Как правильно писать введение дипломной работы: пример написания и секреты оформления

Многие считают, что во введении можно как в сочинении писать свои мысли и плавно подводить к основной сути. Навсегда забудьте этот совет! Именно с введения начинается знакомство руководителя и членов комиссии с вашим трудом. Вот почему крайне важно максимально качественно подойти к выполнению этой части работы.

Из введения должно быть понятно, с какой целью написали диплом, какие проблемы он освещает, а также какие методы решения этих проблем планируете использовать. Проще говоря, именно по этой части будут оценивать теоретическую и практическую значимость дипломной работы, и пример такого введения вы сможете посмотреть чуть ниже.Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Самое основное, что нужно написать во введении диплома, найдется в методических рекомендациях на вашей кафедре. Там будут указаны возможные нюансы, которые отличают создание вашего диплома от написания работ в других вузах.

На нашем телеграм-канале уже много раз говорилось о том, когда надо начинать писать диплом и как работать с каждой его частью. Сегодня поговорим конкретно про введение.

Как написать введение к дипломной работе: изучаем структуру

Какие бы особенности ни были у каждого учебного заведения, структура введения будет всегда одинаковой.

Итак, в этой части работы всегда будут:

  • актуальность дипломной работы;
  • цель и задачи дипломного проекта;
  • знакомство с объектом и предметом исследования;
  • перечисление методологических основ исследования;
  • описание научной и практической значимости квалификационной работы;
  • гипотеза исследования.

До начала работы обязательно следует оговорить все тонкости с научным руководителем. Иногда, если спросить у него, как правильно написать введение в дипломной работе, он может указать на необходимость перечисления основных глав, параграфов, разделов с кратким содержанием или основной мыслью. Но это не для всех работ и отраслей.

А теперь более подробно о каждом из этих пунктов.

Актуальность дипломного проекта

Актуальность дипломной работы заключается в выяснении степени ее современности, жизненности, важности, насущности.

Если говорить проще, то актуальность темы исследования дипломной работы – это приведение аргументов в пользу того, почему необходимо было проводить исследования именно на выбранную тематику. Актуальность данной дипломной работы может быть обусловлена многими факторами и отображать теоретическую значимость исследования в дипломной работе.

Оптимальный объем описания актуальности дипломного проекта – полтора листа, не больше (пример можно найти чуть ниже).

Если вы не можете самостоятельно определить, в чем же заключается актуальность темы именно вашей дипломной работы, чем она обусловлена, попробуйте описать ее так: актуальность темы дипломного проекта связана с огромным распространением данного феномена, в результате чего существует острая необходимость разработки дополнительных рекомендаций по совершенствованию работы в этой сфере.

Впрочем, если уж совсем запутались и не знаете, как определить актуальность дипломной работы, попросите о помощи научного руководителя. Он подскажет, как это сделать, а также как повысить актуальность дипломной работы, выделив среди множества другой информации.

Цель и задачи

Цель помогает понять, чего хотел добиться студент своими исследованиями, какого конечного результата он пытался достигнуть.

Пример:

Задачи помогают найти путь достижения цели. Обычно каждая задача описывается в отдельной главе диплома. Задачи описывают при помощи слов: раскрыть, выявить, разработать, систематизировать, проанализировать, уточнить и так далее.

Объект и предмет исследования

Многие до сих пор путают понятия объекта и предмета исследования дипломной работы. Давайте разбираться вместе:

Объект – это некая область, явление, существующее вне зависимости от того, кто его исследует.

Предмет – это важные свойства, особенности объекта.

Предмет исследования показывает, каким образом мы будем познавать объект. Каждый объект дипломного проекта содержит несколько предметов исследования. Вот хороший пример объекта дипломной работы: таковым можно считать человека.

В этом случае предмет исследования – его кожа. Существует множество других предметов (внутренние органы, лимфатическая система, ЖКТ и т.д.), но нас в данном случае будет интересовать лишь его кожа.

Например:

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Другой качественный пример объекта и предмета дипломного исследования (работы) вы сможете увидеть в статье про написание диплома с нуля. Здесь будет подробно описано содержание каждого раздела, оформление каждой главы работы, а также стиль.

Если не знаете, как определить объект и предмет (субъект) дипломной работы, возьмите на заметку:

Объект исследования в дипломной работе – это понятие более широкое, чем предмет. Предмет всегда является частью объекта. Помня это, Вы всегда сможете верно определить, что является объектом, а что – предметом исследования в дипломной работе.

Методы исследования

Методы исследования – это способы познания объекта. Независимо от темы и сферы в любой дипломной будут использовать метод анализа нормативно-правовой документации, литературы и документов.

А вот и полный список методов исследования, которые можно применять при написании диплома:

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример
Полный список методов, используемых при написании квалификационных работ

Научная и практическая значимость

Научную новизну определяют исходя из характера и сути выбранной тематики. Формулировать ее придется по-разному в случаях написания теоретического диплома и диплома практической направленности.

Научная новизна теоретической работы будет определяться тем, что нового студент пытается внести в исследуемую проблематику. В дипломе практической направленности новизну определяют полученными впервые результатами, обновленными данными в сложившихся ранее научных представлениях.

