Причины плохой успеваемости: три вида психологических вопросов и способы решения проблемы

Неуспеваемость в начальной школе может сформироваться вследствие самых разных факторов. Причинами могут стать частые болезни, смена учителя, врождённая застенчивость или непростая ситуация в отношениях с одноклассниками.

Для удобства выделяют три группы факторов, определяющих появление проблем с обучением у детей в начальной школе: психологические, педагогические и патологические.

Причины плохой успеваемостиЗа партой не всем легко удается сконцентрироваться на обучении

Первоклассник в школе сталкивается с очень сложной задачей – ученику нужно просидеть на месте целый урок, занимаясь активной познавательной деятельностью.

Он вынужден усваивать информацию не в игровом формате, а с помощью самостоятельного и сосредоточенного анализа.

Зачастую это не всем дается легко: возникают проблемы с обучением, которые психологи объясняют целым рядом причин психологического характера.

Три вида психологических причин

Процесс обучения внешне кажется пассивным, так как школьник сидит на месте, читает, слушает, пишет, что-то говорит.

Тем временем ребёнок пытается задействовать все возможные ресурсы внимания, понимания, памяти и мышления. Не все дети имеют набор перечисленных когнитивных способностей.

И это первая психологическая причина, по которой ребёнок не успевает за остальными.

Второй психологический факторнеумение ребёнка контролировать, регулировать и правильно использовать имеющиеся когнитивные ресурсы в учебной деятельности.

Процесс обучения требует концентрации внимания, умения запоминать конкретные моменты, систематизировать полученные знания, воспроизводить их и при необходимости применять на практике.

При отмеченных у ребёнка нарушениях его внимание и память остаются произвольными, они не поддаются контролю.

Третья причина неуспеваемости – отсутствие, недостаточность или неправильность мотивации. Учёба, как и любой другой вид деятельности, должна поддерживаться побуждающими факторами, внутренними или внешними.

Виды мотивации

  • К внутренней мотивации относится личное стремление ребёнка удовлетворить свой интерес, найти решение задачи и изучить окружающий мир. Потребность узнавать что-то новое изначально заложена в каждом, но насколько в нем будет развита жажда знаний зависит от среды, в которой человек растёт.
  • Внешние мотивы подразумевают участие окружающих в познавательном процессе, а точнее, их реакция на проделанную ребёнком работу. Родители и учителя практикуют порицания и похвалу, разные награды и всевозможные санкции. Немаловажен фактор мнения одноклассников, которое может как занизить детскую самооценку, так и подлить огня в зарождающийся костёр тщеславия.

Недостаток внешних и внутренних мотивов приводит к полному отсутствию заинтересованности ученика в решении задач.

Педагогическая запущенность

Помимо перечисленных психологических факторов неуспеваемости выделяют ещё один – так называемую «педагогическую запущенность». Она является результатом недостаточной социализации ребёнка.

Окружающие взрослые не принимали должного внимания воспитанию малыша, что стало причиной безнадзорности.

В итоге – целый спектр таких специфических качеств, как недостаток мотивов обучения, неспособность к интеллектуальной активности, элементарная неаккуратность.

Педагогические факторы неуспеваемости

Причины плохой успеваемостиАтмосфера в школе и классе не всегда благоприятно сказывается на успеваемости

К педагогическим факторам относят всю систему обучения, которая касается ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности в школе. В эту систему входит

  • учебная программа,
  • состав класса,
  • характеры одноклассников,
  • отношения с учителями,
  • количество и продолжительность уроков,
  • первая или вторая смена и т.д.

Причины плохой успеваемостиПри нарушениях психического развития успеваемость возможно подтянуть в рамках программы психолого-педагогической коррекции

К объективным причинам неуспеваемости детей в школе относят те или иные нарушения в психическом развитии ребёнка.

Они включают в себя наиболее распространённые отклонения и задержки развития психики и локальные поражения центральной нервной системы, которые приводят к устойчивым отклонениям в письме (дисграфия), чтении (дислексия) и счёте (дискалькулия).

Нарушения в развитии детской психики можно разделить на три основные группы:

  • нарушения познавательной функции;
  • нарушения в личностном развитии;
  • нарушения в сфере отношений с обществом.

В одном ребёнке может развиваться целый комплекс отклонений из всех трёх групп, только проявляться они будут в разной степени.

Грамотная и углубленная диагностика приводит к выявлению основной причины отклонений в психике ребёнка, что, в свою очередь, помогает определиться с наиболее эффективной программой психолого-педагогической коррекции.

