определения. Нельзя произвольно смешивать
в одном тексте различную терминологию,
помня, что каждая наука имеет свою,
присущую только ей терминологическую
систему.

Нельзя также
употреблять вместо принятых в данной
науке терминов так называемую
профессиональную лексику, т.е. слова и
выражения, распространенные в определенной
профессиональной среде.

Профессионализмы
— это не обозначения научных понятий, а
условные, в высшей степени дифференцированные
наименования реалий, используемые в
среде узких специалистов и понятные
только им. Это своего рода их жаргон.

В
основе такого жаргона лежит бытовое
представление о научном понятии.

Рассмотрим теперь
грамматические
особенности научной речи,
также
существенно влияющие на языково-стилистическое
оформление текста научного исследования.
С точки зрения морфологии следует
отметить в ней наличие большого количества
существительных с абстрактным значением,
а также отглагольных существительных
(исследование, рассмотрение, изучение
и т. п.).

В научной прозе
широко представлены относительные
прилагательные, поскольку именно такие
прилагательные, в отличие от качественных,
способны с предельной точностью выражать
достаточные и необходимые признаки
понятий.

Как известно, от
относительных прилагательных нельзя
образовать формы степеней сравнения.
Поэтому в тексте при необходимости
использования качественных прилагательных
предпочтение отдается аналитическим
формам сравнительной и превосходительной
степени. Для образования превосходной
степени чаще всего пользуются слова
«наиболее», «наименее».

Особенностью языка
научной прозы является также отсутствие
экспрессии. Отсюда доминирующая форма
оценки -констатация признаков, присущих
определяемому слову.

Глагол и глагольные
формы в тексте научных работ несут
особую информационную нагрузку. Авторы
обычно пишут «рассматриваемая проблема»,
а не «рассмотренная проблема».

Эти
глагольные формы служат для выражения
постоянного свойства предмета (в научных
законах, закономерностях, установленных
ранее или в процессе данного исследования),
они употребляются также при описании
хода исследования, доказательства в
описании устройства приборов и машин
[6].

Основное место в
научной прозе занимают формы несовершенного
вида глагола и формы настоящего времени,
так как они не выражают отношение
описываемого действия к моменту
высказывания.

Местоимения
«что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу
неопределенности их значении в тексте
работ обычно не используются.

Остановимся теперь
на синтаксисе
научной речи.
Поскольку
такая речь характеризуется строгой
логической последовательностью, здесь
отдельные предложения и части сложного
синтаксического целого, все компоненты
(простые и сложные), как правило, очень
тесно связаны друг с другом.

Каждый
последующий вытекает из предыдущего
или является следующим звеном в
повествовании или рассуждении. Поэтому
для текста работы, требующей сложной
аргументации и выявления причинно-следственных
отношений, характерны сложные предложения
различных видов с четкими синтаксическими
связями.

В научной речи
преобладают сложные союзные предложения.

Отсюда богатство составных подчинительных
союзов «благодаря тому что», «между тем
как», «так как», «вместо того чтобы»,
«ввиду того что», «от того что», «вследствие
того что», «после того как», «в то время
как» и др.

Особенно употребительны
производные отыменные предлоги «в
течение», «в соответствии с…», «в
результате», «в отличие от…», «наряду
с…», «в связи с…» и т.п.

Безличные,
неопределенно-личные предложения в
тексте научных работ используются при
описании фактов, явлений и процессов.
Номинативные предложения применяются
в названиях разделов, глав и параграфов,
в подписях к рисункам, диаграммам,
иллюстрациям.

У письменной
научной речи имеются и чисто стилистические
особенности.
Объективность
изложения — основная стилевая черта
такой речи, которая вытекает из специфики
научного познания, стремящегося
установить научную истину.

Отсюда
наличие в тексте научных работ вводных
слов и словосочетаний, указывающих на
степень достоверности сообщения.