Практическая значимость вытекает из научной новизны, вызывая необходимость написания работы. Выявить практическую значимость – значит, определить результаты, которых надо достигнуть. Теоретическая и практическая значимость в дипломе – 2 обязательных аспекта этого вида работы.

Гипотеза исследования

Гипотеза дипломного проекта – это предполагаемый результат, которого мы хотим достигнуть самим написанием диплома, теоретическая значимость дипломной.

Ее можно выразить следующим образом: данного можно добиться при условии, что…; будет осуществляться эффективно при наличии…; создание позволит обеспечить… и т.д.

Мы попытались собрать в одном месте все самое важное, что может вам понадобиться в процессе создания диплома, а именно – как писать введение и пример. Вот самое главное, что вам нужно знать:

  1. Необходимо наличие ссылок на высказывания и труды известных авторов, которые в свое время уже брались за изучение выбранной проблемы в вашей дипломной работе. НО! Вместе с этим ваша работа обязательно должна содержать что-то новое, чего не удалось достичь предыдущим авторам. По крайней мере, основное, что надо писать в введении в дипломной – никому из указанных или неуказанных авторов так и не удалось решить поставленную проблему в полной мере. Всегда должны оставаться какие-то спорные моменты, которые вы могли бы подчеркнуть своим скромным проектом.
  2. Формулировка методов проводимых исследований на выбранную тематику. Именно этот пункт вызывает определенные сложности у большинства студентов. К сожалению, не существует единого набора таких методов, которые бы универсально подходили для всех дипломов. Но обычно большинство таких методологий совпадает: метод анализа и синтеза, обобщения и сравнения, анкетирования, метод классификации, расчетный.
  3. Создание акцента на практической значимости исследования. Студенту придется хорошенько подумать и отразить, в каких областях (хотя бы ориентировочно) можно использовать достигнутые результаты и выводы, рекомендации, наблюдения. Этот пункт будет свидетельствовать о вашей блестящей подготовке и бесспорной компетентности.

А вот и сам пример того, как писать введение в дипломной работе:

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Необходимый объем введения в дипломе

До того, как написать введение дипломной работы, вы должны найти пример в методичке или спросить у научного руководителя о приемлемом для него объеме. Если он не выкажет собственных предпочтений, придерживайтесь стандартных норм:

  • стандартный объем введения – 2-4 страницы;
  • 5 страниц – максимально допустимый объем.

НО! В этих трех-четырех страницах вам нужно будет очень кратко и по делу описать главные аспекты труда. А вот пример (образец) введения, чтобы вы понимали, как оно должно выглядеть на практике.

Можете сделать сами – отлично! Не можете – лучше обратиться за помощью в сервис студенческой помощи. И не придется тратить бесценное время и нервы на то, что, вполне вероятно, совершенно никак не пригодится вам в будущем.

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/kak-napisat-vvedenie-k-diplomnoj-rabote-vazhnaya-informaciya-primer/

Как написать введение к дипломной работе

Введение – обязательный структурный раздел дипломной работы, к моменту выпуска уже хорошо знакомый студентам, привыкшим писать введение для курсовых.

«Дипломная» – вид выпускной квалификационной работы. Всего их существует три: выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста и магистерская диссертация. Данное деление, появившееся в отечественном образовании относительно недавно, вносит некоторую путаницу.

Хоть бакалаврская работа и может иметь некоторые особенности, обычно они касаются скорее уровня подготовки студента, а не структурной композиции, единой для всех видов ВКР, поэтому данная статья подходит не только специалистам, но и бакалаврам.

Магистерским диссертациям у нас посвящён отдельный материал.

Введение – традиционный раздел, и потому и в курсовой, и в дипломе он пишется примерно одинаково. Тем не менее, отличия есть. Помимо различий в объёме, – введение диплома должно занимать около трёх страниц, а не двух, – из методических рекомендаций различных вузов мы почерпнули следующую тенденцию: чем выше уровень работы, тем строже структурируется введение.

Плохо Хорошо
Начать с введения, скопировав его структуру из чужой работы Написать введение после основной части, руководствуясь методическими рекомендациями и советами научного руководителя

Если в курсовой введение можно написать достаточно свободно, то для выпускной работы бакалавра или специалиста введение рекомендуется составлять почти что исключительно из предложенных элементов.

Их полный список формируется кафедрой, и его состав может иметь какие-либо локальные особенности – общепризнанного стандарта, несмотря на типичность таких элементов, пока что не наблюдается.

Актуальность

Как правило, введение открывается актуальностью темы (иногда – исследования). Зачастую её описание занимает наибольший объём во введении.

Актуальность следует представлять достаточно обобщённо, чтобы она была более широкой, чем теоретическая и практическая значимости.

Помимо этого, актуальность – это ещё и ответ на вопрос «зачем», в отличие от двух других упомянутых элементов, призванных охарактеризовать достоинства работы.

Описывать актуальность в большинстве гуманитарных дисциплин наиболее легко отталкиваясь от общественного запроса, пользуясь следующими клише: «чтобы решить те задачи, которые возникли перед обществом XXI века в связи с этим явлением, возникла потребность изучить его, дать ему объективную, научную характеристику», «перед современным обществом возникла потребность изучить данный феномен» и т.д.

