Основные проблемы студентов: новое окружение и поиск единомышленников

Для первокурсников в первый месяц учёбы большинство моментов университетской жизни оказываются сюрпризом. Адаптироваться к новому окружению, режиму дня, учебному процессу оказывается непросто. Адукар расскажет, к чему готовиться и как плавно вписаться в роль студента белорусского вуза.Основные проблемы студентов

Новое окружение и поиск единомышленников

Тебе предстоит найти общий язык с одногруппниками и, возможно, найти хороших друзей. Сходу это может не получиться. Советуем не ждать у моря погоды, а первому знакомиться с людьми, с которыми ты будешь общаться на протяжении четырёх лет.

Речь идёт не только о поиске друзей, но и налаживании связей, которые помогут тебе после выпуска устроиться в жизни.

Рекомендуем до первой встречи группы списаться с одногруппниками в социальных сетях и заранее раззнакомиться, чтобы было не так неловко в первые дни учёбы.

Более подробно о том, как найти единомышленников в новом коллективе мы рассказывали в материалах «Как студенту адаптироваться в вузе или колледже?» и «Как школьнику или студенту влиться в новый коллектив?».

Ориентация в здании университета

Здание университета намного больше твоей школы. Вузовские коридоры на первый взгляд могут показаться непроходимыми лабиринтами. Тебе потребуется несколько недель, чтобы изучить расположение кабинетов, библиотеки, спортивного зала и столовой. Не бойся спрашивать дорогу у преподавателей и старших студентов. Так ты намного быстрее разберёшься в схеме помещений твоего учебного корпуса.

Неожиданные учебные предметы

Кроме дисциплин по твоей специальности тебе предстоит углубиться в предметы, которые могли тебе надоесть ещё в школе. В обязательную программу многих университетов входят белорусский и русский языки, история Беларуси, высшая математика, информатика.

Также могут включать предметы, не связанные с твоей профессией: философия, социология, этика и экономика. Без отметки «зачтено» по этим дисциплинам диплом тебе не выдадут. И преподаватели хотят, чтобы студент досконально разобрался в его предмете, даже несмотря на то, что он непрофильный.

Советуем выполнять требования, чтобы не пришлось ходить в первую же сессию на пересдачи зачётов и экзаменов (они, кстати, платные).

Нехватка базовых знаний

Первокурсники частенько слышат от преподавателей фразу: «Это школьная программа! Почему вы этого не знаете?». Хоть ты ходил в школу 11 лет и сдавал ЦТ, тебе не всегда будет хватать базы знаний. Будь готов к необходимости подучить основы, чтобы разобраться с более сложной университетской программой.

Основные проблемы студентов

Организация учебного процесса

Первый месяц ты будешь привыкать к длительности занятий. Одна пара длится 80 минут. В день их может быть от трёх до бесконечности. Первое время будет сложновато высиживать столько времени. К тому же тебе придётся прокачать навык быстро и много писать.

Большинство преподавателей требуют от студентов подробные конспекты. Они помогут тебе готовиться к зачётам и экзаменам. Не надейся на учебник на 100%. Многие вопросы раскрываются преподавателем только на лекции. Домашние задания в университете тоже есть.

Они, как правило, объёмные и предполагают максимум самостоятельной работы.

Общение с преподавателями

Никто из преподавателей не станет заставлять учиться и напоминать о не выполненном домашнем задании. Но знания будут досконально проверять во время сессии. Придётся привыкнуть к специфическим личным качествам преподавателей.

Не всегда эти люди будут тебе приятны. Также у каждого из них будут свои правила поведения на занятиях и подходы к изложению материала.

Чтобы успешно закончить обучение, постарайся найти со всеми общий язык и научись идти на компромиссы.

Самостоятельная жизнь

Решать организационные вопросы, заботиться о предоставлении тебе положенных льгот, искать возможности стажировки и учебной практики придётся самостоятельно. Водить за руку никто не будет.

От твоих способностей узнавать информацию и договариваться зависит насколько комфортным будет твоё обучение. Не бойся задавать вопросы куратору группы, работникам деканата и старшекурсникам.

Чем раньше ты научишься самостоятельно решать свои проблемы, тем легче тебе будет во взрослой жизни.

