Проблема исследования в дипломной работе: пример текста и его содержание

Каждая выпускная квалификационная работа должна содержать практическую часть, отражающую проведённое студентом исследование.

Конечно, в зависимости от специальности и целей диплома эта часть может значительно различаться, но, в любом случае, её цель – показать на каком материале вы попытались раскрыть тему практически и какие выводы из этого сделали.

Чтобы всё было чётко и наглядно, важно знать основные правила оформления практического исследования. О них мы и поговорим.

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Из чего состоит практическое исследование?

Большинство практических исследований начинается с подбора техник и методик, при помощи которых вы будете выполнять эту часть работы.Что такое методы исследования мы рассказывали в статье. Методики подбирают в соответствии с целями и задачами исследования (эти цели и задачи вы поставили ещё во Введении). При этом разумно будет объяснить, почему именно эти инструменты вы выбрали.

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Основная часть практического исследования разделяется на два блока:

  1. Описание исследования.
  2. Анализ результатов исследования.

Заключительная часть исследовательской работы будет содержать предложения и рекомендации, которые вы дадите, опираясь на результаты проведённой работы.

Описание исследования

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Описание исследования может иметь разный вид, в зависимости от выбранных методик и задач. Оно может быть в виде:

  1. Представления результатов исследовательской работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.
  2. Приведения цитат, примеров из исследуемой документации.
  3. Приведения цитат из протоколов исследования.
  4. Выделение наиболее типичных свойств и проявлений исследуемой проблематики.
  5. Перечисления сложностей, которые возникли при проведении практического исследования.

В любом случае это чётко структурированный и наглядный материал, отражающий суть проведённой вами работы.

Анализ результатов

Если в предыдущем блоке мы просто отразили то, что у нас получилось в ходе практической работы, то здесь мы должны проанализировать все отражённые выше моменты. Причём делать это желательно в той же последовательности, что и раньше.

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Анализ может содержать:

  1. Определение соответствия полученных результатов ожиданиям или имеющимся в науке данным.
  2. Объяснение полученных данных с точки зрения научных теорий, рассмотренных в теоретической части.
  3. Выявление основных и характерных психологических особенностей на основе полученных данных.
  4. Сравнение полученных данных в разных исследуемых группах (например, при проведении констатирующего и организующего экспериментов).

Если при проведении экспериментов мы получили разные данные, противоречащие друг другу, самое время отметить это и попытаться понять, почему так получилось. Постарайтесь не обходить этот момент, так как в противном случае ваше практическое исследование будет выглядеть недоработанным.

Как оформить таблицы в практической части ВКР?

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Чтобы таблицы смотрелись органично в практической части диплома, их нужно правильно оформить. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Все таблицы должны быть в едином стиле.
  2. Все таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Название таблицы пишется вверху, перед таблицей, и часто выравнивается по правому краю. В тексте обязательна ссылка на номер таблицы.
  3. Чтобы таблицы было легко воспринимать, позаботьтесь об их компактности. Не нужно в таблице использовать полуторный интервал и абзацные отступы, как в основном тексте работы. Для таблиц более приемлем одинарный интервал. Если таблица большая, не обязательно набирать её 14 размером шрифта. В таблицах допускается использовать шрифт 12 пт. Если есть возможность, разбейте громоздкую таблицу на несколько более мелких.
  4. Объединяйте в таблицы графы с одинаковым названием одним заголовком.
  5. Не забудьте прописать в заголовке единицы измерения, если под этой графой располагается столбец с числовыми данными.
  6. Форматируйте строки столбца одинаково. Например, если в первой строке после шапки идёт форматирование по левому краю, то и в строках ниже тоже должно быть такое же форматирование. Числовые данные лучше форматировать по центру.
  7. Следите, чтобы в таблице не оставалось пустых строк и столбцов.
  8. Если необходимо перенести таблицу на другую страницу, укажите перед ней: «Продолжение таблицы…». Шапку таблицы лучше воспроизвести, чтобы было понятно что к чему.

Как оформить рисунки в дипломе?

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Графики и диаграммы тоже оформляют по определённым правилам.

  1. Рисунки тоже все нумеруются и озаглавливаются, но, в отличии от таблиц, номер и подпись ставится под рисунком.
  2. Графики и диаграммы оформляют в одном стиле и в одной цветовой гамме. Например, если вы первую диаграмму привели плоскую, вам не стоит вторую делать объёмную.
  3. На графиках и диаграммах нет смысла размещать много плохо читаемого текста. Лучше по возможности сократить текст, а информацию вынести в описание или в Приложение.
  4. Диаграммы и графики не должны быть слишком мелкими – на них будет невозможно что-то рассмотреть. Но и делать излишне крупные рисунки, чтобы «растянуть» объем работы, не следует: преподаватель, скорее всего, попросит вас исправить это.
  5. Рисунки лучше выравнивать по центру страницы.

