Стиль изложения диплома МГУ: на что обратить внимание и этапы подготовки работы

Когда наступает время защиты диплома, члены комиссии не только слушают доклад студента, но и просматривают работу полностью, изучая тонкости её написания.

Они оценивают степень владения выступающим научным стилем изложения материала.

Чтобы не услышать от преподавателей замечаний по поводу несоблюдения основных особенностей научного стиля, перед созданием выпускной квалификационной работы следует ознакомиться с ними.

Стиль изложения диплома МГУ. На что обратить вниманиеВ изложении дипломной работы необходимо учитывать языковые и внеязыковые свойства. Языковые свойства рассматриваются на уровнях морфологии, синтаксиса, лексики. Применяется специальная лексика, употребляются глагольно-именные обороты, много абстрактных существительных, но нет слов, обладающих разговорной, эмоциональной окраской. В научных изысканиях используется специальная лексика, включающая общенаучную лексику, общеотраслевую терминологию и отраслевую терминологию.

Общенаучная лексика представляет набор специальных слов, употребляющихся в научных проектах.

Примеры таких слов: явление, квалификация, фактор, зависимость, состав, система.

Общеотраслевая терминология базируется на словах, служащих для описания междисциплинарных связей, или располагающихся в текстах предметов, которые являются смежными. Таким дисциплинами могут быть математика и физика, а словами, их связывающими, считаются: уравнение, производная, дифференциал.

Отраслевая терминология включает термины из определённой научной области. Например, в область физики входят: статическое электричество, магнетизм, поляризация.

Термин – это средство, служащее передачей специального знания. Научный текст посвящён его изложению. Важным критерием оценивания дипломной работы членами комиссии считается определение уровня владения автором проекта аппаратом понятийно-терминологическим. Преподаватели на защите уделяют особое внимание правильности использования терминов в изучаемой области знания.

Термин – важный элемент научного текста. Содержание термина – его научная формулировка. Научное определение термина раскрывает и устанавливает его значение, обеспечивает минимальный объём сведений для понимания, дальнейшего разграничения  разных понятий.

При написании первой главы дипломной работы и курсовой автором приводятся определения основных терминов, в которых устанавливаются существенные признаки понятия, связи, определяется место среди других понятий.

Автор проекта может дать несколько определений одному термину. В каждой студенческой работе описание теоретических проблем обозначается введением основных понятий, на них исполнитель ссылается в ходе всей работы. Желательно, чтобы новый термин, внедряемый в проект, сопровождался его определением.

Глагольно-именные обороты, употребление которых характерно для научных работ, представляют собой следующие выражения: иметь место, дать подтверждение, подвести итоги, оказывать влияние, иметь значение.

Часто авторы курсовых, дипломных работ допускают роковую ошибку, используя слова с разговорно-стилистической окраской. Пример: работнички, начальство, детки, ребята. Не нужно употреблять и оценочные слова типа: отлично, великолепно, классно, удивительно. Научный стиль отличается точностью и абстрактностью. Не стоит нарушать эти требования.

Иногда студенты смешивают похожие, но разные по имеющемуся значению слова (паронимы): поэтичный – поэтический, экономия – экономика. Желательно проверить правильность употребления подобных слов по словарю.

Под морфологическими особенностями научной работы понимают свойства существительных, глаголов, местоимений, прилагательных.

Существительные, употребляемые в ед. числе, можно применять во множественном в написании научных текстов. Например, длины, величины, частоты. Но отмеченное вовсе не искореняет употребление существительных ед. числа в студенческих проектах. Они могут обозначать целый ряд предметов, приобретая обобщённый характер.

При написании научной работы нужно правильно оформлять и разные формы числительных. Личные местоимения первого, второго лица здесь не употребляются. Но есть авторское мы, которое станет уместным в тексте проекта. Например, мы рассматриваем или мы видим.

Не нужно использовать личное местоимение — я. Это типичная ошибка студенческих работ. Необходимо заменить подобные конструкции пассивным оборотом или конструкциями, содержащими местоимение мы.

Характерными для научных работ являются такие местоимения, как: определённый, данный, соответствующий, известный.

В научном проектировании употребляются глаголы настоящей формы времени. Например: организуется, проводится, содержит, адаптируется. Преобладают глаголы в форме третьего лица. Например, действует, понимают, считается.

Также используются глаголы первого лица в числе множественном. Например: рассмотрим, докажем, получим.

В работе лучше использовать следующие союзные слова: поскольку, отсюда, откуда, потому, поскольку, поэтому; если, то, в связи с тем, что, для того, чтобы, не только, но и, производные предлоги: в результате, в течение, по причине, в связи с, в отличие от.

