Как писать конспект

Когда в техническом вузе преподаватель заставляет студентов писать конспекты от руки, получается что-то вот такое:

Как писать конспект

Это – результат работы программы, генерирующей рукописный текст пользовательским почерком.

Она может менять толщину пера и цвет пасты, писать буквы слитно или раздельно, поддерживает письмо на множестве разных языков и потенциально способна переносить слова по слогам на многих из них. Написано на C++/Qt, есть версии под Windows и Linux.

Дальше будет небольшой разбор рукописного письма, описание разных способов его имитации, разбор наиболее интересных моментов работы программы и ссылка на репозиторий.

Почему программная генерация индивидуального рукописного письма – это сложно? Дело в том, что рукописное письмо очень изменчиво, здесь нет такой жёсткой предопределённости, как при печати. Для правдоподобной имитации рукописного письма надо учитывать как минимум вот такие его особенности:

  • Начертание букв зависит от того, какие буквы стоят рядом
  • Для каждого символа добавляются рандомные и не очень искажения, из-за чего абсолютно идентичные символы в тексте обычно не встречаются.
  • Слова могут быть написаны слитно или раздельно. Также можно совмещать оба варианта написания.
  • Меняются ширина, высота и наклон, как у символов, так и у строк.

На всё это влияет манера письма, вид письменной принадлежности, подложка, скорость письма, преобладающая рука, настроение и самочувствие писца и ещё куча всего. То есть нужно не просто учитывать огромную кучу факторов, но и позволить пользователю программы настраивать их по своему усмотрению.

Как это обычно делают?

На практике учитывать всё это редко когда бывает нужно. Например, для маленькой рукописной распечатки на открытке или приглашении используют обычный рукописный шрифт OpenType.

Впрочем, в определённых условиях это может подойти и для конспекта.

В сети можно найти инструкции, как создать индивидуальный шрифт самостоятельно и печатать им из MS Word, а для англоязычных пользователей существуют целые генераторы рукописных шрифтов.

Но при таком способе страдает правдоподобность: символы будут абсолютно одинаковыми, строки безупречно ровными. Не будет никакой случайности, вырвиглазности и хаоса, которые по моему опыту характерны для подавляющего большинства конспектов, и даже для аккуратного конспекта такая безупречность неестественна.

А как сделать лучше?

Основная идея такая: берём печатный текст, для каждого символа берём рукописный глиф и размещаем его на виртуальном листе бумаги в нужное место.

При этом для одного и того же символа глифов должно быть несколько, а конкретный должен выбираться случайным образом, иначе будут те же проблемы, что и у шрифтов OpenType.

Потом уже можно будет вносить различные искажения как на весь лист бумаги, так и для отдельной строки или символа. Вероятно, можно будет искажать глифы таким образом, чтобы из одного введённого глифа получить сразу готовый набор.

Всё то же самое можно делать и с лигатурами и, соответственно, сочетаниями символов, чтобы учитывать влияние рядом стоящих букв друг на друга. Спойлер: к сожалению, моя программа не поддерживает лигатуры и не может вносить искажения в глифы.

Я не первый, кто решил, что программная генерация — это хорошая идея, и написал свою программу для создания рукописей. Мне известны программы Синяк и Handwriter, а также сервис Писец.

У них, тем не менее, есть определённые недостатки, которые сподвигли меня на написание собственной программы: у Синяка, например, лишь один глиф на символ и некоторые проблемы с юзабилити, Handwriter платный, а Писец не позволяет создать свой шрифт.

Векторный или растровый шрифт?

Раз мы говорим об индивидуальном письме, надо предусмотреть возможность забить в программу свои глифы. Достаточно очевидное решение — дать пользователю возможность распечатать шаблон для заполнения и затем брать глифы со скана заполненного шаблона. Однако для этого нужно решить следующие задачи:

  • Очистить шаблон от шума
  • Распознать специальные метки на шаблоне, чтобы понять, к какому символу какие глифы
  • Вырезать каждый глиф из фона

Сложность не в том, чтобы просто сделать это, а в том, чтобы сделать это качественно для бесчисленного множества сканеров с разными характеристиками, параметрами сканирования и разной бумагой. Я решил, что мне не стоит браться за такую объёмную задачу.