Основные проблемы студентов

Рациональное управление финансами

Когда ты получаешь первую стипендию или круглую сумму от родителей, сложно удержаться от приятных, но бесполезных трат. Приучай себя к мысли, что твой бюджет ограничен. Распланируй свои траты. И ситуации, когда у тебя за неделю до следующего пополнения кошелька остаётся одна мелочь, будут возникать реже. Как правильно распределять финансы, мы рассказываем тут.

Ориентация в большом городе

Если ты приехал в новое для тебя место, первое время ориентироваться, планировать маршрут и рассчитывать время на дорогу будет сложновато. Советуем заранее изучить карту города, особенно районы, где ты будешь жить и учиться. В этом тебе поможет любое мобильное приложение.

Добавляй ключевые локации в закладки, и заблудиться будет сложнее. Найди информацию о транспорте, интересных местах города, ближайших аптеках, магазинах и других учреждений первой необходимости. Попрости рассказать об интересных местах своих одногруппников, которые выросли в городе, где находится твой университет.

Через пару месяцев ты будешь чувствовать себя как дома.

Основные проблемы студентов

Ожидание-реальность

Не строй больших надежд, что твоя университетская жизнь с первого месяца будет весёлой и захватывающей. И учёба может показаться не такой интересной, как ты ожидал.

Пока ты вникаешь в местные порядки и завязываешь новые знакомства, будет непросто. Чтобы преодолеть все сложности, умей спрашивать и искать ответы самостоятельно. Адукар также рад помогать тебе в непонятных ситуациях.

Источник: https://adukar.by/news/10-trudnostej-s-kotorymi-stalkivayutsya-pervokursniki

Проблемы современных студентов или как выжить во время учебы в ВУЗе

Нередко студенческую жизнь называют самой невероятной жизненной порой, которая запоминается человеку своей яркостью, жизнерадостностью и оптимизмом. Но даже при всей беззаботности и веселости этой категории общества, студент тоже сталкивается с преградами на своем пути. Поэтому в этой статье мы попытаемся охватить основные трудности жизни и проблемы современных студентов!

Основные проблемы студентовОна вроде есть и ее как бы нет

Ах, эта стипендия. Стипендия вообще очень странный предмет — он вроде есть, но его вроде нет. Вот уж проблема современных студентов. Нередко даже контрактники начинают вызвать зависть у бюджетников, которые складывают копеечку к копеечке.

Бедные студенты, которые находятся на государственной основе, просто не представляют, куда тратить ту сумму денег, которая отчисляется им каждый месяц. Прежде всего, отметим сам размер этой «благородной» помощи.

Основные проблемы студентов

Спать или не спать – проблема современных студентов

Немалое место среди проблем современных студентов занимает недосыпание.

У кого-то там День Рождения – нужно обязательно пойти, в социальной сети давно с друзьями не общался, давно хотел посмотреть эту передачу… Много всего хочется студенту и все это после пар или же на выходные, но когда же найти место для сна? Невыспавшийся студент на лекции – настоящий зомби, которому наплевать на учебный процесс и на замечания лектора. И как в такой ситуации сохранить лицо перед преподавателем?

Основные проблемы студентов

Она всегда приходит неожиданно

Сессия – явление регулярное, но для студента случающееся почему-то нежданно. Утопая в рутинных делах, каких-то личных проблемах современных студентов, мы не задумываемся о том, что будет дальше.

Чтобы разгрести сегодняшние дела, студент тратит все свои силы именно сегодня. А вот что будет завтра, его мало волнует. Но, как ни крути, учеба-то и получается ради будущего: диплома, профессии, работы.

Ваши каждодневные дела заслуги не получат и в зачетке не отметятся, потому необходимо систематизировать собственные знания и хотя бы раз в неделю заниматься повторением пройденного материала. Так вопросы на экзамене и сама сессия не станут для студента неожиданностью, да и энергетиков понадобится меньше.