В проектах союзных предложений существенно больше, чем бессоюзных, широко используются страдательные (пассивные) конструкции. Например: Нами показано, нами исследовано. Здесь действие опережает автора.

Встречаются и такие конструкции: Нам казалось, нам представляется. Часто используются модальные глаголы можно, надо, нужно, нельзя и фразы принято считать, можно предположить.

Всё это придаёт изложению больше логичности.

Внедрение вводных слов затрагивает и научные работы. Порядок следования одной части за другой можно обозначить следующими фразами: наконец, во-первых, таким образом, итак, следовательно.

Отношение к информации отражается во фразах: вероятно, безусловно, по-видимому, возможно. Указать на источник можно, используя следующие речевые обороты: согласно теории, как отметил, по мнению, как утверждает.

Роль вводного слова может играть слово далее, указывающее на логику мышления.

Раскрытые нами особенности, свойственные научному стилю, помогут студенту написать курсовую и дипломную работу грамотно и лаконично. Желательно использовать материал данной статьи в качестве конспекта.

Источник: https://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/kak-napisat-diplomnuiu-rabotu-s-ispolzovaniem-nauchnogo-stilia-izlozheniia

Язык и стиль изложения в выпускной квалификационной работе

Поскольку ВКР носит исследовательский характер, то по форме, стилю и языку изложения ее относят к категории научных работ, которые имеют свой профессиональный этикет. И этим признакам ВКР следует уделять самое серьезное внимание.

Научное изложение состоит, главным образом, из рассуждений, цель.

которых является аналитический обзор и критическое рассмотрение теоретических положений в области управления персоналом, относящихся к избранной теме ВКР и доказательства правильности анализа предмета исследования и предложенных проектных решений и рекомендаций. Для научного текста важны его целостность, смысловая законченность и связанность всех разделов и частей.

По грамотности и качеству изложения и оформления текста ВКР судят о научной зрелости и общей образовательной подготовке выпускника. Наличие грамматических ошибок и стилистических погрешностей снижает ценность представленной работы, какую бы значимость она не имела по результатам научных или практических итогов. Вместе с тем, жестких нормативных требований к научному языку нет.

От научного текста требуются ясные и точные формулировки, однозначность высказываний, конкретность, правильное использование общепринятой научной терминологии, отсутствие словесных излишеств.

В научном тексте обязателен точный выбор слов и правильное построение предложений. Один из главных признаков хорошего текста – в нем нет «лишних» слов и из него ничего нельзя выкинуть.

Следует избегать слов не несущих заметной смысловой нагрузки (примерно, может быть, и так, на самом деле, тем не менее, главным образом, вообще и др.)

Но главное требование, предъявляемое к языку научной работы – отсутствие грамматических ошибок. Автор ВКР несет единоличную ответственность за грамотность текста, но на допущенные ошибки должен обратить внимание и руководитель ВКР, подпись которого стоит на титульном листе работы.

Наиболее характерной особенностью языка текста ВКР должен быть формально-логический способ изложения материала требующий смысловой законченности, целостности и связанности текста, логического перехода от одной мысли к другой и от абзаца к абзацу и от предыдущего раздела к последующему.

В каждом абзаце целесообразно излагать одну мысль. Первое предложение абзаца кратко формулирует эту мысль. Следующие предложения поясняют и развивают ее. Последнее предложение служит переходом к следующему абзацу. Размер абзаца не регламентируется.

Но для удобства восприятия при чтении текста желательно размещать не более четырех-пяти абзацев на странице и от пяти до восьми предложений в каждом.

При этом не следует использовать выражения, характерные для разговорного языка, публицистики, молодежный или интернетный жаргон.

Непременным условием объективности приведенного в тексте ВКР материала является необходимость указания на источник откуда взят этот материал. Но при этом нельзя пользоваться порядковыми номерами из списка литературы ВКР как словами для построения фраз.

Например, «В 25 дается определение производительности труда…..» Правильным построением предложения будет: «В монографии В.П. Иванова (25) дается определение производительности труда….

» И хотя цитирование вполне допустимый прием аргументации – приводить слишком много цитат не следует.

Излагать материал следует четко, ясно используя научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях.

Весьма нежелательно употребление в тексте иностранных слов при наличии равнозначных российских терминов и выражений.

Недопустимо применять произвольное сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии в соответствии с государственными стандартами (ГОСТ 2.316) или приведенном в работе перечнем принятых сокращений.

Поскольку стиль письменного текста ВКР – это безличный монолог, то изложение ведется от третьего лица, так внимание должно быть сосредоточено на содержании и логической последовательности, а не на субъекте.

В тексте не употребляется местоимение «я», но и нежелательно частое использование местоимения «мы». Рекомендуется прибегать к конструкциям предложений, исключающим его употребление.