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Если в практической части накопилось слишком много материала, часть его следует вынести в Приложения. Не забудьте сделать на это ссылку в тексте.

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

В целом же правильно оформленное исследование может вызвать приятный отклик у проверяющих работу. Поэтому не ленитесь и поработайте над его оформлением.

Источник: https://tebezachet.ru/blog/diplomnaya/kak-oformit-prakticheskoe-issledovanie-v-diplomnoj-rabote

Степень разработанности проблемы

Проблема исследования в дипломной работе. ПримерВажным элементом введения в диссертацию является степень научной проработанности темы, либо, иначе говоря, степень разработанности проблемы.

Этот раздел несёт в себе важное значение – он характеризует научный кругозор соискателя, а также чётко обозначает, кто занимался подобными исследованиями в данном или аналогичном научном направлении раньше.

Показывается, какие работы имели место быть, какие вопросы были рассмотрены, а какие так и остались неизученными. Также именно за счёт степени разработанности проблемы определяется место данного диссертационного исследования в той или иной области знаний.

Форма

Степень научной проработанности темы/разработанности проблемы – это, по сути, краткий перечень пробелов и ключевых недоработок в сфере, которая исследуется. Именно их и должна компенсировать диссертация с её задачами исследований.

Чтобы отобразить степень научной проработанности темы, необходимо во введении:

  • перечислить тех авторов, которые имели прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу;
  • охарактеризовать вопросы, которые были уже рассмотрены этими авторами;
  • обозначить вопросы, что только ещё требуют рассмотрения (по мнению соискателя).

Каких авторов включить?

Необязательно включать в список всех известных исследователей, которые только занимались данным вопросом. Достаточно привести лишь наиболее известных.

Если список всё равно выходит более объёмным, чем хотелось бы, то достаточно указать лишь их часть, после чего добавить приписку «и др.».

Также неплохо включить в перечень учёных кафедры, к которой прикреплён соискатель, а также членов диссертационного совета, на котором диссертация будет защищаться.

Как группировать авторов?

Для удобства список упоминаемых авторов составляется в алфавитном порядке. Зарубежные учёные, которые исследовали данную проблему, как правило, обособляются.

Если в диссертации рассматриваются сразу несколько направлений исследования, то по этим же направлениям необходимо сгруппировать авторов, приписав, какие вопросы они рассматривали и какие пробелы так и не были исправлены.

Вообще, как правило, степень научной проработанности разделяется на два или три подраздела, где сначала упоминаются учёные, что ранее занимались подобного рода исследованиями, а потом уже более современные учёные.

Типовые фразы

Когда описывается степень разработанности проблемы, то в той части, где перечисляются исследователи, применяются следующий фразы, либо аналогичные им:

  • В последние годы проблеме/тематике… уделяли внимание…
  • Важный/существенный вклад в изучение/исследование проблемы… внесли…
  • Проблемам повышения продуктивности/эффективности… посвящены работы/труды таких авторов …

Определенное влияние на решение проблемы… оказали такие авторы…

Когда описывается краткая характеристика проделанных работ, применимы такие фразы, либо аналогичные им:

  • Их работы в немалой/существенной/значительной мере способствовали изучению/исследованию…
  • Их работы содержат фундаментальные основы…
  • В этих/данных/рассматриваемых работах отражен характер…

Наконец, фразы, применяемые в разделе описания пробелов, могут быть примерно таковыми:

  • Однако в трудах/работах этих ученых не рассматриваются…
  • В значительной/наибольшей части эти исследования охватывают только/лишь…, не учитывая/не принимая во внимание/не рассматривая…

Данные работы не могут быть в чистом/текущем виде применены для решения…, так как …

Примеры изложения степени научной разработанности проблемы

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Степень разработанности по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»

Проблема исследования в дипломной работе. ПримерПроблема исследования в дипломной работе. ПримерПроблема исследования в дипломной работе. Пример

Источник: http://FirstEdu.ru/stepen-razrabotannosti-problemy/

Проблемы в дипломной работе (проблематика)

Проблема – достаточно сложный вопрос теоретического или практического характера, требующий решения. Проблема решается на протяжении всей выпускной квалификационной работы (ВКР), а не отдельных её элементов.