Конечно же, это только самые насущные проблемы современных студентов, ведь каждый человек индивидуален и у него могут возникать свои преграды на пути учебы. Рассказывайте свои курьезы, проблемы студенческой жизни в х, а также читайте

Источник: https://moisovety.com/problemy-sovremennyh-studentov-ili-kak-vyzhit-vo-vremya-ucheby-v-vuze/

Студенческие проблемы: трудно ли быть студентом платником

Студенты занимают одну из значительных по количеству частей молодежи. Однако жизнь молодого студента очного отделения, который обучается на платной основе, далеко не безоблачна. Рассмотрим основные трудности, которые возникают перед студентом платником.

Основные проблемы студентов

Но если отбросить все шутки и взглянуть на это с другой стороны, то нам откроется одна из главных проблем многих студентов – плохое питание из-за скудного личного бюджета.

Главная проблема – где взять денег

Большинство студентов, желающих получить хорошее образование, для получения оного покидает свой родной город. Впоследствии им приходится жить в общежитии или на съемной квартире и, разумеется, платить за проживание.

А если еще учесть тот факт, что приходится платить и за обучение, то на еду денег остается очень мало. Хорошо, если у такого студента обеспеченные родители.

но если они тоже люди бедные, то жить такому студенту очень и очень трудно.

Поэтому студент-платник вынужден контролировать свои расходы так, чтобы средств хватало и на оплату жилья и на покупку продуктов в течение месяца. В принципе, если студент не расточителен, умеет экономить, умеет подрабатывать, копить деньги и хорошо учится, то шансы выжить у него еще есть.

К сожалению, одним гранитом науки сыт не будешь, поэтому студенты ищут хоть какую-то подработку в свободное от учебы время. Однако подработка тоже отнимает немало времени.

Недостаток времени или как студенту платнику совмещать работу и учебу?

Основные проблемы студентов

Что касается нехватки времени, то она может наблюдаться у студентов любого образа жизни — как работающих, так и безработных. Разумеется, пика данная проблема достигает во время сессии, когда студент испытывает полное разочарование того, что в сутках всего лишь 24 часа. Не всегда хватает времени, чтобы подготовиться ко всем предметам, прочитать всю необходимую и дополнительную литературу, а уж тем более выучить за одну ночь весь курс лекций, на которых ты досыпал после работы.

Как найти съемное жилье, если студент иногородний?

Как уже говорилось выше, еще одной проблемой является жилье. В основном это проблема для иногородних студентов, большинство из них заселяется в общежития. Переезжать из родного дома в чужое место всегда не легко, а уж тем более не в отдельную квартиру, а в комнату, которую придется делить с другими студентами.

Читайте также:  Стипендия для заочников: кто имеет право ее получать и размер выплат

Не говоря уже о дележе кухни, ванной и прочих удобств, которых в общежитии не так уж и много. Ремонт, к сожалению, в таких местах проводиться не так часто, как это необходимо, да и не все смогут привыкнуть к особенностям «общажной» жизни, к примеру: дележу ванной на целый этаж, огромной очереди по утрам в туалет или к чужой грязной посуде на кухне.

Поэтому студенты решаются на съем квартиры, что, конечно же, увеличивает затраты.

Три этих проблемы, как правило, являются главными проблемами современного студенчества, особенно тех его представителей, которые обучаются на платных отделениях.

Регулярное потребление пищи и здоровый сон – это основные и жизненно важные потребности человека. Человек по своей природе сильно подвержен стрессу, но студентов это касается в большей степени.

Многим приходится совмещать работу и учебу, редко выпадает возможность побыть в тишине или наедине с собой, а также нарушается процесс питания и здорового сна – все это истощает организм и, порой, может привести к нервному срыву.

Конечно, в жизни студента все не так уж и плохо. Студенчество – самая яркая пора в жизни человека, хоть и не самая простая. Рядом товарищи, которые помогут в трудную минуту, ведь, как известно, студенты – народ очень дружный.

Источник: https://prizmaznaniy.ru/stat_studencheskie_problemy.html

Какие проблемы ожидают первокурсника в ВУЗе

Основные проблемы студентов

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Близится время, когда старшеклассники закончат занятия в школе и продолжат свое обучение в различных престижных вузах нашего прекрасного города. Часто бывает, что ребенок в школе хорошо успевает, отлично сдает ЕГЭ, поступает в хороший вуз.