Личный вклад в работу возможно выразить таким образом как : «Автором рассмотрены и классифицированы..», «Автором обоснованы..» и т.п.

Умение четко и ясно изложить имеющийся у выпускника материал создает представление об общей его культуре.

Однообразность и бедность набора слов и выражений может свидетельствовать и о плохой языковой подготовке автора ВКР и о недостаточно глубокой или небрежной проработке им текста и о его нежелании найти стройные и логически обоснованные формулировки.

В значительной степени это можно поправить хорошо подготовленным и тщательно отредактированным докладом при защите работы в ГЭК. Но в этом случае может возникнуть вопрос об авторстве представленного текста (или, наоборот, доклада).

В любом случае с полным текстом ВКР (или по разделам) следует ознакомиться руководителю и дать необходимые замечания, предложения и рекомендации студенту.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/34620.html

Основные замечания к дипломной работе — Помощь студентам. Студенческие работы на заказ

Замечания по диплому – достаточно неприятная, но, к сожалению, необходимая вещь. Мало кому удается их избежать, на то, в общем-то, учебный процесс и рассчитан, что преподаватель учит, а студент учится. Рассмотрим основные типы замечаний.

Читайте также:  Особенности написания курсовой работы по психологии: выбор темы и содержание

Во-первых, это замечания по содержанию. Обычно диплом (или выпускная квалификационная работа для бакалавров, что практически одно и то же) состоит из трех глав. Первая глава теоретическая, она подразумевает обзор литературы по выбранной проблематике.

Она должна быть достаточно большой, поэтому многие студенты, чтобы набрать необходимое количество страниц, переписывают целые главы учебников, даже то, что не относится непосредственно к проблеме.

Именно простого бездумного копирования не выносят преподаватели, поэтому после их замечаний теоретическая глава может сократиться как минимум на треть.

Важно понимать, что в дипломе никому не нужны общие понятия, подразумевается, что диплом – это научная работа, следовательно, комиссию и вашего научного руководителя будет интересовать конкретика. Ошибочно думать, что, если глава теоретическая, значит, нужно все подряд в нее вставлять, избегая конкретики. Наоборот, она только приветствуется.

Вторая глава – это анализ конкретной ситуации (практика). Например, если ваш диплом по налоговому праву, то во второй главе нужно приводить конкретную судебную практику вашего изучаемого предприятия, а не набирать практических примеров из Интернета.

Если психолог и пишете о школе, то комиссию будет интересовать конкретная школа, ее проблемы и пути решения. Некачественную дипломную работу видно сразу, и преподаватель сразу увидит, пытаетесь ли вы анализировать конкретное учреждение или предприятие, или приводите примеры в духе «…а еще бывает вот так».

Он обязательно укажет студенту на это, ведь в его интересах повысить «научность» работы. Нельзя спорить с преподавателем в практической части, так как существуют определенные стандарты написания дипломной работы и их нужно придерживаться. В третьей главе нужно представить конкретные рекомендации по решению проблемы.

Не стоит выдумывать какие-то новые концепции, поскольку научный руководитель справедливо укажет, что вам для этого не хватает знаний.

Так, бакалавров еще на этапе обучения предупреждают, что научная новизна в их выпускной работе не требуется, достаточно владеть научно-понятийным аппаратом, а вот магистр уже по новым правилам может претендовать на научную новизну. Более того, ему необходимо показать что-то новое в своей работе, поэтому теоретическая часть должна быть безупречной.

Преподаватели очень не любят общие рекомендации на уровне курсовых работ, поэтому замечания по диплому могут быть разные: от «непонимания сути вообще» до «больше конкретики». Если выпускник путается в своем объекте исследования, то и теоретическая, и практическая часть у него получатся слабыми.

Например, нужно рассмотреть теоретические основы анализа мотивации персонала и дать рекомендации по усовершенствованию анализа, для того, чтобы можно было лучше управлять мотивацией, а студент рассматривает теоретические основы мотивации персонала и пытается «прикрутить» к нему анализ.

С большой долей вероятности у него ничего не получится и научный руководитель, и рецензент, если до него дойдет, укажут на ошибки в теоретической части.

Важно обращать внимание на то, какими источниками вы пользуетесь. Зная о том, что многие преподаватели не любят интернет-ресурсы, особенно по сложным темам, студент включает в список литературы только классическую научную литературу, хотя на самом деле он взял данную теорию с интернет-портала.

Это все видно при проверке диплома, и тогда замечаний точно не удастся избежать. Многие вузы запрещают пользоваться учебниками, только монографиями и диссертациями, мотивируя тем, что учебник – это облегченный источник.