Задачей студента-дипломника является поиск решения поставленной им же во Введении проблемы, иными словами, задав вопрос в начале своей исследовательской работы, «на выходе» Вы должны получить аргументированный и обоснованный ответ на него (указывается в Заключении).

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Основная сложность заключается непосредственно в самой формулировке проблемы, ведь необходимо использовать научную терминологию, избежав при этом двусмысленности.

Для правильного выявления проблемы диплома необходимо в достаточной мере владеть информацией по данной тематике: изучить мнения ученых по данному вопросу, к какому выводу они пришли, но самое главное, понять для себя, что нового Вы можете предложить для разрешения данного вопроса.

Определить проблему – это еще половина задачи, актуальность проблемы также не менее важна.

Цель и задачи, предмет и объект исследования также необходимо связать с проблематикой Вашего исследовательского труда. Постарайтесь правильно распределить своё время, силы и возможности.

Читайте также:  Основные трудности в написании магистерской: частые ошибки и просчеты

Для лучшего понимания сути проблемы следует разбить её на более мелкие составляющие, ведь вся дипломная работа, по сути, построена на совмещении практических и теоретических аспектов. Заметим, что проблема может быть как узконаправленного характера, так и в рамках мирового масштаба (иметь практическое значение для промышленности, медицины и др.).

К сожалению, нет определённого алгоритма написания проблемы, однако можно выделить общие рекомендации:

  • изучить в полном объёме всевозможный теоретический материал, включая статьи, различные специализированные журналы, рубрики, научные издания, материалы научно-практических конференций, бизнес-порталы и иные Интернет-источники;
  • пообщаться с профессионалом в данной сфере, к примеру, принять участие в онлайн-конференции с участием специалиста (если есть таковая возможность);
  • естественно, проконсультироваться с Вашим непосредственным научным руководителем.

После проделанной работы Вам необходимо самому себе ответить на ряд очень важных вопросов:

  • понимаете ли Вы проблему или же для Вас это бессмысленный набор слов?
  • интересует ли вообще Вас эта проблема?
  • хватит ли у Вас информации, чтобы наиболее полно изучить исследуемую сферу?
  • можете ли Вы уже сейчас предложить 2-3 идеи о том, как разрешить выдвинутую проблему?

Если на все ответы Вы безоговорочно можете ответить «Да», то, считайте, выбор сделан правильно, дипломная работа уже у Вас «в кармане»!

Ну а если же Вы хотя бы на один из вопросов ответили отрицательно, то не стоит даже и пытаться браться за решение данного вопроса, ни к чему хорошему это не приведёт.

В завершении подкрепим вновь полученные знания конкретным примером. Для этого мы предоставим Вам образец оформления проблемы из реальной дипломной работы с оценкой «отлично».

Примеры проблемы по разным специальностям

По менеджменту: В настоящее время главным фактором конкурентоспособности и эффективности экономических систем в рыночных условиях является наличие трудовых ресурсов, способных решать весь комплекс внутрифирменных задач. В решении этой проблемы существенную роль играют системы повышения квалификации персонала.

По таможенному делу: Сложность решения проблемы улучшения организации труда государственных служащих в таможенных органах обусловлена тем, что у государства в период реформирования экономики стоит проблема острой нехватки финансового и кадрового ресурсов, а самое главное требует развития квалифицированный менеджмент, чтобы путем научных изысканий с этим бороться.

По муниципальному управлению: В последние десятилетия в России наблюдается спад рождаемости, и демография стала серьезной проблемой государства. На демографическую ситуацию сильно повлияли те изменения, которые произошли в массовом сознании.

В последние десятилетия в нашей стране резко изменилось отношение к семье. Предпочтения молодежи часто склоняются в пользу бездетной или однодетной семьи.

Источник: https://Vakademe.ru/information/problemy-v-diplomnoj-rabote.html

Проблема дипломной работы

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

При написании дипломного исследования студент задается множеством сопутствующих вопросов: как сформировать предмет и объект исследования, как определить цели и задачи работы, как обосновать актуальность и научную значимость труда.

Все эти вопросы имеют отношение лишь к одной част дипломного проекта- к введению.

Помимо всех выше перечисленных вопросов, в введении раскрывается еще один очень важны аспект дипломного исследования- проблема, поставленная перед изысканием.