Но во время учёбы и, особенно, в период первой сессии выясняется, что появились «хвосты». Первокурсник не может сдать зачёты и курсовые проекты. Многие выпускники, которые в школе были отличниками, оказываются не в силах в полной мере усвоить новую учебную программу.

Идеализированное представление об учёбе в вузе не оправдалось. Что же случилось? Что ожидает первокурсника на первых порах?

  • С какими проблемами обучения столкнётся нынешний школьник в вузе?
  • Обучение в современной высшей школе организовано так, что стартовать в вузе без проблем может лишь подготовленный абитуриент, уже имеющий запас знаний по будущей специальности.

Парадоксально звучит, неправда ли? Обучение начинается не с «нуля». Но разве родителям стоит удивляться, ведь и в начальной школе требуется, чтобы первоклассник при поступлении в школу уже умел читать и считать. Точно так же и в вузе.

Вот маленький пример: на первой лекции по физике в одном из наших технических вузов профессор, рассказывая о скорости движения тела, употребляет обозначение производной в терминах ds/dt, а в школе дети таких обозначений не изучают, производную они пишут, как s.

В результате в аудитории – ступор, ничего не понятно, записывать лекцию не имеет смысла, тем более на слух никто ничего не понимает. И дело не только в терминологии и обозначениях. В вузах в большинстве своём настолько уплотнена программа обучения, что времени на подробную проработку просто нет.

Считается, что студент самостоятельно восполнит все пробелы.

Другой аспект проблемы заключается в том, что в погоне за модными тенденциями включения информационных технологий в программу обучения, изучение последних присутствует практически в любом вузе, особенно, если это вуз технического направления.

Речь идёт об обучении именно программированию. Нужно программирование, или не нужно будущим лётчикам и геологам – не нам спорить с соответствующими министерствами, но факт остается фактом: студенты сталкиваются с необходимостью изучать и сдавать эту дисциплину – программирование.

Если же это профильный, связанный с информационными технологиями ВУЗ, то, само собой разумеется, что программировать студенты будут много, сразу и сложно. И это словно снег на голову несчастного первокурсника.

По выражению самих же ребят, если кто раньше, в школе, изучал хоть немного программирование, то прорваться сложно, но можно, иначе приходится обращаться за помощью к товарищам, Интернет, репетиторам.

Использование информационных технологий как инструмента обучения тоже требует от студента знания компьютера, владения Интернет, офисными приложениями и пакетами графических программ. Учебный материал в ВУЗах предоставляют и требуют в электронном виде, поэтому студент обязан свободно владеть компьютерной техникой и Интернет.

В современной ситуации школа не в состоянии обеспечить необходимыми знаниями будущего студента.

Во-первых, и не должна, а во-вторых, обучение, особенно в последнем классе, заточено вовсе не на получение знаний, а на успешную сдачу ЕГЭ.

Выход остаётся только в получении дополнительного образования либо в специализированных школах, либо в рамках внеурочной деятельности школ, либо в специализированных учебных центрах.

Учебный центр вычислительной техники приглашает на обучение школьников с 9 по 11 класс по программе Целевой довузовской подготовке по направлениям информационных технологий программирование, дизайн, защита информации, сетевые технологии, передача данных, построение баз данных, медиаиндустрия, информационные системы и технологии

Причём, когда ребёнок учится в последнем классе школы, то браться за доп. образование уже поздно, не успеть и сил не хватит. Беспокоиться нужно раньше. Что касается информационных технологий, то приобщать ребенка к компьютеру стоит с детства, с младшей школы.

Учебный центр вычислительной техники – крупнейшее на Северо-западе учебное заведение для детей обладает огромным опытом, знаниями и годами наработанными методиками в обучении школьников информационным технологиям.

Специалисты Учебного центра готовы помочь будущим студентам в освоении программирования, сайтостроения, системного администрирования, компьютерного дизайна.

Ребята здесь не только приобретают знания и умения, необходимые для будущей профессии, но и получают документы о дополнительном образовании: сертификаты, удостоверения, дипломы, которые в дальнейшем удачно дополняют их резюме.

Помните, как у Пушкина, «… мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Большинство видят акцент в этой фразе на слове «чему-нибудь», профессиональные педагоги болезненно воспринимают «как-нибудь».