Особенно это касается гуманитарных дисциплин, где первоисточник Фрейд или Рубинштейн по психологии всегда смотрятся выигрышнее, чем даже самый сложный учебник. Подразумевается, что так вы понимаете тему и готовы к обсуждению, а не просто прилежно учите то, что разъяснили другие специалисты.

Поэтому если преподаватель указал, что данный источник не подходит – исключите его из списка и ищите другой. Проще будет прочитать пару монографий, чем потом на защите объяснять, почему ничего «научного» вы не использовали.

И последнее – это оформление и язык научной работы. По оформлению обычно у научных руководителей больше всего вопросов, и это закономерно, так как существуют методички, по которым и надо писать.

Слишком простыми предложениями писать нельзя, важна смысловая законченность, целостность и связность (иногда преподаватель так и отмечает на полях диплома, что какому-то абзацу или пункту не хватает смысловой законченности).

Мысль должна развиваться последовательно, следует использовать следующие обороты: «обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…», которые бы подтверждали, что вы владеете научным стилем изложения.

Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Следовательно, исключаются все лишние предложения, не несущие смысловой нагрузки, обязательно нужны сноски на цитаты.

Пожалуй, отсутствие сносок больше всего раздражает научного руководителя: студенты часто не знают, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. Это особенно хорошо видно, когда материал набран из Интернета и не перепроверен.

Следует избегать личных местоимений «я считаю» или, тем более, «мы считаем» (некоторые студенты так пишут, видимо, стремясь почувствовать себя частью научного сообщества. Это похвально, но с точки зрения методологии написания диплома совершенно неверно). В дипломе следует употреблять безличные обороты, максимально отстраненные, и, конечно, стоит по минимуму высказывать личное мнение (только там, где это уместно, то есть, в третьем разделе).

     И, наконец, оформление. Титульный лист оформляется по определенному образцу. На нем указывается наименование вуза и выпускающей кафедры; тема дипломной работы. Ниже указывают вид работы (дипломная работа); специальность и специализация. Не стоит путать содержание и оглавление – у них разное назначение, хотя оба они являются «путеводителями» по дипломной работе.

Все анкеты, чертежи, таблицы и другую вспомогательную информацию нужно обязательно выносить в приложения, а не пытаться с их помощью увеличивать объем диплома. Преподаватель это обязательно заметит и справедливо сделает замечание, так как такая хитрость ни для кого уже не хитрость. Вот, пожалуй, и все.

Источник: http://drcooper.ru/osnovnye-zamechaniya-k-diplomnoj-rabote/

Стиль изложения выпускной квалификационной работы

ВКР должна быть выдержана в научном стиле, который обладает некоторыми особенностями.

Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.

В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например, «Сначала производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»), формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает…

»), предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию…»). В научном тексте нельзя использовать бытовую лексику. Необходимо применять терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

  • Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний.
  • Подобные слова позволяют отразить следующее:
  • — последовательность изложения мыслей (сначала, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
  • — переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);
  • — противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
  • — причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
  • — различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
  • — итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.

Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются. Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных.

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее). Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову.

Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, «Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда»).

Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых). В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается использование римских цифр.

Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.

Источник: https://studopedia.ru/5_93404_stil-izlozheniya-vipusknoy-kvalifikatsionnoy-raboti.html

Правила изложения материала курсовой и дипломной работы

3.1. Структура и содержание разделов дипломной и курсовой работы

Читайте также:  Как написать практическую часть курсовой работы: пошаговые рекомендации

Дипломная и курсовая работы, как правило, состоят из следующих разделов: содержания, введения, двух-трех глав (разделов), заключения, списка использованной литературы и приложений. Каждая глава при этом делится на 2 — 4 параграфа (подраздела).

В зависимости от того, носит ли работа аналитический или исследовательский характер, основное внимание в ней (как по существу, так и по объему) должно уделяться, соответственно аналитической или исследовательской части.

Все подразделы дипломной работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава может носить самостоятельный характер.

Внимание! Обязательным требованием к содержанию дипломного сочинения является анализ не только общероссийской, но и местной правоприменительной практики. Он может выражаться в приведении статистических данных[5], аналитических материалов, примеров расследования и судебного разбирательства по конкретным уголовным делам и т.п.

Введение.

В нем дается краткое обоснование выбора темы, ее актуаль­ность, теоретическая и практическая значимость, степень разработанности проблемы, выдвигаемые цели и задачи, объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы, использованные в работе источники информации.

Например, цель дипломной работы может состоять в том, чтобы на основе анализа организационно-правового статуса и правоохранительной деятельности органов внутренних дел выработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства и улучшению практической деятельности этих государственных органов.

Во введении следует также указать какой фактический материал, собранный в период прохождения преддипломной практики, положен автором в основу своего исследования[6]. Введение должно быть лаконичным. Поэтому к нему следует приступать после завершения всей работы — так проще изложить в сжатой форме суть проблемы. Объем не должен превышать более 3 страниц машинописного текста.