Читайте также:  Лучшие ВУЗы по условиям для получения качественного образования: рейтинг учебных заведений

Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования – понятия, хорошо известные у нас, но в данном контексте совершенно незнакомые зарубежным исследователям.

Доставшись в наследство от советской эпохи, они плотно утвердились в отечественной науке как одни из основных понятий введения.

Тем не менее, их смысл понимают далеко не все – и не только студенты, но и педагоги, вводящие первых в заблуждение своими «авторскими» определениями.

Несмотря на разницу в понимании, большинство мнений сходятся в том, что объект всегда «шире» предмета. Эту расхожую точку зрения можно удачно проиллюстрировать с помощью диаграммы Эйлера:

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Это определение никак не противоречит действительности (объект и предмет – общее и частное), но допускает слишком разнообразные трактовки. Иначе говоря, оно недостаточно точное.

Некоторые педагоги рекомендуют студентам в качестве объекта писать тему работы, а в качестве предмета – то, что непосредственно изучается в рамках этой темы. Это неплохой совет, но не универсальный – формулировка темы далеко не всегда соответствует объекту исследования. Следуйте ему в том случае, если уверены в его целесообразности, либо если на этом настаивает ваш научный руководитель.

Лучше всего о соотношении объекта и предмета высказался Ф. А. Кузин: «Предмет исследования – всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения». Мы предлагаем отталкиваться именно от такого определения. Объект и предмет отвечают на два вопроса: что мы изучаем и на предмет чего.

Неправильно Правильно
Как правильно писать введение дипломной работы. Пример
Объект выбран правильно, хотя следовало бы уточнить, чьё родословие, иначе это воспринимается как изучение родословия вообще, как явления.
Предмет же охарактеризован ошибочно, т.к. ничья родословная не может включать в себя никакое «изучение». Кстати говоря, довольно распространённая ошибка, ведь по сути это тавтология. Получается так: «предмет исследования – изучение (т.е. то же исследование)».
Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

  1. Объект и предмет соотносятся как общее и частное, что верно;
  2. Объект отражает изучаемое, предмет – конкретный аспект изучаемого, в данном случае параметр («уровень подготовленности»).

В случае с родословной следовало бы задуматься, зачем вообще проводится исследование, и в зависимости от этого выбрать правильную формулировку предмета. Вполне подошло бы что-то вроде «объект – родословие N, предмет – генеалогическое древо». Идеальным же было бы определение в качестве объекта архивных документов, а собственной родословной – уже как предмета изучения.

Цель и задачи дипломной работы

Цель и задачи – важный элемент введения. Чтобы правильно их сформулировать, нужно знать их соотношение. В отличие от задач, которых должно быть несколько, цель дипломной работы всегда формулируется в единственном числе.

Исследование, анализ и другие аналогичные процессы не могут быть целью дипломной. Цель должна подразумевать некий результат, а её формулировка предполагать возможность проверки его достижения. Таким образом, правильнее всего начинать цель со слов «определить», «выявить», «разработать», «дать оценку» и т.д.

После того, как вы определились целью, важно грамотно сформулировать задачи исследования.

Как правило, они соответствуют этапам достижения цели, олицетворяя последовательность шагов, которую необходимо проделать, чтобы достичь обозначенного результата, либо просто являются её составляющими.

В первом случае можно отталкиваться от плана и содержания работы, формулируя задачи на основе последовательности глав.

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Оптимальное количество задач – 3-5 штук, но в зависимости от общего объёма работы и глубины темы их может быть и больше. Подробную и точную информацию о желаемом количестве задач можно найти в методических рекомендациях учебного заведения или узнать у своего научного руководителя.

Методы исследования в дипломной работе

Традиционно все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. К первой категории относят анализ и синтез, дедукцию и индукцию, а также идеализацию, абстрагирование, идеализацию и формализацию. Подробные определения каждого метода можно прочитать здесь.

  • Эмпирические методы можно условно назвать практическими – это методы, основанные на опыте. Помимо общеизвестных эксперимента и наблюдения к ним также относится большинство специальных методов;
  • Помимо теоретических и эмпирических, в соответствии с областью применения выделяют общенаучные и специальные методы исследования;
  • Специальные методы – это инструментарий исследователя в какой-либо конкретной области. Так, например, к этой категории относят бактериологическое исследование в медицине динамическое моделирование в экономике;
  • Кроме общенаучных и специальных существуют также междисциплинарные методы, относящиеся ни к одной и ни ко всем, но сразу к нескольким наукам. Широко распространённым междисциплинарным методом является математический. Помимо этого, в каждой научной сфере могут быть свои, более подробные классификации, делящие методы и по другим признакам.

Обычно исследовательские методики играют второстепенную роль, являясь скорее вспомогательным инструментом практической работы на каком-либо этапе анализа. Их нужно указывать во введении не в качестве метода, что является ошибкой, а отдельно. Методы исследования не следует путать с исследовательскими методиками, зачастую обозначающимися по фамилии изобретателя.

Гипотеза исследования в дипломной работе

Гипотезой называют научное предположение – идею, требующую доказательств. Гипотеза тесно связана с остальными элементами введения дипломной работы, в особенности с проблемой исследования. Их взаимосвязь заключается в том, что гипотеза в некотором смысле отражает путь решения поставленной проблемы.