Дефекты в познавательной деятельности представляют собой широкий спектр отклонений, начиная с минимальных в функционировании органов чувств, которые воспринимают информацию извне, и заканчивая олигофренией, умственной отсталостью.

Сюда же относятся нарушения, связанные с задержкой психического развития (ЗПР). Отличительной чертой ЗПР является несоответствие интеллектуальных и эмоциональных навыков возрасту ребёнка.

Эти отклонения могут проявляться в следующем:

  • недостаток элементарных знаний об окружающей среде;
  • отсутствие представлений о пространственно-временных понятиях (направление движения, разнообразие цвета, количество, время суток, форма и т.д.);
  • неумение контролировать свою умственную деятельность: концентрироваться на предмете, запоминать, воспроизводить и т.д.);
  • стремление к времяпрепровождению в формате игры, а не в процессе обучения.

Стоит понимать, в чём заключается главное отличие олигофрении от задержки психического развития. Олигофрения – диагноз детей с поражённым участком головного мозга, а ЗПР поддаётся коррекции и при правильном подходе специалиста вероятна полная «реабилитация» ребёнка.

Заключение

Начальная школа – это всегда непростой этап.

Для детей в эти годы многое меняется – от привычного круга друзей в детском саду и игровой площадке во дворе до совершенно иным образом устроенных будней, в которых ребенку приходится проявлять упорство в постижении различных школьных дисциплин и соблюдать пока еще не совсем органичные для него нормы поведения при общении со сверстниками и учителями. К тому же ситуация может быть «отягчена» факторами, которые мы обозначили в нашем обзоре. Поэтому следует быть более терпимым к проявлениям неуспеваемости ребенком. Прежде чем отругать его или наказать, нужно тщательно разобраться в ситуации и помочь спокойно преодолеть трудности.

Источник: http://defektologpro.ru/obuchenie-i-vospitanie-v-shkole/prichiny-neuspevaemosti-v-nachalnoj-shkole.html

Плохая успеваемость в школе — не приговор!

Как часто приходится слышать от родителей школьников: «Так плохо учится! Я просто не знаю, что с ним делать!»  Дорогие друзья! Плохая успеваемость – совсем не приговор, это проблема, которая решаема. Есть несколько причин плохой успеваемости в школе, и сейчас мы попробуем разобраться в них вместе с  женским сайтом  sympaty.net .

Причины плохой успеваемости

Причина первая: низкая самооценка ребенка

В семье с ранних лет должно быть принято особым образом реагировать на познавательную деятельность малыша – всегда одобрять и поощрять действия ребенка, направленные на его самовыражение и развитие.  Особенно это важно в ранние годы жизни и в младшем дошкольном возрасте.

Если родители упустят такой замечательный шанс — поднять самооценку ребенка еще до школы, то уже в школе учителям это будет сделать практически невозможно, и результатом может стать в том числе и плохая успеваемость в школе.

А хорошая самооценка – это очень важно! По сути, это фундамент для строительства личности. «Красивая и Успешная» посвящала этому важному вопросу отдельную статью.

Для ребенка очень важно, чтобы родители понимали и одобряли его.

Например, мальчик рисует очень странные картины, на первый взгляд, они слишком мрачные, лишенные всякой гармонии. Сюжет такой картины может быть вызван личными переживаниями, связанными с  неприятием сверстников, неумением проявить свои лидерские качества и низкой самооценкой. Мама или папа будут встревожены тем, что увидят на картине череп, черные тучи, гору из костей и т.п.

Что можно посоветовать при этом?  Лучшим советом будет одобрение картины несмотря ни на что.

  • Можно заметить, что сюжет оригинален, что удачно подобраны цвета и череп изображен с удивительной точностью.
  • Одобрение – это не просто поддерживающий жест, это мощный стимул для того, чтобы поднять самооценку ребенка.
  • С другой стороны, никогда не позволяйте себе ругать ребенка таким образом, чтобы он сделал вывод, что он бездарный, неспособный, ущербный, что плохая или посредственная успеваемость в школе – его крест.

Исключите из вашей речи отрицательную частицу «не», объясняйтесь вежливо, не унижая достоинства маленького человека. При посторонних говорите следующее: «Она просто иначе поняла задание», «Он по-своему посмотрел на ситуацию» и т.д., даже в мелочах.

Причины плохой успеваемости

Причина вторая:  недостаточное развитие внимания

Развитие внимания также очень важно для решения проблемы плохой успеваемости и будущих школьных успехов. Родителям желательно с раннего детства формировать у своего ребенка способность к концентрации внимания. Для этого есть масса нехитрых упражнений, их можно выполнять вместе каждый день в форме игры.