Первая главаможет носить теоретический характер (хотя выделение особой теоретической по содержанию главы не обязательно).

В ней на основе подробного анализа юридической литературы по избранной теме дипломник излагает спорные концепции отдельных авторов, дает им критический анализ, излагает свою позицию, обосновывая ее надлежащим образом.

По результатам теоретического анализа следует сделать выводы и определиться в важнейших понятиях избранной темы.

Глава втораяи последующие посвящаются сути исследуемых вопросов, дискуссии с отдельными авторами, анализу действующего законодательства и обобщению юридической практики.

Изложение материала должно основываться на конкретных нормативно-правовых актах, подкрепляться статистическими данными, иллюстрироваться примерами из правоприменительной, прежде всего, местной практики.

Здесь следует обратить внимание на правильность оформления табличного и иллюстративного материала, сопоставимость сравниваемых статистических показателей и иных параметров.

Главы должны быть приблизительно равными по объему, также как и включаемые в них параграфы.

Заключение.Это небольшой (от 3-5 страниц), но очень важный раздел, в котором подво­дятся итоги дипломного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения автора. Основной акцент должен быть сделан на рекомендациях по улучшению практической деятельности государственных и муниципальных органов и совершенствованию законодательства.

В приложении группируются материалы, иллюстрирующие те или иные положения дипломной работы, которые по каким-либо соображениям нецелесообразно приводить в тексте. Например, статистические данные в виде схем или таблиц, бланк анкеты и результаты анкетного опроса (при исследовательской работе), проекты законов и других нормативно-правовых актов, рисунки, схемы, таблицы и т.д.

Приложения брошюруются вместе с дипломным проектом одной книгой. Допускается формирование приложения на CD-R- дисках или в виде слайдов, которые прилагаются к работе и должны быть продемонстрированы.

Если студент в качестве приложения представляет ГАК электронную подборку документов[7], об этом следует сделать отметку во Введении к дипломной работе и в перечне приложений в оглавлении (См. Приложение 4).

Список использованной литературы должен содержать все источники, использованные студентом в ходе написания работы. Этот раздел также может называться «Библиография» и тогда включает список не только той литературы, которую использовал студент при написании работы, а вообще всей литературы по данной теме. Количество источников в списке литературы должно быть не менее 35.

  • Тематика и содержание всех разделов определяется студентом совместно с научным руководителем.
  • Объем курсовой работы составляет от 25 до 30 страниц машинописного текста, дипломной работы – от 70 до 90.
  • Правила изложения текста
  • При изложении текста в полной мере проявляются как уровень теоретических знаний, так и практические умения и навыки студента к самостоятельной про­фессиональной деятельности юриста.
  • Дипломная и курсовая работа юриста должна:
  • — носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
  • — отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, дока­зательности и достоверности фактов;
  • — отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
  • — правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Большую трудность для студента обычно представляет начало написания дипломной или курсовой работы. Здесь очень важен процесс осмысления, «перевари­вания» собранного материала путем его анализа.

На первых порах сложно четко оформить конкретное содержание мысли. Поэтому начальным моментом можно избрать ту главу или параграф, которые наиболее отчетливо представ­ляются автору.

В дальнейшем по мере написания отдельных частей работы, студент сможет изложить и наиболее сложные вопросы работы.

Трудности грамотного изложения нередко вызваны ограниченным словарным запасом автора, неумением последовательно и свободно излагать свои мысли. Поэтому следует добиваться того, чтобы предложения были построены правильно, не содержали логических ошибок, не искажали мысль автора.

Нужно избегать таких безличных оборотов, как «считают», «утверждают», «полагают» и т.п. — необходимо указывать фамилии авторов, ссылаясь на конкретные работы. При высказывании своего мнения допускаются выражения типа: «думается», «представляется», «считаю целесообразным» и т.п.

Теоретические и практические вопросы темы должны быть тесно взаимосвязаны и основаны на анализе законодательства и практики его применения.

Наряду с изучением законодательства и точек зрения по исследуемым вопросам в научной и учебной литературе студент должен сформировать, сформулировать и обосновать собственную точку зрения по рассматриваемым вопросам.

При написании курсовой и дипломной работы обязательно использование примеров из практики в качестве иллюстраций.

Как уже отмечалось, особенно поощряются примеры местной, региональной правоприменительной практики.

Помимо изложения фабулы дела и иных обстоятельств в тексте самого сочинения, можно сделать сноску на прилагаемый CD-R-диск с электронной учебной директорией[8].