Так что в моей программе используется векторная графика. Алгоритм создания шрифта теперь такой: пользователь открывает его любимый векторный редактор, рисует нужные глифы (желательно с помощью планшета), сохраняет их, а потом загружает в программу. Минусы у такого решения следующие:

  • Можно забыть об имитации вообще любых письменных принадлежностей, в том числе шариковых ручек. Теперь текст как будто написан капиллярной ручкой, и я не вижу способа это изменить.
  • Время на создание полного комплекта глифов увеличивается в несколько раз по сравнению со временем заполнения бумажного шаблона, а это осилит не каждый.
  • Графические планшеты у среднего пользователя встречаются намного реже, чем сканеры, что ещё сильнее уменьшает потенциальную аудиторию.

Но появляются разные бонусы:

  • Можно легко и без побочных эффектов менять цвет пасты, толщину пера и размер глифов.
  • Можно скруглять и сглаживать углы и концы линий.
  • Соединительные линии для имитации слитного написания выглядят точно так же, как линии букв.
  • Качество печати теперь зависит только лишь от принтера.
  • Можно частично автоматизировать создание собственного шрифта.

Размещение символов на листе

Символы бывают разными: одни располагаются строго в пределах строки, другие выступают за её край, третьи лежат на верхней или нижней границе.

Выступающие части символов при этом могут находиться над рядом стоящими символами или под ними.

Поэтому для корректного размещения символа нужно знать, какая его часть будет находиться в пределах строки и как относительно него нужно располагать другие символы.

Как писать конспект Жёлтый прямоугольник – как раз та часть символа, которая находится в пределах строки

В редакторе шрифтов как раз можно задать положение символа относительно строки и других символов, указывая границы символа жёлтой рамкой. А ещё тут, разумеется, ставятся в соответствие символы и конкретные глифы.

Данные для слитного написания

Помимо жёлтой рамки в редакторе шрифтов заметны ещё и два круглых указателя. Это – точки, куда будут приходить соединительные линии от соседних букв.

Да, для слитного написания слова находящиеся рядом буквы просто соединяются прямыми линиями.

По идее, лучше было бы использовать сплайны, но если писать буквы без длинных хвостиков, учитывая, что программа будет рисовать хвостики за пользователя, в глаза это бросаться не будет.

Частичная автоматизация создания шрифта

Указывать всё это вручную для каждого символа – застрелиться можно. Надо как-то упростить процесс создания своего шрифта.

Во-первых, есть автоматическая загрузка глифов. При сохранении глифа из любимого векторного редактора достаточно назвать файл по определённому шаблону, и программа отнесёт его к нужному символу. Шаблон такой: сам символ, затем, если нужно, номер; можно разделить их нижним подчёркиванием.

И, поскольку Windows не видит большой разницы между заглавными и строчными буквами, для заглавных нужно добавить префикс «UP_». Правда, такой трюк работает не со всеми символами, т.к. далеко не всё можно использовать в имени файла, поэтому вместо запрещённых символов можно писать их название.

Во-вторых, при слитном написании соединительная линия, как правило, входит в начало первой линии буквы, а выходит из конца последней линии.

Поскольку, как правило, векторные редакторы сохраняют информацию о линиях в той последовательности, в которой линии были нарисованы, мы знаем, какая линия была нарисована первой, а какая – последней.

То есть большую часть работы по расстановке круглых указателей может взять на себя программа. И берёт.

И в-третьих, указывать жёлтый прямоугольник программа тоже может сама, просто поставив его по границам глифа. Это часто неправильно, но хоть какой-то процент правильно поставленных данных уже облегчит жизнь пользователю.

Перенос слов по слогам

Чтобы правильно разбить слова на слоги используется алгоритм П. Христова в модификации Дымченко и Варсанофьева.

Если коротко: с помощью регулярных выражений описываются две группы букв, между которыми должен располагаться дефис.

Затем конкретное слово с помощью последовательного применения этих правил разбивается на слоги, выбирается ближайший к краю дефис и вся правая от дефиса часть слова переносится на новую строку.

Такие правила уже есть для русского языка. Они не идеально точные, но якобы покрывают 99% всех переносов. Также, полагаю, их можно разработать и для некоторых других языков. Но не для всех. Например, в английском для переноса слов по слогам потребуется куда более сложный алгоритм, т.к. слова переносятся по звучанию, а не по написанию.