В зависимости от области знаний, в рамках которой проводится исследование, обозначенная во введении гипотеза нуждается в теоретической или практической проверке, преследующей цель подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение.

В некоторых случаях гипотезу действительно нужно опровергнуть – в частности тогда, когда формулируется не одна, а сразу пара гипотез, одна из которых предполагает доказательство, а вторая – опровержение.

Гипотезу следует формулировать в соответствии с критериями научности – она должна быть верифицируема, иначе говоря, потенциально доказуема. В свою очередь, исследование должно не иллюстрировать, а критически проверять предположение.

В заключение хочется дать совет – несмотря на то, что введение рекомендуется писать после основной части, гипотезу следует продумать ещё на уровне разработки плана дипломной.

Это никак не противоречит тому, что время окончательной формулировки гипотезы должно приходиться на заключительные этапы написания работы.

Источник: https://journal.duplom.ru/diplomnaya/kak-napisat-vvedenie-k-diplomnoj-rabote/

Написать введение к дипломной работе: пример структуры ВКР

Если не брать во внимание элементы оформления, то введение – это первый раздел диплома. Именно со введения начинают читать диплом члены аттестационной комиссии (после чего, как правило, читают заключение – и этим ограничиваются). Введение должно формировать положительное впечатление от дипломной работы.

Структура введения дипломной работы

К структуре введения диплома предъявляются достаточно четкие требования, регламентирующие как состав элементов, так и порядок их следования.

Основной целью введения является краткая характеристика работы, формирование у читателя понимания, чему посвящен диплом, о чем в нем идет речь.

Стандартные компоненты вводной части, не зависящие от тематики исследования:

  • Актуальность проблемы, которой посвящено исследование.
  • Цель и задачи работы.
  • Объект и предмет диплома.
  • Гипотеза исследования.
  • Научные методы, применяемые при разработке темы.
  • Характеристика степени изученности проблемы.
  • Определение научной новизны.
  • Описание практической значимости и возможностей применения результатов.
  • Обзор источников литературы и первичных данных.

Объем введения не должен превышать 10% общего объема – в противном случае оно будет содержать слишком много «воды». В то же время не следует слишком сокращать вводную часть. В среднем гармоничный объем составляет 3-5 страниц при объеме диплома 50-80 страниц.

Актуальность темы

Первое, что должно быть во введении дипломной работы – это обоснование актуальности. Читатель должен понять, что выбранная Вами тема связана с современностью, ее действительно имеет смысл разрабатывать. Возможно три способа выбора темы, которые определяют, как проще всего написать раздел актуальности во введении к вкр:

  1. Кафедра дает студентам список тем, и каждый выбирает себе что-то заинтересовавшее. Такие темы практически не меняются из года в год и хорошо знакомы как дипломным руководителям, так и членам комиссии.
  2. Дипломный руководитель предлагает тему, связанную с его личными научными изысканиями (темой его диссертации, готовящейся монографии или другого труда).
  3. Тему предлагает сам студент исходя из профессиональной деятельности (уместно для работающих по специальности студентов).

В первом случае можно поискать работы прошлых лет: многие вузы публикуют их на своем сайте (даже если работа выложена не целиком, введение обязательно включается в ознакомительный фрагмент).

Многие темы с незначительными изменениями рассматриваются и в других вузах, поэтому Интернет может стать существенным подспорьем.

Копировать актуальность дословно рискованно в свете внедрения проверок на заимствования, но выделить рациональное зерно и пересказать своими словами проще, чем придумывать с нуля.

Во втором случае можно спросить у руководителя, почему он рекомендует эту тему, или ознакомиться c его публикациями – в них должно быть указание на перспективность изучения этой темы или ее значимость в современных условиях.

В третьем случае следует опираться на свой личный опыт или попросить помощь у более опытных коллег, начальника. Дипломный руководитель поможет сформулировать актуальность принятым в научном сообществе образом, по распространенным шаблонам.

Актуальность может базироваться на изменениях в экономических или политических принципах функционирования общества, на новейших технических достижениях, на крупных открытиях или изобретениях последних лет, а также на дискуссионности связанных с темой положений или законов.

Пример 1

Например, если в стране произошла налоговая реформа, вопросы налогообложения будут актуальны в связи с произошедшими изменениями.

Важно при написании введения дипломной работы грамотно сформулировать цель.

Пример 2

Примеры целей:

  • Оценка эффективности трудовых ресурсов в разрезе повышения эффективности функционирования организации.
  • Совершенствование управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия на основе оптимизации его ресурсного потенциала.
  • Совершенствование стратегии управления персоналом предприятия.

Определение 2

Цель дипломной работы – это то, какой результат планируется получить после написания дипломной работы.

Читайте также:  Не сдал курсовую: как доработать работу и что делать чтобы закрыть "хвосты"?

В шутку студенты говорят, что целью дипломной работы является получение ими диплома, который потом можно отнести работодателю. Для введения такая цель (сколь бы искренней она ни была) не подходит.

Цель должна основываться на теме работы, почти дословно ее повторять. При этом следует избегать глагола «изучение», потому что большинство тем предполагает не просто знакомство с литературными источниками и ситуацией на предприятии, но и выработку каких-либо рекомендаций, создание проекта, оценку его эффективности.