Каждая новая мысль автора работы начинается с красной строки. Абзацы и предложения не должны быть громоздкими. Каждый последующий абзац должен логично вытекать из предыдущего материала и являться их продолжением. Каждая новая глава, а также введение и заключение должны начинаться с новой страницы.

Следует помнить о правилах цитирования. Цитировать можно лишь изученные студентом источники, поэтому недопустимо «цитирование» по работам других авторов (правила оформления цитат см. ниже). Также избегайте объемных цитат, но студент не должен стесняться анализировать мысли ученых, их высказывания по исследуемой проблеме.

Источник: https://lektsia.com/5×6723.html

I Структурные изменения учебных подразделений

Выводы и рекомендации по итогам сдачи государственных междисциплинарных экзаменов

В отличие от защит выпускных квалификационных работ сдача итоговых государственных экзаменов более регламентированный и жестко заданный вид экзаменационных испытаний. Зачастую студентам сложно проявить свою индивидуальность и продемонстрировать творческий подход к предмету.

Тем не менее многим это удается: ответы не просто воспроизводят полученные в процессе обучения знания, но и демонстрируют кругозор, образованность и уверенное владение материалом в выбранной ими сфере профессиональных интересов.

Кроме того, выпускники продемонстрировали осведомленность в вопросах культуры, процессов современной истории, а также кросскультурной дифференциации, в понимании основных парадигм развития общества и личности в историко-хронологическом аспекте.

Особое внимание экзаменаторы уделяли хорошему владению терминологией и методами экономических и общепрофессиональных дисциплин со стороны студентов.

Спектр дополнительных вопросов, на которые также были получены развернутые и полные ответы, показал, что студенты владеют информацией, опубликованной как в отечественных, так и зарубежных источниках, что показывает приобретенные ими навыки работы на занятиях по иностранному языку.

В целом выпускники продемонстрировали полное соответствие целевой установке ГУ-ВШЭ по подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих профессиональными навыками и умениями, необходимыми для успешного трудоустройства по избранной специальности. Следует отметить широкий кругозор, хорошую гуманитарную подготовку и наличие у студентов комплексных представлений о профессии, что является неотъемлемой характеристикой качественного университетского образования.

Рекомендации государственных аттестационных комиссий, касающиеся организационной части проведения экзамена:

  • факультетам доводить до студентов информацию о требованиях предъявляемых к Государственным экзаменам;
  • вследствие увеличения количества аттестуемых студентов, работать над дальнейшим совершенствованием организации процесса государственной аттестации, в том числе подбирать аудиторию по размерам соответствующую количеству выпускников, заранее продумать удобную расстановку мебели в аудитории;
  • обратить внимание на возможность использования студентами в ходе экзамена средств связи с дистанционным управлением (речь идет, прежде всего, об опции мобильных телефонов hands-free).

Рекомендации государственных аттестационных комиссий касающиеся содержательной части проведения экзамена:

  • более узко формулировать вопросы в экзаменационных билетах, сделать акцент на точных и конкретных формулировках вопросов, начинать работу по составлению экзаменационных вопросов заблаговременно, координируя работу всех заинтересованных кафедр;
  • в период формирования вопросов и билетов к итоговому междисциплинарному экзамену заранее обсуждать детализацию дополнительных вопросов;
  • привлекать кафедры, курирующие определенные специализации к составлению программ на более ранних стадиях подготовки к государственной аттестации студентов;
  • уделить большее внимание преподаванию фундаментальных дисциплин, а при преподавании частных дисциплин их связи с фундаментальными дисциплинами, прослушанными студентами на младших курсах;
  • знакомить студентов с исследовательскими и научными разработками преподавателей ГУ-ВШЭ, а также включить новые тексты, которые были опубликованы в ряде профильных изданий за последние два года;
  • больше внимания уделять дисциплинам, интегрирующим знания выпускников в разных областях деятельности;
  • уделить особое внимание в процессе преподавания связи теоретических знаний с их использованием на практике.
Читайте также:  Особенности написания курсовой работы по экономике: цели и задачи проекта

Выводы и рекомендации по итогам защитывыпускных квалификационных работ членами ГАК

Дипломные работы написаны на актуальные темы, по своей структуре и оформлению соответствуют предъявляемым к ВКР требованиям, демонстрируют умение авторов объективно оценить сложившуюся ситуацию в избранной сфере интересов, навыки принятия эффективных решений. Тематика работ затрагивает широкий спектр проблем из самых разных сфер науки и актуальна с точки зрения возможности использования их на практике.

Выпускники обладали необходимыми навыками как научно-исследовательской работы, так и практической профессиональной деятельности, обширными знаниями в области гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, в том числе глубоко разбираются в проблематике избранной специализации, на высоком профессиональном уровне владеют презентационными навыками, современными инструментами обработки информации, анализа и прогнозирования. Большинство студентов владело двумя иностранными языками как средствами профессиональной коммуникации.