К сожалению не каждый студент разбирается в вопросе постановки проблематики дипломной работы. для постановки проблемы в научном исследовании следует обратить внимание на то , что дипломная работа просто призвана решать научные проблемы, которые могут быть как заранее известными, так и рождаться в ходе исследования.

Именно вокруг поставленной проблемы развиваются исследования дипломной работы. без верно определенной проблемы выбранной темы исследовательский труд нельзя назвать полезным и имеющим значимость для научной сферы.

Три составляющих постановки проблемы

  1. Проблема – это нерешенный вопрос;
  2. Проблема носит сложный характер;
  3. Для решения проблемы необходимо провести исследование.
  • Для того, чтобы правильно определить проблематику выбранной темы, необходимо придерживаться определенного сценария развития событий.
  • Для начала необходимо решить, требует ли тема решения каких- либо вопросов, либо же она предусматривает рассмотрение и анализ уже имеющихся проблем? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо:
  • Провести уточнения стиль работы ( исследовательский, научный, экспериментальны) а также, сориентироваться в существовании необходимости решения научной проблемы, или в ее отсутствие.
  • Чтобы грамотно подойти к постановке проблемы исследовательского труда, необходимо сформулировать список уже решенных проблем в данной теме, данным образом исключив уже обработанные задачи. Для того, чтобы определиться с кругом уже решенных вопросов, необходимо:

Детально пообщаться на данную тему с научным руководителем, и попросить его освятить подробности данного дела. А так же, самостоятельно выявить ответы на данный вопрос путем изучения научного материала. Не помешает беседа с профессионалом в данной научной сфере, не имеющим  отношения к написанию дипломного труда. Профессионализм многих научных сотрудников часто играет весомую роль в постановке проблематики выбранной темы исследования.

Для того, чтобы диплом выглядел целостным и последовательно законченным, из большого списка проблем. Определенных с помощью анализа и взаимодействия с представителями научной сферы, советуется выбрать один вопрос, или два тесно связанных между собой.

Почему следует выбрать мало проблем для решения?

Для того, чтобы полностью отдаться изучению проблемного вопроса работы, следует четко определить, что же вас больше всего интересует и ответы на какие вопросы вам самим было бы интересно получить.

Естественно, разорваться на изучение нескольких проблем одновременно просто невозможно физически, но это не относиться к тому случаю, когда один вопрос вытекает из другого.

В таком случае, по изучению одного вопроса, студент плавно подходит к другому, который в свою очередь  усилит ожидаемые результаты.

Для того, чтобы наилучшим образом провести исследования, следует обратить внимание на такие аспекты, как:

  1. Личное положительное отношение к проблеме- автор должен быть лично заинтересован в решении проблемы, потому что только искренний интерес к проблеме позволяет наилучшим образом решить ее;
  2. Составление списка ведущих терминов, которые помогут в решении проблемы и позволят грамотно выразить мысли относительно решений поставленного вопроса;
  3. Уточнить характеристики и формулировки всех ведущих терминов, чтобы быть полностью осведомленным о значениях того или иного понятия.

При определении проблемы изменениям подлежит и основная тема дипломного проектирования. Определив проблему работы и согласовав ее с научным руководителем, автор обязан видоизменить тему дипломного проекта таким образом, чтобы она наиболее широко отражала насущную проблему исследования.

Если с постановкой проблемы исследования возникают трудности или же, ее вовсе невозможно определить, стоит судить о нескольких не радужных аспектах:

  • Среди избранного для анализа, литературного материала, отсутствуют источники, раскрывающие тему дипломного проекта;
  • Направление, выбранное для исследований, весьма молодо и не имеет большого количества научных источников;
  • Тема не является проблемной или актуальной, а давно пережита и забыта;
  • В результате невнимательного анализа были пропущены материалы дела.

Отметить следует то, что не стоит использовать проблемы, которые провоцируют научные споры, политические неприязни и различные интернациональные конфликты среди ученых на протяжении многих лет исследований.

Источник: http://www.prostosdal.ru/text/problema-diplomnoy-raboty/

Что такое объект исследования

Проблема исследования в дипломной работе. Пример

Часто в процессе написания дипломной работы у студентов возникает проблема, как выделить  объект исследования и предмет исследования. В самом деле в этом нет большой трудности, читайте эту статью, анализируйте примеры и следуйте нашим советам!

И так, вы уже выбрали тему, определили актуальность темы и противоречия в исследовании. Следующий шаг — описание проблемы исследования.

Проблема исследования

В процессе поиска и отбора информации мы приходим к выводу, что в данной области исследования есть проблема.