Пример 3

Удобными для формулирования целей будут глаголы «совершенствование», «повышение эффективности» (если есть возможность измерить эффективность), «улучшение», «разработка проекта».

Определение 3

Задачи дипломной работы – это шаги на пути к достижению цели.

Самый простой способ написать задачи – переформулировать оглавление диплома. Тогда количество задач будет совпадать с количеством параграфов (не глав).

При написании задач можно воспользоваться такими глаголами:

  • Раскрыть (понятие).
  • Описать.
  • Произвести классификацию / классифицировать.
  • Изучить.
  • Исследовать.
  • Проанализировать / провести анализ.
  • Охарактеризовать / дать характеристику.
  • Оценить / провести оценку.
  • Разработать (проект, рекомендации).

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Рисунок 1. Пример цели и задач во введении дипломной работы

Объект и предмет исследования

Перед тем, как писать введение в дипломной работе, нужно разобраться в различиях между объектом и предметом исследования.

Определение 4

Объект представляет собой поле работы, а предмет – составляющую часть этого поля, на которой концентрируется внимание.

Объектом может выступать организация, общественные отношения, явления. Предмет отражается в теме работы.

Пример 4

Пример объекта – китайские производственные компании, предмета — модели и стратегии интернационализации китайских компаний.

Пример 5

Для юридической тематики объект — общественные отношения, возникающие в процессе определения дееспособности граждан, предмет исследования – нормы законодательства, регулирующие отношения в процессе определения дееспособности граждан.

Гипотеза

Гипотеза как элемент введения требуется не всегда, но лишней она не будет.

Определение 5

Гипотеза – это предположение, ожидание от результатов исследования.

Гипотеза может и не подтвердиться в ходе проведения экспериментов (хотя для дипломных работ такая ситуация сравнительно редка).

Пример 6

Гипотеза может касаться наличия связи между явлениями, ожиданий результата действий: «внедрение программы нематериальной мотивации позволит повысить производительность труда на предприятии», «разработанная программа позволит обеспечить контроль», «использование предлагаемых упражнений будет способствовать повышению успеваемости у младших школьников».

Гипотеза должна иметь прямую связь с проводимыми практическими исследованиями, осуществляемыми экспериментами, быть верифицируемой в рамках дипломной работы.

Методы исследования

Определение 6

Методы представляют собой способы изучения поставленных проблем.

Различают общенаучные и специальные (для конкретной науки) методы. Прежде чем написать этот раздел введения к дипломной работе, следует определиться с тем, как будет проводиться исследование.

После выполнения основной части работы методы могут быть скорректированы. Не следует включать лишние методы, потому что у комиссии может возникнуть вопрос, где именно использовался указанный метод.

Широко применяемые методы:

  • Синтез.
  • Анализ.
  • Индукция.
  • Дедукция.
  • Моделирование.
  • Графический метод.
  • Вертикальный и горизонтальный анализ.
  • Балансовый метод.
  • Классификация.
  • Обобщение.
  • Сравнение.

Как правильно писать введение дипломной работы. Пример

Степень изученности темы и обзор источников

Написание диплома предполагает, что студент опирается на труды предшественников, а не придумывает что-то с нуля. Некоторые темы широко освещены в литературе, другие являются новыми, недавно заинтересовавшими научное сообщество. Иногда проблема традиционно рассматривается под определенным углом зрения, а другие аспекты остаются неосвещенными.

Задача автора диплома – обозначить, в каком разрезе проблема подробно изучена и описана, какие «белые пятна» остались, а по каким направлениям исследователи не пришли к единому мнению. Интересной может быть как активно обсуждаемая тема, так и новая, которой ранее уделялось незаслуженно мало внимания.

При написании этой части введения следует ссылаться на конкретных авторов, научные школы и направления.

Степень изученности перекликается с обзором использованных источников – ведь для того, чтобы понять, насколько тема изучена, необходимо ознакомиться с литературой. Дополнительно в обзоре источников нужно указать, если использовались статистические данные (какой организацией они были подготовлены), документация предприятия, нормативные акты.

Научная новизна и практическая значимость

Разделы научной новизны и практической значимости отвечают на вопрос, какую пользу может принести дипломная работа человечеству. Перед тем, как писать эту часть введения в дипломе, нужно определить для себя, для чего может пригодиться ваша работа – для чистой науки или для практической деятельности.

В абстрактных, теоретических изысканиях больший акцент должен делаться на научную новизну (что вы придумали такого, чего до вас никто не знал). В практико-ориентированных работах важнее продемонстрировать практическую значимость.

В качестве подтверждения ценности работы могут быть приведены ссылки на патенты, зарегистрированные авторские права, акты внедрения, благодарственные письма с предприятия – базы преддипломной практики. Внешние подтверждения всегда украшают слова студента о значимости его работы.

Источник: https://spravochnick.ru/articles/diplomnye_raboty/kak_napisat_vvedenie_diploma/

Как правильно написать введение к дипломной работе

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра или магистра – научное исследование, в котором резюмируется учебная деятельность выпускника, и определяется уровень его подготовленности к работе по профилю специальности.