Выпускные квалификационные работы в подавляющем большинстве имели исследовательский характер, основаны на большом количестве аналитического материала, статистической информации из научных работ, журналов, газет, публикаций в Интернете, методических, нормативных и инструктивных материалов по соответствующим отраслям науки.

В целом студенты проявили творческую состоятельность, умение работать с большими массивами информации, обобщать и систематизировать материал. Результаты в основном грамотно обработаны с точки зрения математической статистики и достоверности.

Стиль изложения работ ясный, что в совокупности с хорошо продуманной, четкой структурой работ позволило рецензентам и членам комиссий легко ориентироваться в представленных фактах и тезисах.

Членами государственной аттестационной комиссии был отмечен высокий уровень самостоятельной аналитической работы над проблемными и малоисследованными темами.

Сами работы оформлены с использованием компьютерных программ, к защитам подготовлены раздаточные материалы, многие работы имели в составе презентацию на мультимедийном проекторе. При защите ВКР студенты широко пользовались иллюстративными материалами — графиками, таблицами, схемами, диаграммами.

Рецензенты отметили высокий уровень большинства представленных ВКР, однако, они обратили внимание и на то, что в ряде работ недостаточно проработана часть вопросов аналитического характера, а в других, напротив, имелась некоторая избыточность аналитической и теоретической информации при отсутствии выводов и предложений по преодолению существующих недостатков.

В качестве другого недостатка ГАК отметили не всегда удовлетворительную работу студентов над проектной частью ВКР.

В некоторых работах эта часть в диссертациях была проработана менее подробно, чем аналитическая, и не всегда отличалась достаточной степень доказательности как сделанных выводов, так и предлагаемых проектных мероприятий.

Кроме этого встречались случаи, когда недостаточно прорабатывалась экономическая сторона проектных мероприятий.

Выпускные квалификационные работы показали, что у некоторых студентов недостаточно развито умение рассуждать при ответах на проблемную постановку вопросов.

Многие студенты затруднялись в интерпретации прикладного знания теоретических знаний.

В результате некоторые доклады и ответы на вопросы имели уровень, не соответствующий качеству представляемых ВКР, что, возможно, связано с недостаточной практикой устных докладов и презентации при их обучении.

Рецензентами ВКР являлись преподаватели выпускающих кафедр факультета и руководители функциональных служб предприятий. Качество рецензий в основном соответствовало предъявляемым требованиям. Вместе с тем, ряд рецензий не содержали четкой оценки выполненной работы, носили общий характер, не имели замечаний.

Рекомендации государственных аттестационных комиссий касающиеся организационной части проведения экзамена:

  • руководителям дипломных работ обратить внимание на сроки утверждения тем диссертаций и сдачи выпускных квалификационных работ для проверки;
  • факультетам своевременно доводить до студентов информацию о требованиях предъявляемых к ВКР, а руководителям дипломных работ требовать от студентов выполнение ВКР в соответствии с «Требованиями к структуре, содержанию и рекомендациями по оформлению проекта выпускной квалификационной работы»;
  • разработать четкие юридические основания для недопуска работы к защите в связи с ее низким уровнем, наличием плагиата и т.д., а также четкие юридические основания для недопуска работы к защите в случае сдачи ее позже установлено срока;
  • повысить прикладное значение выполняемых студентами и выпускниками работ, например, установив порядок публикаций лучших работ студентов и выпускников;
  • соблюдать регламент проведения защит ВКР согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников ГУ-ВШЭ: начало работы комиссии, время доклада студента, процедура ознакомления с отзывом научного руководителя, предусмотренный регламентом ответ на сделанные замечания;
  • ограничивать до семи защит ВКР одной комиссией в день защиты;

Рекомендации государственных аттестационных комиссий, касающиеся содержательной части проведения экзамена:

  • обновить учебные программы для подготовки студентов к выпускному квалификационному экзамену: обновления должны коснуться, прежде всего, списка литературы, в который необходимо включить ряд новых текстов, которые были опубликованы в профильных изданиях за последние два года;
  • обратить внимание на соответствие заявленной темы ВКР содержанию представленной к защите работы;
  • обратить внимание при подготовке выпускных квалификационных работ на грамотное определение объекта и предмета исследования, формулирование проверяемых гипотез, на терминологическую строгость применяемых определений;
  • обратить внимание на четкость в формулировке теоретической и практической значимости работы, а также личного вклада студента в разрабатываемую тематику;
  • привлекать к рецензированию выпускных квалификационных работ сторонних рецензентов, а также шире использовать межкафедральное рецензирование;
  • предъявлять высокие требования не только к качеству выполнения выпускных работ, но и качеству рецензий, которыми сопровождаются эти ВКР со стороны преподавателей, которые должны не столько раскрывать содержание работы, сколько определять качество выполненной работы;
  • разработать некоторые рекомендации по требованиям, предъявляемым к работам на стадии предзащиты и организовать саму предзащиту выпускных квалификационных работ на выпускающих кафедрах;
  • развивать у студентов необходимые навыки публичного выступления;
  • обратить внимание членов комиссии на необходимость постановки четких и содержательных вопросов напрямую связанных с темой ВКР во время защиты;
  • усовершенствовать систему критериев оценки знаний студентов.
  • уделять больше внимания дисциплинам, интегрирующим знания выпускников в разных областях деятельности;