Она следует из противоречия и показывает, что устранить это противоречие хотя и очень важно для нас в нашей работе, но это будет совсем не просто.

Вот она — проблема! Иными словами, вы не можете сразу, сходу  ответить на вопрос, как эффективно устранить противоречие.

  • Формулировка противоречия представляет собой вопрос. Вот примеры:
  • «Каковы условия формирования нравственных качеств при обучении шестиклассников математике?»
  • «Выполнение каких требований приведет к снижению уровня загрязнения окружающей среды…?»
  • «Каковы методы снижения себестоимости продукции…?»

Всегда при описании проблемы максимально конкретизируйте ее, обращаясь к теме работы. Помните, как формулируется противоречие? В примерах вместо многоточия вы поставите расширенный до темы вариант.

Из написанной проблемы рождается цель исследования.

Цель работы, исследования

Здесь все проще простого. Ловите логику! Если проблема исследования написана в форме вопроса, то цель будет иметь тот же смысл, только в форме утверждения, как будто ответ на вопрос проблемы.

К примеру, в работе мы обозначили проблему: «Каковы методы устранения такого-то противоречия?», тогда цель будет такой: «Определить (выявить, найти и т.п.) методы устранения такого-то противоречия».

Цель может начинаться с глагола (выявить, определить, сформировать, разработать, найти решение, найти подход, спроектировать) или существительного от этого глагола (выявление, определение, формирование, разработка, решение, нахождение, проектирование). Обо случая будут верными и приемлемыми. Гораздо важнее при написании цели работы следовать заявленной теме и четко осознавать, что вы собираетесь делать и может ли быть указанная цель достигнута при ваших возможностях.

Само собой цель работы должна быть какой-то новой, что, в общем-то диктует актуальность. Вывод таков: если вы все шаги — от выбора темы до постановки проблемы -выполнили правильно, то описание цели исследования не должно стать для вас проблемой.

Читайте также:  Правила и условия поступления в ВУЗ: требования к абитуриентам и необходимые документы

Определяем объект исследования и предмет исследования

Это, пожалуй, самые важные и самые сложные для понимания слова, которые необходимо вписать во введении в дипломе.

Разграничить их можно так. Объект исследования — это ваша тема в широком смысле, а предмет — в узком.

Объектом считаются обычно условия, процессы, которые могут изучаться не только конкретно вашей наукой, но и другими областями. Объект всегда берется из темы. Приведу пример.

  1. Тема: «Формирование предпринимательских умений у  младших школьников на уроках музыки»
  2. Объект: Процесс обучения младших школьников на уроках музыки
  3. Данный объект (процесс обучения) может изучаться не только педагогами, но и психологами, медиками (не говоря уже об узко специализированных областях). Таким же образом объектами могут стать:
  • технологии,
  • теория,
  • практика,
  • проектирование,
  • способы,
  • устройства,
  • условия,
  • процессы.

Обратите внимание, объект исследования  зарыт в самой теме. Помните, мы рассуждали, как выбрать тему? Так вот, после первых слов, связанных в направленностью исследования («разработка», «оптимизация», «обоснование» и т.п.) как раз идут слова, прямо указывающие ваш объект.

Предмет исследования написать проще простого. Как уже было сказано, предмет — это узкая область исследования. В большинстве случаев вместо предмета можно смело вписывать всю тему от начала и до конца.

Хотя нередко в работах бакалаврского уровня могут требовать формулировку предмета сокращенную. В таком случае можете записать в качестве предмета первые слова из названия ВКР.

Источник: http://vsemogu-vseznayu.ru/pomosch-studentam/kak-napisat-diplomnuyu-rabotu-chast-3-problema-tsel-obekt-issledovaniya-i-predmet-issledovaniya

Структура дипломной работы

  • Наиболее адекватной формой дипломной работы можно считать трехчастную форму. В работе должны присутствовать три одинаково важных основных раздела:
  • 1) введение в проблему исследования с постановкой целей и задач, кратким описанием программы исследо­вания;
  • 2) описание и анализ основной литературы, имеющейся по исследуемой проблеме;

3) описание эмпирического исследования: цели, задачи, характеристика выборки, используемые методы, полученные результаты. Иногда в этой же главе дается обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами. Такая композиция структурирует изложение материала в логике, удобной для понимания сути исследования. Таким образом, в дипломной работе должны быть представлены данные исследований, полученные ранее другими учеными, результаты полученные непосредственно автором диплома и то, как новые, полученные автором результаты изменяют состояние исследуемой области клини­ческой психологии, как данная проблема может изучаться в дальнейшем и т.п.