Потому что способы преподавания многочисленны, сложны и небесспорны.

Родители школьников, особенно старших, знают, какие муки вызывал вопрос о том по какой программе учить ребенка «Школа 2100», «Гармония» или «Планета знаний»…

Школьник, превратившийся в студента, сталкивается с совершенно новыми для себя способами получения знаний и формами контроля. Существует принципиальное различие между учебными нагрузками в школе и формами организации учебной деятельности в институте или университете.

Легко ли студенту-первокурснику в период адаптации, высидеть полтора часа учебной пары? Как он сумеет сохранить за это время концентрацию внимания, чтобы качественно вести конспекты, а потом в ходе выполнения самостоятельных работ суметь проанализировать материал конспектов и переработать дополнительный материал? Это очень нелегко.

Тем более, что львиную долю информации студенту приходится добывать самому. В наших вузах не принято «возиться» со студентами, назначать дополнительные учебные часы, заниматься индивидуально с отстающими и т.п. Это как школа молодого бойца – выплывай сам, или будешь отчислен.

Как ни набила оскомину сентенция о том, что главное, – это научить детей учиться, приходится возвращаться опять и опять к этому вопросу.

Профессионалы, и в нашем Учебном центре в том числе, не прекращают поиски оптимального способа обучения, предоставляющего не только знания, но и тренирующего способность мыслить и обучаться самостоятельно. В форме доп.

образования, не так скованного государственными требованиями, как школьное обучение, есть возможность экспериментировать, искать пути, быстро применять успешные методы.

Например, есть 2 противоположных подхода в обучении программированию.

Первый заключается в том, что преподаватель очень подробно, буква за буквой, ученикам новый материал, диктует или предоставляет готовый конспект, подробно разбирает базовые задачи, после чего те решают задачи самостоятельно под присмотром преподавателя. В результате дети уходят домой с правильно составленным конспектом урока и решёнными задачами.

Второй подход близок к вузовскому: преподаватель даёт вводную информацию, рассказывает о базовых понятиях новой темы, конспектируют дети сами, после чего приступают к решению задач. Постепенно дети учатся схватывать главное на слух, составлять конспект лекции, самостоятельно и с помощью интернета, в том числе, разбираться с решением задач.

Оба подхода равноправны, равновозможны и равноуспешны, потому что имеют и достоинства, и недостатки.

Родители учеников нашего «Учебного центра вычислительной техники» знают, что преподаватели понимают беды будущего первокурсника, совместно с методическим советом занимаются этой проблематикой, стараются подготовить будущего студента и научить его не просто сидеть на лекции, а плодотворно работать.

Главное в нашем обучении — чтобы все задачи были решены и поняты. Пусть ребёнок будет «биться» над трудным решением дольше, чем другие, но всё-таки сам найдёт правильный ответ.

Читайте также:  Профессионально-важные качества педагога: каким должен быть пример для подражания?

Это позволит ему в институте также добиваться успехов в усвоении материала, выполнения курсовых и зачётных работ. В Учебном центре вычислительной техники, особенно на старших курсах, обучение приближено к манере преподавания в ВУЗах.

Так, чтобы школьники постепенно адаптировались к иной манере подачи материала, нежели в школе.

Источник: https://ucvt.org/problem_learning.html

Каковы проблемы студенческой молодежи?

Основные проблемы студентовКаковы проблемы студенческой молодежи? Безусловно, их довольно много, и все они – серьезные социальные преграды на пути реализации студента обществе. Однако каждому молодому человеку обязательно нужно их решать, так как они учат жизни.

Сами по себе проблемы студенческой молодежи чрезвычайно разнообразны, но имеет смысл выделить из них только те, которые касаются большинства. Среди них ограниченная материальная обеспеченность, учебные сложности, общение и романтические искания, безуспешные попытки трудоустройства. Теперь можно рассмотреть каждый из обозначенных тезисов по отдельности.

Недостаток денежных средств

К сожалению, в настоящее время сумма стипендий в большинстве ВУЗов не достигает даже прожиточного минимума. А студентам хочется отдыхать, не отставая от культурной жизни. Кино, клубы, кафе – на все это нужны средства. Пригласить понравившуюся девушку на свидание на стипендию не очень-то и получится. А еще нужно и одежду себе купить, и в течение месяца что-то кушать.