Вот так выглядят правила для русского языка:

  • «Х-ЛЛ»
  • «Г-ГЛ»
  • «ГС-СГ»
  • «СГ-СГ»
  • «ГС-ССГ»
  • «ГСС-ССГ»

Здесь Л – любая буква, Г – гласная, С – согласная, Х – буква из набора «йьъ». Чтобы предоставить пользователям возможность изменять правила, не модифицируя исходный код, я вынес их в отдельный файл:

Как писать конспект Я позволил себе несколько модифицировать оригинальные правила, чтобы не допустить отрыва одной буквы от слова.

Прочие возможности

Векторная графика даёт возможность изменять параметры линий, в частности, скруглять их края и сглаживать углы, так почему бы этим не воспользоваться? Кроме того, не вижу причин как-то ограничивать пользователя в возможности настроить параметры листа и шрифта. Примерное представление об основных настройках можно получить, посмотрев на скриншот:

Как писать конспект

Ещё немного фоток конспекта

  • Кликабельно:
  • Как писать конспект
  • Как писать конспект
  • Как писать конспект

Исходники

Как и обещал – ссылка на репозиторий: https://github.com/aizenbit/Scribbler

Источник: https://habr.com/post/316404/

6 способов конспектирования

Как писать конспектКонспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены Янышиной

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

  • Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Биология.
  • Химия.
  • География.

Как использовать

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальных линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
Читайте также:  Как оформить приложения в дипломной / курсовой работе: пример оформления

Как писать конспект‍Скачайте шаблон и пользуйтесь на уроках

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорд» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Как писать конспектКонспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно так

Этот метод схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен

  • При изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей.
  • Для сопоставления нескольких понятий.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.

Как использовать

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.  

Метод нумерации

Суть заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен

  1. Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Химия.
  • Биология.
  • География.
  • Геометрия.
  • Физика.

Как использовать

  • Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.
  • Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
  • Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
  • Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».

Метод таблиц

Как писать конспектКонспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Варвары Онохиной

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен

  • При рассмотрении тем с одинаковыми критериями.
  • При конспектировании большого количества фактов.
  • Чтобы свести несколько элементов в одну систему.
  • Чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Биология.
  • География.

Как использовать

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Ученица «Домашней школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Как писать конспект В конспектах могут быть свои «эмодзи»

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро и при этом структурировать информацию.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Химия.
  • Биология.
  • География.
  • Геометрия.
  • Физика.
  • Информатика.

Как использовать

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть; круг — прочитать в учебнике; знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

Метод ментальных карт

Как писать конспект Ментальная карта по истории

Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее. Ведь во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и тем самым запоминаете.

Когда полезен

  • Для разбора больших сложных тем.
  • Для анализа литературных произведений.
  • При написании эссе.
  • В подготовке докладов.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Биология.
  • География.

Как использовать

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам.

Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию, и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики).

А благодаря современным технологиям, в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс всё эти элементы можно передвигать.  

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/6-way-summary

Как писать конспект | КТО?ЧТО?ГДЕ?

Как писать конспект, подскажут собранные нами рекомендации. Советы включают предложение сконцентрироваться, структурировать материал и сокращать слова.

Студентам приходится осваивать массу предметов, относящихся к выбранной специализации или необходимых представителю каждой профессии. Опытные педагоги с первых же дней учебы нагружают подопечных огромным объемом информации.

Не обучают их только одному умению, требующемуся, чтобы все эти сведения надежно фиксировать, — знанию, как писать конспект. Его грамотное ведение поможет в дальнейшем не портить глаза, разбирая собственные наспех выполненные каракули, а использовать записанную информацию для успешной аттестации.

Некоторые рекомендации помогут превратить полученный на лекции материал в удобное пособие.

Как писать конспект

Как правильно писать конспект: полная концентрация

Вне зависимости от того, требуется ли конспект статьи Лихачева «Учиться говорить и писать», которую школьникам задают перечитывать к урокам по развитию речи, или просто запись прослушиваемых лекций, не обойтись без максимальной сосредоточенности на теме.

Одновременное выполнение нескольких дел не будет тому способствовать. Потому не стоит отвлекаться на увлекательные беседы с соседями по парте или чаты с приятелями в соцсетях — такими несущественными для усвоения знаний занятиям допустимо посвящать перемены.