Остановимся подробнее на структуре и содержании всех частей ра­боты.

Введение(1-3 стр.), где должны быть кратко сформулированы: клинико-психологическая проблема, которой посвящена работа, ее актуальность, основные гипотезы, предмет, объект, цель и задачи исследо­вания, его научная новизна, основные методы, краткая характеристика выборки и базы исследования.

Актуальность дипломной работы – это ее современность, необходимость на данном этапе развития науки и практики. Объект работы – это научная область, которую вы рассматриваете. Предмет дипломной работы – это сторона или связи внутри объекта.

Например, если объектом работы выступает «личность ребенка 6-7 лет, больного ранним детским аутизмом», то предметом работы могут быть «особенности нарушений личности у ребенка 6-7 лет, больного РДА». Цель работы выдвигается одна и начинается с глагола «выявить», «изучить», «исследовать».

Цель должна быть однозначна и не допускает формулировок типа «разработать и выявить». Должно быть что-то одно — или «разработать» или «выявить». Задачи – это конкретизация цели работы.

Допустим, если цель: «выявить структуру Образа я у младших школьников», то в задачи включается и теоретическая разработка данной проблемы, и подбор методов, и психологическое обследование младших школьников, и подведение итогов исследования. Задач обычно бывает 4-5 штук.

Они записываются последовательно – от «изучить научную литературу по теме» до «сделать необходимые выводы». Гипотеза исследования – это то предположение, которое проверяется, верифицируется всей дипломной работой по клинической психологии. Гипотеза формулируется однозначно и в утвердительной форме. Например, «преодоление посттравматического стрессового синдрома возможно через личностный рост пострадавшего».

Эта часть текста наиболее формализована, поскольку служит задаче быстрой ориентации читателя в содержании текста на основании определенных формальных параметров.

Хотя даже очень опытные исследователи сталкиваются с проблемой вписывания характеристики своего исследова­ния в столь жесткие рамки, с дидактической точки зрения написание дан­ного раздела — весьма полезная для самого дипломника процедура, по­скольку требует от него методологической рефлексии, логичного структу­рирования материала, умения формулировать свои результаты в макси­мально компактном и формализованном виде.

Проблема, избранная автором, обосновывается с точки зрения ее теоретической и практической актуальности для клинической психологии. Необходимо кратко сформулировать: зачем и почему нужно решать эту проблему, в чем именно она состоит, как она соотносится с данными литературного обзора.

Обзор литературы (современное состояние проблемы).Его об­щий объем не должен быть более 1/2 всего объема работы, т.е. порядка 25-30 стр.

В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с «положе­нием дел» в области, соответствующей проблеме исследования, как это представляется с позиции автора.

Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к по­становке и решению проблемы. Должно быть также проанализировано со-

временное (за последние 5 лет! многие дипломные работы грешат отсутствием ссылок на современную литературу) состояние исследований в этой области.

Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать связный авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал, обозначать со­ответствующие подразделы, исходя из логики раскрытия проблемы иссле­дования.

В данном разделе автор должен продемонстрировать свое пони­мание исторической и научной логики развития исследований в данной области и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и обоснованности авторской постановки проблемы исследования.

Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, со­держание которого объясняет необходимость обращения автора диплом­ной работы к продолжению исследований в данной проблемной области. Данное резюме может быть сформулировано в виде списка выводов по теоретической главе.

Постановка проблемы и описание программы исследования(1-3 стр.).

Здесь необходимо четко изложить проблему исследования, логиче­ски связанную с литературным обзором, перечислить вытекающие из нее научные задачи, кратко сформулировать предмет и объект исследования, обосновать выбор определенных групп испытуемых, описать план и ос­новные методические особенности эксперимента, его процедуру. В этой части работы должна быть продемонстрирована преемственность прово­димого исследования, его место в разработке изучаемой проблемы.

Эмпирическое исследование:

а) методы, методики и материалы исследования (1-5 стр.). В этом разделе, прежде всего, должны быть кратко, но исчерпывающе описаны:

1. Испытуемые (респонденты), которые участвовали в исследова­нии. Должна быть дана по возможности полная характеристика ис­пытуемых (пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования сведения), с указанием их количества, принципов включения и исключения из исследования и пр.

При характеристике испытуемых особое внимание необходимо уделять соблюдению этики научного исследования — если используются индивидуальные данные и требуется обозна­чать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респонден­тов, корректно сообщая сведения о клинических диагнозах и фак­тах из истории болезни и личной жизни конкретных пациентов.