Как студенты этот вопрос решают? Они начинают работать. Кому-то в работе везет больше, кому-то меньше. Например, неплохой вариант заработать без отрыва от учебы – заняться копирайтингом, репетиторством, системным администрированием, продажей косметики и других товаров по каталогам.

Те, кто учится на первых-вторых курсах очных отделений, работать могут практически либо только ночью и не по специальности, либо в свободной половине дня, жертвуя временем, которое следовало бы потратить на самостоятельные занятия. В итоге – хроническая усталость и снижение успеваемости. Замкнутый круг: работая, чтобы оплатить учебу, можно этой самой учебы лишиться вовсе. Отсюда вывод, потерпите! Поживите чуть-чуть поскромнее, главное – не уставайте!

Тяготы учебной деятельности

Как говорится, от сессии до сессии живут студенты весело. Не всегда удается вовремя закрыть долги. Итоги — недопуски к экзаменам либо «завал» сессии. В крайних случаях – отчисление. Не все люди после этого находят в себе силы и желание восстановиться и продолжить учебу.

Что тут сказать? Никого пугать мы не намерены. Надо учиться выкручиваться, а еще следует следить за своим временем.

Распишите свою рабочую неделю таким образом, чтобы у вас регулярно было время позаниматься учебой несколько раз в неделю. Поверьте, так просто легче жить. Не пренебрегайте учебой, она вас развивает.

Старайтесь сдать все экзамены на отлично и хорошо. Тройки лишают вас стипендии, при всей ее скромности она все-таки является приятным материальным бонусом.

Поиск друзей и второй половинки

Одиночество – не лучшее состояние для человека. Вчерашний школьник, попадая в новую среду, частично теряет прежний круг общения и не совсем представляет себе, как найти новых друзей.

А как встретить свою вторую половинку? Неунывающие студенты обращаются к внеучебной деятельности. Постоянные совместные выезды на соревнования и конкурсы могут помочь сблизиться с приглянувшимся человеком.

Все обязательно будет хорошо. Все студенты с этим легко справляются.

Безуспешный поиск работы

Вечная проблема молодежи: без опыта работы устроиться в приличное место трудно, но пытаться стоит! Лучше всего искать работу по специальности, хотя и не обязательно.

Сейчас при устройстве на любую должность принято проходить собеседование, на котором работодатель знакомится с кандидатом в сотрудники, а также и потенциальный сотрудник узнает все, что ему нужно. Не нужно стесняться задавать вопросы на собеседовании.

Если вы и не пройдете как кандидат, то получите ценный опыт. А вот вам ценная информация – о чем спрашивать на собеседовании?

Кстати, получить этот самый опыт работы – дело тоже не из легких. Хитрые работодатели неопытным студентам платят суммы, почти равные несчастной стипендии. Бесплатно работать, конечно, не надо ни в коем случае.

Однако некоторые студенты устраиваются работать не по специальности в организации, которые не требуют какой-либо особой подготовки. И, если они делают там блестящую карьеру, то с течением времени диплом становится для них ненужной бумажкой.

Может быть это и нормально.

Вопросы профессиональной реализации — серьезные проблемы студенческой молодежи, которые ставят под сомнение необходимость высшего профессионального образования, его целесообразность и пользу.

Источник: https://life-students.ru/kakovy-problemy-studencheskoj-molodezhi/

Сложные проблемы российских студентов

Александр Гостев: 25 января в России отпраздновали Татьянин день, старинный студенческий праздник. Несмотря на массовые увеселения, многие, однако в этот день, да и после него говорили о том, что у российского студенчества сегодня накопилось множество сложных проблем, как старых, так и новых.

Татьяна Вольтская: Праздник отгремел, концерты и фестивали Татьяниного дня закончились, а проблемы у студентов остались.

Это и неполнота законодательной базы для защиты прав и социальных гарантий студента, это и неравенство доступа молодых людей из разных регионов и разных социальных групп к высшему образованию, и слабое развитие студенческого самоуправления, и слабая социальная активность студенчества, и его правовая безграмотность.