Лекционный же курс или конспектирование определенных статей предназначается для углубленного понимания нужного материала.

Как писать конспект по истории или иному предмету: фиксирование опорных моментов

Если предстоит переносить на бумагу лекционный материал, составлять конспект «Учиться говорить и писать» или другой книги, принцип здесь один: надо учиться выделять ключевые моменты. Не нужно дословно переписывать все, что успел произнести за время своего продолжительного монолога преподаватель. Это нереально, если не строчить со скоростью света.

Опытные лекторы часто сами выделяют в собственной речи главное, начиная в определеннные моменты рассказывать немного медленнее, чтобы предоставить студентам возможность все зафиксировать. Для вникания в подробности существуют учебники, а лекции предназначаются для получения учащимися представления об основных принципах, законах и аксиомах изучаемого.

Как писать план-конспект или лекцию: структурирование получаемого материала

Независимо от конкретной цели конспектирования, в получившемся после выполнения подобного задания тексте самому человеку непросто будет разобраться, если тот будет представлять собою сплошное пересказывание, без малейших признаков структурирования.

Разделение на подпункты, уровни по степени важности, соотношению элементов между собою, — одно из обязательных требований к тому, как писать план-конспект урока.

При записывании же лекционной информации этот принцип поможет в дальнейшей работе с нею, позволит выделить опорные моменты, быстрее отыскать ответы на необходимые экзаменационные или зачетные вопросы.

Как писать конспект по литературе и другим дисциплинам: использование цветовых выделений

Помимо ручки, для конспектирования непременно пригодятся маркеры нескольких цветов.

Они потребуются для подчеркивания опорных моментов: терминов, ключевых фактов из жизни писателя, взаимоотношений между персонажами его творений, других блоков информации, которые впоследствии помогут сориентироваться в тексте, оперативно отыскать необходимую информацию.

Так будет проще отыскать блоки текста, требующие углубленного рассмотрения. Эта рекомендация едва ли поможет с тем, как писать конспект по параграфу: там больше пригодится рекомендация по структурирования, — но при записывании лекций станет подспорьем.

Как писать конспект

Как писать конспект урока: создание системы сокращений

Подобная методика давно используется теми, кому приходится переписывать за говорящими огромные текстовые объемы. Пригодится этот метод и людям, которым нужен конспект по книге, а как писать его, они представления не имеют. Студентам или ученикам стоит разработать систему понятного для себя самих сокращения текстов.

Читайте также:  Заказ рефератов - простое решение сложных проблем и цена вопроса

Какие слова укорачивать, вставляя взамен некоторых букв дефисы или дроби, зависит от самого человека. Обычно распространены такие варианты, как «характер»-«хар-р» или «х-р», «который»-«к-рый», «через»-«ч/з», «свойства»-«св-ва». Ими имеет смысл воспользоваться, добавив и собственные ноу-хау.

Важно только, чтобы никаких проблем с расшифровкой сокращений не возникло.

Если лень писать длиннющий конспект: лайфхак

Советы касательно конспектирования часто включают пункт о красивом выведении букв. В таком деле требуется сноровка, многочасовые тренировки. Потому иногда проще составлять лекционные записи в электронной форме.

Если же преподаватель непременно требует предъявления того, что законспектировано, причем в рукописном варианте, который априори отсутствует, стоит пойти на одну хитрость, создав «подделку», сложно отличимую от созданных вручную записей.

Для воплощения подобной идеи пригодится Word, в который и потребуется перенести нужный текст, а потом основательно над ним поработать. Детальная инструкция приведена здесь.

Источник: https://kto-chto-gde.ru/story/kak-pisat-konspekt-poleznye-sovety-dlya-studentov/

Конспект — что это такое и как научиться его правильно писать

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В старших классах школы, а потом и на студенческой скамье умение писать конспект становится одним из основных учебных навыков.

Невозможно представить иного способа фиксации того огромного объёма бесценных знаний, который предлагают ученикам и студентам щедрые учителя и преподаватели.

Краткость, ясность, простота, логичность – вот главные отличительные признаки удачного конспекта. Чтобы прийти к такому набору свойств, необходимо разобраться, что это такое, как он пишется, и какие виды конспектов бывают.

Определение — что это такое

Конспект – это краткая запись учебно-научного материала, помогающая выделить главное с целью дальнейшего воспроизведения информации.