При всех нюансах защит в различных вузах — где-то требуется презентация, а где-то – чертежи — наличие пояснительной записки обязательно. А она начинается с вступительной части.

Как написать введение к диплому, чтобы читая его, у рецензентов или членов Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК)  сложилось благоприятное впечатление о дипломнике и проекте?

Структура введения дипломной работы обязательно должна быть четкой. Читать введение в форме «портянки» — текста без абзацев и списков – неудобно и тягостно. Рецензент может сделать замечания, которые негативно повлияют на оценку. Члены ГЭК, в свою очередь, составят для себя невысокое мнение о способностях защищающегося.

И захотят опровергнуть (или подтвердить) его соответствующими вопросами. При этом не факт, что на них можно будет правильно ответить: помешает эмоциональная возбуждённость дипломника, нервы, а иногда – и растерянность перед аудиторией.

Не зря студентам советуют чаще выступать перед сокурсниками, преподавателями и просто слушателями.

Введение начинают с уточнения его объёма. Полезно посоветоваться с руководителем дипломного проекта или работы, а также  с выпускниками того же вуза прошлых лет. Обычно введение не занимает более 10% от объёма расчётно-пояснительной записки.

Пишется введение тогда, когда уже согласованы разделы дипломной работы, подготовлена «рыба» презентации и подписаны чертежи. Введение к диплому должно быть написано в соответствии с действующими стандартами.

Поскольку дипломная работа или проект являются, по сути, развёрнутым отчётом по студенческому исследованию, то к расчётно-пояснительным запискам применяются требования ГОСТ  7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Актуальность исследования

Вторичность работы – факт, встречающийся часто, хотя он мало зависит от автора, написавшего диплом. Всё определяется темой ВКР, которая утверждается на профилирующей кафедре с учётом специфики базы практики или места будущей работы выпускника. Обоснованием для актуальности считаются:

  1. Существующие проблемы в отрасли.
  2. Уровень известных исследований по теме.
  3. Практические сложности в дипломной работе, с которыми столкнулся автор.
  4. Результаты собственного анализа ситуации по теме.

Актуальность исследований должна быть конкретной. Если это диплом на техническую тему – то это цифры, характеризующие фактическую трудоёмкость существующих технологий или несовершенство оборудования. Диплом гуманитарной тематики должен содержать  социометрические показатели объекта исследований.

Актуальность формулируется по конкретным пунктам. Чем их больше, тем более своевременна тема, на которую подготовлен диплом или ВКР.

Пример актуальности темы дипломной работы:

Настоящая работа посвящена рассмотрению проблем связанных с правовым регулированием заключения государственного контракта в РФ.

Актуальность темы исследования определяется значимостью ГМК, который выполняет задачи по обеспечению государственных нужд, реализации целевых программ и формированию резервного фонда, обеспечивает экономико-правовое и социально-политическое развитие государства.

Государственные закупки имеют важное политическое и экономическое значение и являются составляющей частью обеспечительной функции государства. Законодательство о публичных закупках постоянно развивается, о чем свидетельствует создание новой системы посредством принятия Закона о контрактной системе.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется политической и экономической значимостью государственных закупок и необходимостью анализа его правового регулирования в связи с изменениями законодательства.

Объект исследования

От общего к частному, или дедукция  — метод, который считается основным при ответе на вопрос, как написать введение.  При этом автор ВКР постепенно переходит к одному из «слабых звеньев», которое тормозит технический или интеллектуальный прогресс. Фактически объект исследований на 80…90% совпадает с темой, которой посвящён диплом.

Описание объекта может включать в себя:

  1. Общую характеристику (по пунктам, и — желательно – с количественными оценками измерений; они обычно выполняются в период преддипломной практики).
  2. Структуру объекта.
  3. Описание взаимосвязей отдельных частей объекта.
  4. Логические выводы о необходимости модернизации или изменения объекта.

Наличие рисунков или схем здесь обязательно, причём их стоит повторить не только в записке к ВКР, но и в визуально-графических материалах – чертежах, плакатах, слайдах презентации. С повышением степени наглядности этих материалов оценка, которую получит диплом, гарантированно возрастёт.

Пример выделения объекта исследования:

  • Объектом исследования являются общественные отношения в сфере заключения ГМК в РФ.
  • Объект исследования — ООО «Лента».
  • Объект исследования в дипломной работе: психическая адаптация к воинской службе

Следуя дедуктивному методу, опускаемся на следующую ступень, и детализируем суть работ, которые содержит диплом.

Ведь за несколько месяцев дипломного проектирования сколько-нибудь сложный объект исследования изучить и проанализировать невозможно.

Поэтому, совместно с научным руководителем, выбирается самая значимая часть объекта исследований, к которой в дальнейшем будут применяться все методы, программное обеспечение и т.д.

При характеристике предмета исследования – а это может быть технологический процесс, финансовая структура, социологическая ячейка и пр. – обязательно отмечается его сложность, трудности и выявленные ограничения существующих методик.

Без этого проект (а ВКР – в особенности) покажется членам ГЭК легковесным. В результате возникнет множество вопросов, которых можно было бы и избежать.

Исключение составляют так называемые «спровоцированные» вопросы,  ответы на которые автору хорошо известны.