Благодаря таким словам тот или иной
факт можно представить как вполне
достоверный (конечно, разумеется,
действительно), как предполагаемый
(видимо, надо полагать), и как возможный
(возможно, вероятно).

Обязательным
условием объективности изложения
материала является также указание на
то, каков источник сообщения, кем
высказана та или иная мысль, кому
конкретно принадлежит то или иное
выражение. В тексте это условие можно
реализовать, используя специальные
вводные слова и словосочетания (по
сообщению; по сведениям; по мнению; по
данным и др.).

Стиль письменной
научной речи

это безличный монолог.

Поэтому изложение
обычно ведется от третьего лица, так
как внимание сосредоточено на содержании
и логической последовательности
сообщения, а не на субъекте.

Сравнительно
редко употребляется форма первого и
совершенно не употребляется форма
второго лица местоимений единственного
числа. Авторское «я» как бы отступает
на второй план.

Сейчас стало
неписаным правилом, когда автор работы
выступает во множественном числе и
вместо «я» употребляет «мы», считая,
что выражение авторства как формального
коллектива придает больший объективизм
изложению.

Однако нагнетание
в тексте местоимения «мы» производит
малоприятное впечатление. Поэтому
авторы научных работ стараются прибегать
к конструкциям, исключающим употребление
этого местоимения. Такими конструкциями
являются неопределенно-личные предложения
(например, «Вначале производят отбор
образцов для анализа, а затем устанавливают
их соответствие по размерам…»).

Употребляется
также форма изложения от третьего лица
(например, «Автор полагает…»). Аналогичную
функцию выполняют предложения со
страдательным залогом (например,
«Разработан комплексный подход к
исследованию…»).

Качествами,
определяющими культуру научной речи
являются точность, ясность и краткость.
Между тем авторы работ не всегда
добиваются точности словоупотребления,
небрежно отбирая слова, которые часто
искажают высказанную мысль. Отсюда
различного рода лексические ошибки,
лишающие научную речь точности и ясности.

Очень часто точность
нарушается в результате синонимии
терминов. Терминов-синонимов в одном
высказывании быть не должно. Плохо,
когда соискатель пишет то «разряжение»,
то «вакуум» или то «водяная турбина»,
то «гидротурбина», или когда в одном
случае он использует слово «томаты», а
в другом «помидоры».

Другое необходимое
качество научной речи — ее ясность.
Ясность —
это умение писать доступно и доходчиво.

Практика показывает,
что особенно много неясностей возникает
там, где авторы вместо точных количественных
значений употребляют слова и словосочетания
с неопределенным или слишком обобщенным
значением.

Очень часто авторы
пишут «и т. д.» в тех случаях, когда не
знают, как продолжить перечисление, или
вводят в текст фразу «вполне очевидно»,
когда не могут изложить доводы. Обороты
«известным образом» или «специальным
устройством» нередко указывают, что
автор в первом случае не знает каким
образом, а во втором — какое именно
устройство.

Во многих случаях
нарушение ясности изложения вызывается
стремлением отдельных авторов придать
своему труду видимость научности.

Отсюда
и совершенно ненужное наукообразие,
когда простым всем хорошо знакомым
предметам дают усложненные названия.

Точность научной речи обусловлена не
только целенаправленным выбором слов
и выражений, не менее важен выбор
грамматических конструкций, предполагающий
точное следование нормам связи слов во
фразе.

Нередко доступность
и доходчивость называют простотой.
Простота изложения способствует тому,
что текст работы читается легко, т.е.
когда мысли ее автора воспринимаются
без затруднений. Однако нельзя
отождествлять простоту и примитивность.

Нельзя также путать
простоту и с общедоступностью научного
языка. Популяризация здесь оправдана
лишь в тех случаях, когда научная работа
предназначена для массового читателя.
Главное при языково-стилистическом
оформлении научных работ состоит в том,
чтобы их изложение было доступно тому
кругу ученых, на которых такие работы
рассчитаны.