Понятие «конспект» пришло к нам из Древнего Рима. Ему столько же лет, сколько первым латинским школам. Будущие медики, историки, философы и юристы учились записывать сведения, полученные от наставников, коротко и ёмко.

Само слово «conspectus» переводится как «обзор», сведение к минимуму. Иногда для того, чтобы получить ценные знания, обучающимся приходилось отправляться в другой город или государство.

Чтобы не обременять себя тяжёлыми книгами, полученную от «продвинутых» собеседников информацию приходилось сокращать. Эту драгоценную выжимку было удобно везти с собой как в маленьком свитке, так и в небольшой тетради, не занимающей много места.

Виды конспектов

Современные конспекты традиционно делятся на 4 вида:

  1. план-конспект;
  2. текстуальный;
  3. тематический;
  4. свободный.

Конспект урока (на примере)

План-конспект урока оптимален на занятии по литературе или при записи содержания прочитанной книги. Он хорошо структурирует материал, помогает увидеть общий замысел, проследить логику. Каждый пункт плана соотносится с конкретной частью целого, помогая распределить содержимое конспекта на тематические блоки.

Недостаток такого вида записи – недолговечность. Если название раздела сводится к сокращению «Встр. перс.», вряд ли через месяц вы догадаетесь, что речь идёт о «Встрече персонажей». Поэтому рекомендуется дополнять пункты плана вопросно-ответными формулами.

Приведём пример плана-конспекта романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

  1. В какой среде выросли главные герои романа? Облик Онегина определил светский Петербург. Герой вырос в мире условностей. «Молодой повеса» стремился к лёгкому поверхностному успеху, высоко ставил внешний блеск и ни к чему не относился серьёзно. Татьяну сформировал узкий семейный круг, жизнь в деревне. Молодая Ларина вела уединённую жизнь, любила природу, много читала.
  2. Как относятся персонажи к дружбе и любви?

    Онегин не привык к глубоким чувствам. Пылкие романтики кажутся ему наивными. Случайная дружба с Ленским не выдерживает испытания и рушится из-за пустячной ссоры. Искренняя любовь Татьяны не радует, а пугает его.

    У Татьяны нет друзей. Даже сестра, с которой они неразлучны, не понимает её. Застенчивая и чистая, она бережёт лучшие силы души для своего избранника. Любовь к Онегину переворачивает её жизнь.

  3. Для чего автор сталкивает столь разные характеры, испытывая героев любовью?

    Онегин символизирует европейскую светскую культуру, которой живёт российское высшее общество ХIХ века, и её характерные черты: дух индивидуализма, тяготение к внешней успешности, моду на пресыщенность и скуку, утончённый эгоизм.

    Татьяна – это душа России с её исконной верой, верностью народным традициям и нравственной чистотой. Поверхностное и глубинное, светское и духовное не всегда сосуществуют гармонично. Любовная история Татьяны и Евгения подтверждает это.

Какие еще бывают конспекты

Текстуальный конспект делает акцент на запись прямых высказываний лектора и привлечённых цитат. Особенно подходит этот тип краткого изложения, когда материал подаётся блестящим оратором, слова которого настолько крылаты, что уже представляют ценнейшую выжимку научных тезисов.

Однако увлекаться дословной фиксацией не стоит: залюбовавшись фигурой речи, вы рискуете упустить суть вопроса.

Текстуальный конспект надолго сохраняет информацию, делает её легко читаемой и доступной не только для самого конспектирующего. Но такой вид работы с материалом доступен лишь тем, кто уже выработал внутренний навык отделения зёрен от плевел.

Тематический конспект – самый удобный в использовании и полезный для подготовки к экзаменам. Он учит смотреть на тему со всех сторон и учитывать каждый её нюанс.

Иногда для полноты представления требуется обращение к дополнительным источникам, что формирует умение самостоятельно искать, логически мыслить, а также анализировать недостающие сведения.

Подобные навыки незаменимы при написании более серьёзных учебных текстов: докладов, рефератов (что это?), курсовых работ.

Свободный конспект – удовольствие для студентов последних курсов. Он сочетает элементы всех предыдущих, нередко сопровождается чертежами, схемами, рисунками, графиками, структурными таблицами, значками.