2. Если при выполнении дипломной работы использовались ка­кие-либо технические приборы или экспериментальные установки, их названия и основные характеристики также должны быть упо­мянуты в настоящем разделе.

3. В данном разделе необходимо охарактеризовать используемые психологические тесты или методики, дать их краткое описание, достаточное для понимания сути используемых методов, и принци­пов обработки результатов.

Необходимо указать, для решения ка­кой именно из поставленных ранее задач используется та или иная конкретная методика, обосновать ее возможные авторские модифи­кации, уточнить, какие результаты могут быть получены.

В случае каких-либо модификаций оригинальных методик или при создании новых авторских методик в данном разделе важно точно привести даваемые испытуемым инструкции, последовательность выполне­ния заданий и т.п.

4. В случае разработки, перевода или адаптации автором новой методики, обязательно обоснование правомерности ее применения, валидности, надежности полученных с ее помощью результатов.

Нужно указать, что использовалось в качестве нормативных ре­зультатов: самостоятельно полученные или литературные данные.

Подобное обоснование может являться самостоятельной (возможно, даже единственной) научной задачей клинико-психологического исследования.

5. Параметры анализа и описания полученных данных (типы оши­бок, балльная оценка и т.п.).

6. При описании способов количественной обработки результатов кратко описываются используемые методы математической обра­ботки и анализа данных (по возможности приводятся точные фор­мулы) со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.

Обосновывается выбор именно этих методов обработки и анализа данных, адекватность размера выбор­ки и использованного метода.

Данный раздел очень важен, поскольку он должен дать читателю полную информацию, необходимую как для проверки достоверности и на­дежности полученных результатов, так и для их интерпретации, которая может отличаться от авторской, но иметь большое значение для развития научных представлений и перспектив использования полученных данных.

Читайте также:  Профессионально-важные качества педагога: каким должен быть пример для подражания?

б) Результаты(общий объем не менее 1/3 всего объема работы, т.е. около 15-20 стр.). В данном разделе подробно описываются и предвари­тельно анализируются все полученные данные и выявленные закономер­ности.

Изложение материала структурируется, исходя из логики решения проблемы и в соответствии с экспериментальным планом. Данные приводятся не только в виде текста, но и обобщаются в виде схем, графиков и таблиц. Результаты излагаются последовательно.

Возможно представ­ление результатов по каждой из использованных методик, или специаль­ный подбор данных разных методик в соответствии с поставленными за­дачами и гипотезами исследования (например, по выделенным «клиническим группам» — синдромам, и т.д.).

В целом данный раздел должен пре­доставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким за­ключением, в котором можно сделать предварительные выводы.

в)Обсуждениерезультатов (общий объем не менее 5-7 страниц, но не более 1/3 всего объема работы, т.е. около 10-20 стр.). Раздел содержит детальный анализ полу­ченных результатов в сопоставлении с другими (в частности, освещен­ными ранее в литературном обзоре) точками зрения и ранее известными фактами.

В нем обязательно должно присутствовать сравнение результа­тов разных методик между собой, поиск согласований, противоречий и взаимных дополнений в эмпирическом материале. Структура данного раздела должна также быть основана на логике исследуемого предмета.

В нем нужно обсудить все главные результаты и выявленные закономерно­сти, в особенности те, которые выносятся в заключение и в выводы.

В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о сте­пени надежности сделанных в итоге выводов, о согласованности полу­ченных результатов с известными теориями и фактами, об их научной новизне и перспективах практического применения.

Однако необходимо помнить, что главной целью любой научной работы является поиск исти­ны и новых знаний, а не доказательство «любой ценой» выдвинутых ги­потез, Отрицательный результат — тоже результат. Помимо самостоятель­ной научной ценности, он убедительно свидетельствует о непредвзятости и профессиональной научной компетенции автора. Разделы «Результаты»и «Обсуждение результатов»могут быть объединены, если это представляется автору и научному руководителю дипломной работы целесообразным.

В Заключении(объем не более 1 стр.) кратко подводятся основные результаты исследования и обсуждаются их перспективы или ограничения. Заключение является необходимой частью дипломной работы, ее за­вершением по содержанию и по форме.

Если отдельные главы и парагра­фы посвящены относительно подробному изложению частных вопросов, то в заключении следует еще раз пояснить их связь друг с другом и сфор­мулировать важнейшие результаты работы в отношении общей проблемы исследования и его конкретных аспектов, заявленных во введении.

Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется от­дельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании за­ключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью.

Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения. В заключении говорится о перспективах дальнейших исследований.

Поэтому в данном разделе помимо формулировки результатов кратко говорится о том, какие важные вопросы остались не изученными, какие новые аспекты рассмотрения проблемы возникли в результате работы и каковы перспек­тивы дальнейших исследований.

Выводы(объем 1-1,5 стр.).

В качестве выводов кратко характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным целям и задачам работы, прове­ряемым гипотезам.

Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих ре­зультатах. Выводы приводятся в виде кратко сформулированных положений, данных списком.

Список литературы(рекомендуемый объем не менее 40-45 источников).

Приложения(необязательный раздел, объем которого не входит в общий объем работы). В этот раздел могут частично выноситься полученные данные, описание отдельных исследовательских процедур и т.п. Если данный раздел есть, он должен быть корректно структурирован и оформ­лен.

Каждая страница приложения должна сопровождаться не только но­мером и названием, но и необходимыми ми (подписями). Чи­татель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы самостоя­тельно разобраться в материалах приложения.

Источник: https://studopedia.ru/4_8520_struktura-diplomnoy-raboti.html

Формулировка проблемы, темы, объекта и предмета выпускной квалификационной работы

Определение проблемы и темы исследования – это тесно связанные между собой шаги описания логики исследования.

Ученые настойчиво подчеркивают мысль о том, что правильная постановка проблемы – залог успеха научного поиска. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от её решения», – утверждал У. Р. Эшби. «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину», – заметил В. Гейзенберг.

Тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема понимается или как синоним практической задачи (при написании дипломного проекта), или как нечто неизвестное в науке (при написании дипломной работы). В рамках данных требований речь пойдёт именно о проблеме как практической задаче, требующей решения.

Проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.

Источником проблемы обычно являются «узкие места» предметной области, выявленные затруднения, конфликты, проявившие себя на практике. Возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач.

Чтобы сформулировать проблему, необходимо выполнить, по крайней мере, два шага:

определить, какие знания необходимы, чтобы решить практическую задачу (избавиться от «узких мест»);

1) установить, имеются ли эти знания в современной науке и практике. Если есть, то обобщить, а если нет, то Вы пишете дипломную работу и Вам необходимо формулировать научную проблему, выявляя противоречия.

  • 2) примеры проблем, которые могут лежать в основе ВКР по специальности «Прикладная информатика (в экономике)»:
  • 3) проблема эффективного использования программных средств, поставляемых в рамках национальных проектов;
  • 4) проблема информационного развития предприятия;
  • 5) проблема обеспечения рабочих мест на предприятии (или всего предприятия) автоматизированными информационными системами, отражающими специфику деятельности подразделения (предприятия в целом);
  • 6) проблема повышения конкурентоспособности предприятия в сфере;
  • 7) проблема развития определённых сторон деятельности предприятия с использованием конкретных информационных технологий.

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

Проблема может быть заключена в теме и в завуалированном виде, т. е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке, истолковании.

  1. Тема должна обозначать предмет работы и способ решения проблемы.
  2. Из темы должен быть понятен предполагаемый результат проекта, выносимый на защиту.
  3. Ниже представлены примеры ключевых фраз для формулировки проблемы и темы работы.

Фраза 1. Обозначенные позиции говорят об актуальности проблемы… «формулировка проблемы».

Фраза 2. Актуальность проблемы позволила сформулировать тему дипломного проекта: «Формулировка темы».

Развитие проблемы связано с определением объекта и предмета работы.

Понятие объект исследования не тождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания.

  • Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.
  • Объектом исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной работы по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» могут выступать:
  • информационные процессы, определяемые спецификой предметной области;
  • ¾ профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, информационные системы в страховом деле, информационные системы в налогообложении, информационные системы в бухгалтерском учете и аудите, информационные системы фондового рынка, информационные системы в антикризисном управлении, информационные системы в таможенном деле, информационные системы в оценочной деятельности, информационные системы в маркетинге и рекламе;

¾ новые направления деятельности в области применения (экономики), которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети (и другие информационные технологии) для осуществления информационных процессов, обеспечивающих функциональность предметной области.

Понятие предмет исследования конкретнее по своему содержанию: в предмете ВКР фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования.

В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе.

Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему.

В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Источник: https://poisk-ru.ru/s30186t3.html

Ссылка на основную публикацию