Подойдет также любая игра на развитие интеллектуальных способностей, а их сейчас в продаже множество. От родителей требуется только найти время и проявить заботу и любовь к малышу.

Знайте, что внимание можно развить, а это уже серьезный шаг к успеху.

В такие замечательные игры, как шахматы, настольное лото, ребусы и кроссворды, Эрудит, викторины, ребенок никогда не откажется  играть с родителями!

Причина третья: стремление быть первым

Каждый малыш в коллективе стремится быть первым – самым быстрым, самым умным, самым ловким. Это желание заложено в него природой и называется стремлением к лидерству.

Если ребенок не смог стать первым в каком-то соревновании – не беда, помогите ему найти то занятие, в котором он проявит свои лидерские качества. Это поможет ему бороться с плохой успеваемостью и прийти к успеху и в других школьных предметах, потому что он будет знать, что он способный, что он  может добиться успеха.

  1. Мы возвращаемся к тому, что нужно больше общаться с ребенком, чтобы понять его сильные и слабые стороны и помочь ему определиться с интересами в учебе и в жизни.
  2. Плохая или посредственная успеваемость ребенка не должна портить ваши с ним отношения.
  3. Просто надо дружить с ним – и все получится!
Читайте также:  Как быстро написать курсовую и дипломную работу? как написать курсовую работу за 1 день (за 2 - 3 дня), за неделю.

Причины плохой успеваемости

Причина четвертая: отрицательные ожидания учителя

К сожалению, достаточно часто встречается учитель, который заранее как бы ожидает от вашего ребенка негативных действий и плохой успеваемости. Причины этого могут разные – по какой-то причине ваш сын или ваша дочь не понравились педагогу, создали о себе негативное первое впечатление.

А ребенок – это зеркало для взрослых, чего от него ожидают, то и получается в итоге. Это очень серьезная проблема наших школ.

Бегите от такого учителя, даже если вы договоритесь с ним, ребенок уже не изменит соответствующего  отношения к учебе и будет бороться со следствием – плохой успеваемостью.

Педагог для детей  – это вожак, сильный авторитет и лидер, особенно в начальной школе. Поэтому родителям надо внимательно присмотреться к учителю.

Каковы ожидания учителя в отношении вашего ребенка?  В любом случае, вы это поймете только спустя некоторое время.  Если вы увидели, что ожидания отрицательные, делайте выводы.

Немного из личного опыта. Я переводила своего сына несколько раз и не жалею. В конце концов, ему встретился педагог, которой я бесконечно признательна, и мой сын из троечника превратился в  отличного студента!

Источник: https://www.sympaty.net/20131125/ploxaya-uspevaemost/

Что делать родителям, если у ребенка плохая успеваемость в школе?

Если ребёнок хронически отстаёт в обучении, для родителей и для его учителей это становится большой проблемой. Но каковы бы ни были причины плохой успеваемости в школе, всегда есть способы решения возникших трудностей.

Первое, что должны сделать взрослые – определить природу неуспеваемости, понять, ребёнок не имеет способностей к учёбе или не хочет учиться. И уже потом искать методики обучения, которые помогут исправить положение вещей.

Трудности в учёбе – реальные и какими их видят взрослые

Родитель и даже преподаватель не всегда объективно оценивает причины детской неуспеваемости. Взрослые любят списывать отставание в учёбе на детскую лень, генетический фактор, отсутствие у детей задатков к некоторым предметам (например, к математике), несовершенство системы образования.

Реальные причины плохой успеваемости в школе:

  • отсутствие интереса, мотивации, понимания смысла в занятиях;
  • недостаточное развитие познавательных способностей или отсутствие навыков применения своих способностей с целью получения знаний;
  • отставание в развитии психических функций: мышления, памяти, внимания;
  • завышенные требования, давление со стороны родителей, преподавателя;
  • психологическая напряжённость, связанная с неблагополучной семейной обстановкой;
  • трудности социальной адаптации;
  • высокие учебные нагрузки;
  • особый тип темперамента.

Бывают даже случаи, когда ученик начальной школы не может решить задачу просто потому, что ещё недостаточно хорошо освоил навыки чтения, то есть он не может бегло прочитать и понять условие.

Однако же все перечисленные причины можно объединить в три основные группы: познавательные способности, мотивация и психоэмоциональное состояние. А значит, учёба и воспитание ребёнка должны начинаться с его интеллектуальной и психической подготовки к будущему обучению, как это делает Школа ментальной арифметики Соробан.