В свободном конспекте широко используются аббревиатуры (т.е. специальные сокращения). Составлять такие записи непросто: за кажущейся небрежностью, на которую намекает слово «свободный», стоит серьёзный труд по обобщению и систематизации материала.

Свободное конспектирование – это самостоятельный выбор студентом наиболее пригодного лично для него способа записи информации.

Как научиться писать удобные конспекты

Для начала необходимо записать тему урока или лекции. Далее обязателен краткий план. Обычно лектор даёт его под запись, а учитель выводит на проектор или записывает на доске. Пункты плана будут чётким ориентиром, который поможет не заблудиться в потоке речи преподавателя.

То, что стоит записывать в первую очередь, – это определения понятий и значения терминов. Постарайтесь проверить правильность получившихся записей по учебникам и терминологическим словарям. Вы могли не успеть зафиксировать информацию или понять её неверно.

Необходимо сопровождать каждое новое определение примерами. Они помогут разобраться, что к чему, если при прочтении дома вы забудете, что имелось в виду на уроке. Если позволяет время, придумывайте собственные примеры прямо в процессе записи лекции. Тогда её содержание заполнится лучше.

Не забывайте фиксировать важные цитаты. Их не должно быть много. Они особенно важны, если преподаватель даёт обзор проблемы с точки зрения разных исследователей. К тому же цитаты обычно образны, они воздействуют на наши эмоции, благодаря чему основной предмет разговора легче воскресить в памяти.

Делайте мини-выводы по каждому разделу, чтобы проследить логику подачи материала. Старайтесь видеть связь между понятиями и явлениями, о которых рассказывает преподаватель.

При оформлении конспекта урока (лекции) по желанию (если успеваете) используйте вспомогательные средства: цветные маркеры и гелевые ручки, стикеры и магнитные закладки, карандашные пометки на полях, выделение абзацев с помощью цветной заливки или изменения шрифта (если вы конспектируете текст на ноутбуке).

Кстати, в приведенном видео приводится исследование, что конспектировать лучше вручную, ибо так в два раза повышается усвояемость материала, по сравнению с печатанием на ноутбуке или планшете. Так то, вот…

Конспект: писать или не писать?

Некоторые школьные учителя и преподаватели на младших курсах ВУЗов собирают тетради, чтобы проверить ведение конспектов. Это не всегда правильно и приводит вот к таким вот странностям, показанным в этом видео:

Конспект занятия ориентирован, прежде всего, на самого пишущего. Качество записи – залог успеха на контрольной или экзамене.

Нужно это прежде всего вам, а не кому-то другому. А уж как это сделано, зависит от фантазии и усидчивости ученика. Однако излишнее тяготение к минимализму и простое фотографирование доски с планом урока на телефон ничего хорошего не сулит.

У меня в группе был студент, который вообще никогда ничего не писал, но при этом все посещал. ВУЗ он закончил и никаких особых проблем по ходу не испытывал, но, правда, это был лишь один пример на моей памяти. Все остальные конспектировали и лекции, и семинары, а если не могли, то переписывали у других, ибо большинству сдать экзамен без конспектов практически нереально.

Составьте конспект так, чтобы он помог легко воспроизвести содержание урока, то есть был разборчиво написан, ясен для понимания, лаконичен, но при этом достаточно подробен.

Помогите себе сами! Единожды уяснив, как правильно конспектировать, вы сэкономите океан свободного времени.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Как писать конспект

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/konspekt-chto-ehto-takoe.html

Как сделать конспект и запомнить всё: 5 методов

Конспектирование не имеет ничего общего с записями под диктовку. Преподаватель ведёт лекцию, а добросовестный ученик фиксирует каждое слово — такой подход крайне неверен.

Подобный опыт мы переносим из школы в университет, а затем на важные совещания, но он не помогает лучше запоминать и понимать материал.

Давайте разберёмся в том, что такое хороший конспект и какие существуют эффективные методы записи информации.

Как написать хороший конспект

Конспект представляет собой выделение важной информации из основного текста и её краткое изложение. Он может основываться на устном выступлении или письменном источнике.

Главная задача хорошего конспекта — польза. С его помощью мы не только сохраняем важную информацию, но и организовываем её для дальнейшего изучения, запоминания и осмысления.