В целом по результатам итоговой государственной аттестации выпускников можно сделать вывод о высоком уровне подготовки студентов ГУ-ВШЭ.

Выпускники показывают достаточно глубокие знания по специальностям, актуальным для развития экономики России.

Такие работы, помимо высокой оценки, рекомендуются к участию в конкурсе студенческих научных работ, а также закладывают основы будущих диссертационных исследований.

  • Выводы и рекомендации по итогам сдачи экзамена по дисциплине «Английский язык»
  • При защите проектов выпускных квалификационных работ языковые кафедры прежде всего интересовала проверка степени овладения студентами навыками научного общения, что включало целый ряд требований в отношении структурной организации письменного текста, логичности и последовательности изложения, использования необходимой терминологии и речевых оборотов, характерных для научной речи и пр.
  • Особое внимание уделялось знанию различий устной и письменной форм подачи материала; при этом устная презентация предполагала последующую дискуссию, в процессе которой также оценивались навыки спонтанной речи и умение гибко реагировать на задаваемые вопросы, в чем, собственно, и заключалась защита проекта ВКР.

Так как структура и процедура государственного экзамена по дисциплине «Английский язык» оговаривались заранее, сам экзамен прошел достаточно гладко. Тем не менее, экзаменаторы отметили и ряд недостатков носящих как содержательный характер, так и касающиеся организации проведения экзамена.

Особенно хотелось бы отметить замечания и рекомендации представленные сотрудниками кафедры английского языка на факультете права, факультетеэкономики и факультете менеджмента, которые подготовили подробный отчет, а так же представили рекомендации, касающиеся не только государственного экзамена по дисциплине «Английский язык» на их факультете, но и выходящие на уровень университета в целом.

Практически все аттестационные комиссии отметили, что ответы студентов, получивших положительные оценки, соответствовали целевым установкам программы по английскому языку, так как все из них показали владение профессиональной лексикой по специальности, умение читать и понимать специализированные тексты и документы, делать презентации своего исследования на английском языке, вести дискуссию.

Экзамен в новом формате проводился впервые, поэтому проходил с некоторыми организационными недоработками.

Так, опыт проведения государственного экзамена в этом учебном году показал, что перед такого рода экзаменом обязательно нужен зачет, который будет блокирующим. Зачет необходимо проводить по накопительной системе.

Проведение зачета заставит студентов более серьезно относиться к посещению занятий по английскому языку.

  1. Кроме этого было отмечено, что, несмотря на то, что подготовка проектов проводилась в течение 2 модулей, времени для проведения индивидуальных консультаций на финальном этапе – в 3 модуле – было недостаточно (не более 30 минут на каждого студента).
  2. Другим немаловажным недостатком, как и в случае с организационной частью, стала нескоординированность усилий выпускающих кафедр и языковых кафедр: некоторые руководители проектов не рекомендовали студентам англоязычную литературу по интересующей их тематике, что в итоге отрицательно сказалось на написании проекта.
  3. Государственные аттестационные комиссии высказали уверенность в том, что все указанные недостатки носят временный характер и могут быть устранены в будущем.
  4. Рекомендации государственных аттестационных комиссий касающиеся организационной части проведения экзамена:
  5. — принять решение о необходимости проведения предварительного зачета перед государственным экзаменом по дисциплине «Английский язык»;
  6. — продумать проведение индивидуальных консультаций на финальном этапе подготовки к экзамену «Английский язык»;
  7. — обсудить сроки защиты, а также предоставления работ и отзывов на эти работы на языковые кафедры;
  • соблюдать регламент проведения государственного экзамена по дисциплине «Английский язык» утвержденный приказом ГУ-ВШЭ от 23.07.08 №31-04/565: начало работы комиссии, присутствие при защите не менее одного преподавателя от кафедры факультета и кафедры английского языка, время доклада студента, наличие вопросов по теме представленного проекта и заключительного обсуждения;

Источник: https://textarchive.ru/c-2483906-p14.html

Ссылка на основную публикацию