Да и обучение дорожает, а беспроцентных льготных кредитов на учебу, как в развитых странах, в России все еще нет и стипендия по-прежнему ничтожна. Осознают ли сами студенты эти проблемы? Пытаются ли их решить? Говорит председатель профсоюзной организации студентов-аспирантов Петербургского государственного университета Игорь Темный.

Игорь Темный: Одна из проблем — это будущая работа, это будущая зарплата, это будущая семья, это будущее жилье.

С учетом цен на сегодняшнем рынке жилья, где может молодой человек, создав семью, работать, чтобы купить себе жилье? Какие должны быть механизмы государственные, чтобы можно было решить эту проблему? Потому что, не решив вопросов жилья, молодым людям достаточно сложно решать вопросы семьи. Вопрос семьи — это вопрос детей, вопрос детей и демография на сегодняшний день — это вопросы государственные.

Татьяна Вольтская: Понятно, что жилищную проблему самим не решить. Но есть много вопросов, которые поддаются решению при условии развитого студенческого самоуправления.

Игорь Темный: Мне кажется, краеугольный вопрос в студенческом самоуправлении — это распределение компетенции между студенческим коллективом и администрацией вуза.

Есть ряд вопросов, которые решает администрация в одностороннем порядке, есть вопросы, которые решают студенческие коллективы, а должны быть вопросы совместного ведения.

Каким образом должны быть соблюдены вот эти, скажем, нормы, которые закреплены? Например, переселение человека из общежития в общежитие невозможно без согласования советом общежития. Это есть.

Вопрос, как это регламентируется и каким образом может быть так, что администрация какого-то нерадивого вуза нарушила, скажем, эту норму, она должна каким-то образом ответить, как-то это должно быть отменено. Этого законодательно понятия «студенческое самоуправление» нигде не закреплено.

Татьяна Вольтская: Реально помочь может студенческий совет. Говорит председатель студенческого совета Петербурга, студент пятого курса Лесотехнической академии Максим Хамеляйнен.

Максим Хамеляйнен: Если студенческий совет в вузе сотрудничает с профкомом вуза, то эта организация очень мощная.

Если вуз маленький, то электорат немножко побольше помогает, больше связь, не надо проходить какие-то инстанции, сразу напрямую к ректору. В вузе, господи, 200-300 человек, понятное дело, что ректор не откажется помогать.

А в больших вузах, если студенческий совет просит о помощи, немножко иногда затормаживается процедура помощи.

Татьяна Вольтская: Мне припомнились не столь давние выступления студентов того же Петербургского госуниверситета против повышения платы за общежитие. Дело даже не в самой плате, а в удивительной малочисленности студентов, приходивших на пикеты. Где же студенческая солидарность? Почему студенты не поддерживают друг друга?

Максим Хамеляйнен: Потому что каждый студент учится в вузе, все-таки он учится не очень хорошо. И все студенты хотят и отдохнуть. Студент у нас, когда становится студентом? Максимум после второго курса, первый, второй курс это так.

Доучились они до третьего курса, вот вроде они ощутили в себе силу, вроде они знают все эти тайные ходы, как там можно где-то преподавателю сказать, что он не имеет права. Вроде как студент что-то знает, свои права, начинает их отстаивать. И этот переломный момент отстаивания прав где-то на третьем курсе.

Получил он тройку — идет в один кабинет, говорит, что «там некомпетентно мне поставили, я знаю лучше», идет в другой, в третий, в четвертый. А потом он понимает, что в общежитие его, например, если он живет, вызывает комендант и спрашивает, «а почему у тебя вчера был мусор здесь, завтра будешь побольше платить денег».

На третьем курсе, как практика показывает, люди начинают становиться студентами и понимать, что тут ущемляют их права, тут не ущемляют, он весь из себя такой, 20 лет. Какие-то права он все равно отстаивает. Если человек активный и если грамотные преподаватели, если грамотный завкафедрой, грамотный декан, он, безусловно, человеку поможет.

Одному человеку поможет, чтобы он в принципе успокоился, и свой коллектив даже не уводил, не будоражил. Это игра в высшей школе. Студент понимает потом, что он может в принципе оставить свои права, воспользоваться тем, что он много чего знает, много чего знает о преподах и мало чего знает о системе.