Краткость
третье необходимое и обязательное
качество научной речи, более всего
определяющее ее культуру.
Реализация этого качества означает
умение избежать ненужных повторов,
излишней детализации и словесного
мусора.

Каждое слово и выражение служит
здесь той цели, которую можно сформулировать
следующим образом: как можно не только
точнее, но и короче донести суть дела.

Поэтому слова и словосочетания, не
несущие никакой смысловой нагрузки,
должны быть полностью исключены из
текста работы.

Источник: https://studfile.net/preview/5317812/page:8/

Язык и стиль изложения в выпускной квалификационной работе

Поскольку ВКР носит исследовательский характер, то по форме, стилю и языку изложения ее относят к категории научных работ, которые имеют свой профессиональный этикет. И этим признакам ВКР следует уделять самое серьезное внимание.

Научное изложение состоит, главным образом, из рассуждений, цель.

которых является аналитический обзор и критическое рассмотрение теоретических положений в области управления персоналом, относящихся к избранной теме ВКР и доказательства правильности анализа предмета исследования и предложенных проектных решений и рекомендаций. Для научного текста важны его целостность, смысловая законченность и связанность всех разделов и частей.

По грамотности и качеству изложения и оформления текста ВКР судят о научной зрелости и общей образовательной подготовке выпускника. Наличие грамматических ошибок и стилистических погрешностей снижает ценность представленной работы, какую бы значимость она не имела по результатам научных или практических итогов. Вместе с тем, жестких нормативных требований к научному языку нет.

От научного текста требуются ясные и точные формулировки, однозначность высказываний, конкретность, правильное использование общепринятой научной терминологии, отсутствие словесных излишеств.

В научном тексте обязателен точный выбор слов и правильное построение предложений. Один из главных признаков хорошего текста – в нем нет «лишних» слов и из него ничего нельзя выкинуть.

Следует избегать слов не несущих заметной смысловой нагрузки (примерно, может быть, и так, на самом деле, тем не менее, главным образом, вообще и др.)

Но главное требование, предъявляемое к языку научной работы – отсутствие грамматических ошибок. Автор ВКР несет единоличную ответственность за грамотность текста, но на допущенные ошибки должен обратить внимание и руководитель ВКР, подпись которого стоит на титульном листе работы.

Наиболее характерной особенностью языка текста ВКР должен быть формально-логический способ изложения материала требующий смысловой законченности, целостности и связанности текста, логического перехода от одной мысли к другой и от абзаца к абзацу и от предыдущего раздела к последующему.

В каждом абзаце целесообразно излагать одну мысль. Первое предложение абзаца кратко формулирует эту мысль. Следующие предложения поясняют и развивают ее. Последнее предложение служит переходом к следующему абзацу. Размер абзаца не регламентируется.

Читайте также:  Объём магистерской диссертации: как подбираются источники и количество страниц

Но для удобства восприятия при чтении текста желательно размещать не более четырех-пяти абзацев на странице и от пяти до восьми предложений в каждом.

При этом не следует использовать выражения, характерные для разговорного языка, публицистики, молодежный или интернетный жаргон.

Непременным условием объективности приведенного в тексте ВКР материала является необходимость указания на источник откуда взят этот материал. Но при этом нельзя пользоваться порядковыми номерами из списка литературы ВКР как словами для построения фраз.

Например, «В 25 дается определение производительности труда…..» Правильным построением предложения будет: «В монографии В.П. Иванова (25) дается определение производительности труда….

» И хотя цитирование вполне допустимый прием аргументации – приводить слишком много цитат не следует.

Излагать материал следует четко, ясно используя научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях.

Весьма нежелательно употребление в тексте иностранных слов при наличии равнозначных российских терминов и выражений.

Недопустимо применять произвольное сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии в соответствии с государственными стандартами (ГОСТ 2.316) или приведенном в работе перечнем принятых сокращений.

Поскольку стиль письменного текста ВКР – это безличный монолог, то изложение ведется от третьего лица, так внимание должно быть сосредоточено на содержании и логической последовательности, а не на субъекте.