Несколько правил полезного конспекта:

  • записываются только основные мысли, без подробностей и деталей;
  • есть иерархия: заголовки, подзаголовки, списки;
  • простая навигация: выделены вступление, ключевые слова, выводы;
  • конспект написан своими словами.

Далее мы перечислим пять методов ведения конспектов, которые полностью или частично включают перечисленные выше правила.

Метод предложений

  • Лучше всего данный метод подходит для максимально подробных и быстрых записей.
  • Как делать записи?
  • Начало каждой новой темы необходимо вынести на отдельную строку и выделить другим цветом или более жирным шрифтом.

Выберите главные мысли из лекции или книги и запишите каждую с новой строки. Предложения можно пронумеровать для простого поиска по тексту.

Нумерация нужна для того, чтобы быстро сослаться на часть конспекта без переписывания, просто указав номер предложения.

Пример использования метода предложений

Преимущества метода:

  • Подходит для конспектирования лекций и учебников.
  • Способствует активному слушанию, так как записывать необходимо только самое важное.

Недостатки метода:

  • Легко может превратиться в переписывание слово в слово.

Метод Корнелла

Данная система была разработана для учеников старших классов и университетов. Метод можно использовать как для записей на занятиях, так и при конспектировании учебника. Он подходит для гуманитарных и точных дисциплин.

  1. Как делать записи
  2. Для конспектирования стоит выбрать тетрадь в линейку и заранее создать шаблон для записей.
  3. Порядок действий:
  1. В левом верхнем углу запишите тему лекции или название главы.
  2. Снизу отсчитайте 5-7 строк и отделите их горизонтальной линией. Этот раздел предназначен для краткого пересказа.
  3. Оставшееся поле разделите вертикальной чертой на две части: левое поле — ⅓ страницы или 5-7 см, правое — ⅔.
  4. Большое правое поле предназначено для краткого конспекта лекции или главы учебника. Не записывайте всё слово в слово, выделяйте главные термины, идеи, примеры и используйте сокращения.
  5. В маленьком левом поле записываем ключевые слова и вопросы к материалу, которые учитель может задать на семинаре или экзамене. Заполнить эту колонку стоит сразу после лекции.

Нижнее поле используется для обобщения информации из правого столбца: в него можно добавить ключевые определения «Мы изучили понятие *** , которое заключается в ***», формулы, даты.

Постарайтесь заполнить его в день лекции или сразу после прочтения учебника. Это поле необходимо для запоминания материала и проверки того, насколько хорошо вы всё поняли.

Если вы затрудняетесь объяснить что‑то своими словами или записать формулу — ещё раз вернитесь к ним.

Пример использования метода Корнелла

Как использовать при подготовке к экзаменам?

При самопроверке пользуйтесь вопросами из левой колонки. Если не можете ответить на них, стоит повторить материал полностью или частично.

Преимущества метода:

  • Подходит для конспектирования лекций и учебников.
  • Способствует осмыслению большого потока информации.
  • Помогает выделить важное в материале.
  • Помогает сделать выводы из написанного или услышанного.
  • Упрощает навигацию по конспекту.
  • Удобен для подготовки и проверки перед экзаменом.

Недостатки метода:

  • Нужно заранее подготовить шаблон для конспекта.
  • Необходимо время для дополнительных записей сразу после лекции.

Ментальные карты

Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.

Ментальная карта складывается из основных частей:

  • отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
  • ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
  • ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.

Как создать ментальную карту?

  • В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
  • Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
  • Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.
  • Для вдохновения посмотрите пример ментальной карты для запоминания систем человеческого тела.
  • Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.
  • Преимущества метода:
  • Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
  • Позволяет легко визуализировать сложные темы.
  • Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.

Недостатки метода:

  • В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
  • Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.

И2ВЧП (SQ3R)

Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.

Исследование

Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.

Вопросы

Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.

Чтение

Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.

Вспоминание

Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.

Проверка

Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.

Преимущества метода:

  • Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
  • Позволяет запомнить и понять текст.
  • Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.

Недостатки метода:

  • Не помогает организовать записи.
  • Не подходит для записи лекций.

Скетчноутинг

Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.

Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.

Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:

  1. Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
  2. Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
  3. Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
  4. Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
  5. Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.

А можно простой схемой:

  1. Примерами скетчей вы можете вдохновиться на Pinterest.
  2. Преимущества метода:
  • Простая навигация по материалу.
  • Можно быстро повторить материал.
  • Понимание происходит через образы.
  • Подходит для подготовки к экзаменам.