Плохая успеваемость в школе: как помочь ребёнку

К сожалению, школьные преподаватели редко становятся союзниками родителей в борьбе с детскими проблемами в учёбе. Плохая успеваемость одного ученика принимается как данность со всеми вытекающими последствиями.

Выход из ситуации приходится искать самостоятельно. На помощь приходят развивающие курсы для детей, такие, как уроки в центре ментальной арифметики Соробан.

Подобные занятия помогают ребёнку в развитии слабых сторон интеллекта, например:

  • концентрации внимания;
  • памяти;
  • гибкости мышления;
  • аналитических способностей.

Дошкольное развитие ребёнка, занятия на дополнительных курсах способствуют социализации детей, приобретению ими опыта взаимодействия с учителями, коллективной работы.

В большинстве своём внешкольные центры обучения (в том числе и школа устного счёта Соробан) используют передовые методы преподавания. Они учитывают интересы детей, особенность восприятия ими информации, предназначены, чтобы мотивировать малышей и школьников на успешное обучение.

Советы родителям по улучшению школьной успеваемости ребёнка

Переживания родителей по поводу плохих оценок ребёнка – ничто по сравнению с тем, что переживает сам школьник.

Для него учёба занимает чуть ли не главное место в жизни и если что-то идёт не так, нарастают тревоги, сомнения насчёт своих способностей, страх подвести родителей.

Часто взрослые подливают масло в огонь, устанавливая завышенную планку для детей, проявляя недовольство по поводу успехов малыша.

Представьте себе: плохая успеваемость ребёнка в школе – дело рук его воспитателей. Так что, если хотите вырастить гения, для начала измените своё отношение к обучению.

Как стимулировать ребёнка на учёбу?

  1. Создать максимально комфортные условия для обучения: удобное рабочее место, отсутствие отвлекающих факторов.
  2. Уделить внимание дошкольному развитию ребёнка, развивать его математические и творческие способности, формировать мировоззрение, расширять круг интересов.
  3. Позаботиться о развитии полезных для учёбы привычек: соблюдение режима дня, отдых после уроков, чередование разных видов деятельности (физической и умственной, учебной и творческой).
  4. Заинтересовать ребёнка в учёбе. Это самое важное условие, так как дети успешно осваивают именно те знания, умения, которые их по-настоящему увлекают.
  5. Научить самостоятельно, без напоминания выполнять свои учебные обязанности, то есть развивать трудолюбие, дисциплину, ответственность.
  6. Замечать и высоко оценивать успехи ребёнка. А вот критиковать, ругать, сравнивать с другими детьми категорически нельзя.
  7. Создавать ситуации, когда ребёнок чувствует свой успех.Сначала это будут достижения в делах, которые получаются у малыша лучше всего. Но каждая победа закрепляет уверенность, мужество браться за новые, незнакомые дела.

Японская методика скоростного устного счёта

Выбор центра устного счёта в качестве помощника для профилактики и даже борьбы с плохой успеваемостью ребёнка в школе не случаен. Школа устного счета Соробан знает как помочь вашему ребенку.

Ментальный счёт Соробан развивает:

  • способности, которые нужны школьнику в учёбе;
  • волевые качества и самодисциплину, вырабатываемые в результате регулярных тренировок на счётах;
  • уверенность и мотивацию к дальнейшему развитию, основанную на собственных успехах в быстром устном счёте;
  • способность легко адаптироваться в непривычных условиях (общение с педагогом, знакомство и взаимодействие с другими детьми);
  • интерес к познавательной деятельности (уроки в Школе Соробан демонстрируют детям, что учиться не только полезно, но и весело).

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/parentsteaching/163757-chto-delat-roditelyam-esli-u-rebenka-plohaya-uspevaemost-v-shkole.html

12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника  

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.
Читайте также:  Примеры заключений дипломных и курсовых работ: обзоры текстов и основные ошибки

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика.

Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей.

Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

Источник: https://pedsovet.su/publ/47-1-0-4793

Причины плохой успеваемости в школе. Статья. Воспитание ребёнка.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы.

Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребёнка и сделать всё возможное, чтобы школа со своими жёсткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни. Проблема школьных трудностей поднимается во всём мире.

Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью, само по себе не так страшно.

Негативные последствия сказываются на формировании личности ребёнка:

  • снижают его самооценку,
  • смиряют ребёнка с неуспехом, неспособностью,
  • делают его пассивным, равнодушным к учёбе, либо негативно настроенным на любое обучение.