В тексте не употребляется местоимение «я», но и нежелательно частое использование местоимения «мы». Рекомендуется прибегать к конструкциям предложений, исключающим его употребление.

Личный вклад в работу возможно выразить таким образом как : «Автором рассмотрены и классифицированы..», «Автором обоснованы..» и т.п.

Умение четко и ясно изложить имеющийся у выпускника материал создает представление об общей его культуре.

Однообразность и бедность набора слов и выражений может свидетельствовать и о плохой языковой подготовке автора ВКР и о недостаточно глубокой или небрежной проработке им текста и о его нежелании найти стройные и логически обоснованные формулировки.

В значительной степени это можно поправить хорошо подготовленным и тщательно отредактированным докладом при защите работы в ГЭК. Но в этом случае может возникнуть вопрос об авторстве представленного текста (или, наоборот, доклада).

В любом случае с полным текстом ВКР (или по разделам) следует ознакомиться руководителю и дать необходимые замечания, предложения и рекомендации студенту.

СТРУКТУРА, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/34620.html

Правила изложения материала курсовой и дипломной работы

3.1. Структура и содержание разделов дипломной и курсовой работы

Дипломная и курсовая работы, как правило, состоят из следующих разделов: содержания, введения, двух-трех глав (разделов), заключения, списка использованной литературы и приложений. Каждая глава при этом делится на 2 — 4 параграфа (подраздела).

В зависимости от того, носит ли работа аналитический или исследовательский характер, основное внимание в ней (как по существу, так и по объему) должно уделяться, соответственно аналитической или исследовательской части.

Все подразделы дипломной работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава может носить самостоятельный характер.

Внимание! Обязательным требованием к содержанию дипломного сочинения является анализ не только общероссийской, но и местной правоприменительной практики. Он может выражаться в приведении статистических данных[5], аналитических материалов, примеров расследования и судебного разбирательства по конкретным уголовным делам и т.п.

Введение.

В нем дается краткое обоснование выбора темы, ее актуаль­ность, теоретическая и практическая значимость, степень разработанности проблемы, выдвигаемые цели и задачи, объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы, использованные в работе источники информации.

Например, цель дипломной работы может состоять в том, чтобы на основе анализа организационно-правового статуса и правоохранительной деятельности органов внутренних дел выработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства и улучшению практической деятельности этих государственных органов.

Во введении следует также указать какой фактический материал, собранный в период прохождения преддипломной практики, положен автором в основу своего исследования[6]. Введение должно быть лаконичным. Поэтому к нему следует приступать после завершения всей работы — так проще изложить в сжатой форме суть проблемы. Объем не должен превышать более 3 страниц машинописного текста.

Первая главаможет носить теоретический характер (хотя выделение особой теоретической по содержанию главы не обязательно).

В ней на основе подробного анализа юридической литературы по избранной теме дипломник излагает спорные концепции отдельных авторов, дает им критический анализ, излагает свою позицию, обосновывая ее надлежащим образом.

По результатам теоретического анализа следует сделать выводы и определиться в важнейших понятиях избранной темы.

Глава втораяи последующие посвящаются сути исследуемых вопросов, дискуссии с отдельными авторами, анализу действующего законодательства и обобщению юридической практики.

Изложение материала должно основываться на конкретных нормативно-правовых актах, подкрепляться статистическими данными, иллюстрироваться примерами из правоприменительной, прежде всего, местной практики.

Здесь следует обратить внимание на правильность оформления табличного и иллюстративного материала, сопоставимость сравниваемых статистических показателей и иных параметров.

Главы должны быть приблизительно равными по объему, также как и включаемые в них параграфы.

Заключение.Это небольшой (от 3-5 страниц), но очень важный раздел, в котором подво­дятся итоги дипломного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения автора. Основной акцент должен быть сделан на рекомендациях по улучшению практической деятельности государственных и муниципальных органов и совершенствованию законодательства.