Недостатки метода:

  • Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
  • Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.

Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.

Как вы записываете важную информацию?

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/kak-delat-konspekty

Как быстро и качественно написать конспект по литературе?

Часто в старших классах после прохождения художественного произведения учителем дается задание написать краткий конспект соответствующей темы по литературе. Так как же это сделать, не затратив при этом чересчур много сил и времени?

Инструкция к применению

Итак, для начала работы над конспектом по литературе нам понадобится сама статья, которую можно найти также в сети Интернет (бесплатная литература в онлайн-библиотеках), маркер, карандаш или ручка и, конечно же, умение выбирать самое главное.

Следующим шагом будет выбор тех мест в статье или художественном произведении, которые вы посчитали для себя важными. Это авторские высказывания и отрывки (абзацы или отдельные предложения), в которых видны основные мысли, которые автор хотел передать с помощью своего творения.

 Лучшее что можно посоветовать: использовать ключевые моменты различных частей текста для того, чтобы действительно кратко передать его суть. Разбейте статью на несколько частей (вступление, основная часть и концовка) и в своем конспекте кратко изложите общий смысл каждой из них.

При составлении конспекта старайтесь не повторяться.

Если же ваш конспект по литературе состоит из слишком больших отрывков, то стоит заново выбрать ключевые предложения и фразы.

Конечно, сейчас в век информационных технологий гораздо проще найти нужную статью на просторах интернета, воспользовавшись сайтами с бесплатной литературой, чем пойти в местную библиотеку, где вам пришлось бы долго искать, а затем сканировать или делать фотокопии нужных страниц.

 Прочитав статью, стоит маркером выделить те места, которые вы будете конспектировать, для облегчения их поиска во всем тексте. Затем, выбрав все основные места, которые требуются в вашей теме по литературе, перепишите все выбранное в чистовик.

После этого новые части вашей темы по литературе, над которыми вы будете работать, или же последующие статьи лучше начинать с нового листа. При потребности используйте любые актуальные знаки препинания, или ставьте авторские, ведь теперь это отчасти и ваше творение. В результате у вас должно получиться несколько оптимального размера абзацев, связанных по смыслу.

Важные нюансы подготовки

Стоить обратить внимание на то, что если тема по литературе, которую вы развиваете, описывает героя какого-либо произведения, то стоит перемежать части текста с его описанием и части с описанием его поступков для передачи боле полной картины самого персонажа.

В тетради для конспектов можно использовать поля. Там можно вставлять свои ремарки, идеи, мысли и вопросы, которые вас интересуют. Для того чтобы текст вышел более полным и структурированным, можно для каждого нового абзаца на полях написать тему, а также главную мысль. Главное, чтобы эти ремарки были краткими, но точными — не более пяти слов.

После того как вы уже приготовили конспект по литературе, можно еще раз просмотреть его, и, по желанию, оставить на полях ваше личное отношение к сказанному автором. Для этого можно использовать знаки, которые при пересказе помогут быстро сориентироваться в тексте.

Знак вопроса, к примеру, (?) будет означать, что вы не поняли смысл фразы, минус (-) , что не согласны с данным изречением, а плюс (+) будет означать, что с высказыванием вы согласны полностью и поддерживаете автора цитаты. Также можете придумать свои собственные знаки.

Главное в таком случае, что, если вы собираетесь сдавать работу в письменном виде, учитель должен разобрать написанное и понять ремарки. Возле каждой последующей строки ставить эти знаки не рекомендуется. Самый оптимальный вариант — это один смысловой знак на шесть строчек. Также не повторяйтесь.

Не следует ставить подряд пять плюсов, например.

И немного полезных советов

Опытные педагоги советуют всегда помнить о советах, которые дают те, кто уже сдал экзамен:

  • Выбирайте из статьи только самые интересные и увлекательные отрывки;
  • Размер конспекта по литературе напрямую зависит от размера исходной статьи;
  • Бесплатная литература и сокращенные варианты ждут вас в различных онлайн-библиотеках;
  • Помните, что конспект — это краткое содержание текста, в котором подаются основные мысли.

Источник: https://interneturok.ru/article/kak-bystro-i-kachestvenno-napisat-konspekt-po-literature

Ссылка на основную публикацию