Читайте также:  Реальные отзывы о сайте студсервис

Источник: https://www.svoboda.org/a/432327.html

Статья на тему: Проблемы адаптации первокурсников

Экономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению успеваемости и воспитанности, следствием чего является низкая социальная адаптивность выпускников СПО, неадекватная  приспособленность к учебному процессу. Эти процессы непосредственно затрагивают систему среднего профессионального образования. Как показывают опыт, одна из ключевых причин низкой профессиональной подготовки — слабая адаптация студентов к учебному процессу в техникуме. Адаптация студентов в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме.

Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы данных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому вчерашнему школьнику — студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическим работником техникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.

Цель:  создание условий для первокурсников в процессе обучения, создание наиболее оптимальных условий,  для безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь.

Задачи:

• проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов; • оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;

• координация, действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

  1. Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
  2. К чему надо адаптироваться студентам?

• Во-первых, к учебному процессу в колледже, который во многом отличается от школьного процесса. Успех повышения успеваемости первокурсников заключается в чередовании дидактических методов и приемов учебной работы, особенно индивидуальной работы со слабоуспевающими студентами, проведении консультаций по предмету для такого рода студентов.

  • Во-вторых, студенты адаптируются к новому коллективу. Проблемы межличностных отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.
  • • В-третьих, студенты адаптируются к новым условиям жизни: самостоятельная организация учебы, организация быта и своего свободного времени.
  •  • В-четвертых, студенты также адаптируются и к новым отношениям с родителями, ибо они начинают выполнять роль автономной личности.
  • Классные руководители решают многие задачи, связанные с процессом адаптации студентов:
  • •  Выявили  и уточнили списки студентов, требующих особого внимания: сироты, студенты из неблагополучных и малообеспеченных семей.
  • Создали социальный паспорт студентов первокурсников.

• Создали в группе атмосферу для развития личностных качеств  студентов путем создания оптимальных условий для самореализации личности каждого студента.

• Организовали совместную внеурочную деятельность для сплочения группы: коллективные походы в ледовый дворец,  туристическая поездка в г. Смоленск,  коллективная экскурсия в музей города, участие в спортивном празднике «День здоровья».

  1. • Осуществляют постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов.
  2.  • Поддерживают постоянную связь с родителями.
  3. Это необходимо, прежде всего, потому, что взрослый этап жизни — окончание школы, начало самостоятельной жизни и обучение в среднем специальном учебном заведении, требует от подрастающего поколения внимательного отношения к своему здоровью и способности сказать «Нет» пагубным привычкам.
  4. Почему вопрос адаптации первокурсников  достаточно важен на сегодняшний день?

Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки, только что поступивших в техникум. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!».

И  правда, это, только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным!  Но ведь никто не задумывается  о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности,  неготовностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и однокурсниками.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом».

Его содержание заключается в изменении поведения: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям.

У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

  • Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
  • · Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан  возрастом;
  • · Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;
  • · Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников;
  • В своих наблюдениях за студентами можно самостоятельно определить уровень адаптации первокурсника, если знать три формы:
  • 1) адаптация формальная — познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим обязанностям; 2) социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом; 3) дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.
  • Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:
  • 1) объективному: успеваемость и посещаемость;
  • 2) субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.
  • Основными проблемами адаптации студентов являются:
  • 1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;
  • 2) готовность компонентов профессионально-личностной перспективы;
  • 3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;
  • 4) недостаточная готовность навыков самостоятельной деятельности;
  • 5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 6) коммуникативные барьеры.
  • Основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:
  • • Специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.

• Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

• Студенты с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.

Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому  педагоги и классные руководители  Рославльского многопрофильного колледжа создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника.

Они  решают  проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в разных городах, районах.

За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Таким образом . адаптаци является  неотъемлемым  элементом  жизни  каждого  человека.

Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как, мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в техникуме.  Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность.

Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика  только формируется и она подвержена активному влиянию со стороны других.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/12/20/problemy-adaptatsii-pervokursnikov

Ссылка на основную публикацию