Успеваемость в школе не всегда является показателем уровня интеллекта. Бывают очень яркие одарённые дети, у которых не получается добиться успеха и признания в школе. Если учащийся старается изо всех сил, но при этом прогресс в учёбе не очевиден, причиной этому могут быть более глубокие проблемы.

Причинами школьных затруднений, по мнению нейропсихологов и детских психологов, становится не отсутствие каких-либо знаний, навыков, и не лень, а более глубокие проблемы. Успешно учиться и общаться, в первую очередь, должен быть готов организм ребёнка: успех базируется на его здоровье.

Биологические причины плохой успеваемости (наследственные факторы, осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов, соматические заболевания в раннем возрасте, индивидуальные особенности мозговой организации психических функций).

Мозговые процессы, отвечающие за овладение моторными навыками, также отвечают и за способность к обучению.

Моторные навыки и способность к обучению целиком и полностью зависят от эффективности сенсорной обработки.

Если ребёнок не способен правильно интегрировать информацию от органов чувств, то, скорее всего, у него будут проблемы с обучением. Как раз этот недостаток и является первопричиной неуспеваемости.

Средовые факторы, способные вызвать трудности в обучении (педагогическая запущенность, гиперопека, бедность предметной среды, окружающей ребёнка, недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития, незнание или непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребёнка).

К средовым причинам школьной неуспеваемости так же относится такой фактор, когда в погоне за более высокими оценками все больше школ отказываются от физического воспитания и перерывов.

Учитывая влияние физической активности на познавательную деятельность, этот подход лишён смысла.

Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, доставляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц, она также стимулирует выработку протеина, который способствует созданию нейронных связей.

И сама школа является крупным источником стресса, особенно для правополушарных детей с плохой академической успеваемостью.

Обучение, ориентированное на левополушарное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно ведёт к стрессу, который является психофизиологической реакцией организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы.

Установлено, что дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систему.

Кроме того, стрессам способствует постоянная угроза наказания за ошибочные ответы и действия. Ситуацию, происходящую с детьми в школах, Р.И.

Айзман выразил так: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке».

Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия, что является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Это особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа».

Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребёнка. Во время стресса развитие и миелинизация нервных путей происходят только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в лимбической системе и неокортексе ограничивается.

Постоянное воздействие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в основном в правом полушарии и стволе мозга, в симпатической нервной системе. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы.

Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно гиппокампа лимбической системы, непосредственно участвующего в обучении и запоминании.

Например, нейротрансмиттер адреналин, который также выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу или бегство.

В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия максимально увеличивается.

Во время постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильными, а внутренние — слабыми и растянутыми. Этот рефлекс периферического зрения сформировался в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности. Движение глаз ребёнка является значимым фактором развития.

Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребёнок обязательно будет испытывать трудности во время чтения и понимания прочитанного (К. Ханнафорд).

Кроме того, информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия,который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, выпрямлению и отведению колен назад.

Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц.

Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носочках. К.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/prichiny_plohoy_uspevaemosti_v_shkole_1/?not_mobile=0

«Причины слабой успеваемости школьников»

(теоретические положения по проблемам слабоуспевающих и неуспевающих детей)

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам — это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.

Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано? Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей.

Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения.

Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Читайте также:  Второе высшее образование: поступление и направления, стоимость обучения

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить? Чему учить? Как учить?

  • Кого учить?
  • Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
  • Особенности неуспевающих учащихся
  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя — предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого — низкий уровень интеллекта

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

  • 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
  • 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
  • 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;
  • активизировать самостоятельное мышление;
  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
  • выстраивать позитивные отношения с группой;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»).

Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания.

Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения.

Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно.

Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;
  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
  1. Чему учить?
  2. Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
  3. Как учить?
  4. Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
  5. Как повысить работоспособность:
  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки — тренажеры.
  • Творческие задания.
  • “карточки-информаторы”,
  • “карточки-с образцами решения”,
  • “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка:
  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении.
  • При проверке домашнего задания.
  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой.

Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.

Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Например, попросите узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?” Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.

Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы?

Вот несколько вариантов сказать ученику: «Ты молодец!».

Да ты умничка!Ты очень постарался! Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!Благодарю за работу!Ты меня порадовал!Уже намного лучше!Горжусь тобой!Грандиозно!Поздравляю, молодец!Продолжай также хорошо работать.Самое главное – это снятие страха.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/prichiny_slaboi_uspievaiemosti_shkol_nikov

Ссылка на основную публикацию