Пример предмета исследования в дипломной работе:

  • Предмет исследования – рентабельность деятельности ООО «Лента»
  • Предмет исследования – эффективность управления денежными потоками в ООО «Мануфактура Балина»
  • Предметом исследования являются нормы действующего законодательства и теоретические представления исследователей в сфере понятия, формирования, исполнения ГМК.
Читайте также:  Профессионально-важные качества педагога: каким должен быть пример для подражания?

Цель и задачи исследования — обязательная составляющая введения дипломной работы.

Цель работы связывается с одной стороны – с предметом исследования, а, с другой – со сложностями, преодолеваемыми в случае применения полученной информации. Цель формулируется развёрнуто, и должна содержать хотя бы три позиции.

Первая из них заключается в теоретических новинках, которые малоизвестны, вторая касается выбранной методологии научных исследований, а третья посвящается перспективам дальнейших разработок  (это  обязательно для ВКР на квалификационный уровень магистра).

Задачи исследования обозначаются так, чтобы каждая из них относилась к решению определённой цели. Логичнее перечислять задачи последовательно, от простой к более сложным, причём хорошо, когда решение предыдущей задачи является основанием для работы над следующей.

Задачи исследования должны опираться на математический или статистический аппарат, который соответствует общей методологии, описанной ранее.

Пример цели и задач исследования:

  • Цель работы — анализ перспектив повышения эффективности управления денежными потоками предприятия, на примере ООО «Мануфактура Балина». В соответствии с этой целью в дипломной работе поставлены следующие задачи: —   рассмотреть теоретические и методологические подходы к анализу денежных потоков предприятия; —   проанализировать эффективность системы управления денежными потоками в ООО «Мануфактура Балина»;
  • —   разработать меры по оптимизации управления денежными потоками ООО «Мануфактура Балина».
  • Целью настоящего исследования является анализ правового регулирования заключения ГМК для выявления проблем в данной сфере и формулирования предложений по их устранению. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: — провести анализ понятия ГМК; — определить виды ГМК; — рассмотреть правовое регулирование ГМП; — определить правовой статус сторон по ГМК; — рассмотреть процесс планирования и обязательного общественного обсуждения закупок до заключения ГМК;
  • — провести анализ правового регулирования и организации контроля в сфере заключения ГМК.

Гипотезы и теории

Проект, даже рядовой, не обходится без научной базы. При этом способы решения конкретных задач должны соответствовать возможностям выпускника. Например, применение  сложного программного комплекса для решения сравнительно простой проблемы  может вызвать у членов ГЭК и рецензента ненужные подозрения, не говоря уже о нецелесообразности «стрельбы из пушек по воробьям».

Более  высокий уровень сложности гипотез допустим тогда, когда автору светит поступление в аспирантуру. Но и здесь следует быть осторожным. Существующие программы выявления текстового плагиата (а их может использовать рецензент) могут поставить крест на амбициях, которые лелеет автор,  как ему кажется, высоконаучной выпускной работы.

Ещё одна опасность возникает тогда, когда магистрант вторгается на запретную территорию – использует гипотезы и/или теории от другой научной школы, которая конкурирует с той, что принята  в родной alma mater. Это характерно для проектов особо амбициозных исполнителей.

Пример гипотезы исследования:

  1. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что профилактика девиантного поведения младших школьников будет эффективной, если: 1) будут учитываться возрастные и психологические особенности данного возраста;
  2. 2) программа будет нацелена на формировании положительных личностных качеств и поведенческих реакций, а также формирование потребности в социальном признании и самоутверждении.

Возможно, вам будет интересно: Пример заполнения дневника по практике.

Методы исследования

Пройдя непростой этап гипотез и теоретических предпосылок,  в дальнейшем  введение уже увереннее движется к финишу. Здесь введение содержит в себе перечень конкретных методов исследования, которые привели к нужному результату.

При этом стоит разграничить методы, применяемые в дипломной работе по блоку гуманитарных дисциплин, с методами, характерными для проектов технической тематики.

В первом случае преобладают статистические оценки, во втором — программы математического планирования эксперимента.

И в первом, и во втором случае применяется софт из того, что традиционно используется на выпускающей кафедре. Не потому, что они лучше, а потому, что у научного руководителя наработан большой опыт, дающий нужный результат. Материалы могут содержать и негативную оценку исследований, но на практике такой вариант встречается редко.

Например, методы исследования: – теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

– эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна и практическая ценность

Диплом, не содержащий научной новизны, практических выводов и рекомендаций, высокой оценки от ГЭК не получит. Пункты, касающиеся научной новизны, должны базироваться на полученных результатах, которые ещё неизвестны в данной отрасли. Подтверждением этому служат:

  1. Публикации в специализированных научных сборниках (для ВКР это должны быть категорированные сборники, распространяемые минимум в СНГ).
  2. Доклады на региональных, федеральных или международных студенческих конференциях.
  3. Работы, занявшие призовые места на завершающих этапах студенческих олимпиад.
  4. Патенты (хотя бы декларативные), или, как исключение, положительные решения по ним.

Ссылки приводятся в приложениях к пояснительной записке, и в списке использованной литературы.