В приложении группируются материалы, иллюстрирующие те или иные положения дипломной работы, которые по каким-либо соображениям нецелесообразно приводить в тексте. Например, статистические данные в виде схем или таблиц, бланк анкеты и результаты анкетного опроса (при исследовательской работе), проекты законов и других нормативно-правовых актов, рисунки, схемы, таблицы и т.д.

Приложения брошюруются вместе с дипломным проектом одной книгой. Допускается формирование приложения на CD-R- дисках или в виде слайдов, которые прилагаются к работе и должны быть продемонстрированы.

Если студент в качестве приложения представляет ГАК электронную подборку документов[7], об этом следует сделать отметку во Введении к дипломной работе и в перечне приложений в оглавлении (См. Приложение 4).

Список использованной литературы должен содержать все источники, использованные студентом в ходе написания работы. Этот раздел также может называться «Библиография» и тогда включает список не только той литературы, которую использовал студент при написании работы, а вообще всей литературы по данной теме. Количество источников в списке литературы должно быть не менее 35.

  • Тематика и содержание всех разделов определяется студентом совместно с научным руководителем.
  • Объем курсовой работы составляет от 25 до 30 страниц машинописного текста, дипломной работы – от 70 до 90.
  • Правила изложения текста
  • При изложении текста в полной мере проявляются как уровень теоретических знаний, так и практические умения и навыки студента к самостоятельной про­фессиональной деятельности юриста.
  • Дипломная и курсовая работа юриста должна:
  • — носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
  • — отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, дока­зательности и достоверности фактов;
  • — отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
  • — правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Большую трудность для студента обычно представляет начало написания дипломной или курсовой работы. Здесь очень важен процесс осмысления, «перевари­вания» собранного материала путем его анализа.

На первых порах сложно четко оформить конкретное содержание мысли. Поэтому начальным моментом можно избрать ту главу или параграф, которые наиболее отчетливо представ­ляются автору.

В дальнейшем по мере написания отдельных частей работы, студент сможет изложить и наиболее сложные вопросы работы.

Трудности грамотного изложения нередко вызваны ограниченным словарным запасом автора, неумением последовательно и свободно излагать свои мысли. Поэтому следует добиваться того, чтобы предложения были построены правильно, не содержали логических ошибок, не искажали мысль автора.

Нужно избегать таких безличных оборотов, как «считают», «утверждают», «полагают» и т.п. — необходимо указывать фамилии авторов, ссылаясь на конкретные работы. При высказывании своего мнения допускаются выражения типа: «думается», «представляется», «считаю целесообразным» и т.п.

Теоретические и практические вопросы темы должны быть тесно взаимосвязаны и основаны на анализе законодательства и практики его применения.

Наряду с изучением законодательства и точек зрения по исследуемым вопросам в научной и учебной литературе студент должен сформировать, сформулировать и обосновать собственную точку зрения по рассматриваемым вопросам.

При написании курсовой и дипломной работы обязательно использование примеров из практики в качестве иллюстраций.

Как уже отмечалось, особенно поощряются примеры местной, региональной правоприменительной практики.

Помимо изложения фабулы дела и иных обстоятельств в тексте самого сочинения, можно сделать сноску на прилагаемый CD-R-диск с электронной учебной директорией[8].

Каждая новая мысль автора работы начинается с красной строки. Абзацы и предложения не должны быть громоздкими. Каждый последующий абзац должен логично вытекать из предыдущего материала и являться их продолжением. Каждая новая глава, а также введение и заключение должны начинаться с новой страницы.

Следует помнить о правилах цитирования. Цитировать можно лишь изученные студентом источники, поэтому недопустимо «цитирование» по работам других авторов (правила оформления цитат см. ниже). Также избегайте объемных цитат, но студент не должен стесняться анализировать мысли ученых, их высказывания по исследуемой проблеме.

Источник: https://lektsia.com/5×6723.html

Ссылка на основную публикацию