В качестве элементов практической ценности выступают:

  1. Акты внедрения результатов исследований.
  2. Акты положительных испытаний разработанного устройства или методики.
  3. Благоприятные отзывы руководителей предприятий и организаций, где применены  основные положения проекта.

Пример:

Практическая значимость исследования, проведенного в дипломной работе состоит в выводах и предложениях по результатам проведенного анализа рентабельности ООО «Лента».

По его результатам разработаны меры по повышению рентабельности ООО «Лента».

Разработанные рекомендации являются, в соответствии с проведенными расчетами, экономически обоснованными и способны повысить рентабельность исследуемого предприятия.

Практическая значимость исследования, проведенного в работе состоит в выводах и предложениях по результатам проведенного анализа денежных потоков ООО «Мануфактура Балина».

По его результатам разработаны меры по повышению эффективности управления денежными потоками исследуемого предприятия.

Выводы и рекомендации, предложенные в работе, являются в соответствии с проведенными расчетами экономически обоснованными и способны оптимизировать управление денежными потоками в ООО «Мануфактура Балина».

Источник: http://kursach37.com/kak-napisat-vvedenie-k-diplomnoy-rabote/

Введение и заключение дипломной работы

Введение и заключение — важнейшие главы любой дипломной работы. Можно сказать, что правильно написанные введение и заключение — один из главных ключей к успешной защите, ведь именно в них будет содержаться основная информация, которую студент будет излагать перед строгой комиссией.

Почему важно правильно написать введение и заключение?

Большую часть студенческих работ читают только сам студент и его научный руководитель. Остальные будут составлять о ней впечатление по правильности оформления, докладу, а также по введению и заключению.

Существует психологическая закономерность: лучше всего запоминается то, что находится в начале и в конце любого высказывания, книги и, конечно же, диплома.

Поэтому важно постараться, чтобы после прочтения разделов диплома, которым посвящена эта статья, у преподавателя осталось наилучшее впечатление.

Кроме того, именно информация из введения и заключения будет положена в основу доклада на защите диплома. А всем известно, что хороший доклад существенно повышает шансы на отличную оценку.

  • Как написать введение к дипломной работе?
  • Введение к дипломной работе должно содержать следующую информацию:
  •  — актуальность и своевременность выбранной темы исследования;
  •  — цели, поставленные перед студентом по время проведения исследования;
  •  — задачи, выполненные для достижения поставленных целей;
  •  — объект и предмет исследования;
  •  — информационная база, на которую опирался студент во время проведения исследования.
  •  Актуальность темы должна быть раскрыта в нескольких аспектах:
  •  — необходимо осветить необходимость исследования в современных реалиях, то есть доказать читателям, что тема выбрана не случайно;
  •  — следует посвятить внимание проработанности темы, уделить внимание ее противоречивости и проблемности;
  •  — в введении обязательно должно присутствовать обоснования роли предмета исследования в жизни страны, региона или в конкретной сфере деятельности.

Обоснование актуальности темы требуется не случайно. Специалист должен уметь отделять главное от второстепенного, ставить своевременные вопросы и искать на них ответы.

После обоснования актуальности следует перейти к целям и задачам исследования. Особое внимание следует уделить формулировке цели: у студентов зачастую возникают проблемы с этим пунктом, так как они путают цель с задачами.

Целью исследования может стать поиск закономерностей или основных тенденций определенного процесса, ответ на научный вопрос, доказательство наличия или отсутствия связи между явлениями и т. д. Цель у дипломной работы может быть только одна, в отличие от задач: их, как правило, несколько.

 Задачи — это шаги, предпринимаемые для того, чтобы достичь сформулированной цели. Это может быть анализ литературы, подбор методов исследования, статистическая обработка полученных данных и т. д. Задачи должны быть сформулированы в строгом соответствии с целью исследования, то есть студент во введении должен доказать, что каждая из задач приближает к достижению поставленной цели.

Во введении обязательно должны быть описаны объект и предмет исследования. Объект исследования можно определить как носителя исследуемого свойства или качества, а предмет — свойства объекта, значимые в контексте исследования. Например, объектом исследования могут быть дети дошкольного возраста, в предметом — свойства их долговременной или кратковременной памяти.

Информационная база исследования представляет собой результаты научных исследований, проведенных студентов, статистическую информацию и т. д.

Если во введении студент сформулировал свои основные цели и задачи, то в заключении необходимо описать полученные результаты.

 При написании заключения очень удобно ориентироваться на введение. Необходимо указать, достигнута ли обозначенная цель, привести основные итоги работы и сделать обобщающие выводы.

Обязательно нужно последовательно и лаконично изложить результаты по всем сформулированным задачам: удалось ли получить необходимые данные, каким был результат их статистического анализа и т. д.

В заключении должна содержаться информация о практической значимости полученных результатов и о возможностях их внедрения в практику. Наконец, студенту необходимо наметить пути дальнейшей разработки научной проблемы, которой посвящено дипломное исследование.

Введение и заключение — очень важные разделы дипломной работы, поэтому к их написанию следует отнестись с особенным вниманием. Обе эти главы не должны содержать никакой лишней информации, быть написаны научным языком, все формулировки следует давать как можно более четко и лаконично.

Источник: https://prostudenta.ru/post-390.html

Ссылка на основную публикацию